-Я никогда не искал счастья. Кому оно нужно? Я искал наслаждений.
-И находили, мистер Грей?
-Часто. Слишком часто.
«Портрет Дориана Грея»
Накал страстей, вечные сплетни, разврат и прелюбодеяние, праздность и заблуждения, муки совести и любовь - страстная и болезненная; все это мы встречаем на страницах книги «Портрет Дориана Грэя» Оскара Уайльда, где мы попадаем в 19 век.
Идея пришла в голову писателя совершенно неожиданно. Он зашел в мастерскую своего друга, Бэзила Уорда, которому позировал очень красивый молодой человек. Тогда, осененный идеей, всего за три недели Уайльд написал эстетический роман, где он попытался отразить все грехи и пороки той Англии, в которой он жил.
И, конечно же, мы сталкиваемся с рядом проблем, которые заставляют нас серьезно задуматься над своим бытием, над своими деяниями, задуматься о своей прегрешной душе…
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как любить себя? Как мог бы Дориан Грей не потерять лицо?
Разумеется, услышав вопрос «как любить себя?», мы с усмешкой восклицаем, что это такой легкий вопрос, что тут даже и отвечать не надо, ведь мы все знаем на него ответ. Однако, нужно понимать, что слова «Возлюби как самого себя» не должно никак ассоциироваться с эгоизмом и самолюбием человека. Что прекрасного в самолюбии? Вопрос, равносильный «Что прекрасного в грехе?». Ничего. Чем чаще мы идем с грехом, тем тягостнее становиться душе, тем больше мы привязываем к себе камней, которые тянут нас в бездну.
Прекрасный Дориан Грей, мальчик в «розовых очках», он видит вокруг себя только прекрасное, пребывая в полной гармонии. Однако, однажды в мастерской он знакомится с лордом Генри Уоттоном, человеком, давно идущем по пути греха. И вот он стал для Дориана змием-искусителем, который смог заинтересовать юное и безгрешное создание теми пороками, которыми он наслаждался. К греху влеченье постоянно. Лорд Генри пробуждает в Дориане самолюбие, раскрывая ему все карты достоинств и наслаждений молодости, главной из которых была красота. И вот, стоя перед портретом, Дориан отрекается от своей души во имя вечной молодости. Продал истинную ценность, за красивую оболочку!
Общение с лордом Генри очень пагубно влияло на мистера Дориана Грея, который стал внимать каждому его слову, шел за ним, как за учителем по тому пути порока, все сильнее влюбляясь в самого себя, все сильнее приближаясь к бездне… Но, если следы грехов, переживаний отражаются на лицах людей, лицо Дориана не изменялось, тогда как душа его, живущая в портрете, старела, прогнивала с каждым его пагубным деянием… Из-за самолюбия Дориан и убил Бэзила Холлуорда. Конечно, угрызения оставшийся совести у него были, ведь «есть грехи, которые вспоминать сладостнее, чем совершать.… <…> Но этот грех был не таков, его надо было изгнать из памяти, усыпить маковыми зернами, задушить поскорее, раньше, чем он задушит того, кто его совершил».
Однако, «он сознавал, что загрязнил ее, растлил свою душу, дал отвратительную пищу воображению, что его влияние гибельно для других, и это доставляло ему жестокое удовольствие.»
Но, я не думаю, что дела Дориана Грея были так уж плохи. Мы прекрасно видим в конце романа, как он хочет покаяться, но не может… не может выбраться из цепких лап Лукавого, который словно шепчет ему иное, оправдывает его греховные деяния… Решив избавиться от так тяготившего его портрета, Дориан Грей погибает, так и не сумев покаяться… Погибает в образе морщинистого, увядшего, отталкивающего старика с ножом в груди…
Так что же такое «любить себя» в заповеди? Отнюдь не эгоизм и себялюбие, ни в коем случае. Тогда что же? На самом деле, тело – это храм живущего в нас Духа Святого. Изначально, в каждом из нас есть святость. И, быть может, нужно любить в себе именно ее? И других любить не за их поступки, не за их внешность, а просто за то, что человек – солдат Христов, брат наш во Христе, и в нем пребывает Дух Святой? Дориан Грей продал душу, осквернив тем самым храм души, впустив в нее духов греха, которые танцевали там свои зловещие танцы… Если бы Дориан Грей избрал другой путь, сохранил в себе духовную и нравственную чистоту, то он бы и сохранил свое лицо. Может не физическое, нет…, но духовное. Хотя, лица святых старцев намного красивее лиц грешной молодежи…
«Не "Прости нам грехи наши", а "Покарай нас за беззакония наши" - вот какой должна быть молитва человека к справедливейшему Богу». (из размышлений Дориана Грея)