Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого.
На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. По официальным документам, аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.
Возникновение кружева относится к очень древним временам. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.
Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.
Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.
Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.
Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.
Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.
Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.
В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.
В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.
Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды.
Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.
В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.
Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.
К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.
В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась Мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художниками. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева с цветами и листьями с золотой и серебряной нитями шли на знаменитые испанские мантильи.
В XVI веке одним из центров кружевоплетения считалась Венеция.
Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры (такие как Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини). Именно их кисти принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярных и в наше время. В те годы были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок.
Благодаря знаменитым талантам венецианских торговцев оно распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться – венецианское кружево было очень дорогим удовольствием. Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что нередко влетало в копеечку: на отделку одного лишь воротника фриза шло от 10 до 15 метров кружева!
На островах Бурано,Пеллестрина, Чиоджа и Мурано наладилось кружевное производство, где руками трех тысяч рыбацких жен и дочерей творилось удивительное кружево, для создания которого использовалось 3-4 тысячи нитей на одно изделие. Закономерно, что всего через 10 лет эти мануфактуры стали официальными поставщиками кружева для королевского двора. Это тончайшее филигранное кружево до сих пор считается образцовым и не поддается веянию моды.
Бельгийский город Брюгге уже несколько веков является синонимом мастерского кружевоплетения. Кружево здесь стало едва ли не основным источником доходов для бедных слоев населения. Производство кружев начало набирать обороты в 1717 году, когда епископ Брюгге Van Susteran предложил беднякам поправить свое финансовое положение посредством этого ремесла. Назвать идею блестящей было трудно: трудоемкая кропотливая работа приносила совсем небольшой доход, но другого выхода у людей не было. Обучать неимущих этому искусству взялись волонтерки из Собрания Апостольских Сестер. Они так рьяно принялись за работу, что вскоре смогли хорошо отладить производство и даже получить большее помещение. К 1860 году количество учеников превысило 400 человек, кружевоплетение расцвело пышным цветом, а его история обогатилась множеством доселе невиданных узоров.
Тонкое льняное кружево изготавливалось руками маленьких девочек, ведь только их чуткие пальчики могли уловить момент, когда нитка становилась нужной толщины.
[показать]
A 'falling collar' from the Netherlands with Italian needle lace, Reticella or point coupe. It dates to the mid-seventeenth century. From the Rijksmuseum in Amsterdam.
[показать]
Nicolaes Hasselaer, 17th century, wearing a needle lace collar. From the Rijksmuseum in Amsterdam.
[показать]
Nicholas Hilliard, Portrait of a Young Man, Probably Robert Devereux (1566-1601), Second Earl of Essex, dated 1588. Metropolitan Museum of Art , NY
[показать]
Nicholas Hilliard, Portrait of a Woman, 1597. Metropolitan Museum of Art
[показать]
Painting by the Dutch portraitist Thomas de Keyser, 1596-1667
[показать]
Mary Throckmorton, Lady Scudamore, 1632, wearing exotic needlelace. National Portrait Gallery, London
[показать]
Queen Elizabeth I, Marcus Gheeraerts the Younger (c 1561-1635)
[показать]
Dress, tape lace with needle-made fillings and machine made insertions and edgings, Belgium, 1900-1910. Source: 75x Lace, Patricia Wardle, Rijksmuseun, Amsterdam
[показать]
Fuente: Tesoros del Rijksmuseum de Amsterdam, Emile Meijer, Aguilar, 1985
[показать]
Alonso Sanchez Coello, Retrato de la Infanta Isabella Clara Eugenia con Magdalena Ruiz, sosteniendo un camafeo de Felipe II, 1580 (Foto a color de una de las obras citada en el libro Hispanic Lace and Lace Making)
[показать]
Michiel Jansz Mierevelt, Retrato de dama. Hacia 1610-1620. Coleccion BBVA
[показать]
Michiel Jansz. van Mierevelt (1567–1641)
Portrait of Philips Willem (1554-1618), prince of Orange.
[показать]
Edward Cecil, Viscount Wimbledon, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641), given to the National Portrait Gallery, London
[показать]
Workshop of Michiel Jansz. van Mierevelt
Portrait of Frederik Hendrik (1584-1647), prince of Orange.
Rijksmuseum Amsterdam
[показать]
Michiel Jansz. van Mierevelt (1567–1641)
Jacob Cats (poet)
Portrait of Jacob Cats (1577-1660).
Jacob Cats, Grand Pensionary of Holland and West Friesland, and Poet.
Rijksmuseum Amsterdam
[показать]
Michiel Jansz. van Mierevelt
Portrait of a woman
Oil on panel, 113.5 cm x 85 cm
Musee des Beaux-Arts, Lyon
[показать]
Workshop of or after Michiel Jansz. van Mierevelt (1567, Delft – 1641, idem)
Portret van Prins Philips Willem, prins van Oranje Nassau (1554-1618)
Rijksmuseum Amsterdam
[показать]
Wybrand de Geest (I) (1592, Leeuwarden – 1661/1665, idem), after Michiel Jansz. van Mierevelt
Portret van Sophia Hedwig von Braunschweig-Wolfensbuttel (1592-1642), echtgenote van Ernst Casimir (1573-1632), graaf van Nassau, stadhouder van Friesland, Groningen en Drenthe
Rijksmuseum Muiderslot
[показать]
POURBUS, Frans the Younger. Archdukes Albert and Isabella
[показать]
Detail from a painting of The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759
[показать]
Elizabeth, Queen of Bohemia, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641). See source website for additional information.
Date c. 1623
[показать]
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of a Noble Genoese Lady
1621-27
Oil on canvas, 239 x 170 cm
Musee du Louvre, Paris
[показать]
GONZALEZ Y SERRANO, Bartolome
Portrait of Margarita Aldobrandini, Duchess of Parma
1610-23
Oil on canvas, 155 x 112 cm
The Hermitage, St. Petersburg
[показать]
MIEREVELD, Michiel Jansz. van
Portrait of a Woman
1628
Oil on panel, 67 x 56 cm
Wallace Collection, London
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of Margaret of Savoy, Duchess of Mantua
1608
Oil on canvas, 207 x 116 cm
The Hermitage, St. Petersburg
[показать]
Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627 Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627
[показать]
MIEREVELD, Michiel Jansz. van
Portrait of a Young Woman
1630
Oil on panel, 70 x 58 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna
[показать]
Anthony van Dyck (1599(1599)–1641(1641))
um 1630
Portrat der Marie-Louise de Tassis
[показать]
Catherine Killigrew, Lady Jermyn, oil on panel
Date 1614(1614)
Source Scanned from Karen Hearn, ed. Dynasties: Painting in Tudor and Jacobean England 1530-1630.
Author Marcus Gheeaerts the Younger
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of a Frenchman
1610-22
Oil on canvas, 61 x 53,3 cm
Art Gallery, New South Wales
[показать]
A double portrait of Charles I and Henrietta Maria, with Henrietta Maria handing a laurel wreath to the king. 17th century. Coques, Gonzales
[показать]
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert
1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm
Musee du Louvre, Paris
[показать]
HALS, Frans
Portrait of a Woman Holding a Fan
c. 1640
Oil on canvas, 79,8 x 59 cm
National Gallery, London
[показать]
Collar Бобинное кружево
Place of origin:Honiton (probably, made)
Date:1630-1640 (made)
Lacemaking developed in England during the 16th century in response to the growth in personal wealth and to changes in fashionable dress. By 1600, bobbin lace was being made domestically throughout the country and professional centres had been established in London, the West Country and the Midlands. The lace for this collar was probably professionally made.
[показать]
Lace ensemble
Place of origin:England (made)
Devon (probably, made)
Date:ca. 1635 (made)
[показать]
Jean-Marc Nattier (1685(1685)–1766(1766))
Victoire Louise Marie Therese de France, dite Madame Victoire (1733-1799)
Year 1748(1748) Musee national du Chateau et des Trianons
[показать]
Jean-Marc Nattier (1685(1685)–1766(1766))
Louise-Marie de France, dite Madame Louise (1737-1787)
Year 1748
[показать]
DROUAIS, Francois-Hubert
Madame de Pompadour
1763-64
Oil on canvas, 217 x 157 cm
National Gallery, London
[показать]
Alexander Roslin (1718(1718)–1793(1793))
John Jennings Esq., his Brother and Sister-in-Law
Year 1769
[показать]
After David Paton
Date
1698 (c.)
Robert Earle of Roxburgh
[показать]
Brussels bobbin lace cravat possibly made for Louis XIV
[показать]
Воротник, игольное кружево, 1660-1680, Венеция, Италия
[показать]
The Emperor Francis, the Empress Maria Theresa and their children in 1756 (detail)
Date 1756
Source The original is located at Musees Trianon
Author Martin Van Mytens
[показать]
BELLE, Alexis-Simon
Portrait of Louis XV
[показать]
Наиболее популярными темами для рукоделия были сцены из Ветхого Завета и античной мифологии.
England (made)
Date: 1640-1670 (made)
[показать]
This is a piece of Irish needle lace. It has a distinctive flat style and an 18th-century pattern, although it actually dates from about 1886
[показать]
Set of flounces- Набор воланов
Place of origin:Bayeux (made)
Date:1867 (made)
[показать]
Носовой платок
England (made) Англия
second half 19th century (made) вторая половины 19 века
[показать]
England (made) Англия
Date: Дата: second half 19th century (made) вторая половины 19 века
[показать]
This set of bed hangings was made for the marriage in 1875 of Queen Natalie, the daughter of a Russian colonel, to Milan IV, King of Serbia
[показать]
Незавершенное
Burano Lace School Кружева Бурано школа
ca. 1880 C. 1880
Школа была создана благодаря благотворительным причинам и с королевским патронажем после суровой зимы 1872года. Венецианская лагуна замерзла и общины, зависящие от рыбалки были сильно затронуты. Была возрождена школа мастерства, которая была в Венеции крупным производителем игольного кружева в 16-м и 17-м веках.
[показать]
Flounce
Place of origin:Burano (made)
Date:1880s (made)
[показать]
Эта вуаль или шаль сочетает кружево ручной иглы и мотивы бобинного кружева.
Рынок для кружева всех качеств вырос в середине 19 века. Кружево ручной работы было символом статуса, богатства и положения. В 1850 и 1860 люди стали тратить деньги в больших количествах на роскошные кружева, как это было в 18 веке. Шелковые и вышитые на сетке кружева были весьма модными в первые годы 19-го века. Производители прилагают большие усилия для совершенствования и расширения промышленности для удовлетворения спроса. К середине 1840-х годов Брюссель вновь становится ведущим центром моды кружева.