• Авторизация


ЧТО ели НАШИ ПРЕДКИ. 04-06-2011 21:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не спроста сегодняшняя реклама напоминает о необходимости содержать свои зубы здоровыми. Ведь от состояния зубов существенно зависит меню человека. Например, в средние века мясо не являлось главным блюдом, только потому, что его попросту нечем было жевать. Стоматология, как медицинская отрасль, тогда еще даже не зародилась

[показать]

♦В начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать.

♦Мясо и рыбу в Средневековье часто если солеными, что исключало инфекции и быструю порчу продуктов. Именно поэтому всем так понравились восточные пряности: они отбивали вкус солонины.

♦Опять же, по причине всеобщей беззубости овощи подвергали длительной тепловой обработке и делали пюре. О том, чтобы пожевать свежую морковку, не могло быть и речи.

♦Рыбу подавали в виде набитой рыбным фаршем рыбьей шкуры. Жевать ее было не нужно.

♦Пить в Средние века предпочитали пиво, поскольку канализации и систем очистки воды не существовало, и вода являлась разносчиком инфекций.

♦Хлеб в то время потенциально представлял угрозу здоровью. Зерно хранилось в небезопасных условиях, и нередко было поражено грибковыми заболеваниями.

♦Простой народ ел кашу, которая в то время была такой твердой, что ее можно было резать. Из чего состояла каша, было несущественно.

♦Одной из главных особенностей «простой» кухни того времени было полное отсутствие горячих блюд. Например, французский луковый суп не варили, а просто стругали луковицу в воду. Дело в том, что тогда простой народ не имел права рубить леса для собственных нужд. Так что, для кухни просто не было дров.

♦Лучшим блюдом в холодное время года благородные средневековые рыцари считали ... сало. Его ели соленым, топленым, приправленным укропом и другой пряной зеленью.



Чем питались на Руси

 

[240x154]Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это – не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было – накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.


Что обеспечивало сытность – «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка – с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом – в день постный... Другой главный овощ, столп крестьянской кухни – капуста. Щи из серой капусты – с такой же приправой, как и похлебка. И все это – под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России. 

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще – если хозяйке было не до изысков – просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай – как молитва, дважды в день крестьянин пил чай – «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли – варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай – «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» – смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли. 

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты – рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» – черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты – весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» – груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились – пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой – и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода. 

Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос. 

Мясо русские крестьяне – подневольные вегетарианцы – ели в большие праздники – на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» – пироги и ситные из белой пшеничной муки.

Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, – во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства.

Праздники эти длились нередко от 2-3 (по весне) до 7-10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей – родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми – кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся – «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей – да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем...». 

Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту – с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего – и это досталось нам в наследство от предков.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
04-06-2011-22:13 удалить
Какой же пирог с картофелем в средние века был на Руси, если картофель с боем и скандалом Петр 1 вводил только в 18 веке!? А насчет средневековой европейской жрачки - нам бы так трескать! Почитайте Приключения Тиля Уленшпигеля - слюной захлебнетесь! Недавно только была у нас серия передач о средневековой кухне - нефик делать была кухня, я вам скажу.
sorento 04-06-2011-22:45 удалить
Картофель появился в 18 веке и приняли его в пищу не сразу. А средневековые крестьяне ели грубую пищу и зубы у них были хорошие)). Но и простолюдины и знатные ели мало овощей и фруктов, особенно в Северной Европе, по причине климата, Самими распространенными фруктами были яблоки. К тому же достижения античной культуры были утрачены на долгие века, включая область кулинарии. так же как и связи с восточными странами, что сказывалось на средневековой кухне не лучшим образом. И да, аскетический настрой христианства тоже играл свою роль
sorento 04-06-2011-22:48 удалить
Ответ на комментарий # вот-вот и я о том же))). Рыцари и мясо ели и фрукты, если везло и птичек всяких)))).Вот насчет права на дрова,я не знаю. Но звучит как-то мало правдоподобно)). Средневековый мир был кастовым, во многом, но сдается мне, не до такой степени)). Вот с охотой, насколько я знаю, были проблемы, могли и повесить за баконьерство.
04-06-2011-22:56 удалить
Ответ на комментарий sorento # Ну, допустим, чтобы повесить, это еще поймать надо было... И то, смотря на что охотиться. А рецептуры блюд, которые показывали в этих передачах - самые крутые рестораны нынешние - отдыхают в уголочке! Я понимаю, конечно, что такие разносолы не всем были по карману, но жрать любили вкусно. Кстати, тех самых хваленых французских лягушек, как я понимаю, не от хорошей жизни лопать начали. Вероятно, в голодные годы распробовали. Но и их приготовление довели до состояния деликатеса, что говорит о том, что жрать умели и любили!
sorento 04-06-2011-23:11 удалить
Ответ на комментарий # да-да, все было не так уж мрачно, даже если на гобелены, миниатюры посмотреть, какие там кашки))). Я тоже и смотрела как-то по Культуре цикл программ о кулинарии и жалко мне бедных средневековых европейцев не было)
04-06-2011-23:14 удалить
Ответ на комментарий sorento # На натюрмортики гляньте, голландцы в этом деле отличились. А вот морковка в средние века действительно дерьмовая была: короткая, почти не оранжевая и, говорят, жутко жилистая, волокнистая.Вот и не ели ее в чистом виде, только в супах. Нынешние сорта уже значительно позже вывели.
sorento 04-06-2011-23:21 удалить
угу, рыжую вывели те же голландцы. И если воду было нельзя греть для супа, то все бы давно померли от кишечных инфекций))).
olika2010 04-06-2011-23:22 удалить
Ответ на комментарий # Может я неправильно написала заголовок про питание на Руси. Имеется в виду несколько столетий назад... не средневековье, в отличие от Европы. :))) То что картофель привез в Россию Петр Первый, конечно же знает даже ребенок... Изменю заголовок.
sudarynya 05-06-2011-01:47 удалить
Что-то жалко стало наших предков, так мало у них было радости за столом.
Познавательный пост. Если ничего слаще репы не есть с рождения, то описанный выше рацион будет спокойно восприниматься, без всяких проблем. Вот нам, наевшихся всяких деликатесов, уже непросто от "вкусняшек" отказаться и мы будем испытывать стресс по поводу скудности питания...


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧТО ели НАШИ ПРЕДКИ. | olika2010 - Добро пожаловать в ТАЙНЫ МОЕЙ ДУШИ :) | Лента друзей olika2010 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»