• Авторизация


КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР (ТОРМОЗ) РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 06-10-2012 10:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР (ТОРМОЗ) РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Андрей Яшник написал вчера в 16:31
0 оценок, 17 просмотров Обсудить (3)

Конкуренции как «невидимой руке» рынка уже более 200 лет и, тем не менее, ее по-прежнему считают механизмом движения прогресса, хотя она давно уже генератор хаоса в рыночной экономике. Представляя экономику и потребление как многоуровневые иерархические структуры и давая их абстрактное представление можно по иному дать определение конкуренции, посмотреть как «законная» конкуренция ведет себя в рамках этих структур, а равно и определить место и роль конкуренции в мирохозяйственном комплексе.

. Статья первоначально была опубликована в GZT.RU, но оно исчезло (видимо кому-то надоел сайт).



Конкуренция, конкурентная среда, на конкурсной основе, в конкурентной борьбе – слова, которые вошли в нашу повседневную жизнь. Конкуренция – это «невидимая рука рынка» и, как кто-то выразился, – это святое. В части 1 статьи 8 Конституции РФ говорится, что «… гарантируется поддержка конкуренции…», в 2006 г. издан Федеральный закон № 135 ФЗ «О защите конкуренции» и другие законы и подзаконные акты.

В современной литературе широко обсуждаются проблемы конкуренции как внутри страны, так и на международной арене. При этом внутри государства – это как преобразовать организацию в высококонкурентную, а на международном уровне как сделать государство конкурентоспособным через конкурентоспособные на мировом уровне фирмы внутри государства. Практически не изучается вопрос о месте и роли конкуренции в мирохозяйственном комплексе. Проще говоря – есть город, регион в конечном итоге государство в целом, а также мирохозяйственный комплекс – откуда берутся и куда исчезают конкуренты. Ведь, чтобы конкурировать, надо иметь хотя бы: одну работу, которую надо выполнить и двух конкурентов на ее выполнение; два товара, а нужен только один; двое претендентов, готовых исполнить одну и ту же услугу, а надобность в ней нужна одна. Вот практически и весь перечень объектов элементарной ячейки конкурентной борьбы в ее современном понимании и все предложения посвящены тому, как выйти победителем в этой борьбе. Количество субъектов может быть различным, а отсюда в зависимости от их количества будет и разное их поведение. При этом авторов не интересует вопрос – куда пойдет проигравший или, что делать с оставшимся товаром, а ведь проигравшие остаются в обществе. При этом самое главное, их дети «хотят есть каждый день».

В федеральном законе «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предписано обязательное размещение заказов бюджетными учреждениями страны на конкурсной основе. В нем есть слова «муниципальных» и «государственных» органов - это значит, что конкуренция рассматривается на уровне, вернее на территории поселения, города, региона и всего государства. Отсюда следует, что конкуренция существует в рамках иерархической структуры экономики: частный предприниматель, ОАО, фирмы и проч.; город (район); регион; государство. Следовательно, если государство – система, то регионы – это его элементы, в свою очередь – регион – система, а города (районы)- это его элементы, а элементами последних являются ОАО, фирмы и проч. В этой связи, как и при любых исследованиях, представляется целесообразным дать абстрактное представление экономики как объекта исследования в виде триады: производство, финансы, управление (рисунок 1.).





Рисунок 1- Абстрактное представление экономики как объекта исследования

Эта схема справедлива для всех вариантов построения экономики, как по вертикали, так и горизонтали. По вертикали от частного предпринимателя до экономики государства в целом, а по горизонтали – отдельные фирмы в рамках региона. Каждый вышестоящий уровень представляет собой некую систему элементами, которой выступают нижестоящие системы. Экономика как система функционирует в пространстве, которое можно описать следующими параметрами

P {t; (X,Ύ,Ζ); R(К,F,L); HF},

где t - время;

X,Ύ,Ζ – пространство в смысле Декартова (территория);

R – ресурсы (К – материальные, F – финансовые, L – людские);

HF – человеческий фактор.

Это в общем известная из теории управления структура, в которой «производство» - это объект, «финансы» - измеритель, «управление» – регулятор. Такое представление накладывает определенные требования к элементам экономики, например, «финансы» как измеритель должны оказывать минимальное влияние на объект. Такая простейшая система устойчиво работает в так называемом флюгерном (волнообразном) режиме и легко переходит в режим генерации (в кризис), т. е. вполне отображает современную рыночную экономику. Представленная структура, описывая экономику на любом уровне, может быть как одноконтурной, так и многоконтурной [1].

В современной экономической литературе либо опускают вопрос об абстрактном представлении экономики как объекта исследования, либо включают сюда такой элемент как «потребление». При этом схема (не структура) содержит еще и распределение, и обмен и восходит к временам Ж-Б. Сэя (начало ХIХ века). Из такой схемы не видны ни место, ни роль финансов в экономике. Она почему-то считается, как закрепившаяся в экономической теории.

Однако если его включить в представленную схему, то это будет структура экономики натурального хозяйства. Словари дают определение «потребления» как конечную стадию воспроизводственного цикла. Выше были представлены пространство функционирования экономики и его параметры. Включим «потребление» в это пространство, тем более что параметры функционирования «экономики» (кавычки поставлены намеренно) и «потребления» совпадают и в результате получим общее пространство «экономика + потребление» (эко + пот) (рисунок 2.).



Рисунок 2 - Абстрактное представление пространства функционирования эко + пот

(абстрактное представление современного общества)

В рамках пространства появилось две системы «потребление» и «экономика» между которыми существует прямая и обратная связи. В целом – это абстрактное представление современного общества. На рисунке 2 многие связи опущены. В экономике в элементе «управление» указано, что это законодательная и исполнительная власть. Кроме того, между «финансами» и «производством» появилась дополнительная связь (обозначена знаком вопроса). Эта связь указывает на управление производством со стоны бизнеса. Бизнес, преследуя ему одному известные цели и иногда отличные от целей власти, управляет производством и в случае превалирования этой связи система может перейти в колебательный режим – в экономике наступает кризис. С другой стороны, в экономической литературе бытует мнение, что власть – государство должно уходить из экономики. Не трудно видеть из рисунка 2, что из этого получается – структура экономики становится разомкнутой. Такая система стремится к хаосу, и когда хаос достигает «нетерпимого» уровня власть «вручную» начинает останавливать этот хаос. Одним из генераторов, а вернее главной движущей силой, этого хаоса и является конкуренция.

В законе «О защите конкуренции» дано такое определение конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При таком определении есть только один субъект – производитель (ли). А где второй субъект - потребитель? Ведь экономика и потребление функционируют в одном пространстве (эко +пот) (см. рисунок 2). При таком определении сталкиваются (соперничают) только производители, а потребитель выступает в роли стороннего наблюдателя, которому каждый производитель пытается «всунуть» дешевый товар, но в золотой обертке. В определении никак не отражены интересы потребителя – он в стороне и почему-то считается, что он очень «умный». Он был «умным» во времена, когда производили горшки и лапти (во времена Адама Смита). Современное производство намного сложнее, а оценить товар он может все также по внешнему виду или вкусу – с усилителем вкуса - глюконатом натрия.

На рисунке 2 есть только производство и потребление, причем каждое в единственном числе. Исходя же из такого представления современного общества, дадим следующее определение конкуренции. Конкуренция – это противоречие между потребностями потребителя (можно назвать покупателя) и реальными возможностями производителя (производства) по созданию товаров, работ и услуг. При таком определении конкуренции, исходя из рисунка 2, есть два субъекта – производитель и потребитель, которые и противостоят друг другу. Вернее сталкиваются друг с другом в процессе производства и потребления товаров, работ и услуг. Причем у производителя всегда возможности ограничены, а у потребителя потребности всегда шире и разнообразнее. Противоречие состоит в следующем – производство не знает заранее, сколько возьмут его товара, а потребитель не знает, сколько и кем будет произведен товар. И еще, производство не знает до конца, какими ресурсами (деньгами) обладает потребитель, а потребитель не знает свои потребности (не знает какой товар будет произведен), обладая определенными средствами. Эти противоречия кто-то должен разрешать. Исходя из этого, можно изучать потребности потребителя при данном уровне производства, а также прогнозировать эти потребности в зависимости от того, как будет развиваться производство. Следовательно, можно изучать в отдельности потребление и отдельно экономику – производство. Так, например, поступают в военном деле, где в отдельности изучают возможности средств обороны и в отдельности возможности противника, а затем их сталкивают и в зависимости от результата принимают решение.

Все выше сказанное можно изобразить в виде следующей мнемонической схемы (рисунок 3). При законной конкуренции (вариант а) на рынок выходят два производителя с одинаковым по названию товаром, качество и цена – это внутреннее свойство товара. На рынке присутствует также мировой уровень развития данного товара. Эта «троица» и конкурирует между собой, пытаясь предложить свой товар потребителю. Последнего нет

на схеме. Он никак не влияет на конкуренцию.



Рисунок 3 - Мнемоническая схема взаимодействия субъектов общества (экономики + потребление) в условиях «законных» конкуренций (конкуренции и недобросовестной конкуренции) а) и предложенного варианта конкуренции б)



Чтобы вся эта система не пошла в разнос, и в «законной» конкуренции а), и в условиях предложенного варианта конкуренции б) над рынком висит наблюдатель, который следит за долей рынка, которую занимает каждый производитель. В случае нарушения правил, установленных законом, он накладывает санкции. Наблюдатель в варианте а) никак не влияет на производство товара. Следовательно, имеется два производителя одного и того же товара (у каждого материальные, финансовые и людские ресурсы). Если взяли товар первого производителя, то второй уходит с рынка. Куда и как? Приходит «мировой» производитель и если берут его товар, то уходит и первый. Куда и как? Об этом ниже.

В условиях предложенного варианта б) имеются производитель и потребитель, а их противоречия устраняет наблюдатель, с учетом того, что хочет потребитель и что может производитель. Он определяет - что делать и накладывает санкции за плохую работу на основании информации от потребителя. Рынок как таковой остается, а допуск «мирового» производителя осуществляется через наблюдателя. Функции наблюдателя в этом варианте намного сложнее. Ответ на вопрос – что делать: получают на основании изучения потребностей потребителя и возможностей производителя. Управляют производством, а не потреблением конкретного потребителя (см. рисунок 2). В этом варианте нет избыточных ресурсов и нет вытеснения «отечественного» производителя. Как в том, так и в другом варианте в роли наблюдателя выступает власть, но с разными функциями.

Изучая столкновение только производителей (а) или производства и потребления (б), получаем прогноз результата функционирования системы «экономика + потребление». В первом варианте, при превалировании связи обозначенной знаком вопроса на рисунке 2, система стремится к хаосу, и при достижении некоторого порога (кризиса) власть останавливает этот хаос (убирает эту связь). Во втором варианте связь слабая и система функционирует устойчиво на протяжении длительного времени. Все это зависит от того, какой механизм управления системой выбран. Если в роли такого механизма выступает «законная» конкуренция – определенная по закону, которая учитывает только поведение производителя на рынке, а потребитель получает то, что получилось из их поведения, то хаос и кризисы. Экономика затратная. Если же применяется механизм, который учитывает поведение и производителя, и потребителя, то в этом случае, как известно, чем больше параметров учитывается при управлении, тем качество (точность) управления выше – затраты на удовлетворение тех же потребностей потребителя будут ниже. При таком управлении производитель знает, что производить, а потребитель, что будет произведен товар с учетом реальных возможностей и его потребностей.

В соответствии с определением конкуренции в законе, она выбрана в качестве механизма разрешения противостояния между производителями на соответствующем иерархическом уровне. Если обратиться к идеологии закона «О защите конкуренции», то она полностью базируется на взглядах Нобелевского лауреата Фридриха фон Хайека, который говорил, что общества полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Следовательно, по его мнению, поиск оптимального варианта функционирования системы изображенной на рисунке 2 следует организовывать методом случайного поиска. Причем этот поиск ведется не в виде модельного эксперимента, когда время затрачевамое на одну реализацию составляет секунды или даже часы (в зависимости от сложности модели), а виде реальной жизни, где всего-то одна реализация, причем нестационарного случайного процесса. Закон говорит, что процесс поиска оптимума должен быть таким, чтобы субъекты жизни (потребители и производители) совершали случайные движения (как частицы в воде - «броуновское движение»). В стране созданы службы (наблюдатель на рисунке 3а), которые как бы одной рукой заставляют их двигаться случайным образом, а другой направляют эти движения в некую, как им кажется лучшую сторону, например, антимонопольные службы, региональные энергетические комиссии и проч. При этом какие-то частицы «тонут» и их судьба никого не интересует. Девиз любой книги по конкуренции – как сделать организации конкурентоспособными! Конкуренция – это механизм и закон «О защите конкуренции» предполагает (точнее требует), чтобы механизмом определения оптимума достижения цели системы на рисунке 2 был случайный поиск (ограничения типа антимонопольной службы опускаем). Это самый неэффективный и дорогостоящий способ поиска оптимума. А если понимать, что жизнь – развитие экономики - это одна реализация, то вообще безсмысленен. Жизнь вообще одна и где гарантия, что при данных ресурсах и на данном отрезке времени выбрана (видимо богиней Тихе) лучшая реализация. Причем развитие конкуренции приводит к тому, что система все время стремится не к устойчивому состоянию, а к хаосу – кризису. Для его предотвращения государство вынужденно периодически вмешиваться в управление производством, т. е. ослаблять связь со знаком вопроса на рисунке 2.

Если решать задачу поиска оптимального варианта функционирования системы представленной на рисунке 2 с позиций системного подхода, то по законам системы, а государство – это система, то ее элементы (регионы и города) должны функционировать в интересах системы. Более узко в интересах и потребителя, и производителя, т. е. с учетом того понимания конкуренции, которое предложено. Государство в рассматриваемом варианте имеет трех уровневую иерархию – федерация, регион, город (район). Отсюда, каждый элемент должен решать свою задачу, которую ставит ему его система в рамках соответствующей иерархии. В противном случае каждый будет решать свою задачу, которая на его взгляд лучше и кажется главной, а ведь снизу не много видно. Вспомним лозунг эпохи перестройки: «Сильные республики – сильный Союз». Результат – Союза нет. Это плата за непонимание проблемы взаимоотношений между субъектами государства и вообще функционирования экономики и потребления в огромной многонациональной стране.

Распределив по иерархии элементы государства, необходимо хотя бы в общих чертах определиться с показателями, которые должны быть на каждом уровне и которые должны представлять некоторую цель (в обиходе говорят о национальной идее, а правильнее говорить о государственной идее, тем более что государство ее должно провозглашать и реализовывать, а не одна нация, - а остальные в стороне). Рассмотрение будем вести в предположении, что цель функционирования системы в пространстве «экономика + потребление» будет представлена в самом общем виде. Пойдем сверху вниз. Условие - государство располагает определенными ресурсами, причем как уже имеющимися, так и теми которые прогнозирует получить. Следовательно, показатель на уровне государства будет сформулирован в следующей форме – максимум эффективности поставленной цели (W), при заданных или меньших ресурсах (C)

MaxW, при С<=Сзад. (1)



Для достижения максимальной цели на уровне государства каждый регион должен решать свою, поставленную государством, задачу. Поэтому он должен решить эту задачу при минимальных затратах ресурсов с такой или большей эффективностью (в обратной постановке произойдет разрушение показателя (1) –показатели не обладают свойством двойственности)

MinC, при W>=Wзад. (2)



Теперь уже ресурсы каждого субъекта региона известны. В рамках каждого региона ресурсы распределяются между городами и районами так, чтобы задача, поставленная региону, была решена. Поскольку ресурсы, выделяемые городу (району) известны, то с их помощью необходимо обеспечить максимальное выполнение поставленной цели перед городом (районом). Отсюда показатель для них будет выглядеть следующим образом

MaxW, при С<=Сзад. (3)

Из изложенного видно, что для определения алгоритма взаимодействия всей этой иерархической структуры необходимо сформулировать цель на уровне государства, и только на ее основе могут быть определены цели нижестоящих уровней. Следовательно, всякие рассуждения о том, что на местах виднее, бессмысленны и, скорее, разрушительны. Решать условия (1) –(3) снизу вверх не возможно. Пока не будет определена цель на уровне государства, можно конечно пытаться выстраивать отношения между регионом и городами, но при этом, где гарантия, что решаются условия (2) и (3). Тем не менее, цель на уровне государства пока не определена, и каждый регион решает эту задачу по-своему. Отсюда и разный уровень жизни в каждом регионе, да и внутри регионов он далек от достойного. Как учит история именно различия в экономическом состоянии регионов, а отсюда и амбиции руководителей успешных регионов, приводили к распаду государств. Поэтому считается, что государство благополучное, если оно сильно экономически.

Приведенные условия (1) – (3)могут решаться различными методами - ранжируем их по мере возрастания сложности и точности решения: на уровне здравого смысла или еще говорят на уровне правдоподобных рассуждений; путем выбора рационального варианта; рациональный вариант с параметрическим синтезом отдельных элементов; параметрический синтез; структурно-параметрический синтез. Решение условий (1) - (3) осуществляет наблюдатель (см. рисунок 3 вариант б).

Замечание. Рассмотрение методологии – алгоритма решения условий (1) – (3), а равно организации и управления в рамках предложенного определения конкуренции выходит за рамки статьи.

Тем не менее, чтобы говорить о решении условий (1) – (3), необходимо определиться с несовершенной структурой экономики на рисунке 2. В структуре экономики имеется связь со знаком вопроса. Власть пытается управлять производством, но в это время и бизнес управляет производством. Следовательно, власть решает свои задачи, а бизнес свои. Если «сила» бизнеса при управлении производством больше, то экономика стремится к хаосу – кризису и только вмешательство власти останавливает этот хаос.

Закономерно возникает вопрос, кто и кому должен помогать развивать экономику государства, т. е. оказывать помощь в управлении производством. С позиции системного подхода линии со знаком вопроса на рисунке не должно быть и тогда структура экономики как системы станет совершенной. Однако известно выражение: «Государство – не эффективный собственник». Доказательства этого тезиса на уровне теории нет, а о статистике говорить не стоит. Поэтому следует рассмотреть этот вопрос с позиции развития организаций [2]. Эффективность экономики определяется характером современного производства, способом управления производством и степенью удовлетворения потребностей работников. В статистике эти параметры не сведены. Есть два пути решения проблемы: а) предприятие принадлежит собственнику; б) предприятие принадлежит государству и путем смены концепции управления и технико-технологического оснащения можно перевести предприятие из не эффективного в эффективное. Сопоставление возможностей этих двух вариантов показывает, что в первом случае на предприятии может быть реализована концепция управления директивная с элементами индивидуального коллективного творчества с удовлетворением эгоистических потребностей собственника. Для работников могут быть обеспечены отдельные элементы социальных потребностей. Для второго варианта может быть создан коллектив творческого саморазвития и удовлетворение потребностей в самосовершенствовании для всех работников. По потенциальной производительности труда второй вариант выигрывает. Кроме того, в первом варианте всегда существуют проблемы с уплатой налогов – нельзя создать налоговую систему, которая удовлетворяла бы и государство и собственника. Последний всегда стремится найти и находит лазейки в налоговой системе. Государственное предприятие налоги не платит по определению налогов, оно платит само себе платежи и исправно.

Безусловно, не все должно быть государственным и не все частным – поиск этого соотношения выходит за рамки статьи. Необходимо обратится к мировой практике и в частности к Западной Европе. Возвращаясь к рисунку 2 можно утверждать, что вопрос двойного управления производством не должен стоять. Не власть должна помогать бизнесу, а бизнес должен помогать власти в достижении цели и тогда связь со знаком вопроса на рисунке будет существенно ослаблена. Вот почему структура экономики как системы станет совершенной. Задача может быть в принципе решена, если «руководящая» партия будет действительно жестко вписана в экономику, то развитие будет очень эффективным [1].

Эта задача решена в Китае, там, в структуре экономики нет этой связи. Это решено очень оригинально. КПК находится у власти и принято решение принимать в партию предпринимателей, тогда задачи парии по определению становятся задачами предпринимателей. Экономика Китая развивается очень эффективно, ее темпы впечатляют – 9 % в год. Безусловно, структура экономики современной России несовершенна и поэтому все вышеизложенное будет определяться тем, как поведет себя наша «правящая» партия «Единая Россия». Таким предполагается механизм (в отличие от случайного поиска) определения оптимального функционирования системы «экономика + потребление» при определении конкуренции как противоречия между производителем и потребителем.

Тем не менее, есть «законное» определение конкуренции и есть время ее жизни – сотни лет, и что самое главное, она прописана в законах, а нарушение закона наказуемо. Поэтому представляется целесообразным посмотреть «поведение» «законной» конкуренции в пространстве параметров (эко + пот) и путем сравнения определить место и роль конкуренции как таковой в мирохозяйственном комплексе.

. Прежде всего, определим область существования «законной» конкуренции: конкуренция абсолютная – апофеоз конкуренции - это одна граница и добросовестная конкуренция это другая граница. В законах есть недобросовестная конкуренция, поэтому можно рассматривать и ее антипод – добросовестная конкуренция (в законах почему-то ее определения нет). В качестве территории возьмем, например, город. Абсолютная конкуренция – это все фирмы (назовем конкурентов так) в городе равноподготовлены, всё есть, нужны работы, которые необходимо выполнить в одно и тоже время. По закону на каждую работу нужны хотя бы две фирмы. Объявлен конкурс. Есть Nработ, и есть M › 2Nконкурирующих фирмы – абсолютно одинаковых по своей эффективности. Выбирают Nиз M фирм – по жребию (другого метода выбора нет – все равны). В городе осталось M - Nсвободных фирм со своим руководством, работниками и техникой, и податься им некуда. Поскольку речь идет об апофеозе, то какая – то часть оставшихся руководителей фирм «закажут» прошедших по конкурсу - эгоизм, а другая часть пойдет на суицид. Более мягкий вариант – другая часть вместе с работниками пойдут в службу занятости, техника и все остальные фонды будут ржаветь. Следовательно, вершиной - апофеозом конкуренции является суицид или заказное убийство – бандитизм - в общем грустно.

Добросовестная конкуренция – количество фирм исполнителей примерно равно количеству работ. Руководители фирм «помогают» друг другу устраивать конкурсы – закон надо блюсти. Данная граница области существования конкуренции в «рыночной» экономике маловероятна. Реальность где-то внутри и, судя по печати и сводкам МВД, ближе к первой границе.

. Конкуренция во времени (t)– первый параметр из пространства функционирования экономики и потребления. Это бывает в том случае, если периодически происходит закупка или продажа некоторого товара или услуги (квоты) в рамках закона. Первоначально определяют котировку цены товара. Здесь возможны два случая: заказчик платит все большую цену (вариант а) на рисунке 4 или же наоборот цена товара все время падает (вариант б) на рисунке4.



Рисунок 4 – Поведение цены (С) товара при проведении конкурсов во времени

На рисунке 4 показано как изменяется цена одного и того же товара при многократных операциях с конкурсами в вариантах «кто больше» или «кто дешевле». В варианте б) есть особая точка, где цена закупаемого товара становится равной или меньше его себестоимости, а товар продолжают поставлять. Тут возможны два варианта: товар уходит с рынка, и покупатель остается без него или поставляется товар, среди которого есть фальсификат либо он вообще контрабандный.

Как в том, так и в другом случае продавец или покупатель получают «выгоду». Видимо отсюда и следует однозначный вывод, что конкуренция полезна, на этом основан и закон. Однако рассматривается уровень экономики – город, регион или государство и результат необходимо смотреть в целом, ибо как говорится, если где-то «прибыло», то значит, где-то «убыло». Поэтому пользу необходимо уже оценивать с этих позиций. Поскольку экономика это последовательность операций, то если купил дороже, то на следующей операции продал дороже или же наоборот, каждый раз продавая дешевле в конечном итоге, либо банкрот, либо нарушай закон (продавай фальсификат). Для города немаловажный вопрос – куда деваться тем, кто не купил или не продал (в этом случае, что делать с товаром). Вопросов больше, чем ответов – закон же требует – только конкурс. Правда, с некоторыми оговорками: если менее 60 тыс. руб., то без конкурса и преимущество почему-то малым предприятиям.

Таким образом, даже на уровне города так называемые государственные закупки прозрачны только на первом шаге и никого не интересует, что будет дальше. Дальше – это, прежде всего, избыток товара и основных фондов, который на следующем этапе производства будет меньше, инфляция, отсутствие роста заработной платы, безработица и прочие прелести «рыночной» экономики.

Конкуренция в рамках частного бизнеса, то там сплошное «броуновское» движение фирм, денег и материалов. Причем в отдельных случаях там действует такой «Госплан» с указанием, где брать, сколько брать и по какой цене продавать, что Госплан СССР позавидовал бы. Если же «движение» достигает области существования конкуренции, то наступает апофеоз конкуренции.

Есть еще одна область деятельности в экономике, где параметр время играет существенную роль – это создание и разработка новых товаров и услуг. Причем новый товар должен иметь лучшее качество, чем его аналог. Время на разработку в историческом плане увеличивается – 30 –е годы прошлого века – 0,5 - 1,5 года, а конец века 5 – 15 лет. Следовательно, чтобы создать товар лучшего качества необходимо потратить время и значительные средства. Надо понимать, что если созданием товара занимаются несколько фирм, а значит, каждая тратит и время, и деньги. Возникает вопрос - кто выигрывает. Фирма создавшая новый товар – да, а общество? Если подходить только с позиций того, что получен новый товара, то казалось бы тоже выигрывает.

Тем не менее, в целом общество проиграло – материальные средства, деньги, человеческий интеллект его части, и время потрачены не эффективно. Отсутствовал взаимный обмен информацией, а это не позволило раньше отказаться от не перспективных направлений поиска нового товара. Это плата общества за конкуренцию. Тем не менее, конкуренция при разработке нового товара преподносится как достоинство. Да, - это видимо достоинство, когда производятся горшки или лапти. А если что-то сложнее?

Пространство (X,Ύ,Ζ) как параметр экономики и его влияние на развитие конкуренции. На этот параметр зачастую не обращают внимание, что возможно для небольших стран Западной Европы это и верно, но для России, где уже 9 новых часовых поясов это не так. При этом иногда пытаются сравнивать экономики маленьких стран (по территории) с Россией, например, с Ю. Кореей или Ирландией. Например, в таблицах прогнозов Минфина РФ до 2023 г. есть даже Люксембург. Однако в этом случае неизбежно возникнет эффект масштабирования – малые недостатки в малых странах – малы, а в больших странах они уже становятся большими.

Этот параметр с позиции конкуренции оказывает воздействие на организационную структуру экономики. В России широко пропагандируются предложения по развитию малых и средних предприятий и представление их как «основы» экономики. Теперь представим территорию России, ее «основу» экономики и конкуренцию среди этой «основы». Это будет просто перетягивание каната на местном уровне – город, деревня и иногда между соседними регионами. В этом случае экономика России распадается на множество анклавов - сплошной хаос. Результат не самый впечатляющий. Кроме того, возраст этой структуры – малых предприятий 1200 – 1300 лет – о какой эффективности можно говорить!

Ресурсы - R(К,F,L). Конкуренция без ресурсов бессмысленна. Ресурсы выражаются в наличии основных фондов – это материальные и производственные мощности, а чтобы они могли функционировать, нужны финансовые ресурсы и квалифицированный персонал, который будет работать на этих мощностях. Как известно, чтобы конкурировать, нужны избыточные производственные мощности, а на практике считают их загрузку. В странах с рыночной экономикой она колеблется в пределах 60-90% - верхний предел – расцвет экономики, а нижний – это кризисные годы. Например, в США в течение 100 лет загрузка в среднем составляла 80% (по Дж. Саксу).

В России в 90 годы были огромные избыточные мощности в энергетике – электростанции не работали на полную мощность. Видимо в это время и возникла идея создания генерирующих компаний и среди них развивать конкуренцию. Время прошло и сейчас, судя по печати, уже не хватает мощностей. Реформы в энергетике закончились. Следовательно, чтобы реально была конкуренция, и она будет – необходимо создавать избыточные мощности. Вопрос: «Кто будет платить за эти мощности?» Ответ – потребитель, т.е. общество. Реально это видимо будет осуществляться так. Некий инвестор (речь не идет об их количестве) вложит деньги в строительство недостающих и избыточных мощностей. Деньги, если сектор экономики сулит прибыль, всегда будут. Общество будет платить за построенные нужные электростанции, за построенные ненужные (нужные для организации конкуренции) электростанции и их содержание в рабочем состоянии, и прибыль инвестору. Все это будет заложено в тарифах. В других отраслях экономики та же история.

Наряду с избыточными производственными мощностями имеются и избыточные финансовые средства. К сожалению, о них в контексте рассмотрения конкуренции говорится мало. Они необходимы для создания новых мощностей, поддержания в рабочем состоянии избыточных и, безусловно, широко используются в коррупционных целях. В этой связи следует отметить следующее – объективной причиной коррупции является наличие избыточных финансовых средств у субъектов рынка. Отсюда, борьба с коррупцией, о которой так много пишут и говорят – это видимость борьбы. Конкуренция – это атрибут рынка, а источником ее существования являются избыточные финансовые средства. Значит, чтобы ликвидировать коррупцию надо ликвидировать конкуренцию, а без последней существование рынка в его классическом понимании невозможно. Поэтому, какие бы законы не придумывались – с их помощью немного можно решить, а расписать действия чиновника на все случаи жизни (часто говорят – написать законы прямого действия) тоже невозможно. Следовательно, борьба с коррупцией в рамках закона «О защите конкуренции» и другими законами сродни борьбе с «ветряными мельницами».

Людские ресурсы это наличие квалифицированной рабочей силы, но поскольку есть избыточные производственные мощности, то есть и избыточная рабочая сила. Все это, как известно, называется рынком труда. В свое время на него возлагали большие надежды – будет рынок труда и все будет хорошо. Правда, тот, кто говорил это, сам не был на рынке труда и не задавался вопросом, что будет делать тот, кто попал на этот рынок. Ими занимается федеральная служба занятости, но ее возможности небольшие. Поэтому над теми, кто работает, всегда висит дамоклов меч увольнения, а значит, необходимо все время быть в «форме». Рынок труда «ликвидировал» многие социальные программы, как у нас, так и за рубежом Безработные - это источник пополнения криминала.

Человеческий фактор - (HF). Конкуренция - это, прежде всего, деятельность людей, следовательно, человеческий фактор в конечном итоге и определяет эффективность экономики. В интересах рассмотрения этого сложного, в общем-то, понятия представим общество в виде следующей структурной схемы (рисунок 5).



Рисунок 5 – Иерархия субъектов рынка в обществе





Общество – это города и поселения, которые в свою очередь состоят из различных социальных групп, которые и формируют экономику, как в роли производителей, так и в роли потребителей. В конечном итоге это совокупность людей со своими личными и групповыми интересами. Личные интересы каждого человека определяются тем уровнем потребностей, которые предоставляет ему общество. Групповые интересы уже определяют эффективность той или иной социальной организации намеренно созданной для достижения определенных целей. Члены организации распределяются по ролям и статусам, в ней существует разделение труда и его специализация по функциональному признаку, присутствуют горизонтальные и вертикальные структуры. В них четко различается управление, а регулирование и контроль осуществляется на основе правовых норм, инструкций и санкций. Социальные организации – это сверхсложные организации.

Эффективность организации оценивается по степени достижения цели, а показателем оценки эффективности выступает производительность труда. Производительность труда в организации определяется как техникой и технологиями, применяемыми в организации, так и управлением поведением работников (отношением работников к организации, взаимоотношением между собой, стремлением к достижению цели и т. п.).

Конкуренция – это в конечном итоге удовлетворение эгоистических потребностей человека. Это подтверждает оценка личностных качеств различных категорий российских граждан (предпринимателей, менеджеров, работников предприятий, студентов старших курсов, всего более 1000 человек), проведенная профессором Шороховым Ю.И. из ТвГУ. Результат - от 60 % до 97 % обследованных отличаются эгоистичностью, причем не менее половины из них – ярко выраженные эгоисты [3]. При этом если посмотреть на рисунок 4 на нижний ряд квадратов, то можно сказать, что интересы верхних отличаются от интересов нижних (владельцев от работников и т. д.). В рамках современного развития общества для достижения максимальной эффективности стремятся соединить (или хотя бы создать видимость соединения) интересов этих двух групп в рамках одной организации. Отсюда широкое развитие исследований по превращению организации в конкурентоспособную. Последнее же является тем фактором, который создает расслоение в обществе, а в экономике хаос, т. е. наука как бы толкает экономику в хаос

На сегодняшний день в науке различают три класса организаций: директивно- принудительного развития; с директивным развитием и элементами индивидуального и коллективного творчества; коллективного творческого саморазвития.

Рассмотрим отличительные черты каждого класса, сопоставим их с возможностями по достижению потенциальной производительности труда организаций из различных социальных групп на рисунке 5. Определяющим признаком в соответствии, с которым организация может быть отнесена к тому или иному классу является полнота учета закономерностей поведения человека и учет его потребностей в процессе взаимодействия с организацией. Основные тенденции развития организации неразрывно связаны с подъемом по пирамиде потребностей человека (пирамиде Маслоу) при взаимодействии организации с персоналом. При этом такой подъем всегда сопровождается ростом эффективности предприятия. Взаимосвязь всего этого можно представить на рисунке5. Рисунок взят из [2] с некоторыми добавлениями, именно добавлена технико-технологическая оснащенность производства и раскрыта пирамида потребностей Маслоу.



Рисунок 6 - Зависимость относительной потенциальной производительность труда от принятой концепции управления производством при различной его технико-технологической оснащенности во взаимосвязи с пирамидой потребности Маслоу



На рисунке 6 показано как меняется производительность труда при изменении концепции управления организацией, какие при этом удовлетворяются потребности человека. Также видно, что меняя только технико-технологическую оснащенность не получается адекватного роста производительности – расстояние между кривыми по мере подъема уменьшается.

Будем рассматривать рисунки 5 и 6 во взаимосвязи в интересах выяснения проблемы человеческого фактора как параметра конкурентной экономики. Поскольку конкуренция – это удовлетворение эгоистических потребностей, то дальнейшего роста производительности труда не будет (3-й класс на рисунке 6). Может быть реализована только концепция управления «У» - директивная с элементами творчества. Из рисунка 5 видно, что в обществе в рамках города не будет гармонии между различными социальными группами (средний ряд). Каждый тянет одеяло на себя. Что, в общем, и наблюдается. Частные фирмы работают в своих интересах, а администрация хочет от них получит как можно больше, при этом делает вид, что помогает бизнесу. Общественные организации между ними. Пенсионеры и дети сами по себе. Если бы первые не ходили на митинги, то о них бы вспоминали только перед выборами. Что касается детей, то частные фирмы «сбросили» социальные учреждения и школы на администрацию, а у той всегда не хватает денег. Тем не менее, владельцы фирм и руководство администрации стремятся сближаться с работниками, проводя различные корпоративные мероприятия, т. е. пытаются подняться по пирамиде потребностей (рисунке 6) – производительность труда поднимать то надо. В целом это тупик в развитии рыночной экономики, если она будет опираться на конкуренцию определённую в законе «О защите конкуренции».

В статье [4] показано, что для обеспечения конкурентоспособности российского аграрного сектора на мировом уровне необходимо развивать коллективные хозяйства. Развитие аграрных компаний, а тем более фермерских хозяйств не дадут этого преимущества. В СМИ и программах партий продолжают настаивать на развитии всех организационных форм, ничем это не обосновывая. А ведь результаты аграрной реформы станут, известны только через 15-20 лет.

Наиболее существенный недостаток конкуренции – это то, что конкуренция как механизм управления рыночной экономикой был обоснован более 200 лет назад и до сих пор в экономике считается эффективным регулятором. Он был хорош в то время, когда лишняя печь по обжигу горшков обществу не так дорого стоила. В наше время лишний прокатный стан 5000 (для производства труб диаметром 1,5 метра) все же дорогое удовольствие. А ведь заказали их проектировать 5 (пять) штук!

Конкуренция, в том виде, в котором требует закон «О защите конкуренции» для общества в целом в рамках государства обходится дороговато. Видимо это уже не «святое», а тормоз развития гражданского общества, коррупция, генератор хаоса в экономике и проч. Необходимо устранить огромные ничем не оправданные потери материальных и интеллектуальных ресурсов для чего следует изменить место и роль конкуренции в жизни общества для чего следует вынести её «за границу» государства.

Место конкуренции в ее «законном» понимании - это межгосударственный уровень, а ее роль в создании государством (властью) внутри страны условий, обеспечивающих производство товаров, работ и услуг, конкурентоспособных на мировом уровне и вне страны содействовать их продвижению на мировой рынок. В такой постановке места и роли конкуренции внутри страны она должна пониматься как противоречие между потребностями потребителя (можно назвать покупателя) и реальными возможностями производителя (производства) по созданию товаров, работ и услуг. Нужны другие механизмы поиска разрешения противоречий между производителем и потребителем, и работать должна власть, а бизнес ей помогать.

В рамках данной статьи можно лишь в качестве примера привести отдельные пути решения этой проблемы с учетом [5]:
в области производства развивать отраслевую организационную структуру вместо корпоративной. Это позволит определять требуемые параметры новых систем для решения заданных задач по критерию «эффективность-стоимость» с применением структурно-параметрического синтеза. Тогда «лучшую» на данный момент систему в данном секторе экономики создать нельзя,
управление процессом создания систем вести последовательно-паралельным способом, что позволит длительное время вести разработку системы (в современных условиях 10 – 15 лет) и одновременно часто выходить на рынок с новыми конкурентными системами,
в аграрном секторе перейти к созданию коллективных хозяйств, которые обладают существенно большей потенциальной производительностью труда, чем аграрные компании и тем более чем фермерские хозяйства,
создать многоконтурную структуру экономики в отличие от одноконтурной (либеральной). Это возможно в том случае, если «правящая» партия, например «Единая Россия» будет жестко вписана в экономику. Это позволит обеспечить средние темпы роста ВВП 10 – 12 % в год,
человеческий фактор – обеспечить бережное отношение к чиновникам как каркасу, на котором держится государство. При огульном охаивании чиновников считать, что к говорящему относятся слова «Держи вора»,
для вывода страны из кризисов 90 – х годов и 2008 -… г. применять не стратегию «догнать» страны ОЭСР, а стратегию «срезать» дистанцию (даже к середине 2008 году Россия далеко не вышла на сопоставимый уровень с этими странами, который был в 1990 году). Не последнюю роль в «срезании дистанции» должна сыграть конкуренция в её новом определении.



Таким образом, определение абстрактного представления экономики в виде триады: производство, финансы и управление, а государства как многоуровневой иерархической структуры и вынесение потребления из структуры экономики, и рассмотрение его в их общем пространстве функционирования позволило по иному определить понятие конкуренции как противоречие между производством и потреблением. На этой основе предположен механизм разрешения этого противоречия с учетом интересов и производителя и потребителя. Понятие конкуренции, сформулированное в законе «О защите конкуренции» требует, чтобы поиск разрешения этого противоречия осуществлялся методом случайного поиска – одним из самых примитивных методов. «Законной» конкуренции как механизму такого поиска уже более 200 лет и такой древний механизм по определению не может быть эффективным. Исходя из этого, можно утверждать, что место конкуренции, определенной законом, в современном мирохозяйственном комплексе - это межгосударственный уровень, а ее роль в создании государством (властью) внутри страны условий, обеспечивающих производство товаров, работ и услуг, конкурентоспособных на мировом уровне и вне страны содействовать их продвижению на мировой рынок. При таком подходе под конкуренцией внутри страны следует понимать как противоречие между потребностями потребителя (можно назвать покупателя) и реальными возможностями производителя (производства) по созданию товаров, работ и услуг. Именно стремление к такому восприятию конкуренции и воплощение её в жизнь позволит России срезать дистанцию в гонке и выйти через 10 – 15 лет на уровень развитых стран. В противном случае отставание будет все больше и больше, а «законная» конкуренция в экономике современной России - это тот тормоз, который тянет её назад, и генератор хаоса, который каждый раз приходится останавливать власти «в ручном» режиме.



PS. 1. В данной статье не рассматривается конкуренция как нечёткое множество с элементами: добросовестная конкуренция, просто конкуренция и недобросовестная конкуренция. Это вопрос рассмотрен в «Теория коррупции»

http://gidepark.ru/user/3693334074/content/1290361

2. Не рассматривается также место и роль элиты в структуре экономики, а также её влияние на развитие конкуренции. Суть данного вопроса можно найти в статье автора «Элита, экономика и демократия» http://www.facebook.com/BFM.ru#!/note.php?note_id=149266151866727

Список литературы
1. А. Н. Яшник и др. Выборы и экономика./Актуальные проблемы управления рыночной экономикой. Межвузовский сборник. Тверь. 2004. с.81 – 89.
2. Ю. И. Шорохов и др. Организационное поведение. М:, «ПЕРСЭ». 2000. 126 с.
3. Ю. И. Шорохов. Состояние внешней среды и личностные качества руководителя как фактор развития организации. /Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 4. 2005.

4. А. Н. Яшник. Аграрная реформа в России – прогноз возможных направлений. / АПК: экономика, управление. № 1. 2008. с.14 – 17.

5. А. Н. Яшник. Структура производства как объекта экономики России./ Финансы и кредит. № 3. 2009. с. 68 – 79.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР (ТОРМОЗ) РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ | Витене-Праня - Дневник Витене-Праня | Лента друзей Витене-Праня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»