Материалы по истории 6
1 Июл, 2010 at 8:51 PM
http://istphil.udmedu.ru/arch/udm/udmurty.htm Арские князья:
Известно, что этим именем назывались татарские владыки, повелевавшие южными удмуртами на правобережье Камы, где те составили особую податную область — Арскую даругу, центром которой был Арский городок (ныне Арск). И вдруг эти арские князья появляются на Вятской земле, причем тоже в качестве князей. Только теперь они владеют уже северными удмуртами, жившими на Вятке и Чепце…
«В лето 6997 тое же весны июня в 11 день (11 июня 1489 г.) посылал князь великий Иван Васильевич Всеа Русии рать свою на Вятку за их неисправление князя Даниила Васильевича Щеня да Григория Васильевича Морозова Попляву и иных воевод со многою силою. Они же, шедше, гряды Вятцкие взяша, а Вятчан людей к целованью приведоша, а арских князей и иных агарян к роте приведоша»,— рассказывает летопись о присоединении Вятской земли к Великому княжеству Московскому.
«Лето 7061 (1552) о посылке по улусом (район, селение. — Авт.). А сам государь послал по всем улусом черным людем ясачным (простой люд, который платит ясак-подать. — Авт.) жалованные грамоты опасные (охранные грамоты. — Авт.), чтобы шли к государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним Казаньскым царем. И прислали к государю Арьские люди челом Казаков Шемая да Кубиша з грамотою, чтобы государь их черных людей пожаловал, гнев свой отдал и велел ясаки имати, как и прежние цари, и прислал бы к ним сына боярского, хто бы им сказал царево жаловалное слово, а их събрал, понеже они со страху разбежалися, и они бы, учиня государю правду, дав шерть (присяга, клятва. — Авт.), поехали к государю». (из Патриаршей, или Никоновской летописи.) Конец цитаты.
Многими авторами признается прямая родственная связь Арских князей в Приказанье и на Вятке в Карино. Если у южных князей на службе были казаки, то почему казаков, как особого военного сословия, не было у Каринских Вятских князей?!
http://www.bibliotekar.ru/karamzin/65.htm
Вот цитата из Истории Государства Российского Карамзина о походе на Казань в 1551г. :
«Князь Юрий Михайлович Булгаков и Симеон Иванович Микулинский, Дворецкий Данило Романович Юрьев (брат Царицы), Конюший Иван Петрович Федоров, Бояре Морозов и Хабаров, Князья Палецкий и Нагаев предводительствовали Московскою ратию. Из Мещеры вышел Князь Хилков, из Нижнего Новагорода Князь Петр Серебряный-Оболенский, из Вятки Бахтеяр Зюзин с Стрельцами и Козаками. Отняли у неприятеля все перевозы на Волге и Каме, все сообщения».
ЗЮЗИНЫ довольно распространённая в ХV – ХVI вв. фамилия тюркского происхождения, скорее всего, от прозвища Сюдзи – сюзле "имеющий голос" (РБС, VII, с. 582). Ещё на рубеже ХV – ХVI вв. в Твери отмечается Бахтияр Зюзин (Веселовский 1974, с. 125). Фамилия Зюзин (вариант Зюздин, Зязев) встречается у нас. Имя Бахтеяр перекликается с речкой и селением к западу от Кирова (Вятки) – Бахтинка и Бахта. Вероятно, здесь было владение этого воеводы и козачьего предводителя. «Бахтыева река» упомянута в жалованной грамоте 1553 года каринским татарам на владения: «от устья реки Чепцы до Бахтыевой реки…».
В грамоте 1595 года упомянуто «Болотце казачье» по реке Быстрице, это в 25 км к юго-западу от Кирова. Таким образом, можно примерно очертить границы козачьих поселений на Вятке в 16в.: они располагались в ничейной зоне между территорией бывшей Вятской республики (вошедшей в состав Московии к концу 15в.) и Казанскими владениями в низовьях рек Камы и Вятки. Можно полагать, что они появились при тех же обстоятельствах, что и в других местах России: в пограничные земли бежали (или были поселены) разнообразные по происхождению склонные к вольной жизни люди. За воинские услуги Московия давала им до поры некоторые поблажки, требуя лишь формальное крещение и «русскоязычность».
Известно, что в войнах с Казанью участвовали и Вятские (Каринские) татары. Упоминание стрельцов говорит об участии вооружённого населения Вятских городов. В самих городах в то время козаков уже не было. Их, учитывая прошлое, выселили после взятия Вятки в 1489г., частью за пределы региона, а частью в сельскую местность на южные границы средне Вятских владений Москвы. Здесь они соседили с татарскими казаками; отличия в вероисповедании делали измену маловероятной, при этом, некоторая схожесть тех и других казаков сглаживала возможные пограничные недоразумения (разумеется, до большой войны).
Важным документом, отчасти проясняющим ситуацию на Вятке в 15 веке, является «Послание митрополита Ионы вятским воеводам и всем жителям» датируемое историками 1452 годом.
«От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем «христиане», а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, …своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич… И с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно. Христиан губите убийством и полоном и граблением и церкви Божие разоряете: и кузнь и книги и колокола и всё творите злые и богомерзкие дела, якоже погание.
И ныне снова сими часы воевали великого князя вотчину Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей христианских много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насажали, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожгли. А иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажали подоббеся злочестивому губителю христианом убийце Ироду. А полону взяли более полуторы тысячи душ, которых ныне у себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте, да от того своего злого дела не престаёте, а своему господину великому князю зався (всегда) грубите, а челом ему за свою грубость не бъете (не винитесь)».
Воевода земский – избранный землёй, населением. Перечисление трёх вятских воевод, вроде бы, означает существование трёх важнейших городов и соответствующих им волостей. При взятии в 1489 году также фигурируют три воеводы, главные противники Москвы: Иван Аникиев, Пахом Лазарев и Павел Богодайщиков. Первый из них, вероятно, был сыном упомянутого Ионой Оникея Мышкина. То есть, должность, как часто бывает, передавалась по родству.
Ватаман – атаман, командир, вожак ватаги (отряда), у новгородцев – выборный глава флотилии (рыболовов или пиратов), возможно происхождение слова от европейских или восточный языков. Ватаманами были такие известные личности как Михаил Россохин, Анфал Никитин, Костя Юрьев.
Подвойский – судейский пристав или рассыльный для призыва в суд, объявления решений; позывай; глашатай и исполнитель приговоров веча.
Житьи люди – зажиточные, землевладельцы.
Поганые – не православные люди.
Кузнь – церковные металлические предметы: кресты, подсвечники, сосуды и т. п.
Дмитрий Шемяка – один из трёх сыновей князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), боровшийся до смерти в 1553 году за власть с Василием Васильевичем Тёмным (слепым). Юрьевичи совместно с вятчанами (и, вероятно, казанцами) совершали карательные набеги на северные владения Москвы и Новгорода, в частности, на Устюг.
В 1452 году вятчане ходили к Устюгу на соединение с Шемякой, но узнав, что Шемяка бежал от Устюга, бросаются на Сысолу, Вымь и Вычегду.
Фамилия Пугвин очень близка к известной в Слободском в 17 веке фамилии Пугин.
(из
http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm)
Казаки и ватаманы по свидетельствам документов 15-16в. на Вятке были. Организация жизни вятчан в грамоте митрополита очень напоминает казачью. Если были ватаманы, - избираемые вожаки, - то были и козаки, в данном контексте, это вольные люди-избиратели.
В отдельном обращении к вятским священнослужителям Московский митрополит пишет так:
«От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и во все вятские городы и в волости и в погосты и в села и во все Вятцкие места, и игуменам и попам, и дъяконам и черноризцам, и всему нарицающемуся тамошнему священству.
Не ведаю, как вас назвать, священники, от кого имеете поставление и рукоположение… Евангельских и апостольских и отеческих поучений сами не требуете, и живуще небреживо, сами идете в погибель… Якоже слышим, ваши тамошние духовные дети незаконно живут, имеют жен до пяти, до шести и до семи, а вы их благославляете и приношения от них приемлите, что есть Богу мерзко…» Далее следуют требования подействовать на свою паству для прекращения разбоев и грабежей, возвращения полона и смирения перед великим князем Московским, иначе – отлучение от церковной благодати. В другом послании упоминается: «многие де христиане с женами незаконно в невенчании живут, а иные де венчаются незаконно пятым и шестым и седьмым совокуплением, олинь и до десятого … и за небрежение детей своих духовных за ленности не могут нам своего единого брата священника послати (для наставления)…»
Погост – в данном контексте (новг.) приход сельский; несколько деревень, под общим управлением, здесь обычно имелась церковь (часовня) с кладбищем.
Игумен – настоятель монастыря. Это упоминание опровергает мнение о том, что первые монастыри на Вятке появляются только в конце 16 века. Разумеется, мог быть перерыв в монастырском строении.
Черноризцы, чернецы – монахи.
Савельев пишет о выборности у козаков духовных лиц. Митрополит же сетует, что у вятчан священники неизвестно от кого получают свои полномочия.
Савельев пишет о легкости с которой козаки вступали в брак и расторгали его по многу раз. Опять точь в точь как на Вятке.
Вот версия Е.П.Савельева в его работе «Древняя история казачества»:
«Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода, казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1489г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми казаками, служили местом сбыта добычи».
Е. Савельев писал более 100 лет назад и не знал многих подробностей Вятской истории, отсюда его ошибочные слова о Хлынове. Казаки, которых он явно отождествил с ушкуйниками, пришли на Вятку и соседние с ней северные территории, по его мнению, с Балтики и Новгорода. Однако, учитывая южный этнический тип первоначального казачества, выявленный при раскопках могильника в Чигирине, это не так. Кроме того, ушкуйники по документам жили в Заволочье, а не в районе Великого Новгорода.
.................
Отрывок из книги Меньшенина В. И.
http://podosinovets.ru/life_of_the_region/muzey/55...kie-dokumenty-rasselenija.html
1 глава. КАЗАКИ
«Так кто же тут у нас жил по реке Юг, Вятке, Вычегде, Двине? Кого митрополит называл «устюжня казачья»?
В период татаро-монгольского ига, в 1293 году, пишет турецкий лазутчик великому халифу в Багдад (письма Халифа, том 3, стр. 148): «Великое повеление Ваше исполнил. Пять лет жил в стране казаков на реке Двине, Юг-реке. Войско готовят, татар бьют каждую луну, знают древний секрет Тибета. В плену не живут, задерживают дыхание и умирают когда захотят. В лесах, болотах ходим, по рекам Юг, Пушмун (Пушма), тянем, ладьи в Мологу и в Итиль попадаем. Секут все Улусы. И этим путем обратно ладьи волокем. Мертвых и раненых не оставляют.
Один может биться с десятью. Стрелы, наконечники литые, кольчугу, щит пробивают. Дротики кидают – шлем пробивают, ни один мимо не летит. Учат с малого, кака ходить может. В походной суме воск имеют. Им лошадям уши закладывают. С обрыва, с берега крутого их лошадь прыгает с хозяином и плывет. Конь их скачет 30 фарсахов в сутки. Проскакав, сразу садятся на второго коня и делают еще 30 фарсахов. Трое суток скачут до Итиля. Нет у них хилых и больных. Стрела летит по ветру пол-форсаха (здесь, надо сказать, лазутчик преувеличил или ошибся переписчик, фарсах равен 6 милям, это путь коня рысью примерно за час). Их нравы просты, женятся без церемоний, казачки их верны. С инородцем жить не будет, умертвит себя. А с казаком будет жить, кого полюбит. Атаманы и старосты их жестки. С разных становищ они собираются быстро, между становищами ездят вестовые, в сутки могут выставить тьму (10 тысяч) воинов, при каждом копье, сабля, кинжал, 10 дротиков, 100 стрел, 2 аркана. С каждым воином 3 коня, от него не отстают. Без аркана в поход не идут. В стане есть кузницы, мельницы. Золото у одного казака на всех. Воинами становятся с 16-ти лет. В пище скромны, спят открыто и в шатрах во время походов. Жилище их из бревен.
Великий наш господин, передаю вам это с торговцем хивинцем, Вами посланным. Нам надо замириться с этим народом, на службу взять и тогда Ваша звезда – юлдуз засияет над Вечерними странами и странами утренними. Их победить нельзя, убить можно. Али Беи Насыров». Вот такие письма лазутчики слали Великому калифу Багдада. Во многих исторических источниках есть упоминания о пути из Северной Двины в реку Юг, затем в Пушму, далее через Кайское болото в Молому. Этим путем пользовались много веков. Вечерними странами называли западные государства, а утренними – восточные. Имелся в виду Ясак с них брали две добычи. «Косак преследовал нас постоянно. Берет косак хитростью, смелостью, не уступает нам. Догнали нас в месте Ярань (Яранск), сеча была жестокая, ушли с трудом, добычу всю взял косак, зимовали в Карасарае. Московье рать собирает, рязанцы послов послали и мира просят. Терпим убыток и урон несем от набегов косака.»
Во многих летописях и разрядных книгах упоминается участие казаков в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского.
Выше мной упоминалось, что во многих летописях и разрядных книгах, а также в книге «Письма Великому Багдадскому Калифу» от различных лазутчиков (их называли по-гречески сикофант) сообщается, что в период татаро-монгольского ига земли полуночных стран по рекам Твина (Северная Двина), Юка (Юг), Сухан плотно заселены повольными людьми рабства не знающих. Кагану великому дани никто не платит, пригнуть их невозможно, своих князей московатов не слушают, Великому Каганату служить не хотят. «Безобразие!» - мечет громы и молнии Великий калиф. А между тем в отдельные годы эти дикие люди, вооруженные арканами, копьями, саблями двухсторонними, малыми отрядами грабят Великий каганат, добираются до великого Мараканда (так во многих летописях именуется Самарканд). Они грабят крепости, берут Темучинов и исчезают как призраки.
Пишет калифу еще один сикофант. Кожаные свитки с арабскими буквами передают калифу. Осторожно читают их придворные грамотеи. Калиф, в который раз дает грозные указания – поймать косого – казака и живым доставить, но пойман6ные они в пути умирают, летят головы лекарей калифа.
Вот еще один доклад калифу. Пишет ему Мирза Гирей Али Бей, турецкий подданный, купец знатный, 15 лет в полуночных землях живший, на вдове казака повернутый, веру христианскую принявший. Летописец пишет слова его тщательно. Стоит жара большая, идет Чиляк (период самых жарких 40 дней с июля по 10-15 августа). Пот с носа капает. Над калифом слуги опахалом помахивают. Сикофант Гирей Али Бей говорит медленно. Кизил на бумаге расплывается (кизил – красные чернила). «Мой повелитель, великий калиф, царь царей всего мира подлинного. Я, согласно Ваших мудрейших повелений, с караваном товаров прибыл по великой реке Итиль в Ниже-Новый город, торговал год и два, получил пайцзу от хана татарского. Много знакомых и друзей заимел среди народа. Рус чтил их бога Ису. С их отрядом по лесам дремучим прошел по рекам темным, где рыбу черпают решеткой куста – мелкого дерева (здесь переведено переписчиками неверно. В сносках исправлено: рыбу из рек Юг, Сухоны и Двины черпали пестерями из ивовых прутьев). Реки кишели рыбой. Мы шли много дней и ночей болотами, их кони плыли по рекам, и мы пришли на озеро Ильменью (Ильмень) возле Новгорода. Там в круг косаги собирались, дела военные решали, звенел колокол».
На 160 листах подробно описывается жизнь русов сикофантом Али Беем за те 15 лет, что он провел среди казаков. Он описывает 2 похода из Нижнего Новгорода на реку Твин. При этом дает подробное описание того, как с реки Итиль шли на ладьях и стругах в реку Молому и реку Пушем (Пушму), как жили в становище Ладья (Лодейно). Становище Ладья огорожено валом высоким, забором кольями из дерев. На берегу реки Пушем на четырех столбах высоко поднята ладья и ее видно отовсюду, а ночью факел горит, и путников кони идут, их струги, ладьи тащат. В лодейне в бане моются и парятся шибко, вениками и прутьями друг друга хлещут. А по реке Юг описывает становище руссов, где военному делу обучают сызмальства, а коней учат плавать уже сосунками. С одним хозяином конь стоит, и голос его знает. Набеги на улусы делают дерзкие. А по реке Твин и Сухон городки торговые снаряжение военное вырабатывают. Женятся просто, детей воспитывают все – воины и мастеровые люди. Старост и атаманов слушают, ослушников плетями бьют, а прелюбодеев и блудниц на шейную цепь сажают. Уходят в военные походы на полгода и более, добычу привозят богатую, трупы воинов не бросают и все в становища отвозят, хоронят под звон колокола. Кресты ставят высокие и на камнях насечки делают. А часть казаков, домовитые, скот разводят и дома строят из бревен. А кто в бой ушел – за домом досмотр ведут. На 60 страницах описывается 21 становище по рекам Молом, Пушем и Юг. По реке Сухон - пишется - просто много торговых городов, острожков военных, и в кузнях гремят молоты. На 3 листах Гирей Али Бей поучает, как казака в плен взять, чтобы при этом он не умертвил себя: колодки на руки и на ноги, ежедневно два раза давать хмельное зелье, и так можно в Багдад доставить. Иначе нельзя – помрет. Письмо датировано 1379 годом. Это накануне Куликовской битвы, когда Русь уже собирала боевые дружины».
Конец цитаты.
Меньшенин В. И. - краевед, есаул Волжского казачьего войска, д. Гребенево, Утмановского с/с, Подосиновский район Кировской обл. Книга вышла в 2005г.
http://www.herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=99 - о Меньшенине В. И.
После разгрома Ордынцами Третьей Руси (Артании в Приказанье) во второй половине 13в., ее население (Козаки-ушкуйники) рассыпалось по русскому северу вдоль древнего Нукратского пути от Моломы и Юга до Сухоны, С. Двины и Вычегды. Отсюда совершались походы на Орду.
С приведенным выше новым источником о Моломо-Югских казаках надо подробно разбираться. Пока лишь замечу следующее. Проступает прямая связь козаков и ушкуйников. Имя ушкуйник появилось, вероятно , по месту поселения - городку Усть-Кай на Вычегде, а также явно связанные с ним Кайгород на Каме и Моломе. Имя казак в тюркском варианте звучит как "кай-сак". Из него видна связь со словами "кай" или "кайса". Отсюда вероятный смысл слова кайсак - летун, налётчик.
В 1320г. Устюг был захвачен ордынцами, после чего козаки-кайсаки на Юге уже, вряд ли, жили, - перебрались на Вятку.
Козаки жили на большой территории (Арсания-Биармия), в разные времена группировались в различных местах. В конце 13-начале 14в. - на Моломе, Юге и Двине. Отсюда они продолжали войну с татарами-ордынцами, начавшуюся еще 1240г. в Приказанье на переправах через Каму. С воцарением Узбека на время притихли и затаились где-то на Двине и Вычегде, возможно, частью обосновались в В. Новгороде и воевали с его сев. соседями. С началом смуты в Орде в 1360г. ушкуйники стали вновь совершать походы на Волгу, но уже двумя флотилиями, по Каме и Волге (в которую попадали через Сухону и Кострому). На самой Вятке козаки поселились уже в 13в. Но ушкуйниками их не звали, так как Усть Кай был севернее. Козаки - свободные люди, общего единого руководства у них не было, жили несколькими самостоятельными волостями: Моломо-Югская, Двинская, Вычегодская, Кайгородская. Возможно, на верхней Вятке было удельное Арское княжество с центром на Чуршинском городище, а возле него два казачих города Микулич и Кошкар-Слобода. Не исключено, что третьим городом было Карино. Арские казаки в силу этого обстоятельства примерно до 15в. были служивыми. В 15в. большинство козаков и ушкуйников собрались на Вятке в двух волостях, как написано в Нариман Тарихы, Балын-Нукратской и Арча-булгарской, - Русско-Новгородской и Арско-булгарской. Первая была присоединена к Москве еще в 1459г., вторая - в 1489г. За оказанное сопротивление она подверглась большему разгрому. Дальнейшее уже обсуждалось. Такая картина складывается на сегодня.
Происхождение казаков, которые как теперь становиться понятно, одновременно звались ушкуйниками, можно как ушкуйников по предположению skygradа вывести от казанцев. В тюркских языках - Кайсак, в западных - Cossak, двойной звук ss замещает йс и з. Учитывая, что в словах типа Кай происходит замена й на л, что везде подчеркивают лингвисты, а также вероятное выпадение к при заимствовании слова в другие языки, можно взять такую цепочку вариантов одного и того же слова:
Учель-Ошель, учкель, ушкул, ушкуй, усть-кай.
С другой стороны:
Казань, казан, кассан, кай-сан. Боплан писал, что слово Козак происходит от коза, но это не верно. Скорее от кайса или кай, а это, как мы знаем, частое название рек вокруг Вятки в местах обитания казаков-ушкуйников. Речка Казанка, на которой вблизи устья стоит Казань, могла изначально иметь название Кайса. А сам город зваться Усть-Кай, или Уч-кель. Отсюда выходят все остальные слова: Казань, город на реке Кайса, казак-кайсак, житель Казани и ее округи, и наконец ушкуйник.
У удмуртов встречается фамилия Кайсин, а у вятских русских Кассин. Не знаю как русские, а знакомые мне удмурты с фамилией Кайсин напоминают внешне казаков, смуглые, нос чуть с горбинкой. Удмурты в основной массе светлые и рыжеватые. Кайсин - могли назвать мальчика родивщегося от кайсака.
В ДТ при описании Нукратского пути из Вятки подразумевается переволок на р.Юг и далее Бишер (Вычегда) и далее через притоки Бийсу (Печора). Так что булгары о волоке Молома-Юг знали хорошо, но дальше Устюга не бывали, да и то не часто, во время набегов. Северной торговлей занимались в основном сканды и лояльные к булгарам новгородцы, поселившиеся на Вятке. Бийсу была огромной страной - Биармия; Пермия - только ее часть - бассейн Вычегды. Чепца, на Бийсу не похожа. В ДТ упомянута река Чуп-су, но это явно не у нас, хотя какие-то реминисценции возникают.
Некоторые татарские историки связывают название "казак" с именем города Казань. В приведенном выше отрывке из книги Подосиновского краеведа взяты цитаты из "Писем халифа". В сети ничего такого пока не нашел. Вещица скандальная и у нас вряд ли когда печаталась. Казаки в ней обрисованы вполне определенно сложившимся народом, который никак не мог возникнуть из ничего и вдруг. Это были Артанцы-казанцы, согнанные со своего места событиями 13в. Возможно, на верхнюю Вятку отступил и бывший князь-правитель Арсании, здесь, на относительно далекой окраине, у него, как это часто практиковалось, был родовой замок Чурша. На одном форуме мне сказали, что слова Чурша и Арса схожи в лингвистическом плане. Отсутствие сведений об этом регионе подтверждает сообщение арабов о том, что Арский царь сидит в крепости Арса на горе, и, что там убивают всех чужеземцев. Этакая запретная зона, частное удельное владение князей.
Булгары бывали в Устюге сухим путем на конях в составе большого войска, осенью - в начале зимы. Крупные Волжские корабли (которыми правили не сами булгары, а, скорее всего, какие-то выходцы с севера), если и заходили в Вятку, то только до устья Моломы. Вот по Каме до ее середины эти суда явно ходили, там по берегам много булгарских находок. Насчет городищ на Чепце можно разное думать, там есть и булгарская керамика и немного русских вещей. Вероятно, была опять же сухая дорога по югу Вятки напрямую к верхней Чепце, но никак не реками по Вятке и Чепце, иначе бы была заселена вся Чепца, а не ее труднодоступные верховья. Туда мог быть путь и с Камы от Рождественского городища (в ДТ это город Каргадан). Это была достаточно изолированная культура, она имеет слабые связи и с Камской того периода (9-13в.) и с Вятской.
Вопрос с происхождением казачества в основном решен. Осталось только окончательно подвести черту. И это должны быть квалифицированные раскопки, антропологические, краниологические и генетические исследования захоронений и ныне живущего населения Вятки и традиционных областей расселения казаков на Дону и Днепре. Думаю, это дело ближайшего будущего. Но и существующих свидетельств уже вполне достаточно, чтобы считать Вятскую версию наиболее основательной. Перечислю еще раз важнейшие:
1. Схожесть десятков казачих фамилий 16-17в. на Дону и Вятке.
2. Схожесть говоров донских казаков и вятчан.
3. Факт существования Вятской республики в 13-15в., во многих моментах аналогичной казачьим республикам Дона и Украины.
4. Факт переселения вятчан в 15в. в верховья Дона.
5. Идентичность захоронений казаков 16-17в. на Украине с Никульчинским могильником 13-15в.
6. Свидетельства иностранных источников о проживании казаков на Вятке с 13в. (Джагфар Тарихы, Нариман Тарихы и Письма халифу).
7. Свидетельства российских источников (грамот и переписей 16-17в.) о проживании казаков на Вятке.
8. Полная идентичность рисунка Вятского герба с казачьими украинскими гербами, печатями и эмблемами.
8. Поддержка вятской версии видными историками казачества (Е. Савельев и др.)
Ничего подобного в пользу какой-то иной гипотезы просто нет.
В настоящее время существует две основных версии происхождения древних русов: северная скандинавская (или западнославянская и балтская); и южная - Черноморско-Каспийская. Вторая версия постулирует появление русов где-то на нижней Волге намного раньше эпохи викингов (во 2-4в.). Откуда они взялись и кто были по этнич. происхождению - не ясно. Вероятно, русы были разные, об этом говорят и некоторые арабские авторы. Отсюда несколько их видов, три основных: Киевские, Ладожско-новгородские и Арские. С последними историки не пришли к определенности и попросту списали как недоразумение. Вятка была последним оплотом Арских русов-козаков. С этим связано замалчивание ее истории.
И еще один момент. Историки казачества ищут происхождение наименования казаки в случайных схожих по звучанию словах: косоги, козары и др. Многие выводят само слово из татарской тюркской этимологии, где оно означает вольный, праздный бродяга, а также легко экипированный воин. Казаки-татары (степняки) действительно были, но они вторичны по отношению к козакам-русам. В ДТ от лица Гази Бараджа говорится, что казачьи воинские подразделения были созданы в татарском войске Бату по образцу уже существовавших до того казаков из гвардии Гази Бараджа. А это были Вятские козаки. Понятно, что козаки-русы существовали сами по себе, Г. Б. просто использовал их как союзников и личную охрану. Заимствование казачества татарами-ордынцами было во многом внешним: название, некоторые вольности, экипировка. Настоящие козаки имели древнюю русскую традицию воиского братства и товарищества, выборность атаманов, вечевой уклад жизни (коло-круг), навыки судоходства и многое другое. Татарское казачество в этом плане заметно отличалось от русского и, в конце концов, как искусственно привнесенное извне сошло на нет.
В заключение хотим обратиться ко всем казакам Украины и России. Гипотез и теорий происхождения казачества выдвинуто много десятков. Но все они вместе взятые не имеют и десятой доли доказательной базы представленного здесь в общих чертах Вятского варианта. Спросите себя, кто вам ближе в качестве предполагаемых предков: степняки, северокавказцы, хазары или вятчане-республиканцы? Ответ очевиден.
Вятка - родина казачества!