Поль Гоген закончил картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»,
взял коробочку с ядом и пошел в горы, чтобы умереть
Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» имеет одну особенность:
она «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты,
которыми интересовался Гоген.
1. СПЯЩИЙ РЕБЕНОК
символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По словам
искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и
считал, что человече ские души до нисхождения в материальный мир пребывают в
младенческом блаженстве на небесах».
2. СОБАКА — символ бед, которые поджидают человека на земле.
3. ТРИ ЖЕНЩИНЫ символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сом нениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», — говорит Марина Прокофьева.
4. МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ
пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания. Как теософ Гоген
полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке
изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком то нет.
5. ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.
6. ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ. «На картине Гогена, — рассказывает Марина Прокофьева, — они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».
7. ПТИЦА — символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.
8. ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, — замечает Прокофьева, — поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное
воздаяние — радостный покой».
9. ИСТОЧНИК — символ вечности.
10. СТАТУЯ БОЖЕСТВА олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.
11. ФИГУРА ПОДРОСТКА символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.
12. КОЗА, КОТЕНОК И ЩЕНОК — это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.
13. ОБНАЖЕННАЯ — символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.
14. СТАРУХА символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, — говорит Марина Прокофьева, — будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости ».
15. ПТИЦА С ЯЩЕРИЦЕЙ В КОГТЯХ — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.
16. НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ НА ФРАНЦУЗСКОМ — D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея изящных искусств (Бостон, США).
[700x260]