в 1907-м, по заказу Феликса Юсупова – старшего, известный скульптор, выпускник Императорской академии художеств Амандус Генрих Адамсон завершил работу над воплощением в бронзе легенды о красавице из Мисхора Арзы и похитившем девушку около ее любимого источника вероломном разбойнике Али-бабе. По другую сторону набережной юсуповского имения тогда же установили еще одну работу Амандуса – Русалку, а между этими скульптурами на высоком постаменте вознеслась бронзовая Минерва – античная покровительница искусств. Все эти произведения отливали в Петербурге, но только Минерву из перечисленных сюжетов запечатлел в своем альбоме, посвященном Юсуповскому дворцу и парку, замечательный художник и фотограф Василий Никандрович Сокорнов.
[580x435]
(фотография Мисхорской русалки В.Н. Сокорнова 1939г.).
По словам же сына хозяина имения, Феликса Феликсовича Юсупова, за каждым кустом в мисхорском парке можно было увидеть скульптуры, которые он в большом количестве покупал. Но наиболее известные стали, конечно же, три: Арзы, Али – баба, Русалка с младенцем.
Имя Амандуса Адамсона совсем недавно представители Эстонского общества Крыма поместили на памятной табличке около скульптур, раскрывающих начало сюжета популярной крымской легенды. Также они увековечили имя своего земляка около Памятника затопленным кораблям в Севастополе – бронзовые части монумента русской славы выполнил Адамсон.
Конечно, творчество скульптора давно приковывало к себе внимание исследователей Петербурга (там он учился в Академии художеств), Эстонии, где родился, трудился и умер мастер, а также Крыма, где установлены его работы (правда, фигура Минервы не сохранилась). Интересовались и Русалкой, подсчитывали, сколько их было выполнено — три или все же четыре?
Первая, исходя из некоторых письменных источников, могла быть выполнена парижским скульптором Наумом Аронсоном (1872-1943), была вовсе без младенца, но ее снесло штормом со скалы, на которой ее установили. По просьбе Юсуповых эстонский скульптор Адамсон выполнил скульптурную группу — мать с ребенком. На что знатный заказчик пошутил, что теперь композиция соответствует сюжету. Действительно, увез мисхорскую девушку в Турцию Али-баба, а вернулась она к родным берегам уже молодой матерью. Но потом и эту скульптуру забрало море. Впоследствии ученики Амандуса Генриха Адамсона по его отливкам создали новую скульптуру Русалки с ребенком и установили ее на прежнем месте в конце 1920-х.
[367x575]
(фото Мисхорской русалки).
Фотограф Сокорнов в 1930-е передал множество своих негативов Ялтинскому музею и в 1939-м в Симферопольском издательстве Крымгосиздатторга вышли две фотооткрытки, ценой в 30 копеек, с одинаковым названием: «Крым. Берег Кореиза. Русалка. Фото Сокорнова». Тираж каждой составил 20 тысяч экземпляров. На одной из них в знаменитом сокорновском лунном освещении среди тихо плещущего моря, на камне, застыла Русалка с младенцем на руках. На другом снимке сфотографированная днем та же группа в прежнем ракурсе, но крупным планом, оживляют композицию шесть чаек, добавленные пером художника, работавшего в юности ретушером в фотоателье.
[580x385]
(Довоенная фотография)
На второй фотографии видны детально проработанные черты лица модели и мальчика. Конечно, она не была профессиональной натурщицей, а, как вспоминают ее далёкие потомки — на тот момент служила кормилицей в Юсуповском семействе. Родилась она в 1882-м году. По сохранившимся у потомков Пармена Пафнутьевича семейным фотографиям, думаю, можно установить ее внешность. Ввиду того, что прошло больше столетия, наши современники «не знают ее в лицо».
Достоверно известно, что эстонский мастер, получивший серьезную выучку в Императорской академии художеств, досконально знал анатомию человека и животных, умел ее достоверно показать в разных материалах – будь то дерево, мрамор или бронза. Он обладал утонченным мастерством, считался приверженцем классицистических традиций ваяния и большое внимание уделял воспроизведению в своих работах различных деталей, хорошо передан, например, рисунок ткани платья Арзы, но лицо ее схематично – восточная красавица не должна была показывать его. Принимая вышеизложенное во внимание, можно утверждать, что мисхорская Русалка имела точное имя и биографию.
Как утверждают источники, для своей первой Русалки, украшающей монумент погибшим на корабле, носившем такое мифологическое имя (памятник установлен в таллиннском парке Кадриорг), позировала Адамсону юная девушка, убиравшая его мастерскую. Ее он долго уговаривал – нравы тогда были строгими. Потом, уже бабушкой, подводя внучку к памятнику, с гордостью говорила ей, что фигуру, венчающую монумент, получивший название «Русалка», славный мастер лепил с нее. О том остались воспоминания внучки.
Конечно, таллиннская Русалка не была первым воплощением в вечном материале скульпторами-профессионалами. Есть, грустно задумавшаяся в одиночестве на камне, копенгагенская Русалочка работы Эдварда Эриксена, установленная в 1913-м. Известно, что голову скульптор лепил со своей супруги.
[580x435]
(фото Копенгагенской русалочки).
Символом Варшавы издавна считалась морская сирена. В 1939-м скульптуру молодой женщины-воительницы, вооруженной так же, как и на старой фреске мечом и щитом, установили на набережной столицы. Моделью служила талантливая этнограф и поэтесса Кристина Крохельска, погибшая во время Варшавского восстания 1944-го года, когда выносила раненых из-под огня. Она же написала и гимн повстанцев.
(символ Варшавы).
Конечно, вандалы не оставляли без внимания морских красавиц: неоднократно они пытались уничтожить Русалочку в Копенгагене, но она далеко от нас находится и мы снова вернемся в Крым.
Здесь мы имеем возможность близко увидеть зверства последней войны. Русалку в Мисхоре при реконструкции набережной в 1970-е сняли, списав на разбушевавшуюся стихию. Вскоре выполнили в Киеве новую скульптуру по старому образцу, но установили по другую сторону пирса, то есть, не в том месте, где она стояла при жизни Юсуповых и Адамсона, а напротив Арзы и разбойника, соединив таким образом начало и конец легенды. А прежнюю, словно чудесным образом обретенную из пучины, установили на Поляне Сказок, где и теперь ее можно увидеть, но не среди привычной ей морской стихии, а на песке под уютной рощицей дерев.
Но идиллическая картина меняется, как только вы подходите ближе. Все тело Русалки, особенно та часть, что видна со стороны мыса Ай — Тодор, где, очевидно, у немцев находилась огневая точка, изрешечена следами от пуль автоматной очереди. Много следов, напоминающих о войне, можно увидеть на ее спине, причем, той части торса, что возвышалась над водой. Пока нет данных по поводу оружия, из которого стреляли по Русалке как по мишени, можно предположить, что в ночное время она могла показаться кому-то из оккупантов плывущим живым противником.
[580x870]
(фотография В. Н. Дмитриенко 2013 г. Русалка на Поляне Сказок).
Итак, в завершение нашей истории скажем: в странах, где установлены скульптуры Русалок и Сирен, знают имена моделей и только одна мисхорская до недавнего времени не имела имени. Согласно устной традиции, моделью для скульптора послужила крестьянская девушка Меланья, кормилица князей Юсуповых. Биография ее прослеживается не полностью, но достоверно известно, что в советское время она жила в Кореизе. Вполне возможно, что остались потомки героини нашей публикации Мелании Степановны Шатиловой, а также документальные свидетельства. Будем продолжать поиск.