1.
	Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается 19 декабря зимним Николиным днем. Это особо чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола — второй после Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
	В редкий год на Руси в этот день не бывает морозов. Говорили: «на Студеного Николу снег навалит гору», «Подошел бы Николин день, будет и зима на санках». Никола зимний и первые морозы никольские. «На день святого Николая зима с гвоздем ходит», «Зима силу набирает."
	
	2.
	
 [200x296]
	
	3.
	Николин день — начало зимнего сватовства. По поводу женитьбы говорили: «Хорошую невесту и на печи найдут», «Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой пропал». «Кому на ком жениться, тот в того и родится!», — говорит старинная русская пословица. «Всякая невеста — своему жениху невестится!», — дополняет ее смысл другая. И вот, верующий в заступничество Николы Милостливого деревенский люд наделяет его силою «связывать судьбу суженых». Отсюда — обычай служить после свадебного сговора молебствие Николаю угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена — Богом суждена!» — по убеждению народной мудрости. «Судьба придет, по рукам свяжет». И простолюдин, решающийся на такой важный шаг жизни, прежде всего, вспоминает о своем могучем заступнике
	
 [700x540]
	
	4.
	
 [341x500]
	
	5.
	Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное — шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. «На братчину ездят не званы!», «Братчина судит, ватага — рядит!» — говорили в народе. — «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзьями будут!» — добавлял он в другом изречении, намекая на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и ЯР-Хмель, общий примиритель. «Николить» — праздновать Никольщину — является в то же самое время равнозначащим словом: пить, гулять, пьянствовать.
	
	«Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»… Длинная цепь подобных зим, подсказанным многовековым хозяйственным опытом, поговорок замыкается наиболее точною из них: «Никольской торг всему указ».
	
	
	С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
	На Николу на вечерке не работала, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут; «Ну-ко, девицы красны — песенку нам!». В этих случаях пели песни, которые пелись скоро и неизбежно оканчивались приглашением поцеловаться.
	
 [700x500]