Это цитата сообщения
Валера_Богуславский Оригинальное сообщениеНестеров – художник Святой Руси
[229x350]
18 октября 1942 года умер выдающийся русский православный художник, иконописец и общественный деятель Михаил Васильевич Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.
Окончив уфимскую гимназию и московское реальное училище, Нестеров, проявивший талант художника, продолжил свое образование в Училище живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств.
В 1885 г. за картину "Призвание Михаила Федоровича Романова" Нестеров получил звание свободного художника. Придерживаясь простого и ясного художественного языка, Нестеров выражал русский нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни ("Юность преподобного Сергия", "Святая Русь", росписи в Марфо-Мариинской обители и др. храмах). Православно-монархическое міровоззрение естественно привело художника к иконописи.
Талант иконописца у Нестерова ярко проявился при росписи Владимірского собора в Киеве, где ему довелось работать вместе с В.М. Васнецовым. Сочетая традиции древнерусской иконописи с некоторым художественным романтизмом, Нестеров создал удивительно образы Спасителя, Богородицы и святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси.
Сооружая в 1908 г. Покровский храм в Марфо-Мариинской обители милосердия, Великая княгиня Елизавета Феодоровна пригласила расписать его Нестерова, уже известного иконописца, чья живопись уже украшала к тому времени стены соборов в Киеве, Владимире и Петербурге.
Выдающимися произведениями русского духовного искусства стали и многие картины Нестерова: "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890), "На Руси" (1916).
Нестеров участвовал в Товариществе художников-передвижников, однако не разделял преобладавших в той среде либерально-критических умонастроений, какие были, например, у И.Е. Репина. Нестеров стал одним из членов-учредителей "Союза русских художников". В годы так называемой "первой революции" Михаил Васильевич, идя против течения "прогрессивных" литературно-художественных кругов, в 1905 г. вступил в "Союз Русского народа".
Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы "Художники П.Д. и А.Д.Корины" (1930), "Академик И.П.Павлов" (1935), "Скульптор И.Д.Шадр" (1934), "Скульптор В.И.Мухина" (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, вышедшими в 1942 г. под названием "Давние дни". Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 г.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вечная память!