• Авторизация


История золотой Хохломы! 01-04-2017 12:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ramata Оригинальное сообщение

История золотой Хохломы!

[567x139]

Хохлома - что это такое?

Прежде всего это старинный русский народный промысел.

Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской.

Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. [700x439]

Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода.

В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте.

Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго.

Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.

История Золотой хохломы

[700x525]

Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства.

Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. [700x525]

Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла.

Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. [700x525]

Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото.

Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную.

Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. [700x525]

Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации.

Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи.

Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.

Зарождение высокого искусства [700x525]

Так на Волге появилась золотая роспись хохломы.

От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками.

Серебра не хватало, и его заменили оловом.

Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. [700x532]

Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии.

Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами. [700x700]

Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки.

Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. [700x525]

Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке.

Доходила посуда и до Москвы. [700x466]

В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, французы, англичане. [700x437]

Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

[700x525]

Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом.

Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. [604x453]Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком.

Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы.

Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. [700x688] [700x700]

Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей.

Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества.

Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям.

А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия.

Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.

[700x525]

Посуда и не только

Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. [700x700]

Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала.

К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось.

Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. [640x480]Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

[700x466]

Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение.

Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине 20 века художники создали "хохломской орнамент".

Так появилась классика стиля. [567x700]

Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности.

Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. [600x407]

Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

[700x535]

Техника

Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными.

Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе. [480x339]

Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий.

Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. [580x583] [700x525]

Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка.

Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. [700x483]

Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев.

После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках.

Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. [694x532]

Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.

Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов.

После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов.

Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. [700x525]

Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно.

Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.

После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов.

При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.

[показать]

Виды росписи

В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества.

Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".

Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. [600x448]

Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :

  • "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность.

  • Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.

  • "Травник" – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.

  • "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом. [700x466]

В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой".

Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. [700x525]Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные.

Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.

Хохлома глазами ребенка

Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи.

И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником.

Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. [700x525]

Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало.

Вместе с малышами радовались их родители.

Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".

[700x525]

[700x525]

http://fb.ru/

[637x78] [228x76]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История золотой Хохломы! | voitenko - Дневник voitenko | Лента друзей voitenko / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»