Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства.
Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон.[700x525]
Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла.
Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. [700x525]
Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото.
Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную.
Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. [700x525]
Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации.
Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи.
Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.
От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками.
Серебра не хватало, и его заменили оловом.
Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. [700x532]
Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии.
Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.[700x700]
Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки.
Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. [700x525]
Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке.
Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом.
Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. [604x453]Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком.
Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.
Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы.
Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. [700x688][700x700]
Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей.
Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества.
Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям.
А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия.
Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.
Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки.
[700x700]
Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала.
К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось.
Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома.
[640x480]Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.
Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение.
Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине 20 века художники создали "хохломской орнамент".
Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности.
Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие.[600x407]
Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.
Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными.
Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.
[480x339]
Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий.
Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. [580x583][700x525]
Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.
Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка.
Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу.[700x483]
Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев.
После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках.
Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей.[694x532]
Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.
Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов.
После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов.
Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. [700x525]
Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно.
Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.
После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов.
При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.
В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества.
Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".
Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. [600x448]
Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :
"Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность.
Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
"Травник" – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
"Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.[700x466]
В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой".
Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. [700x525]Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные.
Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.
Хохлома глазами ребенка
Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи.
И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником.
Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. [700x525]
Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало.
Вместе с малышами радовались их родители.
Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".