Завершался алтарь пределлой (проданной в 1827 году и находящейся ныне в Национальной галерее в Лондоне) с изображением Воскресшего Христа в окружении святых, пророков, ангелов и членов доминиканского ордена. Все 5 панелей пределлы изначально были написаны на одной доске.
Эти панели были проданы примерно в 1827 дилеру Мецгер за 700 экю. Затем их купил за 900 экю Винченцо Валентини, прусский консул в Риме, чей племянник потом продал их в Национальную галерею в 1860 году за огромные деньги, 3500 фунтов.
Панели пределлы исключительно хорошо сохранились. Реставрация в начале 2000-х годов удалила с них помутневший лак и обесцвеченную ретушь.
Кроме композиций пределлы было еще десять композиций на пилястрах, из которых сохранились четыре (две — в музее Конде в Шантийи, две — в частном собрании).
Пределла. 1428-30. Темпера, дерево. Сан Доменико, Фьезоле
Множество святых, изображенных на трех центральных панелях пределлы, организованы аналогично тому, как это сделано на фресках капеллы Сан Брицио Кафедрального собора в Орвьето. Подавляющее большинство действующих лиц изображены на этих панелях как конкретные люди, а не символические представители некоторого типажа.
Пределла (3). Прославление Христа. 1428-30. Темпера, дерево. 32 x 63,5 см. Национальная галерея, Лондон
Центральная панель изображает Христа Во Славе и хор ангелов и всех Святых, его прославляющих. Слева от Христа, в синем, изображены херувимы, справа, в красном - серафимы.
Пределла (2). Прославление Христа. 1428-30. Темпера, дерево. 32 x 63,5 см. Национальная галерея, Лондон
Слева от центральной панели находится панель с изображениями Богоматери, фигурами Апостолов и изображениями Докторов Церкви.
Пределла (4). Прославление Христа. 1428-30. Темпера, дерево. 32 x 63,5 см. Национальная галерея, Лондон
На панели, которая находится справа от центральной панели, изображены Патриархи, Пророки, Мученики и Девы (посвятившие себя Господу).
Пределла (1). Прославление Христа. 1428-30. Темпера, дерево. Национальная галерея, Лондон
Что касается самых крайних панелей, то изображенные на них святые - это конкретные лично идентифицируемые персонажи. Так, например, на самой крайней левой панели в верхнем ряду слева изображен Джордан Саксонский (ум. 1237 г.), второй Главный Магистр Доминиканского ордена, а следом за ним стоят Регинальд Орлеанский (ум. 1220 г.) и, далее, Амброжио Санседони Сиенский (ум. 1286/87 г.).
Пределла (5). Прославление Христа. 1428-30. Темпера, дерево. Национальная галерея, Лондон
На крайней панели справа в верхнем ряду слева изображен Святой Альберт Великий (ум. 1280 г.), а рядом - папа Бенедикт XI (ум. 1304 г.). Но, разумеется, эти изображения все же нельзя считать портретами в современном смысле этого слова.
Приведенная выше реконструкция алтаря не полна в том отношении, что на ней не отображено наличие в этом алтаре четырех круглых медальонов - двух на пилястрах (боковых стойках) и двух на внешних боковых поверхностях. Представленные ниже медальоны определенно не могли быть одновременно на лицевой стороне алтаря (на пилястрах), поскольку тени на них изображены на противоположных сторонах изображений.
Святой Ромул. 1423-24. Темпера, дерево. 15,9 х 15,6 см. Национальная галерея, Лондон
Более того, Лондонский медальон состоит из двух вертикальных кусков дерева, и его левая (меньшая) часть по ширине в точности соответствует толщине второго (Нью-Йоркского) медальона с его правой стороны. Это означает, что левую часть поверхности Лондонского медальона образовывал торец поверхности пилястры, расположенный к нему под прямым углом.
Медальон с изображением Святого Ромула принадлежал когда-то Лангтону Дугласу, художественному критику, а затем - леди Линсдей, которая завещала его Лондонской Национальной Галерее в 1912 году.
Святой Александр. Ок. 1420. Темпера, дерево. 15,9 х 15,6 см. Музей искусств Метрополитен, Нью Йорк
Скорее всего, Лондонский медальон (Святой Ромул) находился на лицевой стороне левой пилястры, в его верхней части, а Нью-Йоркский медальон (Святой Александр) примыкал к нему с левой внешней стороны.
Медальон с изображением Святого Александра впервые упоминается в 1856 году, когда он входил в коллекцию поэта Самуэля Роджерса в Лондоне. Потом он перешел к историку искусств Лангтону Дугласу. В 1990 году он был завещан Лукой Мозесом музею Метрополитен.
Святой Ромул был первым епископом Фьезолы в первом веке, он был замучен во время правления Домициана. Святой Александр был епископом Фьезолы в конце шестого века. Известен своей борьбой с дворянами, которых он останавливал от вмешательства в дела веры. Он защищал церковь, и в отместку был утоплен дворянами близ Болоньи. Святые Ромул и Александр считаются покровителями Фьезолы.
Не изображен на приведенной выше реконструкции алтаря и Ковчег (киворий для святых Даров), который был установлен в центральной части первоначального алтаря. На пике центральной части было расположено изображение Спасителя. На пиках левой и правой частей триптиха была расположена сцена Благовещения.
Ковчег с Христом и ангелами. Ок. 1425-30. 65 х 32,5 см. Темпера, дерево. Эрмитаж, Санкт Петербург
Ковчег (дарохранительница, киворий) располагался перед центральной частью алтаря. Его упоминает Вазари в своем описании.
Ковчег находился когда-то в коллекции Валентини в Риме, а затем в коллекции Стефано Бардини во Флоренции. Он был передан в Эрмитаж в 1911 году наследниками графа Строганова.
Ангелы Благовещения. Ок. 1430-40. 37 х 23 см. Темпера, дерево. Лувр, Париж
Ангелы сцены Благовещения находились, видимо, на боковых панелях (дверцах) по сторонам около дарохранительницы (кивория).
Эти фрагментарные поврежденные панели иногда аттрибутируются как работа самого Фра Анджелико, а иногда - как работа его школы.
Левая панель поступила в Лувр в 1909 году, пройдя через руки флорентийского дилера Стефано Бардини и французского архитектора Виктора Гэя. Правая панель была куплена на флорентийском художественном рынке в 1885 году французским коллекционером Георгом Рампином и оставалась в частном владении вплоть до 2002 года, когда она была приобретена Лувром.
Спаситель Благославляющий. Ок. 1423. Темпера, дерево. 28 x 22 см. Королевская коллекция, Лондон
Изображение Спасителя на пике центральной части алтаря. Оно было приобретено Вильямом Блунжеллом во Флоренции, а затем, в 1854 году, куплено королевой Викторией. Находится на хранении в Национальной галерее.
Есть также предположение, что это изображение Спасителя вместе с Ангелами из Туринской галереи Сабаута могли быть частью центрального навершия ныне разрозненного алтаря с центральной панелью Мадонна Понтассива из галереи Уффицы.
Несколько фигур, расположенных на боковых пилястрах алтаря хранятся в различных музеях и коллекциях.
Святой Михаил. 1424-25. Темпера и золото, дерево. 35,5 х 14 см. Коллекция др. Рау, Кельн
Архангел Михаил — один из высших ангелов, в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-дьявола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Архангел Михаил изображен с мечем в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.
Святой Николай. 1424-25. Темпера и золото, дерево. 35,5 х 14 см. Коллекция др. Рау, Кельн
Святой Николай из Бари (у нас Николай Угодник, Николай Чудотворец ) родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Святой Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. Будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Святой Матфей. Ок. 1423. Темпера, дерево. 36 х 11 см. Музей Конде, Шатийи
Святой Апостол и Евангелист Матфей, иначе называемый Левием, жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. И вот Господь остановил на этом всеми презираемом мытаре Свой Божественный взор и сказал ему: Иди за Мной! Мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом и после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его учению, видел бесчисленные чудеса, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и вознесения Его на небо. Спустя 8 лет по Вознесении Христовом, перед отбытием Матфея из Иерусалима, христиане из Иудеев просили его описать для них дела и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие.
Святой Марк. Ок. 1423. Темпера, дерево. 36 х 11 см. Музей Конде, Шатийи
Святой Марк был по происхождению иудеем, но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом был местом собраний верующих. Родился в Иерусалиме и был племянником апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним. Был учеником апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал по Ливии и внутренним областям Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где тот находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Апостол Марк традиционно изображается со львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди св. Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыне.
Панели Святой Матфей и Святой Марк из музея Конде были приобретены герцогом Аумале (Генрихом Орлеанским) в 1879 году у Фредерика Рейсета.
Фрески капеллы Сан Брицио Кафедрального собора в Орвьето (1447. Орвьето)
Художественное оформление потолка капеллы Мадонны Сан Брицио Кафедрального собора в Орвьето является, пожалуй, единственной работой Фра Анджелико, которая настолько хорошо документирована, что может быть датирована точно.
14 июня 1447 Анджелико подписал контракт на оформление всей капеллы при участии Беноццо Гоццоли, Джованни ди Антонио (племянника Фра Анджелико) и Джакомо ди Поло. Он согласился приезжать в Орвието каждый год на три месяца летом, пока продолжалась его работа в Риме. По 28 сентября 1447 две секции потолка были закончены, и Анджелико с тремя своими помощниками получили за это плату.
Потолок капеллы. 1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето
Одна из завершенных Фра Анджелико секций потолка представляла Христа во Славе, а другая - шестнадцать пророков. Большая часть фактической изобразительной работы, по всей видимости, была сделана Беноццо Гоццоли, который не хотел, чтобы стареющий Анджелико не поднимался на высокие леса (во время работы погиб один из каменщиков).
Христос во славе. 1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето
Христос во славе. Фрагмент
Пророки. 1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето
Пророки. Фрагмент
После этого Фра Анджелико был отозван в Рим и больше в Орвието не вернулся. Фрески были завершены только пятьдесят лет спустя (1499-1500) Лукой Синьорелли, последавателем Фра Анджелико. Он закончил две секции потолка (Святые и Апостолы), а также написал 7 больших сцен на стенах капеллы.
Святые. 1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето
Апостолы. 1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето
В 1996 году капелла была полностью реставрирована.
Триптих «Мадонна с младенцем» (1450. Галерея Уффици, Флоренция)
Ныне разрозненный полиптих, написанный Фра Анджелико одновременно с алтарем Боско аи Фрати после 1450 года.
Центральная композиция алтаря предоставлена в 1909 году священником церкви Святого Архангела Михаила в Пантассиве, пригороде Флоренции. В нижней части панели имеется надпись, в которой упомянуты три донатора алтаря, члены семьи Филикайя, семьи землевладельцев в Пантассиве.
Панель выставляется в галерее Уффици с 1949 года.
Мадонна с младенцем (Pontassieve Madonna). Центральная панель. Ок. 1450. Темпера, дерево. 134 x 59 см. Галерея Уффици, Флоренция
Мадонна изображена сидящей на троне, покрытой красным сукном. Особым образом обработанное сусальное золото излучает за ней золотой свет, создавая лучи, напоминающие лучи, изображенные на панели Коронация Богородицы (1434-1435), также представленной в галерее Уффици. Это единственная известная работа Анджелико, где Мадонна сидит на низком сиденье без спинки, возможно, это следствие влияния современных иконографических картин из Сиены, таких как Алтарь Сан Доменико де Кортона сиенского художника Стефано ди Джованни Сассетта (около 1434). Типичными для Анджелико изображены удлиненные, с округлыми пальцами руки Богородицы. Контакт между матерью и ребенком очень нежный, создающий своего рода мистические объятия. Цвета ясные и чистые, с ярким мягким светом. Примечательной является пластика показа объемов тел, прежде всего Девы Марии, оживляемой тяжелыми складками мантии .
Пределла алтаря включала, предположительно, сцену Успения Богородицы, а также четыре сцены из жизни различных святых. Эти картины находятся сейчас в различных музеях и коллекциях. Эти пять панелей были объединены в 2008-2009 на выставке в Музее Кимбелл. Предполагают, что эти панели составляют пределлу данного алтаря (Мадонна Понтассива), но прямых подтверждений этому нет.
Во всех панелях пределлы прослеживается влияние фресок Мазаччо из капеллы Бранкаччи, в большинстве сцен видны прямые цитаты из них.
Успение Богородицы. Ок. 1425. Темпера, дерево. 26 х 52,9 см. Музей искусств, Филадельфия
В Библии Мария появляется не очень часто, но поздние христианские писатели указывают многие детали ее жизни и смерти. В этой сцене ее похорон Иоанн Евангелист (справа) держит золотую пальму, которую ангел принес Марии, чтобы известить ее о предстоящей смерти.
В конце восемнадцатого века панель "Погребение Богородицы" находилась во Флоренции, в руках художника и дилера Игнацио Хагфорда. В 1791 ее посчитали работой Джотто "Успение Пресвятой Богородицы", описанной Вазари как находящуюся в церкви Огниссанти. В 1837 году эту панель, когда она была в коллекции Вильяма Янга Оттли, аттрибутировали как работу Фра Анджелико. В 1847 году ее покупают в Лондоне как работу школы Фра Анджелико. В 1900 году она приобретена Джоном Джонсоном и затем поступила в филадельфийский музей искусств вместе с его коллекцией.
Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена. Ок. 1426-29. Темпера, дерево. 26,8 x 23,8 см. Музей искусств Кимбелл, Форт Уорт, США
Сюжет картины взят из так называемой Золотой легенды, бытовавшей в 13 веке.
Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие в неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермоген, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика Филита. Филит пришел и беседовал со святым апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен апостол, молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения апостолу. Познав истину Филит, наученный святой вере, крестился. Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом, тотчас ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, сталь их мучить. Тотчас бесы пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред апостолом. Тогда апостол сказал Филиту: "Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов". После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз: "Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай куда пожелаешь". Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес святому Иакову и принял крещение. По повелению апостола он сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что именем Иисуса Христа творил чудеса.
Картина изображает сцену, в которой святой Иаков приказывает новообращенному Филиту освободить раскаивающегося мага Гермогена. Иаков (фигура с нимбом) касается Филита своим жезлом, понуждая его освободить путы Гермогена и метафорически отпуская его грехи.
Эта панель сохранилась исключительно хорошо. Изысканность техники Фра Анджелико видна в чистых красках, таких как киноварь и лазурит, а также в мастерском использовании позолоты для украшения контуров и драпировок.
В начале девятнадцатого века панель находилась в коллекции Люсьена Бонапарта. Позже она побывала в ряде парижских коллекций - графа де Порталеса-Горгиера (до 1841 года), графа Лафонд (с 1865 года), герцога де Карса (до 1933 года). В 1947 году она оказалась в частной коллекции в Швейцарии. Приобретена музеем Кимбелл в 1986 году.
Встреча святого Франциска и святого Доминика. Ок. 1426-29. Темпера, дерево. 26,8 x 23,8 см. Музей искусств Кимбелла, Форт Ворс
Святой Франциск, видимо, встретился со святым Домиником в Риме на IV Латеранском соборе в 1215 году.
Доминик был старше Франциска на двенадцать лет, и у него была более научная подготовка, но его юный собрат догнал его, ибо ему не нужно было посещать университеты, чтобы изучить там науку бедности и любви. Почти в то время, как Доминик положил основание ордену своему в монастыре Пруйльской Богоматери у подножия Пиренеев, Франциск основал свой монастырь Богоматери Ангельской у основания Апеннин. И тот, и другой приехали в Рим, чтобы испросить у Римского Первосвященника утверждения своего ордена. Эти два человека не знали друг друга. Оба они жили в Риме и, по-видимому, ни разу не слыхали друг о друге. Однажды, когда Доминик, по своему обыкновению, проводил ночь в молитве, он увидел Христа, Который гневался на мир, и, чтобы умилостивить гнев Его, Дева Мария указывала Ему на двух людей. В одном из них он узнал себя, но другой был ему не знаком, и, пристально вглядевшись в него, он запомнил его черты. На другой день он увидел этого человека в нищенской рясе в какой-то церкви. Бросившись к этому бедняку, он обнял его в святом восторге и сказал: «Ты собрат мой, ты пойдешь со мною, будем всегда вместе, и никто не сможет одолеть нас». Затем он рассказал ему о своем видении, и в этих речах и объятиях сердца их слились. Поцелуй Доминика и Франциска передался из поколения в поколение их потомству. Чувство искренней приязни соединяет до сих пор доминиканцев с миноритами.
Эта панель впервые упоминается в 1843 году в коллекции Арто де Монтор, в Париже. Приобретена Самуэлем Крессом у Контини Бонакосси в 1934 году.
Наречение имени Иоанну Крестителю. Ок. 1434 - 35. Темпера, дерево. 26 x 24 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Священник Захария — отец Иоанна Крестителя и супруг праведной Елисаветы. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом. Захария усомнился в вести и был за это наказан немотой. Когда Елизавета родила и настало время давать младенцу имя, его предложили назвать по имени отца — Захарией, но Елисавета отказалась, настояв на том, чтобы он был наречен Иоанном. Захарии дали табличку, и он подтвердил это, написав: «Иоанн — имя ему», после чего смог снова говорить.
Святая Агата, воскресшая из гроба, является святой Люсии и ее матери Евтихии. Темпера, дерево. 24,9 x 21,6 см. Частная коллекция Ричарда Фейгена, Нью Йорк
Святая Агата (235-251) происходила из знатного сицилианского рода. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда Квициан получил отказ Агаты, он возненавидел ее. В ходе гонений на христиан Квициан сначала отдал ее в публичный дом, затем Агату бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После этого насыпали на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросили нагую Агату. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, наместник отправил Агату опять в темницу, где святая и скончалась.
Святая Люсия (283-303) была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Люсия была язычницей, но после того, как ее неизлечимо больная мать чудесным образом исцелилась у могилы святой Агаты, она приняла христианство и дала обет целомудрия. Отвергнутый жених возбудил против христианки Люсии жестокие преследования. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча.
Алтарь «Благовещение» (Annunciazione) (1430-32. Музей Прадо)
«Благовещение» представляет из себя картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни.
Благовещение (Annunciazione). Ок. 1426. Дерево, темпера. 194 х 194 см. Прадо, Мадрид
«Благовещение» — один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анджелико, это одна из его излюбленных тем. Этот образ был написан для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции около 1426 года. В 1611 году она оказалась в Испании - герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы за 1500 дукатов у доминиканских монахов, которым нужны были деньги для покрытие расходов на постройку колокольни. Герцог Лерма распорядился поместить купленный алтарный образ в церкви Сан Доминго в Вальядолиде. Затем работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес. В 1861 году передана в музей Прадо.
Центральная панель
С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анджелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему. В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.
К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»), приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).
Фрагмент. Изображение Адама и Евы
Левую треть композиции занимает изображение сада — Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. В глубине, вероятно, Древо познания. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Соединение двух библейских эпизодов — ветхо- и новозаветного — имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.
Помимо своей нагруженности символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности.
«Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь. Параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа. Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:
Рождество и Обручение Богоматери
Слева изображена сцена рождества Богоматери. Мария родилась в семье Иоакима и Анны. Они жили в достатке, и отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. У них долгое время не было детей и о рождении дочери им было предвещено ангелами после моления Господу. Мария с трех лет была отдана в Иерусалимский храм и по достижения совершеннолетия ей надо было оставить храм и выйти замуж, чего она не желала. Священники не знали что делать, но потом первосвященнику Захарии явился ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства».
Первосвященник собрал этих мужей к храму и, отобрав у них жезлы, внес их в храм. Когда после молитвы Захария вновь вошел за жезлами в святилище, он увидел, что все жезлы остались в своем прежнем виде, а один жезл расцвел. Этот жезл принадлежал праведному 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Иосиф возразил, что у него есть дома взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмет к себе в дом столь юную девицу. Но первосвященник сумел уговорить его не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение. Сцена обручения изображена в центре и справа.
Встреча Марии и Елизаветы
Елизавета — родственница девы Марии, мать Иоанна Крестителя. Когда Елизавета ожидала ребёнка, будучи на 6-м месяце беременности, к ней пришла дева Мария, которой архангел Гавриил возвестил о предстоящем у неё рождении сына божьего. Младенец «взыграл во чреве» Елизаветы, и она поняла, что перед ней будущая мать спасителя и приветствовала Марию как «благословенную между жёнами». При встрече с ней Мария произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…». Там она прожила 3 месяца, после чего вернулась в дом Иосифа.
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. После этого волхвам во сне явилось откровение, что к Ироду возвращаться с информацией об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой.
Принесение во храм
После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящен Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошел в храм именно в тот день, когда Мария с Иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! Как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!». Описанная в Евангелии встреча Христа и старца Симеона в иносказательном смысле означает встречу Ветхого и Нового заветов и, соответственно, двух исторических эпох.
Успение
К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Мария обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, увидели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес.
Линайуольская дарохранительница (Linaioli Tabernacle) (1433. Музей Сан Марко, Флоренция)
Результатом сотрудничества Фра Анджелико со скульптором Лоренцо Гиберти стало создание триптиха Линайуоли, хранящегося ныне в музее Сан-Марко во Флоренции. Он был заказан Фра Анджелико цехом льнопрядильщиков (Arte dei Linaiuoli) для их резиденции на Пьяцца Сант Андреа. Контракт на исполнение живописи алтаря, включавший условие, чтобы "на внутренних и внешних сторонах его использовались золото, синяя краска и серебро, самые красивые и наилучшего качества", был предложен Анджелико в 1433 году. Мраморные элементы триптиха были выполнены скульптором Симоне ди Нанни да Фьезоле по проекту Лоренцо Гиберти. Есть мнение, что мраморное обрамление было изначально сделано под другую картину, которая потом была заменена на работу Фра Анджелико. Пределла датируется 1433-35 годами.
Триптих Линайуоли (это, скорее, дарохранительница, табернакль) имеет довольно большой размер, сравнимый разве что с картиной Джованни Чимабуэ "Санта Тринита Маэстра" из церкви Святой Троицы во Флоренции или "Мадонной Ручеллаи" сиенца Дуччо ди Буонинсенья (сейчас в галерее Уффицы). Есть предположение, что размер триптиха выбран в соответствии с размерами статуй в нишах флорентийской церкви Орсанмикеле (главном храме флорентийских гильдий).
В 1777 году, вместе сдругими работами, выполненыими по заказу городских гильдий, триптих Линайуоли был перенесен в Палаццо делла Борса, а потом, в этом же году - в галерею Уффицы. В 1924 году он был перемещен на свое нынешнее место, в музей Сан Марко (музей Сан-Марко создан на базе доминиканского монастыря XV века, в котором Анджелико долго жил). В 2010 году табернакль был отреставрирован.
Линайольская дарохранительница (створки закрыты). Ок. 1433. Темпера, дерево. 260 x 330 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Композиция триптиха состоит из центральной панели с изображением Мадонны на троне и двух подвижных боковых крыльев. На внешней (видимой, когда триптих закрыт) – фигуры святых Петра и Марка, на внутренней их стороне (видимой, когда триптих раскрыт) - фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Внизу, на пределле изображены два эпизода из легенд о Петре и Марке. Святой Марк, ученик и спутник Петра, считался покровителем цеха льнопрядильщиков, по чьему заказу был выполнен этот алтарь. Он изображен на внешней стороне левой створки.
Апостол Петр с ключем и книгой в руках, изображен на правой створке алтаря. Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя его было Симон, имя Пётр ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков». Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Он был одним из любимых учеников Иисуса, названным им первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей Царства Небесного. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно Петр пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду при аресте Иисуса. В ночь после ареста Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Вместе с Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.
Линайольская дарохранительница (створки открыты). Ок. 1433. Темпера, дерево. 260 x 330 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Святые на внутренней стороне створок изображены с видимой трехмерностью. Правая рука Иоанна Крестителя согнута в локте и поднята вверх к груди, верхняя часть его креста скрыта от зрителя. Правая нога слегка выставлена вперед. Вытянутая рука святого Иоанна Евангелиста справа от фигуры Марии направляют взор к пространству, занятому ее фигурой.
Иоанн Евангелист (Иоанн Богослов) был, согласно церковному преданию, сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за ним. Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и апостолом Петром святой Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о своей матери, которой апостол служил вплоть до ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Богородицы апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения императора Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море, где им было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес святой Иоанн написал Евангелие. Умер он около 105 года.
Мадонна с младенцем. Центральная панель
На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Это сцена празднования славы Марии. В отличие от других алтарей, здесь ангелы не образуют кольца, определяющего пространство вокруг Мадонны. Их фигуры размещены в рамке вокруг центральной панели. Реализм объёмности достигается за счет трансформации традиционного золотого фона в тщательно проработанную золотую завесу, окаймляющую Марию. Таким образом создается обрамление, перекликающееся с нарисованной вокруг аркой.
Фигура Марии обладает той же проработанностью и трехмерностью, как и изображения святых на створках. Мадонна сидит на подушке, лежащей на покрытом дамасской тканью сиденьи. На ее левой ноге стоит Младенец с белокурыми локонами и красным нимбом за головой. Он облачен в темно-зеленые одежды, одна Его рука поднята в благословляющем жесте, а в другой у Него земной шар. Богоматерь внимательно следит за движениями ребенка, ее глаза словно гравированы золотом. Над её головой, на фоне усеянного звездами и золотыми лучами прямоугольнике неба, летит Голубь Святого Духа в обрамлении золотой парчи штор, которые, как кажется, только что были подняты.
Линайольская дарохранительница. Фрагмент
Линайольская дарохранительница. Фрагмент
Линайольская дарохранительница. Фрагменты. Ок. 1433. Темпера, дерево. Ширина 20 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Линайольская дарохранительница. Фрагмент
Играющие на музыкальных инструментах ангелы вокруг центральной панели изображены на ленте шириной 20 см. Эта лента видна только если створки алтаря открыты. Изображения этих ангелов – одни из наиболее знаменитых и популярных картин Фра Анджелико.
Пределла (1): Святой Петр проповедует в присутствии святого Марка. Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция
В первой из сцен пределлы Анджелико изобразил "Святого Петра, диктующего Евангелие Святому Марку". В центре композиции - Петр, проповедующий с деревянной восьмигранной кафедры, слева - изображен в профиль сидящий Марк, который записывает его слова, а также коленопреклоненный последователь Марка с чернильницей в руках и два писца, держащие уже законченный манускрипт. Согласно Папию Иерапольскому, раннему отцу Церкви, "Марк был переводчиком Петра". Отсюда возникло распространенное мнение, что он записал слова своего Евангелия под диктовку Петра.
Евангелист Марк не был учеником Иисуса. Считается, что в то время он был еще подростком (по преданию, в доме его родителей происходила тайная вечеря). Марк стал последователем и спутником апостола Петра, своими трудами помогая апостолу в распространении евангельской проповеди. Многие отцы церкви первых веков утверждают, что именно о нем говорит апостол Петр в своем Первом Послании: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой". Святой апостол Петр, во время пребывания своего в Италии, посылал многих своих учеников проповедовать Евангелие в разные страны; в том числе он послал и Святого Марка в Египет около 49 года от Р.Х. и поставил его епископом Александрийским. Здесь святой Марк обратил множество язычников, отсюда его Евангелие распространилось в Ливии и провинциях Египта.
Пределла (2): Поклонение волхвов. Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция
В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (magi) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. Апокрифические евангелия дали им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц. В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.
Пределла (3): Мученичество святого Марка. Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Будучи епископом александрийским Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили, проволокли его по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь его тело, но когда они развели костер, началась буря, раздался гром, и произошло землетрясение. Убийцы в ужасе разбежались, а ученики и последователи унесли тело и схоронили в каменной гробнице. Было это 25 апреля 68 года.
(Продолжение следует)