Во времена царя Соломона размеры Храмовой горы были 500 х 500 локтей. На ее территорию было пять входов:
На южной стороне - двойные ворота Хулды
На западной стороне - ворота Кифонус
На северной стороне - ворота Тади
На восточной стороне - ворота Шушан
(Царь Ирод, расширивший площадь Храмовой горы, добавил трое дополнительных ворот на западной стороне.)
Главной частью Храмовой горы был центральный двор, в котором находилось здание Храма. На остальной площади Храмовой горы размещались различные помещения и здания, в том числе:
• Дом Учения, где преподавали и обсуждали талмудический закон.
• Зал для мелких чиновников Храма.
• Оружейная палата, на случай вражеского нашествия.
• Помещение с инструментами для ремонтных работ.
• Трубное место. Шофар (бараний рог) звучал с крыши этого здания перед наступлением субботы, чтобы люди знали, когда они должны прекратить работу.
Этот двор по периметру был опоясан балконом, отведенным для женщин - отсюда и его название - Женский двор. В четырех углах этого двора были построены помещения, использовавшиеся для различных нужд Храма:
Лишкат-Анезирим - Палата назореев. Назорей это человек, принимающий обет не стричься и не пить вина (или любой виноградный продукт) в течение определенного времени. Назорей должен был принести три жертвоприношения в Храме после выполнения своего обета. Мясо одной из таких жертв, шламим, варили в этом зале. При этом в огонь бросали остриженные волосы назорея.
Лишкат-Аэйцим - Палата древесины. В этой комнате хранилась древесина, используемая для служб в Храме.
Лишкат-Амэцораим - Палата прокаженных. После излечения прокаженный должен был прийти в Храм и совершить омовение в микве, ритуальном водоеме, расположенном в этой комнате. После этого он приносил жертвы, завершая тем самым необходимый процесс очищения.
Лишкат-Ашманим - Палата масла. В этой комнате хранилось масло, вино и мука, необходимые для жертвоприношений. Если человек хотел принести жертву, требовавшую этих ингредиентов, он должен был покупать их здесь.
Врата Никанора вели из Женского двора (Эзрат-Нашим) во внутренний двор Храма (Азара). Примыкавшая к ним 11 локтей в ширину полоса пространства внутреннего двора называлась Эзрат-Исраэль (Двор израильтян - т.к. туда, в отличие от остальной части внутреннего двора, допускались не только коэны, но и евреи из всех колен Израиля). Эти врата были названы по имени человека, пожертвовавшего их Храму. Их бронзовые створки были размером 5 на 20 локтей каждая и были покрыты искусной резьбой.
[показать] У западного края Женского двора располагались 15 полукруглых ступеней, поднимавшихся к вратам Никанора. Каждая ступень была поллоктя в высоту и поллоктя в глубину. Левиты, певшие во время храмовых служб, стояли на этих ступенях.
У основания этих ступеней с двух сторон располагались двери, которые вели в помещение, находившееся под внутренним двором, уровень которого был выше уровня Женского двора.
Это помешение называлось Палата инструментов. Здесь левиты хранили свои музыкальные инструменты и упражнялись в игре на них.
Вторым по величине строением храмового комплекса был Бет-Амокед - крытое куполом здание, служившее местом ночлега для священников, несших службу в Храме.
[показать] Большинство авторитетов считают, что это строение находилось наполовину внутри пространства внутреннего двора, наполовину - снаружи. Четыре комнаты, располагавшиеся по углам, были присоединены к центральному помещению. Бет-Амокед был своеобразным общежитием. Вдоль стен поднимались огромные каменные ступени. Некоторые считают, что коэны спали на этих ступенях, другие полагают, что спальные помещения были встроены в стены.
Этот комплекс состоял из трех палат:
[показать]Лишкат-Амелах - Соляная палата
Это помещение использовалось для хранения и приготовления соли, необходимой для жертвоприношений. Ей посыпались все жертвы, приносимые на алтарь. Солью также посыпали рампы, ведущие на алтарь, чтобы они не были скользкими в дождливые дни.
Лишкат-Апарва - Палата Парвы
Здесь солили и обрабатывали шкуры принесенных в жертву животных.
На крыше рассполагалась миква, предназначенная исключительно для использования Первосвященником в Йом Кипур. Сгласно преданию, человек, который построил эту палату вырыл туннель под Святая Святых, чтобы наблюдать за служением Первосвященника там в Йом-Кипур. Когда он был обнаружен, его казнили в этой палате, которая впоследствии была названа его именем.
Лишкат-Амадихин - Палата промывки
Здесь промывали и очищали внутренние органы жертвенных животных. Хотя эти животные возлагались на алтарь и не предназначались для употребления человеком, они тем не менее промывались и очищались в знак уважения и почтения к Б-гу.
Это крытое строение состояло из трех отдельных помещений:
[показать]Лишкат-Агазит - Палата тесанного камня
В этом сооруженном из тесанных камней строении размещался Верховный Суд.
Лишкат-Агола - Палата диаспоры
Здесь находился колодец, водой из которого коэны могли утолять жажду. Этот источник выкопали евреи, вернувшиеся из изгнания (гола).
Лишкат-Паръэдрин - Палата Первосвященника
За семь дней до наступления Йом-Кипура Первосвященник (Коэн-Агадоль) переселялся из своего дома в это помещение и изучал законы службы Йом-Кипура с мудрецами из числа священников и членов Верховного Суда.
Этот жертвенник имел несколько назначений. На верху его сжигались различные жертвы, приносимые в Храме. Его стены использовались для предписываемого Торой окропления кровью определенных жертв (зрикат-адам).
[показать] К жертвеннику вели несколько пандусов, построенных у его южной стены.
Жертвенник был изготовлен из небольших камней, извести, смолы, и глазури. Камни были идеально гладкими, без зазубрин или царапин. Этих камней никогда не касался металл, так как металл способен сократить жизнь человека, а жертвенник был предназначен для продления жизни.
Вестибюль, который вел к внутреннему святилищу, назывался Улам. Он был размером 100 локтей в ширину с севера на юг, 100 локтей в высоту и 11 локтей в глубины с востока на заапад.
[показать]Кедровые балки скрепляли переднюю и заднюю стены этого высокого зала, предотвращая их обрушение.
Дверной проем был 6 локтей в глубину (такова была толщина передней стены здания). С передней и с задей его сторон было по паре дверных створок. Они были изготовлены из оливкового дерева и покрыты золотом. Их поверхность была украшена резными изображениями ангелов, пальм и цветов.
[161x323]Самая внешняя часть проема была 20 локтей в ширину и 40 в высоту. С внешней стены над входом были укреплены пять огромных балок красного дерева, украшенные резьбой. В этом проеме не было створок, а вместо них была занавесь тонкого льна, украшенная бахромой и вышитая золотыми цветами.
Над входом висел золотой резной светильник, пожертвованный Храму адиабенской царицей Еленой, принявшей иудаизм.
С двух сторон от входа стояли две огромные бронзовые колонны высотой 18 локтей. Сверху колонн были капители высотой 5 локтей, украшенные резными изображениями лилий и других цветов.
Правая колонна называлась Йахин, символизируя вечную уготованность царства Давида. Левая называлась Боаз по имени одного из предков царя Давида.
[показать]Tаим - Внутренние комнаты
Вдоль северной, западной и южной стен Внутреннего зала Святилища (Кодеш) и Святая Святых (Кодеш Акадошим) размещались группы малых комнат. Эти комнаты не использовались для хранения чего бы то ни было, а нужны были исключительно для заполнения пространства вокруг Внутреннего зала и Святая святых.
С северной и южной сторон размещалось по пятнадцать комнат: в три этажа по пять комнат на каждом. С западной стороны было восемь внутренних комнат: два яруса по три комнаты и две комнаты на третьем.
[показать]Высота трех ярусов комнат достигала примерно половины высоты наружней стены здания. В оставшемся сверху пространстве располагались окна. В Святая святых было лишь одно окно в задней стене, высотой 8 локтей.
В каждой комнате были лестницы на верхний этаж и на нижний. Соседние комнаты соединялись дверями. Нижний ярус комнат размещался на уровне фундамента Храма, а не на нем.
Внутренний зал Святилища, Кодеш, был 40 локтей в глубину, 20 локтей в ширину и 40 локтей в высоту. Его стены были облицованы деревом и покрыты золотом, за исключением тех участков стен, которые прикрывались открывающимися вовнутрь створками дверей. По золоту шли резные изображения ангелов, пальм, виноградных лоз и цветов.
Окна Святилища были высотой в 20 локтей и были узкими внутри и широкими снаружи. Это символизировало собой то, что Храм был источником духовного света для всего мира, поэтому окна его служили не для того, чтобы впускать свет вовнутрь, а чтобы распространять его наружу.
[показать]Рядом с северной стеной Святилища располагался золотой стол, Шулхан. На этом стоящем вдоль стены столе располагались двенадцать хлебов и две ложки с ладаном. С северной и южной сторон Шулхана стояло по пять золотых столиков меньшего размера, оттеняющих великолепие большого Стола.
Возле южной стены Святилища стоял золотой семисвечник, Менора. [показать]Кроме того в Святилище находилось еще 10 светильников - пять к северу от Меноры и пять к югу. Как и золотые столики, они служили лишь для украшения.
В центре Святилища стоял Золотой Жертвенник. Он, Менора и Стол располагались в пространстве внутренней половины Святилища, примыкавшей к Святая Святых. [показать]
В Первом Храме Святилище было отделено от Святая Святых стеной, толщина которой была 1 локоть. Высота потолка в нем была 30 локтей. Во Втором Храме высота потолка внутреннего помещения была 40 локтей. Стену толщиной 1 локоть возвести на такую высоту было невозможно, а делать ее толще, уменьшив пространство Святилища или Святая Святых, Мудрецы не хотели.
Поэтому было решено оставить между ними пространство шириной в 1 локоть, ограниченной с двух сторон двумя занавесями. Край внешней занавеси, примыкавшей к Святилищу, был завернут назад с южной стороны. Край внутренней занавеси, примыкавшей к Святая Святых, был завернут назад с северной стороны.
Святая Святых, как следует из названия, была самой священной частью Храма. Вход в нее был запрещен, лишь Первосвященник заходил туда раз в году в Йом-Кипур.
[показать]Размеры Святая Святых были 20 локтей в длину, 20 локтей в ширину и 40 локтей в высоту. Пол и стены были покрыты золотом, как в Святилище.
В Святая Святых находился камень, возвышавшийся над полом на три пальца. Он был впервые обнаружен царем Давидом и пророком Шмуэлем.
На этом камне во времена Первого Храма покоился золотой Ковчег, в котором находились Скрижали Завета. В дни царя Иошиягу он был спрятан, и во Втором Храме Ковчега не было