[300x450]
«Голос ребенка» сегодня является самым популярным детским конкурсом в Нижегородской области. Идея его проста: маленькие лучше видят, что не так, а большие имеют возможность это «не так» исправить. В очередной раз мы знакомим с лучшими работами участников.
Автономная некоммерческая организация «Новое поколение» при поддержке Законодательного собрания Нижегородской области, а также бизнесменов и меценатов готовится подвести итоги ежегодного областного конкурса «Голос ребенка». Интерес к этому творческому проекту со стороны детей, родителей и педагогов был и остается колоссальным: в этом году в адрес организаторов поступило свыше 4 тыс. детских рисунков и эссе на заданные темы. Таким образом, «Голос ребенка» сегодня является самым популярным детским конкурсом в нашем регионе. В очередной раз мы с радостью знакомим вас с лучшими работами его участников, сохраняя их речь и пунктуацию.
Прямо скажу, и председатель АНО «Новое поколение» Марина Стыраневская вместе с председателем жюри конкурса «Голос ребенка» Татьяной Карповой меня поддержат: выбрать самые сильные сочинения либо рисунки крайне трудно - большинство детских работ очень высокого уровня. Но в первую очередь привлекают внимание те из них, где не чувствуется «рука» взрослого. Такие по-детски наивны и потому очень искренни, что не может не трогать. Пожалуй, только дети сегодня и остались способны по-человечески рассуждать, например, о войне - без фальшивой высокопарности либо занудства. До слез трогают строки одиннадцатилетней Ксении Киселевой из Сосновского социально-реабилитационного центра:
«Я бы, если надо, пошла на фронт, но не убивать, а работать медицинской сестрой. Я хочу спасать людей, а не калечить их. Я не очень люблю смотреть фильмы о войне, потому что там очень много боли, но там одни герои сильные люди. Мне было бы тяжело голодать, ходить немытой, бояться стрельбы. Но я все равно пошла бы на войну. Потому что надо защищать свой дом, своих близких.
Я никогда раньше не спрашивала, был ли у нас в семье военный кто-нибудь. А недавно спросила. И бабушка мне сказала, что в войну ее мама работала в колхозе. Было трудно и голодно. Хлеб на полях собирали руками, потому что всю технику делали для фронта. Прабабушка собирала гнилую картошку с полей, чтобы прокормить своих детей. Теперь я поняла, почему она все всегда хмурится, когда я выбрасываю хлеб.
Я спрашивала своих подруг о том, что бы они делали на войне. Они сказали, что совсем не пошли бы воевать, пусть другие погибают, голодают. Я ничего им не ответила, ведь это их выбор».
Номинация «Мы - наследники победителей» пользуется среди участников конкурса большим вниманием. Этой теме посвящена и коллективная работа учеников 3 «Б» класса Бутурлинской средней школы им. В. И. Казакова. Они написали о прадеде своих одноклассников Иване Михайловиче Бушуеве:
«Правду о войне мы услышали из первых уст, уст нашего прадеда, как мы стали его называть, так как за несколько часов общения очень подружились с ним и сблизились. И решили с ребятами, конечно, с согласия Ивана Михайловича, что он станет прадедом нашего 3 «Б» класса. «У меня 33 внука и правнука. Пусть теперь будет на 21 больше», - смеется Иван Михайлович». Немало и таких ребят, кто отважился писать о правах и обязанностях. В этой номинации заслуживает внимания работа Александры Стуловой из 5-го класса школы № 46 п. Смолино.
«Мне кажется, - рассуждает Саша, - что ребенок достоин уважения и имеет право на выражение личного мнения. Некоторые преподаватели, будучи уверены только в своей правоте, и слушать не хотят ребенка. Такой педагог нарушает и наши права и свои - его обязанности воспитателя-педагога. Правда, и со стороны некоторых школьников очень часты случаи, когда они не соблюдают своих обязанностей: прогуливают уроки, не готовят домашние задания, грубят учителям. И еще одно, что меня тревожит. Ведь не секрет, что у некоторых школьников неблагополучные семьи, родители выпивают, избивают детей. Родители нарушают права ребенка: детей нельзя бить и жестоко с ними обращаться. Некоторые дети волею судьбы теряют родителей. Такие дети имеют право на опеку, на заботу о них со стороны государства. В нашей школе, да и в других школах нашего района, с такими неблагополучными семьями и детьми-сиротами работают специальные социальные педагоги и работники по воспитательной работе. Конечно, они выполняют колоссальную работу, ту работу, которую должны были выполнить их родители. Ни один ребенок не должен чувствовать себя забытым, отвергнутым, нелюбимым...»
Примечательно, что, берясь за тему «Я в мире прав и обязанностей», дети часто обращаются к проблеме социального сиротства, чутко реагируя на реалии нашего дня.
«Я думаю, что нужны программы, законы, гарантирующие каждому ребенку России счастливое детство, - предлагает ученица 8 «А» средней школы № 2 г. Лысково Ксения Окользина. -
Каждому - это значит и тому, кто оказался воспитанником детского дома, интерната. В основе таких законов должно быть простое, разумное, естественное начало: «Нельзя бросать детей!»
Конечно же, не менее важно и то, что законы усыновления, действующие в настоящее время, были более эффективны с точки зрения материального стимулирования. Нужно предоставить родителям, которые берут на воспитание детей-сирот, инвалидов, оставленных в роддомах детей, такие льготы, которые приравнивали бы их к категории особо заслуженных людей России. Я думаю, что они совершают подвиг: возвращают ребенку дом, утраченное счастье, материнскую любовь, отцовскую заботу. Давайте подумаем об этом!»
Между прочим, подумать над теми или иными проблемами, как правило, очень острыми, предлагают и ребята, выбравшие номинацию «Совет государственному человеку». И тут стоит процитировать тринадцатилетнюю Катю Архипову из реабилитационного центра для несовершеннолетних Сосновского района:
«У всех пожилых людей такие старые дома, нет воды, топятся дровами. Как это тяжело для старых и больных людей! А в таких условиях живет много у нас в деревне. Очень много платим за свет и мама не разрешает часто играть в компьютер. Я очень злюсь, но я ее понимаю, потому что люблю.
По телевизору в новостях говорят, что каждый день возникают новые войны. А почему они возникают? В нашем дворе споры возникают, если кто-то не соблюдает правила игры, обзывается. И у взрослых, наверное, так же. Недавно моя мама, которая часто болеет, вздохнула: «До пенсии не доживу. Работа тяжелая, платят мало, а тут еще пенсионный возраст хотят увеличить»... Но почему умные люди, которые все знают, позволяют обижать простых людей. Ведь не от хорошей же жизни люди берутся за оружие. Если начинается драка, значит, для нее была причина. В Киргизии, Узбекистане, в Дагестане и за границей идут споры, военные действия. Я так боюсь, что и Россия вступит в войну или у нас начнется гражданская война...
Наблюдая за людьми, я вижу много недовольных. Дяденьки на улице ругаются из-за плохих дорог за деревней. Женщины у мамы на работе недовольны высокими платежами. Бабушки на лавочке переживают, что все мужики сопьются, подерутся и сядут в тюрьму...
Уважаемые государственные люди, сделайте, пожалуйста, так, чтобы людям не хотелось воевать, чтобы им жилось удобно и комфортно».
В принципе, к номинации «Совет государственному человеку» можно было бы отнести и коротенькую работу пятиклассника из школы № 1 Сосновского района Кирилла Тюрина, который, однако, определил ее в номинацию «Работа, которую мы выбираем» и посвящает профессии детского глазного врача. Но заканчивает он такими словами:
«Мне хочется обратиться к тем людям, которые решают все вопросы о здоровье детей. Помогите лечить нас еще маленькими, а мы подрастем и отблагодарим государство своим трудом!»
Номинация «Работа, которую мы выбираем» - постоянная в конкурсе «Голос ребенка» и неизменно вызывает большой интерес у юных творцов. Они с удовольствием рисуют и пишут на эту тему. Вот отрывок из работы пятнадцатилетней Саши Стеблевой из реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ласточка» г. Нижний Новгород:
«Мой дядя работал конюхом на ипподроме. Для меня он был примером настоящего знатока лошадей. Скакуны слушались его с полуслова и даже полувзгляда. Дядя словно говорил с ними на их, неведомом нам - людям, лошадином языке.
Когда я стала старше, дядя записал меня в конноспортивную школу. Так я стала ближе к лошадям, училась понимать этих благородных животных... Однажды со мной приключилась история, которая предопределила выбор моего жизненного пути. А случилось это, когда моя Олимпия выросла и стала мамой. Она родила маленькую вороную лошадку. Мы с конюхами назвали ее Олимпия Вторая. Так вот, однажды с «дочкой» случилось несчастье. Когда она была на выгуле, в шею ее укусил скакун из соседнего стада. После этого случая Олимпию Вторую словно подменили. Она стала дикой, не подпускала к себе конюхов. И только мне удалось наладить с ней контакт. Каждый день я смазывала рану мазями на травах, накладывала компрессы, кормила лошадь морковкой и отборным овсом. Так мы стали с Олимпией Второй лучшими подругами... Когда я закончу учиться в школе, буду всеми силами стараться поступить в Нижегородскую сельскохозяйственную академию, чтобы стать настоящим ветеринаром».
Организаторы конкурса снова передают низкий поклон всем взрослым, которые в очередной раз помогли конкурсу состояться. Прежде всего это учителя, без чьих советов, наверное, детям было бы гораздо труднее решиться на пробу пера (либо красок). Персональное спасибо тем педагогам, кто был и остается с «Голосом ребенка» с самого его рождения. Это Владимир Юрьевич Зайцев из школы № 46 п. Смолино, Светлана Петровна Сборнова из школы № 135, Марина Ивановна Козлова из 185-й и Ольга Германовна Никитина из 176-й школ г. Нижнего Новгорода. Большой респект партнерам конкурса - Законодательному собранию Нижегородской области и лично Виктору Лунину, министерству социальной политики и отдельно Надежде Отделкиной, а также минобразованию в лице Галины Охотниковой. Отдельной строкой - благодарность генеральному спонсору проекта ОАО «ТГК-6» и исполнительному вице-президенту КЭС-Холдинга, руководителю дивизиона «Генерация центра» Александру Колокольцеву. Также неоценимую помощь конкурсу оказывают ЗАО «Салют-27» (генеральный директор А. А. Быкадоров), ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» (генеральный директор Ю. Л. Левин), ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (директор В. И. Лимаренко), филиал Московского банка реконструкции и развития (управляющий Т. В. Шанцева) и ООО «Издательство «Литера» (директор Н. Я. Николаев).
Заместитель Председателя Законодательного собрания Нижегородской области А.В. Вайнберг:
« Талант ребенка, вовремя замеченный, одобренный, поддержанный взрослыми, может привести к новым открытиям, достижениям в будущем. Именно сегодняшние дети через несколько лет будут реализовывать свои мечты и уже недетские мысли. Очень важно услышать их голоса сегодня, когда они искренне открыты миру, дать возможность заявить о себе как о самостоятельной личности, помочь познать себя, правильно оценить свои силы, определиться с выбором жизненного пути. Конкурс детских работ - это срез, образ нашего будущего. Именно поэтому он так важен и всегда актуален».
ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕР
Я вырасту скоро и буду трудиться.
Кем стать в этой жизни? - серьезный вопрос!
К отцу за советом решил обратиться
И с ним обсудить эту тему всерьез.
Задумался папа: «профессий ведь много!
О всех не могу я тебе рассказать.
Трудна человека по жизни дорога,
Тебе все равно самому выбирать.
Могу рассказать о своей я работе,
Быть может, с меня будешь брать ты пример.
Работаю двадцать пять лет в институте
С хорошей профессией, я - инженер!
Во все времена инженеры ценились,
Мосты, пароходы творили они.
От темной дремучести к свету стремились
В развитии техники нашей страны.
Царь Петр, Кулибин, Попов, Алексеев -
Великие гении, светлы умы!
Они - инженеры великой России,
Такими людьми мы гордиться должны.
Сейчас инженеры потребны народу:
Построить комбайн, возвести метромост,
Пустить по домам электричество, воду,
На мощной ракете добраться до звезд.
И пусть инженеры сидят в кабинете,
И пусть целый день чертят, пишут они.
Без них невозможно, поверьте, на свете,
Без них бы не стало могучей страны.
Подумай, и ты инженером стать можешь,
Иди после школы учись в Политех.
Ведь нету профессий плохих и хороших,
Есть разные люди в профессиях тех!»
Стихи ученика 7 «Б» школы № 48 г. Нижний Новгорода Дмитрия Антонова.
Автор Ирина Славина
http://www.pravda-nn.ru/archive/number:822/article:13215/
По теме:
Спасибо Чайке
Как мальчишке без футбола?
Большие для маленьких
Услышать и понять
Фоторепортаж с церемонии награждения победителей конкурса "Голос ребенка-2009"
Рисунки детей