• Авторизация


Пришел Ореховый Спас - лето уходит от нас.. славянские праздники августа 30-08-2013 08:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения dara3 Оригинальное сообщение

Пришел Ореховый Спас - лето уходит от нас.. славянские праздники августа

Спас ореховый, Спас холщовый…
Праздник хлеба и бабьего лета.
Был рассвет вчера васильковый,
А сегодня - сапфирного цвета…

Лик Спасителя обретая,
Обретает душа покой.
Русь отчаянная, святая,
О любви мне негромко спой...(Спасом, т.е. Спасителем на Руси почитали Дажьбога.)
[показать]
Август — месяц изобилия на исходе лета, месяц сбора урожая, с теплым и ласковым солнышком и прохладными заметно удлинившимися лунными ночами и добрыми славянскими праздниками… В Древней Руси он назывался зарев, зорничник - от сияния зарниц, "заря", "созревать"; серпень - от слова "серп" - пора уборки хлебов. В.Даль в своем словаре так писал о нем:
АВГУСТ м. название осьмого месяца в году, стар. серпень, зарев; влад. густарь, всего обильно, густо едят. Августский, августовый, августовский, к августу относящийся. В августе - серпы греют, вода холодит. Овсы да льны в августе смотри, ранее они ненадежны. Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Август крушит, да после тешит. Август - каторга, да после будет мятовка. Августа капуста, а марта осетр. Бабам в августе праздник, жатва, а с сентября и бабье лето. Август-собериха или припасиха. Августейший, почет, величанье, титло Государя и Его семейства; с лат. augustus, славный, прославленный. Самое название месяца дано было в честь римского имп. Августа.

Этому месяцу покровительствуют Майя Златогорка и Велес.

4 августа – день Майи Златогорки. ЗЛАТОГОРКА - богатырка, дочь Вия и Бури-Яги, сестра Святогора и жена Даждьбога, мать Коляды.По верованиям древних славян, Майя Златогорка была великой воительницей и супругой Дажьбога примерно семь тысяч лет назад. Когда она погибла около пяти тысяч лет назад, Дажьбог полюбил Морену (новое воплощение Великой Матери), и Марена стала его новой супругой. [Любопытно, что проводятся аналогии между славянским богом Дажьбогом – кельтским Езусом – Иесусом Христом и Майей -- Марой – Марией Магдалиной. Все эти образы мифологических женщин объединяет то, что их почитали как "Великих Посвящённых", а также, супруг (спутниц, учениц и т.п.) божества, пожертвовавшего собой ради спасения людей.]
Марене было дано обрызнуть Дажьбога заколдованной водой и напоить его мёдом с волшебными травами. Таким волшебством обратила его Марена в златорогого Оленя. (Позднее, в христианские времена, этот мифический мотив отразился в предании, что после Ильина дня нельзя купаться в водоёмах – Олень рога в водах омочил.) Простой же люд старался защититься от колдовства Марены в этот день маком – считалось, что никакие чары не властны над домом, обсыпанным маковым семенем.

Корни праздника Медового Спаса, отмечаемого 14 августа, тоже можно отследить в древнерусской мифологии и в народном природном календаре. Спасом, т.е. Спасителем на Руси почитали Дажьбога. Однако, в эти дни название праздника, его смысл трактовались как спасение Дажьбога Отцом Небесным (Родом) при помощи Перуна и Гамаюна. Верили, что так же, как Дажьбог был спасён Родом, так же будут спасины и его внуки – русичи.
В эти дни приступали к уборке ржи и жита, начинали по лесам собирать малину. Собирали и освящали мёд, готовили медовые пироги и пряники, угощали друг друга. Также могли иметь место моления у источников, освящение воды.
Считалось, что на "Медовый Спас" Дажьбог бродит по лесам в облике златорогого Оленя (напомню, что в это мифическое животное он был обращён коварной Марой на 15 Червеня). Стоит этому Оленю омочить копыта в воде какого-либо источника, вода становится в том источнике студёной, и купаться в ней не следует.

Не стучит, не гремит копытами,
А калёной стрелою летит Олень!
У Оленя копыта серебряные,
У Оленя рога красна золота!
-- Ты куда летишь, молодой Олень?
-- Я бегу, я лечу ко речной воде.
Нужно в воду Оленю копытом ступить,
Тем копытом серебряным воду студить!

В древнерусских календарях 30 Червеня (19 августа) празднуется "Яблочный Спас". До этого времени запрещалось есть яблоки – считали, что когда-то давным-давно Буря-Яга (Баба Яга) обернулась яблоней и встала на пути Дажьбога. Если бы он отведал её яблок, то погиб бы. Но его предупредила вещая птица Гамаюн, которая перестала служить Велесу и стала птицей Дажьбога. После Яблочного Спаса запрет снимался и приступали к сбору яблок.

1 Серпеня (21 августа) чтили Стрибога-ветрогона, "ветрами ярившегося по земле" и вместе с Перуном "громами и молниями повелевавшего". В народе говорили: "Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету".
Стрибог повелевает ветрами – Посвистом, Подагой и Погодой. Посвист – старший из ветров, повелитель бурь, живущий в северных горах. Подага – жаркий иссушающий ветер – живёт на юге в пустыне. Погода – лёгкий приятный ветерок, повелитель хорошей погоды.
Так же ветры именовали по частям света: Северко, Южный, Западный, Восточный; также различали ветры Полуденник и Полуночник. Есть в "русской ветреной этимологии" и ветры, живущие в определённых местах и имеющие "местные" имена, например Баргузин на Байкале.

С 29 Червеня по 8 Серпеня (с 18 по 28 августа) шла жатва. Последний сноп на поле жали молча, дабы не потревожить - не спугнуть душу душу поля, которая должна была в этот сноп перейти. Последний сноп, сжатый в месяце Червене, почитался Велесом, а последний сноп, сжатый в Серпене – Майей Златогоркой (Золотой Бабой).
По старинному общерусскому обычаю на сжатом поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, связывали их лентой – "завязывали бороду Велесу" – и приговаривали: "Дай Велес, чтобы на другое лето был урожай хороший!"

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. По ведическому календарю в этот день - Успение Майи Златогорки - матери Коляды.

В этот день вспоминают также о погибшей цивилизации атлантов, о допотопной эпохе. Волхвы поют песни о Златогорке и Святогоре.
«И легла Златогорушка в каменный гроб.
Златогорке гроб тот поладился —
Он в длину по мере, в ширину как раз».

Славянские волхвы помнили о цивилизации атлантов, погибших в эпоху Вышня и Майи в IX тысячелетии до н. э., когда Святогор (атланты) передал свою силу Златогорке и Перуну (хаттам и индоевропейцам-ариям). Помнили и о гибели на рубеже эпох Лады и Белояра (Тельца и Овна) в середине III тысячелетия до н. э. из-за Дарданова потопа последних наследников Атлантиды - хаттов (Златогорки). Помнили и о том, как Майя передала свою силу Даждьбогу (славянам). Эту тайную ведическую традицию сохранил народный календарь и былины о Святогоре и Златогорке. Отражением гибели златоволосой Майи в земном мире является уборка урожая, золотых колосьев хлеба. Колосья - это волосы Майи, это сама Майя. Где Даждьбог по полю проедет - там он жито в поле посеет. Златогорушка где проедет - золотые колосья спеют. Каменному гробу, в котором упокоилась богиня, соответствует амбар либо сундук, где хранится зерно. В ведических храмах часть собранных зерен потом бросали в каменную гробницу (плащаницу Златогорки либо Святогора). В ней был ряд отверстий, из которых к весне прорастали колосья, что говорило о воскресении богини.

Злата Майя - это энергия Всевышнего. Она являет наш земной мир по плану, предначертанному Богом. Ничто не может противостоять ее силе, так же как нельзя противостоять любви. Ибо на ней стоит мир. Тот, кто хочет противопоставить Майю Всевышнему, и отрицает любовь и неизбежно гибнет. Звездный образ Майи - это крылатая девушка, которая держит в руке колос. Майю Златогорку славяне почитали покровительницей полей, а золотые косы ее сравнивали с колосьями ржи. После гибели Атлантиды Майя дважды будет ложиться в гроб. Первый раз Всевышний даст ей на некоторое время свободу, чтобы она родила Крышня - Коляду. Но после рождения Коляды она снова уйдет в Навь, чтобы воскреснуть в новую эпоху: весной, в первый день белояра.

Но это произойдет не скоро, а пока Сноп - Златогорку обряжали в сарафан, обвивали платками и с песнями несли к храму, к ликам Матери. В храме устраивали пир-братчину. Пили пиво, сыту, сурью


Даждьбог и Златогорка
Дажьбог Перунович гордился своей мощью. Он полагал, что никто не может быть сильнее его, и был весьма удивлен, когда убедился в обратном.
Как-то он летел ясным Соколом в поднебесье, и увидел, что в чистом поле едет поляница-наездница, а сама-то спит крепко- накрепко. Шлем ее в облака упирается, златы косы - огнем разливаются.
Тарх Дажьбог слетел на землю, обернулся витязем и, не долго думая, ударил палицей Златогорку. Но та даже не заметила это. Удивился Дажьбог, подъехал еще раз, вновь ударил. Потомив третий раз ударил изо всей силы, тут она проснулась, подняла Дажьбога вместе с конем и положила в ларчик, а ларчик заперла ключиком и засунула в карман. И чуть забыла о приобретении, а как вспомнила, вынула Дажьбога из ларца и потребовала: - Ты возьми-ка меня в замужество. Будешь жить тогда ты по-прежнему. Коль откажешься - знать тебе не жить. На ладонь положу, а другой прижму - только мокренько между ладошками будет!
Делать нечего, Тарх признался Майе Златогорке, что она давно ему люба и он согласен принять золотой венец.
Как-то Дажьбог и Златогорка ехали по Святым горам, и вдруг наехали в поле на большой каменный гроб. Златогорка захотела его примерить, залезла в гробницу и закрылась. А потом не смогла выйти, ибо был заколдован тот гроб Черным Богом. Дажьбог хотел разбить его мечом Кладенцом, но после каждого удара гроб охватывал железный обруч.
Тогда Дажьбог отправился к Вию, дабы просить волшебное кольцо, которое может снять заклятие. Вий дал кольцо, и Дажьбог расколдовал Майю. Но жизнь Майе была возвращена только на время, пока она не родит Коляду. И они поехали по чистому полю, и наступила Весна - Вышень Дажьбог, а за ним Лето - Майя.
Где Дажьбог по полю проедет - там он жито в поле посеет. Златогорушка где проедет - золотые колосья спеют.

*Эта история восстановлена по былине о Добрыне и Златогорке, а также по русским песням, поющимся в Осенины, на праздник Успения Богородицы. В русских заговорах сохранилось моление Богу (Дажьбогу) о мече Кладенце на острове Буяне (здесь этот остров суть Атлантида, земля Святогора и Златогорки).

Третий Спас - ореховый или полотняный..
По старинным календарям 9 Серпеня (29 августа) отмечался Третий Спас – Полотняный. В этот день, согласно преданиям, Даждьбог нашёл дорогу к Вию – Князю Подземного Царства, дабы получить у него волшебное кольцо и оживить Златогорку, почившую в каменном гробу. Буря-Яга и Велес дали Даждьбогу особое полотно—скатерть, которая волшебной дорогой раскинулась по Тёмным горам и ущельям и одним концом свесилась в провал, ведущий в Нижний Мир.
Горы издавна символизируют различные достижения людей. "Тёмные горы" обозначали мрачные, ошибочные, дьявольские "наработки", деяния. Пещеры и ущелья, как правило, ассоциировались с внутренним миром человека. Именно в человеческую душу, согласно верованиям, проваливается и заточается там "дух", а уж "душа-пещера" имеет два выхода – вверх на небеса и вниз в преисподнюю, таким образом, у человека всегда есть и выбор, и ответственность за то, куда попадёт его дух.
В день Третьего Спаса в храмы Даждьбога и Велеса жертвовали полотно. На вершинах холмов проводили ярмарки, в это время торговля льном шла особенно бойко.

30 августа, по народному месяцеслову, - сев озимых. В этот день совершали обряд одаривания птиц зёрнами нового урожая. Конец жатвы.

9 святовита (31 августа). Рождение Овсеня и Коляды. Усень Конский праздник. После Успения Майи Златогорки и Третьего Спаса вспоминают о рождении Овсеня и Коляды, и устраивают Конский праздник в память о покровителях лошадей - Овсене и Коляде…

31 августа, по народному месяцеслову, - Флор и Лавр Лошадники. Последний срок сева озимых. Лошадиный праздник. Лошадей в этот день не заставляли работать. Кормили досыта, купали, поливали святой водой, завивали им лентами хвосты и гривы. Хозяйки в этот день пекли печенье в форме копыта, на ночь укрывали лошадей от заморозков попоной.

7 - 11 святовита (29 августа - 2 сентября). Дни Дажьбога в Нави.

В эти дни Дажьбог сходит в Навь, воюет с силами тьмы и зимы.

19 святовита (1 сентября): Дажьбог - тепляк. Дажьбог развеивает тьму незнания. Именно в этот день в наших школах проходит "День знания" - начало нового учебного года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пришел Ореховый Спас - лето уходит от нас.. славянские праздники августа | Любистина - | Лента друзей Любистина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»