Это и смешно, и грустно – но когда говорят, что «худшее что могло случится с Гарри Поттером – это последняя экранизация «Даров»»- мне хочется согласиться. Ага, приписать туда еще и предпоследнюю, где одной только неканонной фразой режиссер «убил» смысл потрясающей игры Тома Фелтона (Драко Малфой) – ехидно дополняет внутренний голос.
И вдруг оказывается, что смотреть-то нечего – ни в предпоследнем, ни в последнем фильме.
В чем был замысел Джоанны Роулинг – в том, что сага перестает быть детской, в том, что герои – повзрослели и теперь у них не только более серьезные проблемы, но и отсутствие защиты взрослых в этом мире.
Но еще не стоит забывать, что и сюжет самой книги – отнюдь не бесспорен для многих, а экранизация ее первой части просто подвисла в воздухе, собирая случайные ляпы, неучтенные минусы, и откровенные недоглядки и проблемы, решаемые в духе: «а, плевать!».
Огромный минус фильма – однообразность действий, затянутость сюжета до зевоты. Герои ссорятся, плачут и мирятся на фоне потрясающих видов: лес, горы, снова лес – теперь уже снежный. На два – почти с половиной - часа экранного времени - всего лишь пара-тройка напряженных эпизодов: атака Нагайны в Годроковой Лощине, визит в министерство, пленение героев в лесу. Кстати, и перестрелка заклинаниями при помощи палочек в сцене в Лондоне, и не существующая в книге подобная же сцена в лесу - могли бы стать эдакой фирменной фишкой "Гарри Поттера" - если бы… Если бы режиссер сумел ее красочней, ярче, жестче и сильней подать. А так получается, что на экране – нет ничего магического и значительного – сопли, слезы, пустые разговоры, ссоры и моральные терзания ни к месту. И – ах, да – еще духи Гермионы - деталь, неизвестно зачем придуманная режиссером, который при этом убрал из экранизации такую важную вещь, как то, что герои, скрываясь от всех и вся - …голодали. Но это, видимо, не важно для Дэвида Йейтса. Природный «задний фон» сюжетной линии, безусловно, важнее!
Любуясь этим английским великолепием перестаешь отмечать, что все словно замерло- все действия героев- такие… «прибалтийски» мед-лен-ные… И неспешный, такой, чисто английский сплин присутствует незримо в качестве еще одного героя. Нет книжной напряженности, изматывающей душу, нет боли и отчаяния, нет страха – на фильме почти…скучно и тянет зевать.
Второй минус – фактически некрасочность фильма и ощущение «не-магичности» мира. Декораторы явно сэкономили на видах фамильного дома Блэков, да и Малфой-мэнор почему-то мне кажется неубедительным… Странновато выглядит Годрикова впадина. Некрасивое кладбище, далекое как от реальных старинных кладбищ Англии, так, и от его же описания в книге. Странное строение из пяти балясин– якобы дом Поттеров. А Батильда, видимо, вообще живет по соседству с маглами – в одном доме! Палатка должна была бы быть квартирой – а не нечто средним между штабом рок-фестиваля и обтянутым парусиной солдатским пристанищем во время учений. Могила Дамблодора – «исключительно бело-квадратно-гнездовая» и вызывает смех. В лучшую сторону отличается министерство, но почему-то напоминает о Германии времен второй мировой. И, еще интересно, а с чего это маги стали носить магловскую одежду?! Мантии из обязательной одежды превратились в мифическую ненужность, Поттер ввел в моду кожаный плащ, а егеря, оказываются, ходят – нет, живут в образе таких простых гламурно-рок-вампирских парней без затей. Тьфу!
Теперь о героях. Особый ужас вызвали у меня опустившиеся Малфои: небритый Люциус с выпивкой, неухоженная Нарцисса и истерично напряженный Драко. После этого хочется спросить у режиссера – он вообще книги-то читал?!
А брат-близнец Люциуса, который на самом деле - отец Полумны, К. Лавгуд, хватающий Гарри за руки и не только за них? Это чья, интересно, жесткая фантазия – такой пары я еще не встречала даже в самом сумасшедшем фанфикшене!…Что- пора поговорить о слеше?
И после этого фемслеш Гермиона/Белла – кажется уже почти нормальным. Только вот у нормального, далекого от этих мыслей народа возникает вопрос –а что это умопомрачительная Беллатрикс лежит на Герми? У них «любовь с оттенком садо-мазо». Чушь!
Эльфийский спецназ Добби и Кикимера, как и вообще их отношения – это даже не смешно - скорее грустно.
От диалогов главных героев вянут уши, и увядает мнение об умственных способностях как Гарри, так и Герми. А про Рона я вообще молчу – интеллект ему видимо, не положен вообще. Как и сестренке. Вульгарно-развязная Джинни в сцене с платьем – она бы еще совсем голой вышла – чего уж церемонится-то с героем! Это так … нет, не сексуально, не романтично…, скорее - грязно и пошло. Что я там говорила уже на тему извращенной фантазии господина Дэвида Йейтса? М-да…
Ну, а если в целом – то стоит еще отметить, что финалы многих сцен повисают в воздухе, а мотивы действий героев ясны только прочитавшим книгу. Герои говорят как бы в пустоту, а спецэффекты рассчитаны на 3d-эффект, но присутствуют здесь явно для галочки. В продолжающемся больше двух часов фильме мне сложно найти плюсы. Но все же:
Задевает сцена с Герми, уходящей из дому. Явление Спейпа в ставку Лорда – на отлично, как и сам, собственно, товарищ лорд!
Ситуация в министерстве вызывает напряжение, правда, и вопросы – тоже. Задел и порадовал Невилл – даже в коротком кусочке в Хогвартс-экспрессе видно, как вырос этот неуклюжий увалень. Вырос и стал красивым парнем. Абсолютно потрясающи близнецы Уизли- жаль, что их так мало!
Отличны – как всегда! – Снейп и Белла. Потусторонняя Полумна-Луна кажется реальной – ну как соседка из третьего подъезда. На высоте игра Фелтона – в его Малфоя-младшего …ну, просто веришь.
И, наверное, просто визуально запоминается лишь пара сцен — танец Гарри и Гермионы, да представление авангардного театра теней, с помощью которого пересказана история про смерть.
В общем – все предсказуемо нехорошо. Но надо, наверное, сказать спасибо, что не совсем уж плохо.
Вздыхаю и жду вторую часть фильма...
[699x437]