(Окончание предыдущего поста)
Несколько дней после коронации Барбара чувствовала себя вполне здоровой, а потом снова случился непонятный приступ. Дурнота, рвота, головокружение. Барбара пыталась отогнать от себя мрачные мысли, приписывая своё болезненное состояние настойкам из трав, которые она, по совету врачей, пила от бесплодия, но уже через два месяца после коронации она «схуднела так, что одни кости остались» (Радзивилл Черный - Радзивиллу Рыжему). Но сильная женщина старалась держаться. Современник писал: "Нет никого, кто верил бы, что она может жить, однако до сего времени она не перестает красить лицо, чтобы обманывать нас до своего последнего вздоха".
Но уже в конце февраля 1551 года королева окончательно слегла - чтобы уже больше не подняться...
[показать]
...В покоях королевы стоял чудовищный запах тления, занавеси на окнах, полог на кровати были закрыты. Он отдернул полог. Отчаяние сдавило его горло, он стиснул зубы, чтобы не закричать от страха, боли, нестерпимой жалости. Белый шелк и кружевные подушки - а на них - жалкое и страшное подобие женщины, одна мысль о которой в далекой поездке сводила его с ума. Она металась в жару, резко обострились скулы, под глазами, у крыльев заострившегося носа залегли тени. Он прикоснулся к длинной пряди её выбившихся волос - прядь осталась у него в руках. Зигмунт метнулся к окну, отдернул тяжелые занавеси, свет яркого весеннего солнца хлынул в комнату - и, почти теряя сознание от ужаса, король увидел, что всегда гладкая как фарфор кожа на руках, шее, полуоткрытой груди обожаемой им женщины покрыта язвами, струпьями, лопающимися нарывами, из которых вытекала нестерпимо зловонная жидкость
[показать]
[показать]
[показать]
...С этого дня время для Зигмунта слилось в один нескончаемый черный поток. Барбара приходила в себя, корчилась от нестерпимой боли, потом жар опять поглощал её сознание. Она искусала губы до крови, прелестный рот распух, сквозь полуприкрытые ресницы тускло блестели полубезумные от страданий глаза. Иногда она приходила в себя относительно надолго, боль как будто отпускала её, они разговаривали, как всегда держась за руки, глядя друг другу в глаза – и, казалось, появлялась надежда. Тогда снова появлялись врачи, что-то пытались сделать - но состояние больной тут же резко ухудшалось, Зигмунт прогонял бесполезных лекарей (придворные, не выдержав невыносимого трупного запаха, уже давно просто бежали из дворца) - и ухаживал за Барбарой, как сиделка. Иногда, поднося питьё или меняя ей рубашку (что с каждым разом было делать всё труднее и труднее - ткань присыхала к струпьям), он склонялся над ней и чувствовал пробивающийся через запах тления еле уловимый тонкий аромат роз и лаванды - так пахли её волосы и кожа ДО болезни - теперь всё для него было ДО...о том, что будет после, он не хотел и думать
[558x321]
...Зигмунт понимал, что Барбара отравлена. После смерти Эльжбеты он страшно этого боялся и приказывал слугам наливать напитки для Барбары только в прозрачные бокалы. Но он знал, что яд, приготовленный итальянскими профессионалами, мог быть и другим - за много миль отсюда, во Франции королева Екатерина из рода Медичи, близкая родственница его матери - королевы Боны из рода Сфорца - свела в могилу многих неугодных -ядом были пропитаны подаренные ей врагам перчатки, книги, бельё, косметика. И - он знал, что от этих ядов противоядий нет.
[показать]
[показать]
[показать]...Барбара Радзивилл умерла 8 мая 1551 года на руках Зигмунта Августа. Умерла - и сразу же лицо её потеряло печать страданий, успокоилось и снова стало прекрасным
[показать]
И похоронил Барбару Радзивилл в Вильно, в приходе церкви св. Станислава.
Вскоре в Вильно появился чудотворный образ "Богоматерь Остробрамская - Виленская" над Мядининскими воротами (Аушрос Варту), Ворота рассвета)) в Вильнюсе – редкий образ - Мадонна была изображена на нем БЕЗ МЛАДЕНЦА. Образ рисовали с бездетной Барбары - талантливый живописец придал "Жене, облаченной в Солнце" нежные черты умершей королевы, уделив особое внимание её прекрасным, сложенным в молитве рукам
[показать]
[показать]необходимости, по требованию сейма - на Екатерине Австрийской, сестре своей первой королевы. Но пересилить себя не мог. Любви не было никакой, королева ни внешне, ни по вздорному характеру ни в чём не была похожа не только на обожаемую Басеньку, но и на кроткую белокурую сестру свою - Елизавету-Эльжбету. Король старался избегать её всеми силами, королева Бона умерла за границей, и поддержки Екатерина никакой не получала. Необходимый стране наследник так и не появился. После развода Зигмунт пустился во все тяжкие, пытаясь забыть в безумных кутежах свою погубленную любовь, свою разбитую жизнь. Умер он в 1572 году, пережив свою ненаглядную Басеньку на 21 год, в замке, стены которого были увешаны её портретами. Предвидя раздоры и смуту бескоролевья, Сигизмунд Август в духовном завещании убеждал подданных хранить мир и согласие и призывал проклятие на тех, кто начнет ссору и посеет общественную распрю. С его смертью закончилась великая и славная династия Ягеллонов.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]Раздался взрыв, зеркало разлетелось вдребезги, по комнате пошел трупный запах, белые одежды Барбары стали чёрными, и призрак исчез - растворился в воздухе замка... Говорят, что, если бы король приехал сюда умирать, его дух и дух Барбары соединились бы навсегда. Согласно легенде, он дал слово, что так и будет. Однако, смерть настигла его внезапно, в совсем другом месте, и с тех пор призрак Барбары Радзивилл, прозванный Чёрной Дамой, наводит ужас на посетителей замка, тогда как привидение короля Зигмунда, одинокого и несчастного, регулярно появляется в Краковском замке. Душа Барбары не может найти дорогу в мир мертвых и обречена вечно скитаться. Вот и ходит она среди людей, а «поселилась», говорят, в одной из башен Несвижского замка. Появляется в черном одеянии в знак траура по своей загубленной жизни и любви.(Хотя в некоторых воспоминаниях она появляется и в нарядном белом платье,в своих знаменитых жемчугах, с легкой белой вуалью на голове).
[показать]
[показать]
Считается, что она предупреждает людей об опасностях - войнах или пожарах. Так, ее неоднократно видели перед тем, как замок серьезно пострадал от пожара.
Рассказывают, что с середины XVIII столетия Черная Дама стала блюстительницей нравов. Она стала следить за поведением молодых красивых девушек и женщин. Если те позволяли себе придти на бал в очень уж откровенных нарядах, Черная Дама появлялась перед ними в темных переулках и коридорах и пугала бедняжек до полусмерти.
А во время войны немцы, которые дважды оккупировали Несвиж, если видели в парке что-то черное, то с криком «Шварце фрау!» стреляли в том направлении и бежали прятаться.
Сейчас Барбара «ведет себя» более или менее спокойно. Но душа ее все еще ходит по замку и его окрестностям, то и дело пугая людей...
А вот сотрудники современного Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» к Черной Даме относятся более чем скептически: «Я работаю в замке с 1987 года, с тех времен, когда здесь еще размещался санаторий, - говорит Галина Карпова, смотритель несвижской цитадели, - и никаких привидений никогда не видела».
[показать]
[показать]
Несвижский замок и Статуя Черной Пани
Эпилог
[показать]
[показать]
(http://www.balandin.net/Gunin/Bobruisk/CHAPTER_4/barbara.radziwill.htm)
"...Хотя Барбара Радзивилл и Моцарт - персонажи очень разные и жили в разные эпохи, оба погибли от рук одних и тех же сил. Моцарта убили предводимые Ротшильдами иллюминаты, которые стремились прибрать к рукам все масонские ложи. Каждый, кто имел то или иное отношение к независимым от Англии масонским ложам и боролся за их независимость от Лондона и иллюминатов, был уничтожен. Барбару Радзивилл убили те, кто стоял за международным заговором против Литвы (смотрите очерк о Януше Радзивилле), и, в первую очередь, Лондон.
Хотя Англия, папский Рим и евреи иногда прибегали (прибегают) к открытым военным конфликтам, их главное оружие, в отличие от других государств: нож в спину, яд, шпионаж, тайные общества, государственные перевороты в других странах, сталкивание между собой разных государств, закулисные интриги, пиратские флотилии, использование бандитов и разбойников.
Те же самые силы, которые убили Моцарта, не могли допустить усиления Литвы, и, в частности, влияния Радзивиллов. Как и в Австрии эпохи императора Леопольда, где революция в умах спровоцировала контрреволюцию, усиление Радзивиллов означало успех реформации, который не могла допустить контрреформация, убеждённой сторонницей какой и была католичка Бона Сфорца."
Все это есть и сейчас - и, может быть, даже в бОльшей степени. И снова на родину и пани Барбары Радзивилл, и моей бабушки Анастасии Казимировны - на белорусскую землю - ползет одуревший от безнаказанности и страха перед надвигающимся кризисом многоголовый дракон Всемирного Зла.
"...Жена, облачённая в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нас свои последние силы и хочет затопить её в ядовитых потоках лжи, правдоподобных обманов. Всё это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная Красота будет плодотворна, и из неё выйдет спасение мира, когда её обманчивые подобия исчезнут, как та морская пена, что родила простонародную Афродиту..."(В.Соловьев)
"Жена, облаченная в Солнце", "Богородица Рассвета", "Солнечная Богиня", "Вечная Красота" - это ОНА изображена на иконе Мадонны Остробрамской-Виленской, той самой, с чертами женского символа Беларуси - прекрасной Барбары Радзивилл...
"ЖЕНА, ОБЛАЧЁННАЯ В СОЛНЦЕ" - МОЯ РУСЬ - И ВЕЛИКАЯ, И МАЛАЯ, И БЕЛАЯ...
[показать]
(..."и даны Ей были два крыла Большого Орла, чтобы летела она в пустыню, и ждала, когда кончится битва Архангела и Змия"...)
...НЕТ, НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО НЕ БЫВАЕТ...
И не могу удержаться еще от одной музыкально ассоциации. Трагическая тема любви к еще одной Джульетте, Гвиччарди. Вы, конечно, поняли, о чем идет речь. Так вот, вслед за Листом, я осмеливаюсь назвать нашу героиню Б.Р.
благоуханным цветком, выросшим между двумя безднами — бездной печали и бездной отчаяния
Человек бессилен победить смерть. Даже безумной любовью. Даже неимоверными страданиями. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.