• Авторизация


Вуаль — незримая одежда, вуаль — таинственность сама 15-11-2021 21:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Вуаль — незримая одежда, вуаль — таинственность сама...

  [показать]

Вуаль (от фр. voile — покрывало, завеса) — женский головной убор, частично или полностью закрывающий лицо. Обычно вуаль выполняется из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки. В древности вуали использовались для обозначения классового или религиозного статуса, в современном мире — ещё и в качестве украшения для дамской шляпы или причёски.

Приподними, прошу тебя, вуаль!
Твой взгляд наполнен самой страстной силой.
Сегодня я, единственный и милый,
а завтра снова ты умчишься вдаль.
Приподними, прошу тебя вуаль!
Еще хоть раз взгляни в мои глаза.
Оставь на память образ безмятежный
.,
такой таинственный и в то же время нежный

Я о любви хочу тебе сказать.
Приподними, прошу тебя, вуаль!
Вуаль опущена, улыбки след простыл.
Уходишь ты походкой незнакомки.
И лишь духов остался запах тонкий.
Чтобы его я долго не забыл.
Как жаль, что ты не подняла вуаль.

Назарьина Марина

Portræt af Emma Hamilton, Nelsons elskerinde, malet af George Romney.

Вуали носили те, кто стеснялся своего лица, те, кто, наоборот, считал слишком большой привилегией для окружающих любоваться им, те, кто хотел подчеркнуть свое положение – семейное или социальное – или те, кому нужно было защититься от солнца или ветра.Вуаль оберегает своего обладателя от назойливых взглядов: она служит надёжной ширмой, за которой можно укрыться, создавая иллюзию присутствия.


В древнем жречестве, божество, которому осуществлялось поклонение, часто было укрыто вуалью. Проникнуть за вуаль – значит, стать посвященным, постигнуть тайные знания.Как в случае с любым другим символом, значение вуали меняется в соответствии с культурным и религиозным наследием: у индийцев и буддистов вуаль иллюзий, майя – это тот материал, из которого соткана реальность материального мира, а также сокрытие реальности.

Изида

У египтян вуаль Изиды олицетворяет тайны вселенной и творения: Я – всё, что было, что есть и что будет, и ни один смертный ещё не поднял моей вуали.

Вуаль – это вселенная, которую ткёт богиня (Прокл). Это откровение, озарение и сокрытие.


Наличие вуали создаёт особое настроение: от легкомысленной игривости, до глубокого драматизма и отчуждения.

Вуаль никогда не перестанет быть актуальной, ведь она всегда – тайна, а что может быть заманчивее её.Ушла ли в прошлое вуаль? Ничего подобного: возникнув задолго до появления мусульманских или христианских традиций, она обещает пережить еще не один период истории человечества. Кому приличествовало носить покрывало на голове в древности

римская вуаль
Одежда, которая сама по себе в человеческом обществе использовалась не всегда – а кое-где и до сих пор не применяется, тем не менее, уже в древние времена стала выполнять не только практическую функцию – защищать от холода и осадков. Встречать по одежке люди научились уже очень давно.И первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах – то есть нормах более чем трехтысячелетней давности.

Греческая бронзовая статуэтка танцовщицы в чадре и маске, II – III века до нашей эры.Википедия  site:livepcwiki.ru

При этом «низшим» классам было запрещено покрывать голову – наказание за нарушение этого правило было суровым: если рабыню или представительницу древнейшей профессии «ловили» на ношении такой накидки – первой грозило отрезание ушей, вторую приговаривали к розгам и отправляли в рабство. То есть покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин.

Никаб - предмет одежды мусульманок, закрывающий лицо - остается лишь прорезь для глаз. Источник: pinterest.com

 .  Предположительно, история вуали начинается на Востоке, где женщины должны были скрывать своё лицо. Вуаль служила своего рода паранджой, которую надевали, дабы показать свою религиозную или классовую принадлежность. Вскоре головной убор получил распространение и в других уголках мира: Египте, Риме, Азии и Греции.

Римлянки после замужества не выходили из дома с непокрытой головой. Источник: nationalgalleries.org
Похожий смысл такой кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Ее носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали. На гетер также не распространялось это правило.




Первые вуали  были довольно плотными («густая вуаль») и длинными, шились они из хлопка или даже шерсти! Долгое время такие вуали окутывали не только голову, но и все тело женщины – на вид они напоминали мусульманскую паранджу. Можно даже сказать, что одеяние, подобное парандже, является прапрапра…бабушкой современной вуали 

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анна Ахматова

 

The subject of the painting is traditionally identified as the fornarina (bakeress) Margherita Luti, Raphael's Roman mistress.


Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими.

коптская христианка

Вуали возникли на Востоке, где удержались до нового времени. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью не только на улице, но и дома в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, так называемый биссус.
 
Alexander Roslin - The Lady with the Veil (the Artist's Wife) 
 
Из Передней Азии или Египта вуаль проникла в Грецию: искусно присборенные греческие вуали не закрывали лицо, а были деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были популярным украшением.
 
 
Женщины Русской Православной Старообрядческой Церкви в христианских головных уборах .У христиан вуаль – символ скромности, целомудрия, отказа от мирской жизни.
 
С IV столетия белая вуаль - символ чистоты - является обязательным украшением христианской невесты и, наоборот, чёрная вуаль у христиан обозначает траур.
 
В X-XI вв. во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи.
 
 
Marie Sophie Charlotte de La Tour d'Auvergne (1729-1763), princesse de Craon, Nattier
 
Maurice-Quentin de La Tour, Portrait de Marie Leczinska, reine de France (1748) - 02
 
Из них позднее возникли средневековые чепцы.
 
 
Как украшения на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья, опять с Востока. При бургундском дворе в XIV - XV вв. господствовал настоящий культ вуалей; женщины носили их прикреплёнными на геннин, мужчины - на шляпах. Средневековые вуали душили духами.
 
L'impératrice Eugénie en robe de cour, 1862, Franz Xaver Winterhalter (detail)
 

Никаб - предмет одежды мусульманок, закрывающий лицо - остается лишь прорезь для глаз. 

Хашим ибн Хаким, прозванный Аль-Муканна, то есть «закрытый покрывалом», был одним из самых известных в истории персонажей, скрывавших лицо от окружающих. Муканна родился в VIII веке в городе Мерве (территория современного Туркменистана). Он был организатором восстания против династии Омейядов, называл себя воплощением бога и объяснял свое покрывало тем, что сияние его лица не может вынести ни один простой смертный. Злые языки, правда, утверждали, будто за этой зеленой шелковой тканью Муканна скрывает какие-то ужасные физические недостатки, но это осталось неподтвержденным.

Традиционный головной убор туарегов - тагельмуст.

Традиционный головной убор туарегов - тагельмуст.

То, что чадру, предшественницу вуали, носили прежде всего женщины аристократических семейств, а крестьянкам и служанкам либо дозволялось, либо вообще предписывалось не покрывать голову, объяснимо и с практической стороны: в чадре работать в полях затруднительно. А вот для жителей африканской пустыни, наоборот, ткани, повязанные вокруг головы и лица, была спасением. Туареги, племена сонгай, хауса и другие народы Сахары издавна носили такую чадру, повязывая ее так, чтобы защититься от ветра и песка.

алжирские девушки

На древних африканских наскальных рисунках обнаружены изображения человеческих лиц с одними только глазами, без носа и лица – то есть обычай носить такие покрывала, вероятно, намного старше, чем мировые религии и даже первые своды законов. Для туарегов ношение тагельмуста – так называется головной убор, сочетающий в себе свойства тюрбана и вуали, - считается признаком мужественности. Появление же с открытым лицом признается неприличным. К женщинам, впрочем, все это не относится – только мужчины-туареги закрывают тканью лица.

 

Laura Battiferri by Angelo Bronzino

Один из пиков популярности вуали пришелся на XV-XVI века, когда женщины крепили ее к конусообразному головному убору, называемому геннин (по другой версии эннин). Примечательно, что сам убор нередко создавался … из плотной бумаги!


 

носили вариации вуали и в более поздние века

 

15 век

В XVI в. вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят чёрную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена Французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху директории в моду входят женские платья, которые шили из вуалевой материи. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают дамские шляпы, главное, цилиндровые, которые были частью костюма для верховой езды.

С начала XIX в. появляются вуали тюлевые, которые в современной моде остаются дополнением праздничного убора, прежде всего, свадебного

Porträt vermutlich von Anne Marie de La Trémoille, princesse des Ursins (1641-1722)

 


 

Европейские головные уборы в XV веке.

  Хотя вуаль входила в европейскую моду со второй половины XIX в., головные уборы украшались покрывалом из тонкой ткани ещё в эпоху средневековья, создавая декоративный эффект и выполняя практическую функцию, обусловленную нормами этикета (как правило, краем такого покрывала закрывали нижнюю часть лица, разговаривая с мужчиной). В Испании от посторонних взоров скрывала лицо женщины и кружевная накидка.

Позже, в период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко. Не забывали их, правда, в те моменты, когда требовалось сохранить инкогнито – при посещении любовника, например, или для еще каких темных дел – тут уж в помощь воображению призываются многочисленные романы Дюма-отца. В южных католических Италии и Испании женщины продолжали благочестиво прикрывать волосы и носили черную кружевную мантилью – это еще одна «родственница» чадры. Сейчас мантильи носят разве что во время праздников, в том числе религиозных.

 
 Hayez, Francesco – Accusa segreta – 1847 1848

Мантильи, как и другие накидки-вуали, носили и носят  и представительницы самого высшего общества.

   


Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикрепленного к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на все лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. А снова вуали обрели популярность в шестидесятые, став на некоторое время настоящим писком моды.

 Особенное увлечение вуалью наблюдалось в 1870-х гг., когда дамские шляпки были небольшого размера, крепились к передней части головы, оставляя открытым каскад локонов сзади. Вуаль затеняла лицо не только от солнца, но и от нескромных взоров. Она могла быть любого цвета, но предпочтение отдавали белой и чёрной.. Большое распространение получили "вуалетки" (от франц. voilette).

В конце 1920-30-х гг. они ещё использовались по назначению - укрывали верхнюю часть лица, а с 1940-х гг. ими преимущественно декорировали шляпу.  Несмотря на убеждение, что вуали портят цвет лица, вызывают покраснение кончика носа, ослабляют зрение, они не исчезли, и остаются довольно популярными по сей день. . В одном сообщении из области моды, относящемся к периоду перед первой мировой войной, говорится: «Вуаль для большой элегантности выходной одежды также важна, как шляпа. В той же мере она подвержена моде, может также носиться хорошо и плохо, украшать или наоборот.

Каждый год приносит, естественно, свои особые «вуалевые капризы». С весны 1911 года господствует кружевная мода, иногда из кружев делается только кайма, иногда же хитроумная мода оставляет открытыми глаза под tulle craquele, в то время как некоторые недостатки на носу и губах искусно скрываются...»Как писала А.А,Ахматова  о 1910-х гг., «Вечером вуали носили только проститутки»

Вуаль в английском стиле– это элегантная сеточка длиной чуть ниже уровня глаз, край которой доходит до середины носа или касается кончика носа

Вуаль во французском стиле-представляет собой что-то вроде повязки (прикрепляется с двух сторон головы зажимами или элегантными заколками).

Она маленькая, удобная и очень женственная. Еще один из французских вариантов - вуаль со шляпокой.Бесконечно актуальный и модный вариант.

Еще француженки прикрепляют вуаль посередине прически (обычно в центре) так, чтобы вуаль не накрывала всю голову, а спадала только на лицо.

  

Ну а золотой эпохой вуали можно считать наверно 60-е годы. Тогда и появилась шляпка-таблетка, которая комбинировалась с сеточкой, к тому времени лишь слегка прикрывавшей лоб.

Интерес к вуалям  подогревали и звезды - Мэрилин Монро. Источник: artsy.net

Интерес к вуалям подогревали и звезды - Мэрилин Монро.  



Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена.

Веками в Европе носили черные траурные вуали во время похорон и в первый период после них.

 

А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена.

Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.


Источники:

https://hystoryfashion.ru/golovnyie-uboryi/istoriya-vuali.html

https://www.livemaster.ru/topic/2902575-iz-istorii-vuali

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вуаль — незримая одежда, вуаль — таинственность сама | Сомнабула - Дневник Сомнабула | Лента друзей Сомнабула / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»