Понемножку назад да назад,
На такую придем мы дорожку,
Что загонят нас всех, как телят,
За Уральский хребет понемножку.
Мы воздвигнем себе монумент,
Монументов всех выше и краше,
И в один колоссальный Ташкент
Обратится отечество наше.
1881
(Дмитрий Минаев)
Америка нам конечно никакой не не указ, сто лет дырявыми лаптями кисель хлебать - не догоним....
*Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений! Когда же это кончится?» Тут все и кончилось.*
(Анекдот эпохи застоя в подражание Хармсу).
Иудушка Головлев и его роли.
В классической русской литературе есть типажи отъявленных злодеев, не имеющих, кажется, вообще никаких положительных качеств, неспособных на искреннее раскаяние и рефлексию: Швабрин, Иудушка Головлев, Смердяков, Передонов. Истории их ужасны. Они обыденно, словно чашку чая за завтраком, «выпивают» окружающих, как пиявки высасывают из ближних жизнь. И все это ради ничтожных, корыстных, плоских целей.
Что же влияет на создание нашей реальности?
Избирательное внимание. Люди обращают внимание в основном на то, что совпадает с их концепции реальности. Если женщина считает, что у нее мир и любовь в доме, она совершенно искренне будет не замечать очень явные знаки измены мужа.
Интерпретация согласно социальным мифам, схемам и убеждениям. Например, во многих областях науки существую «мастодонты», которые с трудом принимают новые идеи и веяния, потому что они подвергают сомнению или , вообще опровергают, мастодонтовые концепции мироустройства и научных идей. Для них новое – бредово и смехотворно. И ужасно, что более мелкие научные чины без критики принимают это мнение. «Мастодонт» уважаем в науке, а значит, не может ошибаться. И еще один пример. В русском секторе интернета многие отказываются верить в эффективность методов или средств, потому что «авторитетные источники» не доказали этого. И совершенно игнорируется тот факт, что многие научные работы напрямую финансируются заинтересованными в результатах исследования конкурирующими компаниями.
Прошлый субъективный опыт. Есть такое явление: человек думает о грядущих событиях или людях негативно и его субъективная вера в неблагоприятный исход и злокозненность окружающих повышается. За этим следуют самосбывающиеся предсказания ( я так и знал, что они все гады), а несвязанные события объединяются ложной причинно-следственной связью («Это карма!»).Вот эти предсказания и заносятся в реестр реальности.
Что же до мнения социума, то он может намеренно искажаться СМИ.
Воинствующее невежество возведено у нас в доблесть. Представьте себе персонажа который в аэропорту с чувством превосходства всем доказывает что самолеты не могут летать так как они тяжелее воздуха. И что это очевидно каждому вменяемому человеку. А когда он видит взлетающую машину, подозрительно оглядывается в поисках демона, который подымает ее сверхестественным способом специально, чтоб ввести нас в заблуждение. Он и знать не хочет законов термодинамики, но зато в демонов верит.
В СССР безраздельно царила наука, и главными были всякие НИИ. Было и НИИ всякой метафизики и чертовщины - НИИ ЧАВО (чародейства и волшебства). Располагался, как и положено, на русском севере, в районе Соловецких островов, в уездном наукограде Китеже. С тех пор все сильно изменилось и переименовалось, теперь за всю чертовщину отвечает МДА - НИИ РПЦ. Но научные традиции прежнего исследовательского центра нынешние воспреемники берегут так же свято, как в Китежграде берегли памятники соловецкой старины - чертей изучают воочию.
Ни один писатель, обладающий самым смелым воображением, не рискнул изобразить, что бы было, если бы такие «герои» пришли к власти в государстве. Жизнь оказалась смелее. Мелкие обыватели, душевно грубые, с юмором и интересами обитателя полицейской казармы, с ограниченным кругозором банально дрянных шпионов и соглядатаев-сексотов-павликовморозовых. Им не знакомы вдохновение и сострадание, «чувства добрые», гуманистические и творческие «души прекрасные порывы», этически и интеллектуально неразвиты.
Импотенты в переносном а иной раз и в прямом смысле слова.
Иудушки Головлевы лицемерны и набожны, любят, делая подлости, произносить банальные моралистические афоризмы, как салтыковский Иудушка. Это такие же занудные мучители окружающих с «маньячинкой» в глазах, как сологубовский Передонов.
Банда чиновников и олигархов гноит в тюрьмах заведомо невиновных людей, отравляет сознание жителей страны демагогией и ложью. Не массовые убийцы типа Нерона, Калигулы или Гитлера. «Мелкие бесы», банально злые (по Ханне Арендт) индивиуумы, на счету которых в основном «точечные» злодейства. Но все же кровавые мальчики и девочки всегда будут стоять в глазах.
После - потом -всех этих деятелей ждет разоблачения и позор. Они это понимают и поэтому не уходят. До конца.Значит людям нашей страны самим придется их всех «уйти». Когда? Это может произойти, в любой момент, как всегда в истории совершенно неожиданно, в т.ч. и для этой публики.
Пусть ждут.
Пускай в ушах у всех них постоянно звучит фраза из все той же русской литературной классики: «В час дня, ваше превосходительство!».
PS
*Спорить — это так вульгарно. Ведь в приличном обществе всегда придерживаются одного и того же мнения *.
("Замечательная ракета"О. Уайльд)