Работы по преодолению отставания должны начаться с проведения конкурса проектов по преодолению отставания.
Некомпетентные люди не имеют права оценивать компетентных, которые понимают проблему и видят способ её решения.
Рассматривая взаимные экспертизы участников проектов, даже не специалист, например, Президент РФ, не имеющий специального образования, не выберет худший из проектов, а выберет оптимальный!
Одни выдумывают, другие их потом опровергают, обе стороны при деле, знание о прошлом если и образуется, то как случайный побочный эффект чисто идеологического конфликта.
Мелочное самолюбие и боязнь выглядеть слабаком отличает пугливые диктатуры от уверенных в себе демократий. Сильным нет нужды на каждом шагу доказывать свое могущество, слабаки же одержимы комплексом неполноценности. Россия еще не диктатура, но, судя по избыточной реакции на мелкие уколы, психологически уже близка к этому состоянию.
Система в нашей стране очень близка к азиатскому бюрократическому капитализму или этатизму (как ее называли в кемалистской Турции).
При ней каждый видный бюрократ еще и бизнесмен, а каждый бизнесмен работает под бюрократической крышей.
Характерные примеры этой системы - режим Сухарто в Индонезии, Маркоса на Филиппинах, Садата-Мубарака в Египте, Ассадов в Сирии, Бургибы-Бен Али в Тунисе, Бумидьена-Бенджадита в Алжире и т.д. В Латинской Америке к этой модели ближе всего правление ИРП в Мексике.
- сращение бизнеса и бюрократии
- засилье государственно-монополистических структур в экономике
передача власти от президента-диктатора его приемнику
- сочетание официального национализма и фактически компрадорской сущности элиты
- огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми при популистской государственной демагогии.
- авторитарная власть, профанация выборов и других демократических институтов
- формальная многопартийность при фактическом господстве одной правящей партии
- высокий уровень коррупции
- большое влияние силовых структур и спецслужб
Истерики Государственной думы относительно сепаратизма – это очередное звено в цепи, которую бешенный принтер накидывает на остатки свободы в России. Запреты множатся по самым разным поводам и дело вовсе не в конкретных, якобы опасных для государства словах и рассуждениях, а в создании универсальной системы подавления свободы слова. Когда-нибудь депутатам и их хозяевам надоест сочинять по каждому случаю отдельную статью, и они объединят все слово-преступления в статью об антигосударственной деятельности. При Сталине это была 58-я статья («Контрреволюционные преступления»), при Брежневе и Андропове – 70-я («Антисоветская агитация и пропаганда»). Не мудрствуя лукаво, под них можно было подвести все что угодно. А пока общество приучают к диктатуре малыми дозами.
Сепаратизм-лайт – местное самоуправление. Но если люди научатся управляться со своими делами самостоятельно, что тогда делать вертикали власти? Поэтому реформа местного самоуправления успешно похоронена. Поэтому полномочия регионов урезаны до минимума. Поэтому максимум налогов – в федеральный бюджет, а оттуда в регионы – дотации. Денег не жалко, важна зависимость.
К проблеме сепаратизма есть два подхода: человеческий и государственный. Человеческий зиждется на уважении к праву других людей устраивать свою жизнь по своим правилам и обычаям. Нам эти правила могут не нравиться, обычаи могут быть неприятны, но надо помнить, что такие же чувства могут испытывать к нам и другие люди. Если расхождения слишком велики, то лучше жить раздельно. Целее будем.
Государственный подход к сепаратизму основан на жажде власти. Приятнее управлять большой страной, распоряжаться большим бюджетом, строить великие планы и устраивать великие бедствия. Жить с размахом, по-крупному. Человек в этой системе не важен, он только винтик большого государственного механизма. И сообщество винтиков тоже не принимается во внимание.
О сепаратизме с тревогой пишут даже либеральные публицисты. Николай Сванидзе, например, называет сепаратизм «страшной угрозой». Что в сепаратизме страшного, никто не объясняет. Была относительно большая страна Чехословакия – стали две маленьких: Чехия и Словакия. Что страшного? Была большая Югославия – стало семь маленьких самостоятельных государств. Федеральным властям кисло, а людям – хорошо, они теперь сами решают, как им жить. Настоящий ужас сепаратизма не в последствиях, а в процессе. Поэтому умный Гавел развел Чехию и Словакию мирно, а глупый Милошевич в борьбе с сепаратизмом утопил страну в крови.
Воспитанникам империй трудно понять, что в желании самостоятельной жизни нет ничего плохого. Они по старинке верят, что счастье и могущество государства в обширности территорий и количестве народу в нем. Они отстали от жизни на пару веков и тут трудно что-либо сделать. Они даже не замечают, что рост количества государств – процесс непрерывный и закономерный. В 1900 году на планете насчитывалось 47 государств (цифры американского политолога Роберта Даля), к 1950-му – 75 государств, к 2000-му – уже 192, а сейчас – 258 (195 членов ООН, 19 непризнанных и остальные с неясным статусом). Из за отсутствия точных критериев государственности цифры могут незначительно варьировать, но тенденция понятна. Планета все та же, новые земли давно не открывают, а государств становится больше – и ничего страшного не происходит. Конечно, без проблем не обходится, но все они незначительны по сравнению с кровопролитными войнами за независимость.
Российская власть боится сепаратизма как огня. Ей нужна большая страна, в которой людям трудно друг с другом договориться. Спору нет, у большой страны есть свои преимущества, но ими надо уметь пользоваться. Нашим же жуликам и ворам большая страна нужна только потому, что из большого бюджета можно больше наворовать. Ну и заодно повесить на уши обывателю развесистую лапшу об имперском величии и славной истории завоеваний.
http://grani.ru/opinion/podrabinek/m.221156.html