[700x393]
В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.
В 1252 году княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества.
Около 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского.
В 1382 году, когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.
В XVI веке Крымский вельможа, родственник Гиреев Абдул-Литиф приехал в Москву в 1493 г., в пору хороших отношений Крыма с Россией, и сел на престол в Звенигороде. В 1499 году Москва посадила его на казанский престол (она была под протекторатом Москвы), но вдруг начал проводить недружественную России политику (отношения с Крымом стали в то же время быстро портиться). В 1502 году русский отряд является в Казань, Абдул-Латифа низлагают, и отправляют в ссылку на Белоозеро. Менгли-Гирей, пытаясь выручить своего родственника, писал в Москву, в итоге в 1507 году Абдул-Латифа выпустили из ссылки, и дали в кормление Юрьев Польский, где он и помер в 1517 г.
С 1552 г. в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (правильнее - Абдалла), родственник последнего казанского царя Едигера. Кайбула передался на сторону русских еще до падения Астрахани. Вот что говорил про него русский посол турецкому паше в Стамбуле: "Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует в Касимове (правил в 1567-1573 гг.), царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях..." Этот Кайбула отличился в Ливонской войне (1558 г.), причем в компании соплеменников: сам Кайбула руководил правым флангом, передовым полком - Токтамыш, всей армией - касимовец Шах Али. Вся эта компания набиралась для войны с Крымом, причем Тохтамыша предполагалось посадить на трон в Бахчисарае вместо Гирея. Но обстоятельства сложились так, что двинули на Швецию.
И, наконец, Самозванец в 1609 г. отдал Юрьев Магомету Мураду, сыну Касимовского хана Ураза Мухаммада (1600-1610 гг.). Ураз принял сторону Самозванца, однако, по доносу сына, был убит под Калугой во время охоты. За него отомстил ногаец Урусов, который прибил самого Самозванца со словами - "знай, собака, как убивать татарских царей".
[700x393]
[700x393]
[700x393]
В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».От старины остались лишь три башни, они массивные, в манере XVI в., с фигурными окнами.
Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик ("ковчег" - их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить - чисто декоративный.
[700x393]
В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи.Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.).
[393x700]
[700x393]
В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота».
В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова).
В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Лучинское.
В 1637 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня 1684 года.
В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд., в Архангельский монастырь в 318 пуд., в Покровский приход в 210 пудов.
В начале ХХ века на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. Один из колоколов был отлит в 1864 г. для монастыря по заказу местной купчихи Анфисы Початовой в вечное поминовение её мужа Феодора. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.
[393x700]
[393x700]
После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.
В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
[393x700]
Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.
[700x393]
[700x393]
[700x393]
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.
[700x393]