Никитский бульвар, входя в Бульварное кольцо Москвы, начинается от площади Арбатские Ворота, от которой и ведется нумерация домов, и заканчивается у одноименной площади Никитские ворота. Название последней, как впрочем, и самого бульвара происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города, расположенного когда-то на этом самом месте. Никитские ворота, в свою очередь, названием обязаны женскому Никитскому монастырю, который был основан в 1582 году Никитой Захарьиным-Юрьевым, отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича. Монастырь заменил старую церковь Никиты у Ямского двора. После упразднения Никитского монастыря, на месте разрушенных ворот Белого города, был разбит бульвар, названный в его честь. Протяженность бульвара всего 530 метров.
[700x525]
В 15-16 веках через центр нынешнего Никитского бульвара проходила дорога, которая изначально называлась Волоцкая или Новгородская, а после основания монастыря стала носить название Никитская. Постепенно городская застройка в районе Никитской улицы стала выходить за линию будущего Бульварного кольца. Что касается Никитского монастыря, то с приходом советской власти он был закрыт, многие его постройки разрушены. Практически все строения были окончательно разобраны к 1933 году.
[525x700]
В 1950 году Никитский бульвар был переименован в Суворовский в честь 150-летия со дня смерти великого полководца, жившего неподалёку отсюда. Многие туристы удивляются, почему нумерация домов на Никитском бульваре начинается не с 1, а с 5-6. Такая ситуация объясняется тем, что в начале 60-х годов 20 века бульвар был просто поглощен транспортным тоннелем. В 1971 году по нечётной стороне были снесены двухэтажные строения по Большой Никитской улице. В течение 10 лет (1980-1990 гг.) проводилась реконструкция улиц Никитского бульвара.
Зачастую прогулка по Никитскому бульвару начиналась от Борисоглебской церкви. Она была возведена в 1763-1767 годах по проекту архитектора Бланка. Непосредственно строительными работами занимался бывший канцлер Елизаветы - граф Бестужев-Рюмин. Рядом с церковью расположен дом № 6, история которого связана с московскими театрами, ведь здесь в начале 20 века обитал директор московских театров Ф.Ф. Кокошкин. Эта персона была примечательна в театральном мире тем, что Кокошкин напрочь отрицал Шекспира и Шиллера, относя их к ложноклассической школе. Здесь располагались репетиционные комнаты Малого и Большого театров, выступали Щепкин, и Мочалов. Таким образом, в доме часто собиралась элита московских театров. В 1823 году здесь функционировал литературный салон Марии Дмитриевны Львовой-Синецкой, актрисы Малого театра. Салон посещали Пушкин, Вяземский, Грибоедов, Крылов, Гнедич и многие другие. Позднее дом прозвали "соловьиный", потому что в конце 30 годов 19 века его хозяином стал композитор Александр Варламов. Именно здесь были написаны известные каждому романсы "Гори, гори, моя звезда", "На заре ты её не буди" и многие другие.
В данный момент на этом месте...
[700x525]
Чуть дальше за строительным пустырем дом № 8а, ранее был дворец-усадьба князей Гагариных, сейчас находится Центральный дом журналиста. Изначально особняк принадлежал А.М. Щербиной, впоследствии здесь проживал один из крупнейших представителей российского купечества А.Н. Прибылов. Согласно распоряжению А.В. Луначарского в 1920 году особняк был отдан в ведение журналистов, здесь проходили литературные дискуссии, с докладами выступали Брюсов, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Домжур – так впоследствии сокращенно стали называть Центральный дом журналиста.
[700x525]
Дом №7 уникален тем, что здесь жил и умер Н.В. Гоголь, о чем свидетельствует мемориальная табличка. В этом особняке он сжег второй том "Мертвых душ". На сегодняшний день это единственный сохранившийся дом в Москве, где Н.В. Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 годы. В этих стенах 27 марта 2009 года открыт единственный в России музей великого классика, разместившийся в домах № 7 и 7а. Помимо того, здесь действует научная библиотека, а фонд музея содержит уникальные коллекции: редкие книги и документы, изобразительные материалы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки.
[700x525]
Между зданиями №7 и №7а Никитского бульвара в 1959 году был установлен старый памятник Н.В.Гоголю (1909г., скульптор Н.А. Андреев).
[700x525]
Изначально , в 1907 году, скульптура была установлена на Арбатской площади, но вызвала много осуждений. А уж после революции 1917 года, памятник Гоголя работы Андреева стал вопиющим анахронизмом, и объявлен бесконечно далеким от современного понимания творчества и личности великого писателя так, как трактует его как пессимиста и мистика.
[700x525]
Согнувшийся, словно подавленный душевными муками, писатель изображен Андреевым в момент крайнего, безысходного отчаяния, все чаще овладевавшего им к концу жизни.
[525x700]
Однако художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалось. В революцию 1917 года в памятник попала пуля, выпущенная из Александровского училища. Выбоина была зацементирована, не слишком качественно. Она до сих пор находится на постаменте, над одним из барельефов.
1.
[700x525] 2.
[700x525] 3.
[700x525] 4.
[700x525]
[525x700]
В следующем доме №11 угадывается, остатки барской усадьбы начала XIX века. Дом обезображен многочисленными перестройками и пристройками, производившимися в течении всего XIX века.
[700x525]
Шестиэтажный кирпичный дом № 13 возведен в 1910 году для Общества распространения практических знаний между образованными женщинами (архитектор К.К. Кайзер). По проекту, он должен был быть богато декорирован, однако средств у общества не хватило, и дом так и остался «голым». До революции здесь помещалась женская гимназия, затем фармацевтическое училище, преобразованное в 1934 году в институт, который в 1958 году влился в 1-й Московский медицинский институт на правах факультета.
[525x700]
Кирпичный дом (№15) тоже остался незавершенным, без пышной облицовки, Дом построен в 1911 году главным инженером Московского университета А.С. Гребенщиковым. Одна из квартир верхнего этажа, служившая в 1920-х годах местом сборищ сомнительных элементов Москвы, неповских лет, описана в сатирической комедии М.А. Булгакова «Зойкина квартира».
[525x700]