Немного об одной из главных достопримечательностей Ходынского поля - аэродром.(Как в конечном счете оказалось -"МУЗЕЙ АВИАЦИИ" - кавычки не случайны)...
ЛУЧШЕГО места в Москве нечего было и желать: обширная территория, близость к городу, достаточно удобное транспортное сообщение. Из центра, почти к воротам поля следовал трамвайный маршрут № 6. Этот первый аэродром в основном сооружался на общественные деньги - поступления от энтузиастов воздушного флота. Строительство началось со взлетно-посадочной полосы и шести ангаров, крошечных по нашим меркам: на 1-2 самолета.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Итак, на новом аэродроме жизнь била ключом: интенсивно строились аэродромные сооружения, осваивались полеты. В "Бюллетене МОВ" с гордостью писали: "Теперь не узнаешь прежде пустынного уголка Ходынки, отведенного под аэродром общества. По линии шоссе по направлению к Всехсвятской роще тянется ряд ангаров, уже выстроенных или еще строящихся. Через центральный въезд (против Стельны) попадаешь к трибунам, которых пока две. Трибуны легкого типа, длинной по 50 сажень, с крытыми ложами наверху. Они рассчитаны на 3000 человек".(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
ОФИЦИАЛЬНОЕ открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета, членов общества. На открытии для показательных полетов были приглашены известные русские авиаторы.
15 октября состоялся первый московский "дальний" перелет. Летчик М. Ефимов на самолете "Блерио ХI" с мотором в 50 л.с., сделав круг над аэродромом, улетел вдаль. Вскоре стало известно, что Ефимов попал в облака, заблудился и сел возле деревни Черемушки. Наступившие морозы заставили прекратить полеты.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Такими были, по воспоминаниям современников, первые маршруты русских авиаторов на Ходынском аэродроме. Не менее четверти миллиона зрителей впервые увидели самолет.
В период мировой войны на Ходынском аэродроме была открыта первая отечественная школа лётчиков, которая подготовила немало отважных пилотов.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Несовершенство техники тех дней, ошибки пилотирования нередко приводили к трагичному финалу. Известный летчик К.К. Арцеулов рассказывал, что когда он приехал в 1915 г. с фронта на Ходынку, чтобы испытывать первую партию истребителей отечественного производства завода "Дукс", то с высоты обратил внимание на ярко-красные пятна, разбросанные по летному полю. Оказывается среди травы, целыми семействами гнездились алые гвоздики - их сеяли на месте гибели авиатора.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
После гражданской войны начался впечатляющий расцвет Ходынки, а с ней и советской авиации, тогда же было признано "исключительное значение Ходынки для нужд авиации в главном центре Республики"… Этот момент побудил признать Ходынское поле "… весьма подходящим для создания Главного аэродрома воздушного флота". Более того, в 1920 г. официальная хроника дополнительно известила, что "местом для создания опытного аэродрома страны опять же выбрана Ходынка"!(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
ПРОДОЛЖИМ хронологию аэродрома Ходынки. 3 мая 1922 г. начались полеты по маршруту Москва - Кенигсберг-Берлин. Тем самым приоткрылось окно в Европу.
15 июля 1923 г. по решению Совета Труда и Обороны состоялись первые регулярные пассажирские полеты Москва -Нижний Новгород, путь в 420 км совершался за 2,5 часа. Обслуживал линию четырехместный самолёт АК-1, моноплан конструкции Александрова и Калинина.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
На билете первой линии Аэрофлота было написано: "Пассажир обязан следить при полете за колесами самолёта и в случае неполадки докладывать летчику!" Сегодня это кажется невероятны, но тогда пассажир обязан был помогать летчику, который не мог оторвать рук от штурвала, а необходимых приборов и датчиков просто не существовало.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Родоначальник всех металлических самолетов нашей страны "АНТ-2" конструктора Андрея Николаевича Туполева совершил первый полет 26 мая 1924 г. с Ходынского аэродрома. В марте 1923 г. энтузиасты авиации создали одну из полезнейших организаций страны - Добровольное общество друзей воздушного флота. Задачи общества выражал лозунг: "Трудовой народ, строй Воздушный флот!"(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
В последующие годы ОДВФ оказала правительству реальную, большую помощь в создании мощной авиации. Праздники членов ОДВФ, полеты агитэскадрильи постоянно проходили на Ходынском аэродроме. В том же 1923 г. было учреждено общество "Добролет" - будущее Министерство гражданской авиации.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Долгие годы Центральный, бывший Ходынский, главный аэродром, получивший имя М.В. Фрунзе, имел неказистое, маловместительное здание аэропорта. Вновь созданный "Добролет" решил объединить усилия Осоавиахима, Укрвоздухпути и даже немцев (Дерулюфт долгое время имел на Ходынке свои ангары) и построить совместно крупный аэропорт. Но вышло как у Крылова в известной басне про лебедя, рака и щуку. И только к ноябрю 1931г. на Ходынке был открыт первый в СССР аэропорт, в то время один из самых больших в мире. Не случайно и ближайшая станция метро была наименована "Аэропорт".(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Война расставила свои акценты: авиация из аттракциона превращается в промышленную отрасль. Ходынский аэродром становится центром отечественного воздухоплавания и авиастроения. Более того, Советская власть признает «исключительное значение Ходынки для нужд авиации в главном центре Республики». Отсюда совершаются рейсы в Берлин и Нижний Новгород. Михаил Громов впервые применяет спасательный парашют. Это произошло 23 июня 1927 года. Валерий Чкалов тестирует самолет АНТ-25, на котором вместе с Байдуковым и Беляковым совершит свои беспрецедентные по сложности беспосадочные перелеты в Петропавловск-Камчатский и Америку через Северный полюс. Именно здесь, на Ходынке, 15 декабря 1938 года остановится мотор его И-180.(с.http://www.bmsi.ru/doc/7837f433-b537-4c60-afab-ef00815fe2b3)
[700x525]
Ходынский аэродром - сгусток отечественной истории авиации. Это поле принимало всех наших легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ Поликарпова, Микояна, Яковлева, Илюшина, Сухого, Лавочкина. Здесь встречали и провожали многих наших великих современников. Именно здесь в Отечественную войну формировались воинские соединения, громившие врага. Сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенов доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем сюда было доставлено Знамя Победы.Этот уголок московской земли достоин глубокого поклона и почитания, ибо деяния Ходынки навечно вписаны в державную летопись Родины.(с.
http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr74311m1rr71557.html)
[700x525]
Когда город со всех сторон обступает взлетные полосы, гул авиамоторов все больше напоминает рев диких животных в Центральном зоопарке – им тесно. В 70-е годы на Ходынке в конструкторских бюро по-прежнему создаются современные авиалайнеры, но аэродром теряет свое значение. Теперь здесь взлетают разве что спортивные самолеты да поделки авиамоделистов.(с.http://www.bmsi.ru/doc/7837f433-b537-4c60-afab-ef00815fe2b3)
[700x525]
Чтобы сохранить память о героическом прошлом авиации, на одной из взлетных полос расставили в виде музейных экспонатов старые самолеты. И тем не менее время и запросы города берут свое – поле сокращается и постепенно приходит в запустение.
Что с ним делать? Создать бизнесаэропорт для малой авиации? Но сажать почти в центре города самолеты, пусть даже и маленькие, рискованно. Застроить типовым жильем? За коробками домов исчезнет сама память о прошлом Ходынки. По всему выходило, что Ходынское поле доживает свой век.(с.http://www.bmsi.ru/doc/7837f433-b537-4c60-afab-ef00815fe2b3)
[700x525]
И тогда возникла идея комплексной застройки, чтобы в ней нашли себе место и жилые корпуса, и крупные торговые центры, и парк для прогулок и шествий на месте бывшей взлетно посадочной полосы. Так появились «квартал 58Г» («Гранд-парк»), дом «Парус» и лежащий небоскреб – самый протяженный дом в Москве. Но центральными зданиями проекта стали Музей авиации и космонавтики и Ледовый дворец. С одной стороны, летчики герои, образцы для подражания, с другой – кузница новых чемпионов. Прошлое и будущее Ходынского поля! А чтобы им не стало тесно в настоящем, под них ведется строительство удобных подъездных путей и транспортных развязок. Архитекторы подсказывают скептикам: история Ходынки продолжается, но «ходынке» не бывать! (с.http://www.bmsi.ru/doc/7837f433-b537-4c60-afab-ef00815fe2b3)
[700x525]
Из статьи за июль 2007г.
Башня-«ракета» в 182,5 метра станет самым высоким зданием всей застройки, архитектурной доминантой Ходынского поля и своеобразным маяком музея.
– Она полностью функциональна, – рассказал «ВМ» один из авторов проекта архитектор Вадим Ленок, – в ней будут лифты и лестницы, а увенчают ее антенны-тарелки космической связи. С Ходынки можно будет связаться с Центром управления полетами.
Верхние этажи башни займет администрация, а нижние – главная часть космической экспозиции. Космическую технику удобно будет рассматривать с обходных галерей, которые к тому же – панорамные. А удлиненное правое крыло здания, этот прозрачный ангар, вместит самолеты и летную технику. Часть экспонатов будет «парить» в воздухе над головами посетителей.(с.http://www.aviagrad.ru/avia/digest/2007/07/10/10-07-07-1)
[700x525]
Это легкие бипланы и один из первых гигантов воздухоплавания «Максим Горький». Доставят на Ходынку даже Ту-144 из Жуковского – тот самый самолет, который удалось спасти от утилизации. Никаких визуальных границ между техникой внутри музея и на взлетной полосе не будет. Интерьер здания не отгораживается от внешнего пространства, поскольку стены выполнены из алюминиевых витражных конструкций со стеклопакетами и легкой цветной тонировкой стекла.
Авиационная тема будет продолжена и в соседнем здании торгового комплекса, которому не ради красивого словца дали имя «Авиапарк».(с.http://www.aviagrad.ru/avia/digest/2007/07/10/10-07-07-1)
[700x525]
Как "музей"? Ничего не скажу, может под открытым небом оно и лучше, особливо зимой, я пока отсняла все это(материала-то много), да при минус 20,почувствовала себя эскимосом, пальцы стали к гашетке на фотоаппарате примерзать, под конец я их почти не чувствовала.Но даже не в этом суть, даже мне, очень далекой от авиации было безумно больно, да что ж все так-то? За покосившимся забором в виде сетки, половина техники расписана в стили граффити,в этом случае довольно неуместном, у одного из самолетов торчит выдранное кресло, видно не додрали, не смогли утянуть на память.А они про какой-то комплекс, все рехнулись что ли?
[700x525]
Последний самолет взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В том же году аэродром был закрыт.
[700x525]
Поневоле вспомнился музей Ретро-автомобилей - там все создано с любовью,каждая машина сверкает, о каждой рассказано, можно ходить по музею даже без экскурсовода, все равно запомнится надолго.Неужели авиация не стоит того?Или нам и действительно наплевать на все, что было.Было, да прошло...
[700x525]
[700x525]