Страстной цикл — это цикл сюжетов, основанный на заключительных частях Евангелий, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до “Положения во гроб” и Воскресения. В этом цикле можно выделить такие сюжеты, как «Моление о чаше», «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие», «Положение во гроб».
[показать]
Тайная вечеря.
В. К. Шебуев. 1838–1839 гг. Холст, масло. 80,6×152
Государственная Третьяковская галерея, Москва
После Тайной вечери Христос удалился в масличную рощу (Гефсиманский сад) и молил Отца: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия” (Мф. 26:39). Этот эпизод называют “Моление о чаше”. Рядом с Христом показывают трех бывших с Ним в саду уснувших учеников: Петра, Иакова и Иоанна.
В XIII—XIV вв. в византийском и сербско-моравском искусстве формировалась иконография “Поругание Христа”. Согласно евангельским текстам, Христа после ареста привели к первосвященнику Каиафе, а затем на суд прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Римский прокуратор убедился в ложности обвинений, но возбужденная толпа требовала казни. Воины отвели Христа в преторию и, издеваясь, нарядили шутовским “царем иудейским”. Надели на Него багряницу, возложили на голову терновый венец и дали ему в руку трость; насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский!” (издевательство над верой в пророчества о грядущем царе израильском и освобождении угнетенного народа). На мозаиках, фресках и иконах изображают сидящего на троне Пилата (рядом с ним первосвященники Каиафа и Анна, что не соответствует тексту Евангелий). Пилат, желая избежать смертной казни, умыл руки перед народом (символ невинности) и велел наказать Христа плетьми. Эта сцена называется “Бичевание Христа”.
Затем следуют эпизоды: “Несение креста”, Распятие, “Положение во гроб”. Изображение страдающего Спасителя в терновом венце со сложенными на груди руками либо с раскрытыми ладонями, демонстрирующего раны от гвоздей, в древнерусском искусстве называется “Муж скорбей” (см. также “Не рыдай Мене, Мати”; “Святые жены у гроба Господня”).
[показать]
Тайная вечеря.
В. К. Шебуев. 1838 г. Холст, масло. 318×509
Государственный Русский музей
«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25
[561x567]
Тайная вечеря.
Ф. А. Бруни. 1839 г. Холст, масло, 200×200.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Тайная вечеря.
С. А. Живаго. 1845–46 г. Дерево, масло. 44,5×71,9.
Государственная Третьяковская галерея
Картина, послужившая эскизом композиции, исполненной позднее в мозаике в Мозаическом заведении ИАХ и установленной в 1883 над Царскими вратами главного иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
[показать]
Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.
По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863).
Исполнили И. А. Пелевин, И. И. Кудрин, Н. Ю. Силиванович, И. А. Лаверецкий, В. А. Колосов, Ф. Ф. Гартунг, Н. М. Голубцов и М. П. Муравьев. В этой композиции очень достоверно передана глубина пространства оригинала, его хорошо разработанная цветовая гамма, мастерски использован эффект смешения цвета (плащ Иуды).
[показать]
Тайная вечеря.
На евангельский сюжет (Мф. 26:20–29; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–38; Ин. 13:1-17)
Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 283×382
Государственный Русский музей
Не без влияния А. А. Иванова, Николай Николаевич Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М. Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый «материализм», картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию.
[показать]
Тайная вечеря.
Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Г. И. Семирадский. 1876 г. Холст на картоне, масло. 45×46,6.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[600x400]
Тайная вечеря.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е. Холст на картоне, масло. 54,5×38
Тюменский музей изобразительных искусств
[показать]
Тайная вечеря.
И. Е. Репин. 1903 г. Холст, масло. 63,2×103,7
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
[показать]
Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26×40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.»(Евангелие от Иоанна)
[700x525]
Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3×85.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
[700x517]
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1989 гг. Холст, масло. 142×192
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии
[показать]
Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х
Холст, масло. 246×134,5
Государственный Русский музей
[показать]
Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246×134,5
Государственная Третьяковская галерея
[показать]
Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой.
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
А. А. Иванов. 1850 г. 26×40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки
[показать]
Молитва в Гефсиманском саду.
А. А. Иванов
[показать]
Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2×21,2
Государственная Третьяковская галерея
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5×238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
[показать]
В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258×198,5.
Государственная Третьяковская галерея
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5×52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
[показать]
Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х —
первая половина 1890-х гг. Холст, масло.
[показать]
Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5×47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.
Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх — Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5×98,5.
Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.
Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)
[показать]
Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США
[показать]
Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г.
Эскиз росписи храма в Абастумани. 34×27,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
А. И. Куинджи. 1901 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском».
[показать]
Лобзание Иуды.
К. П. Брюллов. 1843–1847 гг.
[показать]
Христос в Гефсиманском саду.
И. Е. Репин. 1880-е. Холст, масло. 62×91,5
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
[показать]
Взятие Христа стражею (Арест Христа).
И. Е. Репин. 1886 г. Холст, масло. 36,5×55,5. Эскиз.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
«Что есть истина?». Христос и Пилат.
Н. Н. Ге. 1890 г. Холст, масло. 233×171
На евангельский сюжет, указанный в авторской надписи на картине (Ин. 18:38).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В поздний период творчества Ге обращается к теме Страстей Христовых. Сюжет картины заимствован из 18-й главы Евангелия от Иоанна. В ответ на слова Христа: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» Пилат пренебрежительно бросает: «Что есть истина?» Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л. Н. Толстой восторженно писал о картине: «Мира не может быть между Христом и миром…» и «…это верно исторически, и верно современно». ГТГ
[показать]
Истязание Спасителя.
А. Е. Егоров. 1814 г. Холст, масло, 260×208.
Государственный Русский музей
Самая известная картина Егорова — «Истязание Спасителя» (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: «Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки». В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет Академии Художеств с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к «замечательнейшим новым творениям в искусстве». Русская живопись
[показать]
Спаситель в темнице в терновом венце.
К. П. Брюллов. 1834 г.
[показать]
Бичевание Христа.
А. А. Иванов. 1850-е. 29,5×46,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Евангелие от Иоанна
[показать]
Поругание Христа у первосвященника Каиафы.
А. А. Иванов. 1850-е. 27×39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И закрывши Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Евангелие от Луки
[показать]
Суд Синедриона. «Повинен смерти!».
Н. Н. Ге. 1892 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Огромное, примерно два на три метра, полотно недавно отреставрировано по уникальной технологии. «Суд Синедриона. „Повинен смерти!“ – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин „страстного цикла“. Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) „страстной цикл“ включает также произведения „Что есть истина?“ (1890, ГТГ), „Совесть. Иуда“ (1891, ГТГ), „Голгофа“ (1893, ГТГ), „Распятие“ (1892, Музей Орсе, Париж), „Распятие“ (1894, местонахождение неизвестно). ГТГ