Зданович Геннадий Борисович
Минск, 19 апреля 2010
выступление в рамках VI конференции по авестийской астрологии.
продолжение статьи: Загадки древних цивилизаций: Аркаим — воплощение мифа.2.часть
"...Разделение на протоиндийцев и протоиранцев происходило не в Индии, а здесь на Южном Урале. Каждый из них считал себя — «это я, а это они». Они, соседи были в 30−50 км. А они в свою очередь называли себя ариями, для себя они были своими.
Здесь в Аркаиме «свой» он все эти лабиринты знал. Он мог спокойно пройти все эти лабиринты, но у чужака не было никаких шансов.
Это подземный вход. Через него чужой попадает в узкий лабиринт, ниши, от жилищ проемы и все это в темноте, где в любой момент кинжал может пронзить спину. Здесь все рассчитано на «своего». Здесь есть и ловчие ямы. Все это очень похоже на лабиринты Мекен. Вспомните лабиринты Минотавра, куда проникает Тесей, нить Ариадны, которая помогает ему выбраться из лабиринта. Ведь это же одно и то же время Крита и Мекен! Критские дворцы и Аркаим были в одном времени. Критский дворец это 7 тысяч кв.м. Это очень небольшое поселение. Диаметр Аркаима 65 метров, диаметр Трои — 170 м. Греки стояли там 10 лет, не могли победить.
Я часто слышу вопрос (вспомним передачу Гордона) — «А почему Аркаим такой маленький?». Надо учитывать, что речь идет о древнем мире. Для него Аркаим — это крупное поселение. Площадь Аркаима 20 тысяч кв.м. Но ведь практически все это площадь пола. На улицу, водосток приходится совсем мало. Если мы применим нормы жилплощади советского времени (6 кв.м. на человека), то на Аркаиме могло проживать около 2 500 человек. Это только в свободном режиме. А в случае опасности, катастрофы здесь могло собираться и 4 тысячи человек.
В стране городов есть и более крупные поселения. Например, Аланское — 40 тысяч кв.м.
Вернемся к лабиринтам. Посмотрим вход с запада. Ниши вокруг — для стрельбы наземного боя, наверняка были еще навесные ниши для стрельбы сверху. Когда враг попадал сюда, он оказывался в воронке и со всех сторон его обстреливали лучники и к конце он оказывался в тупике, т.к. все выходы загораживались.
Также и с севера, где располагались башни. Такое впечатление, что здесь можно наступать, все открыто. Оказывается, что здесь даже и прохода нет. Где должен был бы быть проход — здесь глубина рва наибольшая — 4 метра. Далее очень маленький узкий проход, враг попадает в щель, где опять со всех сторон обстреливают, а рядом рвы — ловчие ямы. Плюс всюду мощнейшие стены 5 метров шириной — танком не возьмешь! То есть оборона Аркаима доведена до парадокса. Для того времени она сверхдостаточна. Еще нет стенобитных орудий, только стрелы, копья. Ритуалы, это освещенное пространство. Все эти сооружения несут символическую, религиозную, сакральную нагрузку, не связанную с реальностью.
Мы всегда задаемся вопросом для кого строились такие мощные крепости? Мы здесь и врагов-то не находим. Аркаим был задолго до появления тюркских кочевых племен, здесь в лесах соседи — примитивные охотники палеолита, Угры могли быть. Прямых врагов нет. Возможно что это было противостояние друг перед другом. Мы не видим здесь боев нигде, во всей стране городов. Обычно после боя всегда можно найти разрушение, обломки стрел и т.д. Не знаю, уместно ли здесь сравнить современное противостояние с ядерными запасами. У стран мира есть столько ядерного оружия, чтобы многократно разрушить всю планету. Продолжают производить все новое и новое оружие и никак не могут от него отказаться. Здесь, скорее всего, подобное противостояние. Но оно не культурное, культура она везде одинаковая. Керамика одна и та же, металлургия, домостроение. Сколько мы не исследуем, видно, что культура здесь у всех общая.
Безусловно, авестийские, ведические боги создавались здесь, на Урале. Весь этот сомн богов, который потом разделился, часть ушла в Иран, часть в Индию, а часть осталась здесь в скифо-сарматском мире, славянские, тюркские боги, все они повязаны един пластом арийского времени. Культура, люди прекрасные. Но противостояние как у нас. Да, у нас одна планета, да мы все здесь хорошие, живем здесь так, сидим рядом, но природа так предусмотрела, что мы не знаем, что думает наш сосед. Каждый из нас микрокосмос. Также я и каждое поселение здесь — микрокосмос, у каждого свое, которое противопоставляется соседу. Но противопоставляется не культура, а религиозное мировоззрение.
Опять всплывают круги и квадраты. Как сейчас представляет археология (может быть, потом эта точка зрения изменится, будут новые открытия), но на сегодняшний день принято считать, что в кругах проявлено женское начало и там женщина в обрядовой стороне играет более важную роль. А в квадратах при ритуалах, религиозных церемониях играет более важную роль мужчина. Чем характеризуется эта культура?
Вот здесь внешний вид Аркаима, прорисованный ленинградским ученым Гуревичем. Сейчас у нас много новых данных, мы хотим сделать новую прорисовку.
Вот слайд — прекрасная дама стоит у колодца. Один колодец — холодильник, другой для воды, рядом ответвление — это металлургическая печь. Внизу устройство жилища. Так как они стоят вплотную, то боковых окон не было. Дневной свет лился сверху.
Мне сегодня бы следовало больше говорить о духовном, божественном, нежели о материальном. Но моя задача связать одно с другим.
Аркаимский дом. Деревянная мостовая, вы заходите во двор, с этой стороны туалет. Вы знаете, это тоже поразительно! Туалет со сливом в ливневую канализацию. Опять хочется рассказать про туалет. Мы говорим, что наша цивилизация развивается технически, совершенствуется. Но мы при этом ошибаемся. По теме туалетов — точно ошибаемся. Мы археологи работаем в Крыму, в Греции, на территории Рима, в других местах. Зачищаем скальный участок и находим унитазную площадку, выточенную из камня с расщелиной уходящей вниз. Это 5-й век до нашей эры. Тут же в Крыму вместе с Эрмитажем мы копаем Содхад, это XIV век, время Золотой Орды. Как там монах ходил в туалет? Он просто ходил в фонтан, поднимал рясу и облегчался.
Вспомним Версаль, французских королей. Королева выбрасывает содержимое горшка в окно на улицу. Почему в Версале до сих пор стоит такой запах? Это запах того самого времени. Почему все придворные на лето уезжали из города? Да потому, что там просто нечем было дышать! В Древнем Риме, Греции тоже были свои туалеты, бани специальные здания, где можно было не просто посидеть, но и побеседовать. И потом, позднее такой Версаль! В Индии и в Пакистане два древних города Харапу и Махенджадара — там были туалеты. А уже в 1950−70 года люди в индийских городах просто ходили по нужде в протекающий посредине улицы ручей. Наши современные туалеты (унитаз с водичкой) впервые появились в Москве и потом в Петербурге в 1893 году. Представляете, это совсем не давно!
Я сделал такое небольшое отступление специально. Нельзя судить цивилизацию только по техническому уровню. Да, мы сейчас развиваемся технически, а вот духовно, увы… Сейчас мир, наука, человек расчленены на множество частичек, возможно в будущем удастся восстановить единое целостное представление о мире. Желаю вам внести свой вклад в это.
Далее вы заходите в жилище и попадаете в спальни. Здесь нет ни очагов, ни колодцев, там только нары. После сгоревшей древесины, столбов тут видны даже пазы, куда вставлялись доски. Далее вы проходите и видите печь. Кто был у нас на Аркаиме — видел ее реконструкцию. Гениальное сооружение — не надо рубить дрова. Печь проста и примитивна, но очень эффективно держала тепло и согревала весь дом. Комнаты расположены по кругу. Далее вы входите в хозяйственную часть. Здесь есть ритуальная часть. Для археолога здесь сохранилось абсолютно все, сосуды, предметы, ступки с перстами, которыми выжимали саому, хаому. Когда люди покидали город, они эти предметы не трогали, оставляли их богам. Мы вначале не сразу поняли. Обычно собираешь стенку, верх или дно отдельно, время раздавливает сосуды, они разваливаются. А здесь надо собирать все и сосуд восстанавливается весь целиком. Это сосуд оставленный для богов.
Далее лестница, которая ведет на верх. Кровля безусловно обитаема. Что в самом поселке. Я уже говорил про яму-холодильник. Узкое отверстие доведенное до грунтовых проточных холодных вод, а верхняя часть расширена в виде ступенек, по которым можно заходить и хранить продукты питания. Там около 5 гр. Что современные холодильники, что такие родниковые — там примерно температура одинаковая. Просто и очень умно. Все это перекрывалось сводом из сырцового кирпича. Я полагаю этот вход завешивается шкурами. Он плотно фиксируется. Мы раскопали порядка 30 таких жилищ и хорошо знаем, делали.
Далее водный колодец, стены которого не обивались. Возможно вода забиралась кожаными сосудами. В этими колодцами связана одна из самых интересных загадок. Когда мы стали их разбирать, землю по слоям анализировать вместе с институтом минералогии, то мы обнаружили остатки меди. Как будто это металлургическое производство. Как туда попал металл? И вот однажды мы зачищаем очередной слой и находим рядом место прокала и между ним (это оказалась печь) и колодцем есть отверстие, туда вставлен глиняный обожженный стержень, который связывал печь и колодец.
Для меня это было потрясением. Я хорошо знаю древнюю мифологию. В ней говорится о боге огня Агни, который родился из темной таинственной воды. Это не давало покоя тем кто изучал религию, мифологию — «как так? Бог Огня родился из воды? Такого быть не может!», потому что огонь и вода противоположны. Но мифу нужно верить как самому себе. Если мы читаем миф и нам что то не понятно, то это наша вина, а не их.
Здесь мы решили доказать. Обычно мы докапывали до воды и все. Все поселения строились на таких местах, чтобы воду было легко добыть. Максимальная глубина колодцев — 3−4 метра. Это как у сурка. Если он живет в степи, то одна из его норок обязательно доходит до воды, он имеет свой колодец. Так вот мы решили докопать до конца. МЫ очень долго выкачивали воду оттуда и все же добрались до дна. А там оказались предметы жертвоприношений. Кости животных — лошадей и коров. Черепа и копыта и кости предплечий. Они не брошены просто так, а были обожжены, специально сложены и закреплены деревянными колышками. Все это идеально сохранилось. А ведь этому дереву 4000 лет. Так сохраняется только либо в воде, либо в абсолютной сухости. Кто был Средней Азии тот знает, что дерево там звенит, ему многие сотни лет, но оно сохраняется из-за сухости.
Далее мы читаем мифы. Это жертвоприношение не воде, а огню. Поддув воздуха шел от воды из колодца в печь. Рядом с каждым колодцем и печью лежала своя руда в уголочке 1−2 кг. Мы привезли свою руду и тут же получили впервые в мире металл из руды. Исследователи металлурги никогда не знали, а как древние получали руду? Медь плавится при температуре 1600—1900 гр. Это очень высокая температура, получить ее просто так в костре не возможно. А если медь соединить с оловом, мышьяком, со свинцом, то тогда такой металл легко получить прямо на костре, потому что его температура плавления будет 500гр. Это было хорошо известно металлургам. Мы работали с немцами, которые проводят исследования в том месте где Ломоносов учился. Эти немцы были поражены, все время восклицали: «как гениально, как гениально!».
Мы получили медь из руды с помощью этого поддува колодца. Огонь не может просто так получить металл, его может получить бог огня, рожденный из воды. Агни рождается не из темной воды, а из колодца. Это просто и примитивно, но это понятно. Это только один из сюжетов Аркаима, а таких сюжетов множество!
Вернемся к металлу. В каждом доме руда, своя металлургическая печь. Но ведь это же вредное производство. Не может быть в каждом доме такого. Совершенно ясно, что перед нами ритуал.
Давайте вспомним Авесту. Что такое металл, как очищаются праведники, как идет борьба Ахура Мазды и ангроманью? Люди выбирают добро, поддерживают Ахура Мазду и его мир и в конце одерживают победу над злом. Тогда все люди проходят очищение по металлу, который праведникам кажется молоком. Возможно что этот миф отражен и здесь.
Следющий слайд. Мы музефицировали раскопки, например холодильник. После раскопа мы все обратно засыпали потому что нет возможности и средств все музефицировать. Люди хотят что-то увидеть. Приходят на Аркаим и говорят, «здесь ничего нет, ничего не видно, вы все выдумываете, сочиняете». Другие говорят, что им нужно обязательно сходить постоять на Аркаиме.
Мы говорим, это заповедник, ходить туда не стоит, что там ничего нет, они все равно настаивают на своем, чтобы просто постоять там. Это пригоризонтная обсерватория, намоленное место. Вокруг стоят менгиры в виде кругов, квадратов, на горе рядом выложена спираль. Туристы почему-то называют ее горой разума. Хотя ее так хочется назвать авестийским название — «гора Рассветная». Рядом сопка, там много грачей, а туристы называют ее горой Любви. Понятно, всем хочется Любви! А по-авестийски эта гора называется Благодатной.
Археология очень кропотливая вещь. Вот слайд Аланского поселения. Вот стена 5 метров шириной и еще она облицована камнями (гранитами и эмфиболитами). После каждого пожара заново облицовывают. Священно относятся к золе. Прокалы замазывают глиной и заставляют камнями. Здесь ров, потом стена 1,5 метра толщиной, потом опять ров.
Далее слайд. Видно как сырцовый кирпич кладется. Свод упал и отпечатался.
Наша задача весь строительный материал поднять, чтобы, когда будет задача восстановить Аркаим уже на новом месте, использовать всю аналитическую базу (и как кирпич готовили и как делали растворы, всю технологию строительства).
Далее. Эта выемка — водовод. Тут плохо видно. Это та вода, которая поступает внутрь жилья. Здесь сидит девушка и чертит. Можно представить себе как глубок ров и как высока стена. Сюда проведен фонтанчик с водой.
Самое интересное — это водоводы на Аланском. На Аркаиме песок, а на Аланском исключительно глина. Мы обнаружили там деревянные трубы (горизонтально и вертикально), обмазанные сверху зеленой водоупорной глиной. Вода собирается с кровли с неба. Почему трубы сохранились? Вода скапливается в трубах и конце концов заливает их. Их не убирают, просто кладут дополнительную. Мы обнаружили участок где был ремонт трех труб и там была вода с небес.
Далее Я хотел рассказать про саман. Вот ров. Вид сверху, каменные кладки. Нам сегодня кажется, что саман не очень хороший материал. Но в Америке есть организации, которые занимаются строительством дома из самана. Есть дома которые стоят уже более 250 лет. Если правильно соблюдать технологию, то саман очень замечательный, пластичный материал, никаких острых углов. Можно мебель делать из него. Это материал прошлого и возможно материал будущего.
В нашем представлении — археология это каменные сооружения: пирамиды, замки, Троя. Это все мы знаем со школы. Все хотят увидеть какую-нибудь каменную громаду, развалину. Вот аркаимцы камень практически не употребляли, за исключением аланского поселения и некоторых ловчих ям. Камень — это всегда не живые знаки, это палеоастрономические знаки, это что-то вроде Стоундхенджа, с реперами в центре площади. И все. Аркаимцы живут по мифологии. Вселенная создана из дерева и грунта и вот они строят свои поселения из дерева и грунта, как построена вселенная. Безусловно круг, овал, прямоугольник — это модели вселенной, мандалы. На базе этих моделей вселенной, на базе религиозных представлений вероятно и возникло противостояние. Это самые древнейшие мандалы, которым 4 тысячи лет.
Еще пример про саман. В Челябинске под новый год в Управление культуры старый еврей играет на скрипке. Я пришел поздравить с Новым годом и увидел этого симпатичного человека. Он давно живет в Израиле, он народный артист, дает концерты по всей Европе, но зиму он проводит в Челябинске. Я его спрашиваю: «А чего вам там то в Израиле не живется?» Он мне отвечает: «Да ты что! Да как же там жить? Там все в камне. Летом очень жарко, а зимой холод».
А вот саман как раз летом дает прохладу, а зимой тепло. Саман — это идеальный материал для жилья, потому что есть еще и дерево. Для меня не существует чисто коммерческий туризм. Я вообще это слово не люблю. Это паломничество к святым местам. К памятникам историческим, к религиозным святыням. Это паломничество должно быть организовано экономически. Понятно, что за знания, за просвещение требуется своя плата. Но это должна быть экономика, не бизнес. Я не люблю слово коммерция, потому что когда мы говорим культура, просвещение, говорим об истории своей страны и нас с вами, том, что свято для нас, то здесь не место шарлатанству, денежному обороту. Это должно присутствовать в виде обустроенной экономики, которая обустраивает общество. Такая экономика должна обустраивать просвещение, образование, знание.
Это курганы, связанные с бронзовым веком.
Следующее. Погребение. Они бывают коллективные, бывают индивидуальные. Это поза спокойно спящего человека, подогнутые ноги, руки перед лицом. Часто около рук кристалл хрусталя. Хрусталь для Авесты это священный камень. Керамика.
Темное пятнышко — это след от хрусталя. Руки обычно сложены, кольца, браслеты, сапоги, одежда, шапка.
По поводу обрядности. На ранних этапах очень много костей животных — коровы, бараны, козы и т.д. У лошадей особый статус, они с колесницами. Если мы прочитаем тексты Авесты, то Зороастр стал бороться с излишними жертвоприношениями.
В могилах были камни, песты, которыми выжимали сок растений, напиток не типа нашей водки, а галлюциногенный напиток. Все сопки, леса вокруг покрыты эфедрой. Из нее и выдавливали эфедрин ступками и пестиками, которые потом захоранивали.
Колесница коней. В этом году в июне будет выставка во Франции и мы сделали для нее копию колесницы меньшую в два раза. Одно дело, когда реставрируешь старую колесницу, остатки. где все размеры, все известно и понятно и другое когда заново делаешь другую. В такие захоронения с колесницами клали воинов, коней, колесницы и в конце поминальный огонь.
Отпечатки колес. По ним можно узнать и форму колеса и размер спиц., ступицы. Одна деталь... Иногда обод скрепляется металлом, тогда под ним металлизируется кожа, видно, что она покрашена красной краской. Т.е. это ритуальные колесницы. На них не только ездили, но поставленные в погребение они становятся ритуальными.
Это молодой человек из аркаимского могильника, ему 25 лет, а вот девушка оттуда, ей около 18 лет. Их внешность реконструирована. Насколько нам сейчас известно — средний возраст людей в захоронениях — 29 лет. Однако встречаются и погребенные пожилые — за 60, 70 лет. Но средняя смертность в 29 лет — это очень не точно. Очень высокая детская смертность, дети умирают при рождении. Также мы не полностью знаем погребальные обряды, есть такие, которые нам не доступны.
Очень много ритуальных предметов. Письменности как таковой нет, это изустная культура. Арийцы проповедовали устную передачу информации. Записанное слово, считали они, может быть использовано дьяволом. До сих пор у зороастрийцев такой подход. Парс священник должен знать Авесту наизусть, а не читать. Поэтому сегодня в большинстве случаев жрецы не знают смысла молитв, которые они произносят. Но произносят они совершенно правильно. Специалист по языку подтверждает это, был случай, когда Стеблин-Каменский Иван Михайлович переводил жрецам их молитвы и отмечал что читают они совершенно точно.
Мы сейчас уверены (5 лет назад я говорил только про себя одного, что я уверен), многие ведущие специалисты языковеды, историки признают сейчас то, что Аркаим позволит наконец решить арийскую проблему, что за Аркаимом стоят арии. Это сейчас уже академики говорят. Я могу по именам назвать. Стеблин-Каменский, переводчик с авестийского языка, недавно вышло академическое издание Гат Заратуштры. Это Елизаренкова, переводчица Авесты. Это Вячеслав Всеволодович Иванов, Пьенков — замечательный историк, специалист по зороастризму Средней Азии и многие другие.
Открытия проходят очень тяжелую школу становления. Поскольку для нас арийская история евразийского пространства — она должна быть нашей истории, должна быть в учебниках.
Как в свое время Шлиман сказал, что Троя была живая, что она ему приснилась. Вот нечто подобное происходит и сегодня. Для нас сегодня это очень важно. Я уже не говорю о тех астрологических главах, которые вы изучаете.
Тексты Авесты и Вед очень тяжелы для понимания. Иногда переводчики, которые их переводят, говорят о невозможности их перевода, потому что информация в них очень многозначна. Но когда археологически отрываешь такие памятники кА Страна Городов, то тогда многое становится понятно. После накопления материала Ригведы и Авеста будут переведены заново, станут более понятными и удобными в обращении. Потому что сейчас это очень трудно читать и все понимать. Археология поможет понять их.
Какие ваши вопросы?
Человек в древности все время смотрел в небо. Он знал его гораздо лучше нас. У нас электричество, фонари, спешка… Ну когда нам смотреть в небо? А у древнего человека нет фонарей, у него лучина, которую не хочется зажигать, глядя на такое прекрасное звездное небо. Поэтому всю свою жизнь человек ранее так или иначе связывал с небом. Во все эпохи с самого начала появляются символы неба, календари. Вопрос у меня про курган с усами. Это время раннего средневековья. Все знают долину Наска. Но не все знают курганы с усами, а они бывают разными. С каменной кладкой, с эллипсовидными дорогами. Это не захоронения, это ритуальные сооружения, направленные по сторонам света и по звездам.
Если бы на Аркаиме можно было организовать постоянный самолетик, дирижабль, то все бы полюбовались на город сверху. У нам пока только мотодельтапланы на частной основе организовали очень классные ребята. Это несостоявшиеся летчики, которые по состоянию здоровья не прошли, но они не могут не летать.
По поводу Шаманки — это древний палеовулкан, хорошо изучен геологами. На Аркаиме одно из самой не изученной области — это разломы земной коры, по ним сейчас проходят реки. Одна из тем прописанная доктором наук, геологом Лаврушиным из Москвы. Он у нас несколько сезонов работал. Он предложил исследовать разломы приборами, которыми исследуется дно мирового океана. Мы знаем больше о небе и звездах, нежели о Земле. 10 км вглубь — для нас полная тайна. Магма, энергия Земли как она выделяется, как взаимодействует с космосом, какие у нее колебания, какие магнитные оси. Здесь колоссальное поле для исследований.
Про экстрасенсов я ничего не могу сказать. Кто шарлатан, кто реально что-то чувствует. Я могу только четко сказать — это место требует глубочайшего изучения. Со времен Чижевского все, а вы тем более, знаете, что с энергией космоса шутить нельзя. Про Шаманку я ничего не могу сказать. Природа там прекрасная. Я как и многие ничего не чувствую, но для нас оттуда открывается прекрасный вид на долину. Когда просто стоишь в степи — это страшно. Линия горизонта тогда неосязаема, все время уходит куда-то. Если вы встанете в Аркаиме и посмотрите вокруг — то для любой точки 5 км. Это соизмеримо с нашими шагами, пошли и дошли до горизонта. Это как детские садики строят в маленьких зданиях не больше двух этажей. Также и аркаимская долина соединяет нас с природой, делает нам ее понятной, эта земля становится родной.
Чем топили арийскую печь? — Древесный уголь также использовали там, он везде присутствует. Каждая печь — это миф. Лежит березовая кора. Она делает гидроизоляцию. Но мы видим здесь также 1−2 см черной земли, гумуса. Он насыпан для чего? Опять древний миф. Для того чтобы разжечь огонь, нужна эта земля. Может быть я что-то и сочиняю, но когда совпадает все или почти все, то уже тогда начинаешь верить в это.
Жители преднамеренно поджигали поселение и уходили, чтобы потом вернуться сюда снова. Вспоминаю передачу Гордона, где говорилось об отсутствии костей на Аркаиме.
Троя — там много разных слоев. Во всех них огромное количество мусора и костей. Слой такой накапливается, его замазывают, но не убирают и так далее. Так доходит до потолка. Что вы думаете происходит дальше? Люди разбирают потолок, надстраивают стену и продолжают жить! Знаете, какой это кайф для археолога! весь мусор, все там!
На протяжении Трои-4 во время Аркаима все чисто, мусор убирают, но потом в Трое-5 опять живут с мусором.
Экологическая сторона Аркаима безусловно присутствует.
Последнее. Расскажите о мигирах на горе Чеке. Это очень большая проблема. Лет 5 назад их никто не трогал. Сейчас чуть мы их начинаем убирать — там лежит детское погребение, везде что-то есть. Проблема огромная, т.к. мигирами покрыта вся степь абсолютно! Где-то знаки не живый, но они обязательно связаны с религией, с небом. Сейчас информация накапливается и что-то говорить пока преждевременно.
Пожалуйста приезжайте на Аркаим. Ему сейчас очень нужно духовное пространство. Туда приезжает очень много людей, к сожалению место становится модным, люди приезжают с водкой. Водку можно везде выпить. Это коммерцизация пространства и к этому толкает нас государство, потому что полностью выводит нас на самофинансирование. В этом случае одно спасение — это когда люди приезжают сюда с душой, со светлыми мыслями, те которые ищут себя. Поэтому прошу вас — приезжайте на Аркаим!
Источник: zoroastrian.ru