• Авторизация


Мотивация: ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 06-01-2018 09:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Redhead_Queen Оригинальное сообщение

Мотивация: ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРЫ МОТИВА: ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как отмечает Л. И. Божович, в старшем школьном возрасте на осно¬ве совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития про¬исходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.
Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей систе¬мы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатыва¬ют о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все боль¬шую социальную направленность. 


Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние явля¬ются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопреде¬лению, в том числе и к выбору профессии. Если у подростков выбор профессии (ско¬рее декларируемый, чем обоснованный) еще в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания старшим товари¬щам, то у старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться.
При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутрен¬ний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. Поданным В. А. Алексеева (1965), в 14 лет только 17% под¬ростков представляют свое будущее, а в 15 лет уже 84% планируют его. Это касает¬ся и выбора профессии. У социально незрелой личности преобладают мотивы, свя¬занные с удовлетворением потребностей «здесь и сейчас».
Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетиче¬ского развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смеща¬ется с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку.
Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания про¬гнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматиче¬ских, но и нравственных, этических позиций. Чаще используется самооценка (по данным И. М. Подберезина, 1948, она проявилась у 21% младших школьников, у 53% подростков и у 66% старшеклассников). Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разум¬ному и адекватному ситуации поведению школьников.
По данным Л. В. и О. Л. Усачевых (1999) у десятиклассниц больше выражен мо¬тив общения, а у десятиклассников — мотивы саморазвития, самореализации, раз¬вития личности. В то же время и у тех и у других сформированы лишь краткосроч¬ные жизненные планы. О своем будущем многие из них серьезно еще не задумываются.
К сожалению, мотивы взрослых людей изучены плохо. Между тем и у них могут наблюдаться интересные особенности мотивационной сферы. Например, Д. Пельц и Ф. Эндрюс (1973) спад продуктивности творческой деятельности ученых среднего уровня в интервале от 30 до 50 лет объясняют изменением в этот период структуры их интересов. У них в эти годы увеличиваются семейные и родительские обязаннос¬ти, появляются и доминируют потребности, связанные с семьей. У крупных ученых производственная роль в научном коллективе и соответствующие ей интересы до¬минируют в течение всей жизни, поэтому спад творческой продуктивности у них может наблюдаться, и то не всегда, только в преклонном возрасте. Упомянутые ав¬торы отмечают, что спад слабее выражен у тех научных работников, которые прояв¬ляют большой интерес к своей работе.
Любопытные данные получены В. А. Корчмарюком (1998), изучавшим мотива¬цию служебно-боевой деятельности офицеров МВД разного возраста (правда, сам автор не связал выявленные им факты с возрастом обследованных, а провел анализ по воинским званиям, но очевидно, что старшие офицеры и по возрасту значительно старше). Если у младших офицеров главными ценностями были свобода, товарищи, друзья, обеспеченная жизнь, то у старших, наряду с профессиональной деятельнос¬тью, большое значение приобретали семейная жизнь и здоровье.
Как показано американскими психологами, у пожилых людей, оставивших тру¬довую деятельность, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире, пропадает желание участвовать в общественной жизни. Однако интерес к иг¬ровой деятельности (авторы имеют в виду коллекционирование, занятия непрофес¬сиональной живописью и т. п., что относят к хобби) и особенно к учебе с возрастом не ослабевает.
Еще не так давно психологи считали, что для основной части пожилого населе¬ния главным мотивом является «боязнь неудачи», которая в конечном итоге приво¬дит к пассивности и нежеланию изменять существующее положение. Однако в по¬следние годы было выявлено, что у 70-80-летних людей с высшим образованием «мотив достижения» выражен так же, как и у 20-летних студентов. Различия же проявляются в направленности мотивации: молодые более ориентированы на внеш¬нюю сторону деятельности, а пожилые — на содержательную.

Источник: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006. 
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мотивация: ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Zummm - Дневник Ольги | Лента друзей Zummm / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»