Многих, в том числе и меня, стёжка если не пугает, то - скажем так - бодрит и держит в постоянном тонусе. Стёжка - действительно непростой процесс. При этом качественно выполненная стежка может скрыть какие-то огрехи сборки (я имею в виду не всегда точные стыковки элементов). И, напротив, неаккуратная стёжка, с большим количеством наплывов и "пузырей", испортит впечатление даже от безупречно сшитого квилта.
К чему это я? А к тому, что стегаем не торопясь, расправляя ткань (естественно, сэндвич должен быть подготовлен идеально, чтобы не создавать дополнительных сложностей) и не отвлекаясь.
Стёжка бывает трех типов:
- ручная;
- машинная на шагающей лапке;
- машинная на свободном ходу (свободно-ходовая машинная стежка, или СХМС).
Пару слов о каждой из них.
Ручная стежка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, она ни в коем случае не должна напоминать намётку, во-вторых, все стежки и промежутки между ними должны быть одного размера. Иголка вкалывается в ткань строго перпендикулярно, снизу "ловится" средним пальцем левой руки в наперстке, с помощью которого направляется снова вверх. Таким образом на иголку "набирается" несколько стежков, после чего иголка протягивается и цикл повторяется. Стежка крупных квилтов производится в специальных больших пяльцах или на раме. Честно скажу, пока я еще не стегала одеяло вручную (мой многострадальный японский квилт по-прежнему ждет своей очереди), но очень надеюсь в будущем году посетить мастер класс Марины Концевой по ручной стежке и уже приступить к доделыванию своего любимого панно.
Когда я стегала небольшие вещички (кошелечки, чехлы, салфетки), то получала огромное удовольствие от процесса и получающегося результата:
А вот фрагменты поближе:
Линии ручной стёжки лучше нанести заранее на ткань, чтобы получить идеальный рисунок. Я наношу линии решетки и тех узоров, которые буду выстёгивать. Стёжку по контуру делаю безо всяких линий, - там "разметкой" служит шов, единственное, что остается - выдержать единое расстояние от края детали или соединительного шва. Мне кажется, что ручная стежка очень украшает квилт, делает его как-то особенно уютным и домашним, поэтому я предпочитаю, чтобы стёжка была видна, а не делалась "в шов", но это, конечно, дело личного вкуса.
Немного о материалах: ручная стёжка выполняется специальными иглами - они скользкие, короткие и очень крепкие, негнущиеся. Именно эти качества позволяют набирать стежки на иглу, не опасаясь, что она сломается в процессе, а особая гладкость поверхности помогает легко протаскивать иголку через несколько слоев ткани и наполнителя. Я стегаю иголками французской фирмы Bohin - они просто прекрасны! У них, кстати, еще и феерические иглы для аппликации. В общем - всячески рекомендую.
Нитки тоже нужны специальные - для ручного квилтинга. Они более плотные, как правило, вощёные, создающие идеальную фактуру. Могу порекомендовать нитки Гютерманн, Меттлер - они у нас продаются. В последнее время в наших магазинах стали появляться японские нитки (они точно есть в "Моих нитях") - тоже очень хорошие. Моя личная любовь - итальянские нити "Aurifil". Купила их на пробу в интернет-магазине студии Джинни Бэер, т.к. очень понравились цвета, но в процессе стежки влюбилась совершенно. Они плотные, толстенькие, шелковистые и абсолютно прекрасные. У нас они, к сожалению, не продаются, - заказываю их в американских магазинах.
Ну и конечно не обойтись без наперстков - иначе дальше пары строчек дело не продвинется: будете залечивать дырки в пальцах.
Кстати, вот вам пример идеальной ручной стежки в стиле амишей (длина стежка не больше 1,5-2 мм! и это на всей работе):
Помните, этот квилт я вам показывала, рассказывая о КвилтФесте? Вот он целиком:
Может быть, когда-нибудь и мы с вами сделаем такой мега-квилт!
Следующая на очереди - стёжка на шагающей лапке. Здесь все более-менее понятно: такая лапка (она же верхний транспортёр) помогает нижнему транспортёру протаскивать все слои квилта при прокладывании строчки. Нитки используем обыкновенные швейные, только подбираем их по цвету.
Стёжка может делаться "в шов", по предварительно нанесенным линиям или без разметки - вдоль всех (или выбранных определенных) швов на ширину лапки или на какое-то другое определенное расстояние, которое вы можете контролировать. Можно делать волнистые линии, стегать по кругу, по спирали, - главное помнить, что лапка именно шагающая, а не бегающая - не надо гнать, шейте в спокойном, медитативном темпе.
Кстати, правило для любого вида стёжки: начинаем стегать от центра к краям. А в случае машинной стёжки добавлю: ваши строчки должны располагаться в одном направлении. Например, сначала прокладываете все строчки сверху вниз квилта (начиная от центра верха), потом - слева направо или наоборот.
Нельзя проложить строчку сверху вниз, потом развернуть квилт и прострочить теперь уже "снизу вверх" - вы усилите смещение ткани и можете создать дополнительную "сборку" верхнего слоя квилта - появятся складки, заломы, пузыри.
Понятно, что некоторое смещение и искривление сэнвдича при стёжке и так происходит (не случайно квилт перед окантовкой выравнивают), но не стоит усиливать этот эффект, согласны?
Если вы начинаете или заканчиваете стежку в центре какого-то элемента, не забудьте вывести нижнюю нитку на лицо и закрепить ее. О способе закрепления я рассказывала в постах про пошив торбочки и про шитье шестиугольной избушки:
http://zabeg-rukodelie.livejournal.com/469751.html
http://zabeg-rukodelie.livejournal.com/433167.html
Ну и пару слов скажу про СХМС. Такая стежка позволяет создавать очень интересные фактуры и узоры на квилте, но и учиться ей надо долго, а первые приемлемые результаты появятся ох как не быстро! С другой стороны, истинных падаванов разве остановит сложность и длительность учебы?! Всем желающим освоить эту премудрость могу посоветовать интернет-уроки Любови Лежаниной. В ее блоге вы найдете массу интересных и нужных сведений http://buba-lu-buba-lu.blogspot.ru/
А теперь основные правила:
1. Сэндвич должен быть тщательно подготовлен: отутюжен, а слои плотно скреплены друг с другом.
2. На машинке необходимо установить шагающую лапку (длина стежка зависит от толщины сэндвича и составляет 2,5-3,5 см.). Важно: игла при стежке всегда находится в положении "вниз". Желательно пользоваться перчатками для стежки: или специальными, или хозяйственными - тканевыми с напылением на пальцах (сэндвич не всегда удобно двигать - ткань достаточно скользкая, а эти перчатки не дают рукам "проскальзывать" по ткани)
3. Заранее определите схему стёжки, в том числе - с какой точки начнете и по какой траектории будете продвигаться дальше. Идеально, когда нитка обрезается как можно реже.
4. При начале стёжки не от края квилта сначала необходимо вывести нижнюю нитку наверх (это позволит контролировать две нитки).
5. Стёжка начинается от центра и продвигается к краям (если стегаете вертикальными и горизонтальными линиями поперек квилта, то все равно первая строчка прокладывается в центре квилта, далее квилт стегается в обе стороны от центральной оси).
6. Линии стёжки выполняются в одном направлении: сверху вниз, слева направо. Можно и в другом направлении, но оно должно быть только одно.
7. Незастеганым можно оставлять участок площадью не больше кулака.
8. Нити в точке начала и окончания стёжки всегда закрепляются. Если нитка случайно оборвалась в процессе, аккуратно распустите строчку так, чтобы остались подходящие для закрепления концы ниток, закрепите их, а потом начните строчку точно из точки закрепки, предварительно так же выведя нижнюю нитку наверх.
9. Закрепка не требуется, если квилт стегается "насквозь" - от края до края.
10. Постарайтесь не прерывать стежку какого-нибудь элемента или участка. Это же правило относится к строчке: не останавливайтесь на полпути, доведите ее до конца, а потом уже сделайте перерыв.
Если хотите узнать про стёжку больше, прочтите статью Елены Александровны Фоломьевой - петербургского мастера и преподавателя пэчворка - про стёжку: http://folomyova.narod.ru/statii/stejka.htm Кстати, на ее сайте огромное количество полезной информации, так что скучно вам не будет.
Вот то немногое, что я хотела вам сегодня рассказать про стёжку.