• Авторизация


Бунраку: куклы и кукловоды 27-09-2010 17:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Руанская_Дева Оригинальное сообщение

Бунраку: куклы и кукловоды

[250x363]
Бунраку — кукольный театр Японии. Он зародился в Осака в начале XVIII века и представляет собой одну из важнейших форм драматического искусства старой Японии, наряду с Но, кёгэн и Кабуки. В кукольном представлении бунраку певчий (таю) ведёт повествование под аккомпанемент сямисэн.

Кукольные представления широко распространены во всем мире. Есть самые разные варианты театральных кукол, точно так же как и методов управления ими. Многие мастера предпочитают марионеток — фигурки, движущиеся под воздействием шнурков или прутьев. В маленьких театрах и балаганчиках
в ходу другая разновидность кукол — их как перчатки надевают на руки, заставляя фигурки «оживать» движениями пальцев и кистей. Еще один вариант — куклы для теневого театра. Но все эти методы не имеют отношения к куклам современного японского театра Бунраку. Там все происходит по-другому...

Когда-то, тысячу лет назад, по Японии бродили затейники, за гроши потешавшие горожан и крестьян кривлянием кукол, надеваемых на ладони. Со временем их сменили профессиональные кукловоды, с помощью рычажков и веревочек манипулировавшие из-за ширм куклами, поднятыми над головой. Такие куклы назывались цумэ. Надо отметить, что и в этом, казалось бы, незамысловатом деле японские мастера добивались великолепных результатов. В истории японского искусства навечно осталось имя Хатиробэя Тацумацу, создававшего в начале XVIII века с помощью марионеток глубокие и яркие женские образы. И лишь сравнительно недавно (для профессионального театра три столетия — не срок!), в 1734 году на сцену кукольного театра «Тоётакэ-дза» вынесли куклу почти в человеческий рост, которой управляли сразу три человека. Примечательно, что это произошло именно в тот год, когда из жизни ушел прославленный мастер Х. Тацумацу, лучший из манипуляторов цумэ. Появление кукол нового поколения можно считать переломным моментом в истории жанра Бунраку.... [300x349]

Как это происходит? Руководит действиями маленького коллектива кукловодов омо-дзукаи (дословно: манипулятор лицом). На самом деле он управляет всеми движениями головы куклы и ее правой рукой. За движения левой руки отвечает первый ассистент (хидари-дзукаи, то есть левый манипулятор), второй ассистент (аси-дзукаи) воспроизводит движения ног куклы.
Постороннему слаженность действий трех человек, в результате чего кукла «оживает», кажется фантастической. Координирование действий трех кукловодов неимоверно сложно. Если любой из группы чуть сбился с такта, сместился на пару сантиметров в сторону или на несколько градусов ошибся с поворотом, куклу перекорежит самым неестественным образом. Вероятно, совместная работа омо-дзукаи, хидари-дзукаи и аси-дзукаи должна быть согласована не менее чем движения эквилибристов, балансирующих на канате друг у друга на плечах под куполом цирка. И достигается это не только талантом, но и долгим обучением. Чтобы в театре Бунраку занять место второго ассистента — аси-дзукаи, — молодому артисту надо тренироваться десять лет. Столько же времени потребуется и для перехода к манипулированию левой рукой. Вершин мастерства омо-дзукаи достигают, проработав в театре не менее 40 лет, то есть почти всю сознательную жизнь! [350x232]
А вот устройство куклы Бунраку довольно простое. Оно не меняется на протяжении столетий. Единственное, что подверглось модернизации, это мимика лица. Произошло это под влиянием конкуренции кукловодов Бунраку и актеров театра Кабуки. Голову для куклы вырезают из дерева. Она пустотелая внутри и как бы насажена на рукоятку догуси, к рычажкам и крючочкам которой сходятся пружинки из китового уса и нити, управляющие движением глаз, бровей, рта. Эту рукоятку омо-дзукаи сжимает левой рукой, просунутой в отверстие в спине куклы. Плечи куклы образует деревянная пластина. К ней привязана круглая деревяшка, обозначающая туловище, и укрепленные на веревочках деревянные руки и ноги. Впрочем, ноги бывают только у изображений мужчин. Женские куклы обходятся без ног. При необходимости аси-дзукаи собственными кулаками воспроизводит колебания подола платья при ходьбе. (Любопытно, что, по старому японскому поверью, женские привидения не имеют ног. Связано ли с этим суеверием отсутствие нижних конечностей у женских фигурок в Бунраку, остается гадать.) Подвижный объем телу придает бамбуковый обруч, подвешенный в районе пояса куклы. К нему прикрепляются куски ткани, декорирующие малоприглядный каркас. Все это облекается в специально сшитые одежды, фасоны и качество которых обязаны соответствовать роли и эпохе, совпадать или контрастировать с нарядами других героев пьесы.
Постоянных кукол для той или иной роли японские мастера не изготавливают. Как и в «живом» театре, актеру могут давать то одну, то другую роль, он может оказаться на сцене то героем, то злодеем. Конечно, при выборе формы каркаса учитывают амплуа куклы. Есть женские, детские, героические, стариковские и пр. модели. Но гораздо важнее — подбор головы. В нынешнем театре Бунраку насчитывается примерно 70 вариантов голов. Они разнятся по полу, возрасту изображаемого героя, по его (или ее) социальному положению. Если в европейской практике голова у кукол бывает непропорционально большой, что придает марионетке ощущение детскости, заставляя зрителей с умилением следить за ходом пьесы, то в Бунраку размер головы по сравнению с телом сознательно уменьшен. Это еще один показатель серьезности, «взрослости» происходящего на сцене. Головы к спектаклю готовят сразу два мастера — касира танто (ответственный за голову) и токояма (специалист по парикам). С париками бывает немало хлопот. Прическа для японца — явление статусное. То есть форма парика безошибочно позволяет судить о занимаемом его владельцем положении в обществе. Парик изготавливают из человеческих волос (для пышности иногда добавляют волосы из хвоста горного яка), наклеивая их на медную пластину. Если при изготовлении парика, скажем, для живой гейши в ход идет масло, с помощью которого укладывают волосы, то для кукол это недопустимо. Масло может в ходе представления под
горячими софитами размякнуть и потечь, а кукловоды не успеют исправить положение. Поэтому в мастерских Бунраку используют для этих целей лишь пчелиный воск. К каждому спектаклю костюмер, касира танто и токояма под строгим приглядом омо-дзукаи воссоздают куклу на подходящем по размеру каркасе, приклеивая нужный парик, прорисовывая легко смываемыми красками на деревянном лице характерные черты и одевая ее в один из имеющихся в запасе нарядов. Затем подбирают необходимый для данной роли реквизит — мечи, носовые платки, зонтики, веера, барабанчики. Иные вещи рассчитаны на долгую службу, другие — разовые, как, например, письмо, адресованное герою, который по ходу действия должен его скомкать или порвать. [472x317]
Итак, куклы готовы. И вот под музыку сямисэна и крики тодзай-тодзай (дословно: восток-запад, восток-запад), которыми зрителей справа и слева от сцены приглашают в Бунраку к тишине и вниманию, на сцене появляется группа людей, несущих на руках куклу, ростом почти такую же, как и они сами. Вот тут возникает первая проблема — как кукловоды должны исхитриться, чтобы не загородить собой куклу от глаз зрителей. Вторая проблема — распределение веса куклы, ведь она может весить до 20 кг, например, если речь идет о самурае в полном боевом снаряжении. Значительную часть веса куклы принимает на себя омо-дзукаи, но его ассистенты приучены снижать нагрузку ведущего кукловода, поддерживая, где это можно, конструкцию. Далее возникает задача умелого позиционирования актера позади куклы. Так, омо-дзукаи, как уже упоминалось, управляет движениями головы и правой руки куклы, то есть его усилия сосредоточены в верхней части ее туловища. Чтобы не проводить весь спектакль с вытянутыми вверх руками, омо-дзукаи надевают на ноги специальную обувь, похожую на две деревянные скамеечки. Их высота может достигать 50 см. Только в этой обуви мастер может без особого напряжения манипулировать тяжелой куклой, оставляя к тому же достаточно места для работы хидари-дзукаи. А для аси-дзукаи, работающего в полусогнутом положении, остается нижняя часть куклы. К тому же он должен участвовать и в звуковом сопровождении — шаркать или топать ногами в такт движениям куклы, задавая этим и темп музыкального сопровождения. Как видим, сферы работы основного кукловода и двух его ассистентов распределены по вертикали.
Остается решить еще одну проблему: как сосредоточить внимание зрителей на самой кукле, а не на кукловодах? Японцы выбрали для этого неординарное решение. Все три кукловода выходят на сцену в черной одежде с черными капюшонами, закрывающими лицо. Это никак не связано с традиционной экипировкой воинов-ниндзя. Чернота в японской системе эстетико-философских воззрений означает «ничто», «небытие». Если актер появляется в подобном черном наряде, значит, «его нет». Надо признать, что такой подход весьма результативен. Действительно, за черными фигурами следишь лишь первые несколько минут. Потом они как бы истаивают в воздухе, а ведомая ими кукла «оживает», получает собственную жизнь. Это — феноменальное изобретение театра Бунраку.
Однако в театр люди приходят не только для того, чтобы получить удовольствие от сюжета пьесы. Иные театралы с еще большим вниманием оценивают игру актеров, ловя в ней какие-то черточки, отличающие данного исполнителя от других в той же роли. То же характерно и для Бунраку. Истинные любители этого жанра ходят на конкретного омо-дзукаи. Поэтому наиболее прославленные мастера этого жанра получают право во время спектакля снимать черный колпак с головы, а иногда выступать в собственном платье — белом шелковом кимоно с семейным гербом и широких брюках хакама. Такая манера выступления называется дэ-дзукаи (открытое манипулирование). Первому ассистенту право обнажить на сцене лицо перед публикой предоставляется крайне редко, а аси-дзукаи — никогда. Это право надо заработать долгими годами труда

http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0607/03.shtml

http://www.jtheatre.info/index.php?id=6
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бунраку: куклы и кукловоды | Isabella_Salinas - СОБРАНИЕ МИРИАД ЛИСТЬЕВ | Лента друзей Isabella_Salinas / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»