Одним из наиболее сильных и значительных произведений Брамса является фортепианный квинтет f-moll ор. 34. В. Стасов назвал его «истинно гениальным», отметив «трагичность и нервную силу» первой части и «несравненную мощь», «колоссальность» скерцо.
История создания Фортепианого квинтета необычайно интересна и вместе с тем запутана.
Начиная с 1861 года композитор упорно работал над этим сочинением. Сначала Брамс задумал его для струнного квинтета(с двумя виолончелями). Но мощь и контрастность образов перекрывали возможности струнных инструментов.
Вторая редакция сочинения - Соната для двух фортепиано - была исполнена в Вене в 1864 году и произвела достаточно сильное впечатление на слушателей. Однако по совету Клары Шуман, которой больше нравился первоначальный вариант, Брамс вновь переделывает произведение, но уже в фортепианный квинтет, закончив партитуру осенью 1865 года.
В результате всех произошедших изменений Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано стал одним из самых популярных творений великого композитора.
Остро конфликтная музыка Брамса достигает в квинтете высот подлинной трагедии. Каждая часть насыщена образами действия, борьбы, тревожных порывов и страстного беспокойства, мужественности и непреклонной воли. С большой силой волнующая душевная драма выражена в первой части.
Для второй части характерен круг тех лирических образов, которые выражают типичные для Брамса чувства затаенной душевной боли, робкой надежды.
Наметившиеся моменты жанровых обобщений усилены в скерцо(третья часть), по-бетховенски обостряющем конфликты. Рождается представление об ожесточенной схватке с коварными силами зла. Им противостоят образы горделивого марша. В трио еще более подчеркнут массовый характер марша, который приобретает ликующе победное звучание — это вершина в утверждении положительного начала, здесь находят выражение образы освободительной борьбы, победных народных шествий.
Четвертая часть переводит действие в новую стадию борьбы, но не показывает ее исхода. Возникают тематические переклички и с первой частью и с «увертливой» темой скерцо, олицетворяющей силы зла. Финал квинтета говорит о нескончаемой борьбе за счастье, полной драматизма и острых противоречий.
http://www.classic-music.ru/4zm036.html