В данной статье мы с Вами разберем процесс распаковки и упаковки приложений для смартфонов под управлением Symbian OS9.х. Это Вам поможет самостоятельно перепаковать любое приложение, например, Вы сможете запаковать отдельно свой русификатор, либо собрать в упаковщик свой мод для приложения.
Также, данная статья будет полезна тем пользователям, кто вынужден, по разным причинам, удалять приложение вручную, тем, кто хотел бы найти пути установленных файлов приложения. Или же будет просто инересна тем, кто интересуется, из чего же состоит установщик приложения.
Что же такое
инсталляционный файл для Symbian OS 60 3rd edition? Это своеобразный архив, упаковка/распаковка в/из которого идет по определенным правилам, эти правила называются
cкрипты.
Итак, Вы решили собрать какое-то приложение для Symbian OS9.х, но не знаете с чего начать.
Тогда начнем с самого начала. Для упаковки нам потребуется программа, которая имеет такие функциональные возможности.
В статье, для примера, будет использована программа SISWare, она довольно проста, понятна, в ней практически все автоматизировано, т.е. от пользователя больших знаний не потребуют.
Работа с программой SISWare.
Устанавливаем на ПК приложение
SISWare (читаем файл readme.txt, в котором описан процесс установки). Запускаем приложение. Главное окно программы выглядит следущим образом:
[457x317]
Обращаю Ваше внимание, что по умолчанию программа собирает приложения для Symbian S60 1 and 2nd edition поэтому переключаем программу для работы с пакетами на Symbian S60 3d edition.
[454x310]
дальнейшие наши действия зависят от того, что Вы планируете делать. Если вы решили создать свой собственный, новый установочный пакет, то Вы можете воспользоваться меню
File - New Session.
[457x317]
После этого перед Вами в главном окне откроется заготовка скрипта (PKG файла), в котором задаются все данные для создания установщика.
[457x317]
Сделаем небольшое отступление о PKG файлах.
В рамках данной статьи я не буду подробно останавливаться на самом скрипте, поэтому описание будет общим, неким знакомством, для того, чтобы Вы представляли с чем работаете.
PKG - это файл скрипта, что содержит информацию о файлах входящих в будущий sis архив, т.е. вашу программу. Также в нём содержится информация о названии программы, языке, производителе и некоторая другая дополнительная информация.
Ознакомиться подробнее со структурой PKG файла Вы можете в статье
"PKG файл. Общие сведения. Примеры написания и пояснения к ним".
[550x141]
Но вероятнее всего, Вы будете править уже готовый установщик. Так, для начала освоения процесса, Вам будет проще, часть данных уже будет заполнена, там всего лишь необходимо будет изменить состав файлов.
Поэтому более простым способом создания Вашего мода, русификатора или патча приложения будет изменение уже существующего установщика.
Для этого берем инсталляционный пакет, которой мы хотим править, и просто перетаскиваем его мышкой в главное окно программы. Программа прочитает скрипт и выведет его на экран.
Обращаю ваше внимание на то, что сейчас стала доступной функция распаковки инсталляционного приложения.
[540x341]
Ей мы и воспользуемся, чтобы распаковать установочный файл на отдельные файлы. Программа сообщит, что все распаковано. По умолчанию, все распаковывается в каталог программы: в папку
\CequenzeTech\SISWare4.2\bin bin\имя приложения.
[550x343]
Внимание: Иногда установщик содержить файлы, что имеют одинаковые имена, Вы обязательно сталкнетесь с этим! Ни в коем случае не разрешайте перезаписывать их, а воспользутесь возможностями, что предлагает программа. Сохраняйте файлы, с одинаковыми именами в дополнительную папку.
В ней мы и можем найти наши файлы. Хотя, в данном случае, удобней воспользоваться кнопкой
View File, программа самостоятельно откроет папку, куда распаковались все файлы. Открыв папку с распакованным инсталляционным файлом, Вы увидите, что вся папочная структура сохранена, что для Вас будет очень удобным для работы с файлами и последущей сборкой измененного приложения.
[343x340]
На этом шаге Вы получили доступ к распакованным файлам. Вы можете заняться их модернизацией. Возможно, что станете
русифицировать приложение. Либо создавать свой мод для приложения.
Отредактировав необходимые Вам файлы, сохраняем их в папки распакованной программы, заменив файлы оригиналов.
Далее приступаем к запаковке. Этот процесс довольно прост. Если в скрипте Вы ничего не меняли, а лишь заменили файлы оригиналов на модернизированные Вами файлы, то кликаем мышкой по кнопке
Preview & Extract mode, она сменит название на
Edit mode
[540x115]
и иконка распаковки изменит свой вид на иконку запаковки.
[540x341]
Нажимаем на иконку запаковки, выбираем место сохранения файла и сохраняем. Если все выполнено верно, то программа сообщит, что инсталляционный файл готов.
[589x369]
Теперь для того, чтобы установить приложение, Вам необходимо
подписать его.
Мы разобрали самый простой вариант, когда имена файлов не менялись, скрипт не изменялся, и мы ничего не добавляли в инсталляционный пакет.
Для того, чтобы иметь возможность менять имена файлов, добавлять файлы, вносить условия в скрипт, Вам необходимо редактировать сам файл скрипта, т.е. PKG файл.
Добавление нового файла в установочный пакет.
Распаковываем файл, выполняем все шаги, что описаны выше по распаковке приложения. Переходим в папку с распакованными файлами. Например, когда мы делаем русификатор, смотрим в какой папке лежит переводимый нами файл. Делаем перевод файла ресурсов и сохраняем его с расширением .r16 (пакет с русским языком). Затем копируем его в ту же папку, где лежат оригинальные файлы ресурсов.
Нажимаем кнопку
Preview & Extract mode, она сменит название на
Edit mode, далее жмем кнопку
Session editor
[540x107]
которая сменит свое название на
PKG Editor и изменится окошко самой программы. Теперь скрипт предстает перед нами в текстовом режиме, его можно править вручную.
[540x341]
Выбираем строку с английской локализацией (. r01, .rsc) копируем ее, вставляем на новой строке, меняем расширение файла на .r16.
Обратите внимание на то, что расширение менять надо в двух местах: в имени файла, который указывает расположение файла на ПК, и в имени файла, который указывает расположение файла на смартфоне после установки. Когда процесс редактирования закончен, нажмите на кнопку
PKG Editor. Программа задаст вопрос: Нобходимо ли сохранить изменения, внесенные в файл скрипта. Отвечаем утвердительно, Да.
[535x336]
Далее, рассмотрим вариант, когда Вы решили добавить pop-up при установке Вашего приложения.
Добавление pop-up окна.
После того как мы согласились с изменениями в скрипте в предыдущей части, Вы, конечно, хотели бы прорекламировать себя как автора перевода или мода. Для этого создаем обычный .txt файл и пишем в нем то, что желаем (но учитывайте размеры экрана смартфона).
Обратите внимание: Файл обязательно надо сохранить в кодировке Юникод, иначе получим нечитабельный текст на экране.
Когда файл у нас готов, переходим к процессу его вставки в скрипт. При выбранных
Session editor и
Edit mode, заходим в меню
Extras - Entries - Show text
[550x346]
в оконе
Source file вводим адрес расположения файла на ПК или нажимаем кнопку
Обзор справа от строки и ищем свой рекламный файл.
[550x347]
После вышеперечисленных действий и выбора месторасположения файла, мы его добавляем в скрипт, нажав слева кнопку
Place New, после чего окно закрываем кнопкой
Close. В скрипте Ваш файл выделится синим цветом.
Теперь запаковывайте файл, как описывалось выше.
Не забывайте, что для того, чтобы установить созданное Вами приложение, его необходимо
подписать.
Скачать программы, описанные в статье:
SISWare - 4.08МБ