[600x] Церковь Сан Франческо в городе Луле. Изразцовое панно 18 века. 
  [показать] 
Изразцы можно увидеть в Португалии повсюду: на улицах и в домах, в столице и в горной деревушке, на севере и на юге страны. Они украшают храмы и королевские дворцы, вокзалы и станции метро, городские дома и сельские жилища, фонтаны и источники, павильоны и мосты, скамьи, лестницы и вестибюли, изразцами выкладывают названия улиц и вывески. Вы увидите азулежуш на полах и на стенах, на потолках и на церковных сводах, на дне бассейнов и каналов, иногда они покрывают здание целиком, иной раз сверкают на стене, как маленький синий глазок. 
 
  
Scorpions - You & I 
  [600x] 
Панно второй половины 18 века на стене церкви в Альбуфейре 
  [600x] 
Церковь Санта Анна в Альбуфейре. Вторая половина 18 века. 
  [600x] 
Изразцовое панно на церкви Санта Анна в Альбуфейре. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Площадь в горной деревне Куеренца, провинция Алгарве. 
 
Конечно, среди бесчисленных португальских изразцов встречаются не только синие, но все же кобальт на белом фоне преобладает. И трудно представить себе цвета, более всего походящие к природе Португалии, чем насыщенный синий и белый. Синее, большую часть года безоблачное, небо, синий, с белыми гребнями волн, океан, белоснежные фасады и стены – что лучше дополнит и одухотворит эту картину, чем синее изразцовое панно, будь то многофигурная композиция, сложенная из сотни фрагментов, или единственная плитка над входной дверью? 
  [600x] 
Церковь в городе Олау. 
  [600x] 
Изразцовая вывеска в Албуфейре. 
  [600x] 
Источник в горной деревне Алте. 
 
Любопытно, что азулежуш, которые справедливо считают оригинальным вкладом Португалии в мировое искусство, возникли и долгое время развивались благодаря заимствованиям. Обычай украшать здания изразцами принесли на Пиренейский полуостров в 8 столетии мавры. Португальский изразцовый декор долго сохранял некоторую, с точки зрения европейского вкуса, восточную чрезмерность. 
 
Само слово «азулежу» (множественное число «азулежуш» – Azulejo, Azulejos) происходит от арабского «аззуляйж» – «полированный камешек», плитка. После изгнания мавров из Испании и Португалии традиция сохранилась. 
 
Самые старые азулежу в Португалии датируются 15 столетием. Изразцы производились в основном в Севилье, и после того как в 1503 году король Мануэл Первый посетил этот город и пришёл в восторг от цветных плиток, их начали активно ввозить в Португалию. 
  [600x] 
Традиционный мавританский изразец. Гранада, дворец Альгамбра. 
  [600x] 
Севильские рельефные изразцы 16 века. Лагуш, городской музей. 
  [600x] 
Азулежуш 16-17 веков. Лагуш, городской музей. 
 
Севильские изразцы начала 16 века, которые можно увидеть сегодня в музеях, в том числе в Национальном музее азулезуш в Лиссабоне, и очень редко – во дворцах и храмах, были орнаментальными, с рельефной поверхностью. Рельеф был необходим, чтобы предотвратить, при нанесении рисунка и обжиге, смешивание красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью льняного масла с марганцем. Благодаря таким «преградам» краска не разливалась по поверхности плитки. 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Фрагменты экспозиции азулежуш 17 века. Лагуш, городской музей. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Экспозиция музея сакрального искусства в Альбуфейре. 
Азулежуш 17 века из разрушеной землетрясением церкви Богоматери. 
 
Во второй половине 16 века португальцы распрощались с рельефными азулежуш: итальянские, испанские и фламандские мастера начали поставлять в Португалию изразцы, выполненные в технике майолики. 
 
На покрытой глазурью плитке можно было писать кистью всё, что угодно, насыщенные жизнерадостные цвета – жёлтый, зелёный, синий, белый, фиолетовый – не смешивались, тонкие изящные линии рисунка сохранялись при обжиге. Чисто орнаментальные изразцовые «ковры» из одинаковых плиток потеснились, уступив место сюжетным панно. Каждая плитка такого панно была уникальна, а соединённые вместе они составляли, подобно паззлу, сложные многофигурные композиции: это были сцены из Библии и античных мифов, аллегории, изображения событий португальской истории и морских баталий, картины охоты и праздников, замки, пейзажи, цветочные вазы в окружении птиц и ангелочков-путти, экзотические животные. 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. 
Редкие севильские изразцы 16 века в капелле Сан Себастио. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. Азулежуш первой половины 18 века 
в алтарной части были восстановлены после землетрясения 1755 года. 
  [600x] 
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. 
Церковная кафедра выложена азулежуш. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Капелла Кафедрального собора в городе Фару. 
Традиционные изразцовые орнаменты напоминают драгоценную ткань. 
 
В дворцовых покоях и садах азулежуш создавали ощущение земного рая, в храмах сюжетные панно заменяли фрески, а изысканные ковровые узоры из плиток в алтарной части были подобны драгоценным восточным тканям, то тяжёлым и роскошным, то нежным и тонким. Жилые дома украшали небольшие изразцы 
голландского типа, так называемые «фигура авулса» (отдельная фигура), с одним мотивом – обычно это цветок, птица, мельница, пейзаж, бытовая сценка, но чаще всего плывущая по морю каравелла, ведь португальцы – народ мореплавателей! 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Церковь Сан Франческо в Луле. 
Изразцовые панно второй половины 18 века. 
 
Во второй половине 17 столетия многоцветная плитка уступила место сине-белой – мода на двухцветную майолику пришла из голландского Делфта, хотя не обошлось без влияния голубого китайского фарфора, который привозили на родину португальские торговцы. 
 
Азулежуш начали, наконец, изготовлять в самой Португалии: к середине столетия в Лиссабоне, Коимбре, Порту появились керамические мастерские, импорт изразцов (в основном из Голландии) постепенно сократился. 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Интерьер церкви Мизерикордиа в Тавире с изразцовыми панно второй половины 18 века. На 18-ти панно изображены восемнадцать милосердных дел. 
 
Истинный расцвет азулежуш пришёлся на эпоху португальского барокко – 18 век. Изразцовые панно стали более цельными, португальские мастера обрели собственный почерк, научились сопрягать керамическую отделку с архитектурой, и если некоторые более ранние произведения справедливо упрекают в избыточности, в первой половине 18 столетия азулежуш стали подлинным искусством. Более того – изразцовые картины оттеснили в Португалии монументальную живопись. 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада. 
 
Один из самых совершенных ансамблей той эпохи находится вовсе не в столице, а в глубинке на юге страны, в селении Алмансил близ города Фару. Изразцовое убранство построенного в 1730 году храма Сан Лоуренсо де Матос – работа потомственного мастера азулежуш Поликарпо де Оливейру Бернардеша. 
 
Церковь Сан Лоуренсо часто называют «голубым чудом Португалии». Белый, словно бесплотный, храм с голубыми вставками азулежуш стоит на холме, его силуэт чётко рисуется на фоне неба. Белое – на голубом, голубое – на белом. 
  [600x] 
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада. 
  [600x] 
Панно с изображением Сан Лоуренсо. 
 
В интерьере бело-голубые изразцы, повествующие о жизни Сан Лоуренсо, сплошь покрывают стены, арки, пилястры, своды, даже купол! Кажется, что небо спустилось на землю, а золотой алтарь сияет, как солнце в небесной лазури. 
 
Храм Сан Лоуренсо уникален: обычно азулежуш, хотя играют важную роль в отделке интерьера, не покрывают полностью всю поверхность стен и потолка. Исследователи до сих пор не могут с уверенность сказать, где были изготовлены великолепные изразцы Сан Лоуренсо – в самой Португалии, Италии или Голландии. 
  [600x] 
 
  [600x] 
 
  [600x] 
Интерьер церкви Сан Лоуренсо 
 
Храму Сан Лоуренсо повезло – он уцелел во время Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года, надвое расколовшего 18 столетие в истории Португалии. Хотя катастрофическое замлетрясение называется лиссабонским, оно принесло разрушение и горе не только столице, но, в той или иной степени, всей стране. Более 400 церквей и дворцов, не говоря уже о жилых домах, было уничтожено 
подземными толчками, последовавшими за ними цунами и пожарами. Символично, что о том, как выглядел Лиссабон незадолго до землетрясения, мы знаем благодаря азулежуш: в Национальном музее азулежуш хранится грандиозное панно длиной 23 метра, состоящее из 1300 плиток, на котором запечатлён Лиссабон в 1738 году. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Голубые азулежуш в церкви Сан Лоуренсо. 
 
Среди бесчисленных потерь португальской культуры были и азулежуш. Сохранившихся после землетрясения, более или менее умело восстановленных кармических панно насчитывается не так много. Любители азулежуш специально приезжают в какой-нибудь отдалённый уголок станы, чтобы полюбоваться редкими изразцами. В путеводителях всегда отмечается, где можно увидеть старинные 
азулежуш. Попытки собрать рассыпавшиеся «паззлы» иногда заканчивались курьёзно: фрагменты перепутывались, к телу овечки могла быть приставлена голова поросёнка, к голове пастуха – голова овечки. 
  [600x] 
Розовые азулежуш в Сильвеше. 
  [600x] 
Дом в Альбуфейре. 
  [600x] 
Зелёная дверь на зелёной стене в Сильвеше. 
 
Вторая половина блестящего и несчастливого 18 столетия – время строительства и восстановления, время легендарного маркиза де Помбала, который, став фактическим правителем бедствующей страны, выстроил на развалинах новый Лиссабон. Стиль архитектуры, названный в честь маркиза «помбалино», никак не мог обойтись без азулежуш. По инициативе маркиза де Помбала открываются королевские керамические фабрики, начинается массовое производство изразцов, они дешевеют, становятся доступным отделочным материалом. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Весёлые изразцовые стены в Тавире. 
 
Многие новые постройки в стиле помбалино сверху донизу покрыты многоцветным изразцовым нарядом. Эти плитки менее изысканны, чем в пору расцвета азулежуш, но их праздничная декоративность обогащает даже самую незатейливую архитектуру. 
 
В солнечный день, когда изразцовые стены, отражая свет, словно растворяются в воздухе, а насыщенные краски соперничают яркостью с небом, думаешь – 
почему изразцы так мало используются в архитектуре других стран? Ведь кроме того, что они красивы, у плиточного покрытия есть и чисто практические полезные свойства – летом оно хранит прохладу, зимой защищает здания от сырости. 
  [600x] 
Характерное изображение каравеллы на стене дома в Тавире. 
 
После землетрясения азулезуш стали служить оберегами: вошло в обычай помещать небольшие трогательные панно с изображениями святых на стенах домов – люди верили, что это защитит их жилища от стихийных бедствий. 
  [600x] 
 
  [600x] 
Изразцовое панно «Дельфины» в Альбуфейре. 
  [600x] 
Изразцовое панно в Альбуфейре. 
  [600x] 
Улочка в горной деревне Алте. Над дверью изразец в голландском стиле. 
 
Конечно, фабричные изразцы, выполненные по трафарету, во многом утратили очарование вручную сделанной уникальной вещи. Можно услышать, что в 19 веке, а уж тем более в 20-м, азулежуш потеряли право назваться искусством. Но это не так: азулежуш по сей день остаются в Португалии развивающимся творчеством. 
 
Все жители страны – хозяин деревенского домика, который на свой вкус украшает 
цветными плитками родные стены, горожанин, который с пониманием дела выбирает яркую плитку для балкона или кухни, художник, создающий монументальное панно на станции лиссабонского метро – на свой лад продолжают историю этого поистине народного, жизнерадостного искусства. 
  [600x] 
 
  [показать]Галина_Цускарь |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |