Источник:http://www.ufolog.ru/publication/4041
Путешественник из Мюнхена этнолог Бруно Бауман искал в Гималаях мифическую буддийскую святыню Шангри-Ла и оказался в подлинной колыбели тибетской культуры – серебряном дворце царей Шанг-Шунг. В суровом горном краю более двух тысяч лет назад правили неустрашимые дикие воины и кровожадные шаманы.
[596x426] Возможно ли, чтобы европеец нашёл путь к святыне Тибета?
На первый взгляд, в этом районе на юго-западе Тибетского плоскогорья ничего особенного нет. В глубокой горной долине приютилась деревня Кьюнлунг. Туда не ведёт никакая дорога. Бруно Бауман добирался на байдарке по горной реке Сутлей. Он плыл в узком ущелье между отвесных скал, где не было даже нескольких метров пологого берега, чтобы выбраться из воды и сделать привал. Не раз путешественник рисковал жизнью, а однажды уцелел только чудом. Он осторожно продвигался среди скал и вдруг увидел такое, что не сразу поверил своим глазам: за изгибом реки перед ним стояла отвесная стена, в которой открывался высокий арочный проход, ведущий в бесконечный лабиринт огромных пещер. На многие километры протянулся ряд полуразрушенных монастырей, храмов, оборонительных сооружений... В лучах заходящего солнца стены построек отливали серебром и медью.
Бауман считается одним из лучших знатоков Тибета. Он написал двенадцать книг, посвящённых этой горной стране, и снял несколько фильмов. После того как Китай в середине 80-х годов открыл Тибет для посещения иностранцами, Бауман не раз побывал там. Он уже думал, что не увидит в этом краю ничего неожиданного.
Но картина, открывшаяся перед ним в долине Кьюнлунг, затмила прежние впечатления. «Именно так должен выглядеть райский уголок, сказочный Шангри-Ла, таинственный мир, в котором останавливается время», – говорит Бауман. Возможно ли, чтобы европеец нашёл путь к святыне Тибета?
Однако в тот момент путешественнику не пришлось раздумывать: деревня лежит в запретной зоне, поблизости от границы с Индией. Он наспех сделал несколько фотографий, и тотчас его заприметил китайский офицер.
Прошло три года. Научный мир заговорил о сенсационном открытии. Специалисты признали, что в долине, куда сумел заглянуть Бруно Бауман, находится древнейший центр тибетской культуры – легендарное царство, правители которого владели значительной частью Гималаев и Центральной Азии, когда буддийские монахи ещё не основали там свои монастыри.
В Мюнхене Бауман консультировался с тибетологом Михаэлем Хенсом, который поддержал его идею продолжить поиски в Тибете. Название деревни «Кьюнлунг», где много удивительных пещер, в переводе означает «Долина Гаруда». Возможно, предполагает Хенс, Бауман нашёл «Серебряный дворец в долине Гаруда» – резиденцию последних царей Шанг-Шунг. Учёные считали это место вымышленным, чем-то вродеАтлантиды в Гималаях.
Во всём мире этой темой занимается не многим более десяти учёных. К тому же большинство работ в Китае о тибетском регионе было уничтожено во время культурной революции.
Очень полезными оказались отчёты о путешествиях по Тибету в первые годы XX века. В то время Тибетом правил тринадцатый далай-лама, живший в столице Лхаса. Буддийское государство было фактически независимым и очень закрытым, иностранцев туда не пускали. Только немногие путешественники и исследователи, переодетые паломниками, с риском для жизни пробирались в запретную страну в заснеженном высокогорье.
Наибольшую известность приобрёл швед Свен Хедин, который в своей изданной в 1909 году книге впервые рассказал широкой публике об удивительном Тибете и ламаизме. Русский художник и путешественник Николай Рерих уверял, что в Тибете находится таинственное буддийское царство Шамбала .
Местонахождение Шамбалы вряд ли возможно определить, ведь это фантастическое или духовное место, из которого якобы приходят спасители человечества, когда планету постигают ужасные бедствия.
Английский писатель Джеймс Хилтон в своём романе «Потерянный горизонт» отправил четырёх путешественников в райскую долину Шангри-Ла. Название долины явно намекало на Шамбалу , а сам роман стал бестселлером. Изобретённое писателем название «Шангри-Ла» приобрело огромную популярность и употребляется в тех случаях, когда речь идёт о восточной мистике и состоянии медитативного спокойствия.
Ценные сведения Бауман нашёл в дневниках исследователя Тибета Джузеппе Туччи. Итальянский учёный в 1935 году путешествовал по западному Тибету и останавливался в долине Кьюнлунг. Вместе с итальянцем в Рим приехал молодой тибетский монах Намхай Норбу. Ему сейчас уже за восемьдесят, он живёт уединённо в Тоскане и считается одним из лучших специалистов по истории царства Шанг-Шунг.
По словам Норбу, он принадлежит к древней тибетской религии бон, к одному из её направлений, не имеющему отношения к буддизму. В Тибете этот культ исповедуют тайно – он требует проведения кровавых ритуалов для расширения сознания. Английский востоковед, современница итальянского буддолога Джузеппе Туччи (1894-1984) Александра Давид-Неель рассказывает, что монахи вырезали языки у мертвецов, которые потом служили чудодейственным средством в борьбе со злыми духами. Такие ритуалы, как уверяет Норбу, возникли задолго до появления в Тибете буддийских монахов. Верховные жрецы культа бон находились в «Серебряном дворце в долине Гаруда».
Бауман убедился, что для понимания истории царства Шанг-Шунг ему нужно отыскать следы мрачного древнего культа бон. В мае 2005 года он отправился в новую экспедицию.
Путешествие началось в непальской столице Катманду, своеобразном «запасном центре» тибетской культуры. В 1950 году Тибет захватила Китайская народно-освободительная армия. Четырнадцатый Далай-лама бежал в Индию, для тысяч тибетцев Непал стал второй родиной.
Через три дня экспедиция Баумана уже находилась в самолёте, летящем в район Симикот на западе Непала. На высоте 4 500 метров на горном перевале Нара проходит тибетско-непальская граница.
Шесть дней продолжался переход. По ту сторону границы Бауман и его спутники сели в китайские грузовики. После дня езды по тряским дорогам на горизонте вырисовывается ледяная пирамида высотой 6 714 метров – гора Кайлас.
В 1987 году этот регион был снова открыт для посещения иностранными туристами. В тот же год Бауман в первый раз обошёл вокруг священной горы по тропе паломников Кора.
Сначала Бауман воспринимал этот ритуал как чисто буддийский. Потом ему показалось, что он распознал в нём следы забытой культуры Шанг-Шунг.
На высоте 5 000 метров громоздятся фундаменты крупного поселения, сложенные из скал. Каменные фундаменты не имеют отношения к заброшенным храмам ламаистов – их постройки были глинобитными. «Не в Лхасе находится колыбель тибетской культуры, – понял Бруно Бауман после многократного посещения горы Кайлас. – Его следует искать в тёмной истории царей Шанг-Шунг.
Учёные теперь тоже склоняются к такой точке зрения и ставят под сомнение все предшествующие теоретические построения своей науки. Они полемизируют с китайскими историками в том, что касается истории Тибета, и с официальной позицией далай-ламы в этом вопросе.
Тибетская диаспора утверждает, что первое государственное образование в Тибете связано с царём Сонгцен Гампо (620-649 гг.), который использовал буддизм для укрепления своей власти. Потом тибетские войска стали такими сильными, что много раз осаждали и даже штурмовали Чаньань, столицу Китайской империи во времена династии Тан (618-907 гг.). Один из императоров династии Тан отдал китайскую принцессу в жёны «дикарю из Лхасы». Пекин до сих пор приводит этот факт в качестве обоснования китайского господства в Тибете.
[595x424] Название деревни «Кьюнлунг», где много удивительных пещер, в переводе означает «Долина Гаруда»
Обе стороны – Китай и тибетская диаспора – умалчивают о том, что Сонгцен Гампо был вынужден отдать в жёны свою сестру Садмаркар в качестве дани западному могущественному противнику – царю Шанг-Шунг Лигмигья. Империя Шанг-Шунг простиралась от Северной Индии до пустынь Центральной Азии, и не уделять внимание истории такого значительного государства просто невозможно.