Анатомия человека
Согласно анатомии человека, у нас есть различные органы,
нервная система, гормональные функции и так далее. Это всё мы
изучали в школе и здесь всё более менее понятно. Однако
изучение психических функций человека вызывало вопросы, на
которые, например у меня, не нашлось ответа. Поэтому
современное объяснение психики человека мне показалось
несколько туманным. В этих объяснениях все психические функции
это всего лишь комбинации нервных импульсов. Исходя из этих
соображений такие возвышенные понятия как любовь, дружба,
верность, честность тоже становятся просто условными рефлексами
и согласно этой теории доступны даже компьютерам и сложным
машинам. Но кто из нас согласиться иметь компьютерного супруга
или компьютерную супругу?
Только в подобных сравнениях можно понять всю нелепость этой
идеи, что психика человека это просто комбинация нервных
импульсов и что любовь, доброта, красота это просто
механические понятия.
Хотя подобными механическими взглядами можно хоть как-то
объяснить деятельность психических функций внутри организма, но
их внешнюю деятельность объяснить просто невозможно. Такие
феномены как телепатия (обмен мыслями на расстоянии), телекинез
(воздействие на окружающие предметы с помощью взгляда или
просто психической силы человека), левитация (парение тела
человека в воздухе) и т.д. никак с нервными импульсами,
происходящими внутри тела, не связаны. Они скорее указывают на
то, что наши психические функции имеют способность действовать
на огромном расстоянии от тела и нервная система никак во всем
этом не может быть задействована.
В этих вопросах есть много догадок сделанных всевозможными
ясновидящими. Тогда как Веды ещё пять тысяч лет назад предельно
ясно, подробно, с многочисленными примерами описали психическое
строение человека. Вывод Вед по поводу нашей психики прост и
гениален - все психические функции управляются тонким телом
человека, которое действует не только внутри нас, но и снаружи.
Итак, согласно Ведам помимо физического тела, состоящего из
грубой материи существует также тонкое тело, состоящее из
тонкой материи.
Современная наука за последние пару столетий сделала много
интересных открытий открывающих для нас новые горизонты мысли.
Такоткрыты кванты света, различные электрические импульсы,
которые мы не видим, но всё же большинство людей твердо
убеждены в их существовании. У простых людей эта убежденность
основана не на научных экспериментах, а на практическом
применении знания в повседневной жизни. Например, лазерный луч,
является живым воплощением квантов света покоренных
человеческой мыслью и он широко используется во многих сферах
нашей деятельности.
Есть много других невидимых вещей, которые для нас стали
реальностью. Например, мы уже привыкли к тому, что в розетке
есть электрический ток. Мы не видим этот ток, но он может
каким-то образом себя выдавать, проявляться. Например, если мы
возьмём спираль и накалим её, то она станет красной в
результате воздействия на неё электрических импульсов. Так мы
своими глазами не можем видеть, есть там электрический ток или
нет, но если спираль покраснела, значит, он там есть.
Точно также у нас есть тонкое тело. Тонкое тело имеет невидимую
природу, и мы не можем видеть тонкое тело другого человека, но
мы воспринимаем его проявления каждую минуту и каждую секунду.
Это можно понять через перемены в своём психическом состоянии
во время общения. Так просто взгляд на другого человека может
вызвать такие сильные эмоции как гнев, любовь, зависть,
отвращение и такие сильные реакции могут продолжаться несколько
дней.
Можно на это возразить, что это просто рефлексы. Однако, почему
тогда человек обидевшись не может отвлечься от объекта своей
обиды. Его внимание насильственно вновь и вновь приковывается к
источнику несправедливости (обидчику). Ученые физиологи скажут,
что это стойкий условный рефлекс. Однако если бы это было так,
то его никакими силами нельзя было бы уменьшить, кроме как
воздействием на нервную систему. Поэтому они и предлагают
такому человеку попить успокаивающие средства. Однако обида
никакими успокаивающими средствами не снимается и длится годы.
Оказывается обида это не что иное, как реальная, но невидимая
связь между двумя людьми обидчиком и обиженным. Так как эта
связь работает независимо от нашего желания (подсознательно)
поэтому-то она вспыхивает вновь и вновь. Тем не менее
правильное знание всегда избавляет от страданий. Её уничтожить
гораздо проще, чем кажется, ученым физиологам, которые кормят
месяцами пострадавшего успокаивающими нервную систему
лекарствами.
Оказывается, просто простив обидчику, человек немедленно
избавляется от отрицательной связи с ним и обида проходит.
Почему же тогда многие люди не могут годами простить? Потому
что они не знают, что это и есть самое простое и надежное
решение. Обманутые надеждой на лекарства они изо всех сил их
пьют. Однако вместо этого нужно просто изучать о том, как
научиться прощать. Из за этих механических взглядов на психику
человека мы даже не знаем, что существует знание о том, как это
правильно делать.
Оказывается существуют законы нравственности, которые
действительно являются законами, но не просто этикетом
поведения. Этикет поведения хочешь соблюдай, хочешь не
соблюдай, но законы природы соблюдать придется. Законы
нравственности это законы функционирования тонкого тела
человека. Они такие же законы природы как например закон
гравитации или закон Ома. Однако эти законы касаются
функционирования не грубой, а тонкой материи. Не соблюдая их мы
немедленно приближаемся к всевозможным болезням и ударам
судьбы.
Итак феномен обиды, любви, дружбы (которая не тает даже на
расстоянии) всё это указывает на то, что между людьми
существует какая-то невидимая связь. Эта связь устанавливается,
когда мы смотрим друг на друга, говорим друг с другом и т.д.
Веды очень детально разбирают механизм действия невидимой
психической связи между людьми, а также и между другими живыми
существами. Давайте же познакомимся с этим интересным учением о
строении тонкого тела человека.
Первое знакомство с праной
(жизненной энергией человека)
Согласно Ведам у нас есть тонкое (невидимое) тело праны. Тонкое
тело праны состоит из энергии, движущейся внутри нашего
организма. Эта энергия и наша жизненная сила человека суть
одно. Однако, сама по себе эта энергия не вырабатывается нашем
организмом, она берется из внешнего пространства. Каждую долю
секунды прана движется как внутри организма, так и снаружи его.
Каждую секунду наш организм обменивается праной с окружающей
средой.
Хоть эту энергию не видно, но мы прекрасно чувствуем внутри
тела её присутствие. Мы говорим: "Я сегодня чувствую себя
бодрым", "Я сегодня хорошо себя чувствую,
радостно" - значит, движение жизненной силы в организме
гармоничное отлаженное. Мы говорим, что мне свежо, прохладно -
это значит, что жизненная энергия активно обменивается с
окружающей средой. Когда мы бегаем, резвимся, смеёмся, имеем
работоспособность, здоровье, силу - всё это характеризует
активное движение жизненной энергии по организму. С другой
стороны вялость, сонливость, снижение настроения указывает на
сниженную активность жизненной энергии человека. Однако никогда
не бывает так чтобы живой человек не получал жизненную энергию.
Только смерть может остановить движение праны в организме. Даже
в состоянии летаргического сна, несмотря на отсутствие внешнего
дыхания человек, всё равно получает прану, необходимую для
поддержания жизни в теле. Именно потому, что прана поступает,
жизнь сохраняется на годы даже в состоянии летаргического сна.
Итак, в ведическом знании движение в организме человека этой
тонкой, невидимой энергии называется движением
"праны".
Веды считают, что прана это особая тонкая составляющая строения
нашего организма. Ведическое знание часто называет её
"тонким телом праны". В строении нашего организма это
древнее знание описывает кроме праны ещё более тонкие оболочки.
Другими словами, человек - как матрёшка - снаружи грубое
анатомическое строение, но в его структуре действуют ещё другие
невидимые глазом оболочки нашего строения. Все они названы
Ведами тонким телом человека.
Для того чтобы лучше это понять, сравним деятельность тонкого
тела с растворенным в воде сахаром. Мы не видим этот
растворенный сахар, но кто осмелится сказать, что его там нет?
Сахар в воде можно быстро определить по вкусу, но как
определить присутствие тонкого тела в грубом?
Тонкое тело растворяется в грубом как сахар в воде, поэтому его
не видно. Из каких же частичек состоит тонкое тело? По описанию
Вед эти частицы, наполняющие тонкое тело человека настолько
мелкие, что даже электроны и все другие известные мельчайшие
элементы не идут с ними ни в какое сравнение. Например,
согласно Ведам скорость мысли человека намного превышает
скорость электромагнитных волн. Это многократно подтверждалось
всевозможными экспериментами с теми людьми, которые несколько
больше чем все остальные освоили возможности человеческого ума.
Итак, прана - это жизненная энергия, и когда нам свежо и хорошо
это значит, что прана в нашем организме движется правильно и
несет этим движением здоровье и счастье.
…..продолжение следует.
Причины возникновения вражды
Ощущение вражды возникает в результате того, что человек не
понимает, что все проблемы, которые существуют у него,
получаются только в результате его плохих поступков в прошлом.
Так как он не может связать свой прошлый поступок с той
реальной проблемой, которую он ощущает на себе сейчас, то в
результате отсутствия понимания этой связи человек начинает
думать, что существует какая-то несправедливость по отношению к
нему. Поэтому он начинает сплетничать и питать вражду,
допустим, к людям, которые участвуют в его судьбе. Все, кто
связан с нами - связан с нами не случайно. Это -
закономерность, и они являются своего рода проводниками сил
нашей судьбы. Как это происходит, мы, к сожалению, здесь
описать не сможем, поскольку это не является нашей основной
темой, но так или иначе человек, который понимает, что всё, что
с ним происходит, является результатом его прошлых поступков,
уже не будет питать ни к кому вражды. Тогда у него склонность к
политичности и сплетням снижается. Это создаёт в семье очень
благоприятную атмосферу оптимизма и доброго отношения ко всему
окружающему.
Что такое простота?
Качество простоты очень важно. Простота даёт возможность
сотрудничать и решать очень серьёзные проблемы, преодолевать
большие трудности. Простота отличается от доверчивости тем, что
простой человек очень смиренно ставит себя в обществе, не
смотря на обладание знанием. Тот же человек, который чрезмерно
доверчив, сталкивается с проблемами. Доверчивость означает, что
человек действует опрометчиво, не обдумав свои поступки. Таким
образом он лишается возможности поступить правильно, и это
приводит его к страданиям.
Простой человек очень доступен. Простота означает отсутствие
гордости. Простой человек не считает себя какой-то продвинутой
личностью, и он доступен в общении для всех. Таким образом, в
семье создаётся очень благоприятная атмосфера, и не только в
семье, но и в семейном окружении, потому что семья не
выгораживает себя, не ставит себя выше всех остальных людей,
которые находятся вокруг.
Также простота в отношениях с детьми решает многие трудности.
Забота
Забота о своих подопечных - это следующее качество
цивилизованной личности. Мы все должны заботиться о своих
подопечных и близких. Женщина заботится о семье, ухаживая за
семьёй, готовя ей пищу. Также, забота женщины заключается в
том, что она помогает своему мужу и детям развивать их
качества, учиться. Она защищает их психику. Она помогает им
соблюдать чистоту, так как женщина более чутка в этом
отношении.
Резюме
Таким образом, девять качеств цивилизованной личности помогают
человеку решить проблемы, которые могут возникать на тонком
плане; проблем, связанных с недоверием, враждебностью, плохим
умонастроением у мужа и жены просто не возникает.
Тонкие проблемы, которые возникают в силу отсутствия качеств
цивилизованной личности, являются следствием того, что человек
находится в плену у страсти и невежества. Страсть означает
желание жить для себя; хотя и законными способами, но
удовлетворять свой эгоизм. Когда человек склонен жить только
для себя, он настроен эгоистически по отношению к обществу, по
отношению к своей семье. В результате этого качества
цивилизованной личности в нём начинают гаснуть и у него
появляется какое-то сопротивление по отношению к нему со
стороны окружающих.
Невежество означает желание жить для себя любой ценой, то есть,
использовать своих родственников, в том числе и обманывая их, и
совершая над ними насилие, лишь бы получить какое-то
удовлетворение своему эгоизму.
1. Правильным представлением, т.е. правильным пониманием
правильных взглядов;
2. правильным стремлением;
3. Правильной речью;
4. Правильным поведением или правильным действием;
5. Правильным образом жизни;
6. Правильным исключением;
7. Правильным вниманием или бдительностью;
8. Правильным сосредоточением или медитацией.
(1) Правильные взгляды или правильные представления
(сама-дришти)
Правильный взгляд--это правильное понимание. Отвержение всех
некритических убеждений, предрассудков и искаженных
представлений является правильным взглядом, правильным
представлением или правильным пониманием. Интеллект
обучается видеть вещи в их надлежащей перспективе.
Правильное понимание приводит к правильным стремлениям, то
есть к высоким и чистым стремлениям к отречению, милосердию
и доброте. Правильное знание о существовании страданий, об
их источнике, прекращении и пути к освобождению от страданий
составляют правильное понимание.
Правильные взгляды существенно необходимы для успеха в любых
усилиях. От ложных взглядов следует очиститься. Если
фундамент заложен как следует, все здание будет надежным и
устойчивым. Вы можете обрести правильные взгляды только если
освободитесь от предубеждений. Недостаток правильных
представлений был причиной религиозных гонений, непонимания
и ссор в мире.
(2) Правильное стремление (сама-самкальпа)
Правильное стремление ведет к достижению summum bonum
нирваны. Правильное стремление состоит в удержании цели
перед мысленным взором и попытки достичь нирваны, или
состояния совершенства, в котором будет положен конец всем
страданиям, печали и боли. Правильное стремление должно быть
усилено отречением ото всех чувственных удовольствий и
развитием бесстрастия. Правильное стремление--это правильное
ментальное отношение, участие и бескорыстие.
(3) Правильная речь (сама-вача)
Правильная речь заключается в правдивости, в произнесении
добрых, любящих слов и в отказе от сплетней, брани,
злословия и пустой болтовни. Будда сказал: "Пусть никто не
провоцирует лжи и не одобряет произносящих ложь". Слова,
сказанные в надлежащий момент, сопровождаемые аргументами,
выдержанные и осмысленные--это правильная речь. Ее
противоположность порождает в этом мире ссоры и несчастья.
Учиться правильной речи важно для каждого. Дисциплина
речи--это вак тапас.
(4) Правильное действие (сама-камманта)
Правильное действие состоит в удержании от покушения на
жизнь, воровства, прелюбодеяния или незаконных половых
связей и употребления алкоголя. Будда ставил акцент на
половой чистоте. Монахам рекомендовалось воздерживаться от
мыслей, разговоров или действий, связанных с сексом.
Служение бедным и больным, все положительные благие дела и
доброта вообще составляют правильное действие.
(5) Правильный образ жизни (сама-аджива)
Правильный образ жизни состоит в том, чтобы зарабатывать
себе на существование честными и порядочными средствами.
Нечестного существования следует всячески избегать.
Зарабатывать на жизнь нужно в поте лица. Будда просил своих
последователей избегать четырех видов торговли--торговли
оружием, живыми существами, мясом и опьяняющими напитками.
Следует отказаться и от охоты.
(6) Правильное исключение (сама-вьяма)
Правильное исключение состоит в том, чтобы не допускать в ум
дурные мысли, искоренять уже возникшие, или ставшие
привычными, взращивать благие мысли и благие состояния ума,
укреплять уже возникшие благие мысли. Отвергать зло и
развивать добродетель--это есть правильное усилие.
Правильное исключение--это постоянное усилие и самопроверка,
самоанализ и самоконтроль.
(7) Правильное внимание (сама-сати)
Правильное внимание служит развитию качества осознания. Оно
заключается в сохранении постоянного самообладания, в
неподверженности влечениям, отступничеству или забвению.
Сознание сосредоточено на нирване и все чувства и все
ощущения отвергнуты. Правильное внимание--это бдительность.
Ваши глаза должны быть широко открыты, чтобы вы сумели
получить правильное впечатление и сопутствующее ему благо, а
также отвергнуть то, что пагубно или вредно.
(8) Правильное сосредоточение (сама-самадхи)
Правильное сосредоточение, правильная медитация, или
правильное самадхи--это верная ориентация ума в четырех
медитациях. Благодаря правильному самадхи осуществляются
четыре просветления и достигается нирвана в совершенном
сознании. Для достижения нирваны эта ступень абсолютно
необходима. Это высшая стадия развития буддийского пути
жизни, на котором человек осознает вечный покой нирваны. Это
некая форма культуры мышления, дающая возможность развить
скрытые духовные силы с тем, чтобы реализовать совершенное
знание.
Как избежать давления обстоятельств
Вся наша жизнь и деятельность связана с окружающим миром,
однако зависит она не только от внешней среды и тех людей,
которые нас окружают, но и от поступков, совершенных в прошлых
жизнях. Совершаемое нами можно сравнить со снежным комом,
который мы катим в надежде докатить его до определенного места.
Чем дольше мы его катим, тем тяжелее он становится. Мы катим
ком своих грехов всё дальше и дальше, вес его увеличивается и,
в конце концов, он становится неподъемным. И так как мы не
можем докатить его до намеченного места, то планы наши рушатся.
Так действует закон кармы: рано или поздно придётся страдать за
содеянное. Человек должен понять, что ему никогда, ни при каких
обстоятельствах, не следует поступать бездумно, потому что
любая деятельность так или иначе приводит к определенным
результатам, причём не всегда ожидаемым. Любой поступок
оказывает воздействие на окружающую среду, на людей, и это
воздействие фиксируется в тонком теле (в уме) того, кто его
совершает.
Как это происходит? Занимаясь какой-либо деятельностью, мы
создаем вокруг себя определенное поле - тонкое или грубое,
воздействующее на окружающую среду Например, спилить дерево -
это грубое воздействие. Что-то сказать кому-то - тонкое
воздействие. Воздействуя на окружающую среду, мы вызываем в ней
возбуждение, которое затем, как бумеранг, возвращается к нам.
Всё это происходит невидимым образом, на тонком плане.
Тонкое воздействие - это тоже воздействие. Тонкое тело ума
материально, просто мы не видим его. Точно также, как спиливают
дерево, можно на тонком плане "спилить" человека
словами, и он от этого может заболеть или даже умереть. Жертва
при этом чувствует, что на тонком плане её режут ножом грубых
слов , и иногда это бывает больнее, чем если бы резали
настоящим ножом. В уме насильника при этом звучат мысли жертвы:
"За что? Ты все равно за это ответишь!". Ощущение
грядущей расплаты возникает у мучителя хотя и не сразу, но со
временем становится совершенно очевидным. Так обидчик сначала
будет страдать в ожидании расплаты, а затем, когда придет её
час, пострадает в полной мере. Ничто не проходит безнаказанно:
так действует закон кармы.
Иногда греховные люди начинают раскаиваться в час расплаты,
молить Бога о прощении. Это происходит из-за того, что в
трудную минуту у человека обостряется восприятие законов этого
мира. В суете будней эти законы забываются. Люди, как правило,
коснеют в предубеждении, что эта жизнь несправедлива. Тем не
мене, каждый человек старается вести дела так, чтобы они у него
складывались к лучшему. Если этот мир несправедлив, тогда зачем
стремиться в нём к лучшему, ведь это бессмысленно. Итак, все
надеются на лучшее, никто не хочет плохого и, по крайней мере в
детстве, мы обычно никому не желаем зла. Другими словами, все
подсознательно понимают, что закон справедливости существует.
Но почему-то у одних жизнь складывается очень тяжело, а у
других - счастливо? Почему одни погрязают в грехе, а другие без
труда способны творить добро? Оказывается, всё зависит от наших
прошлых поступков.
Классификация кармы
Карма (закон причины и следствия) может влиять на нас в трех
направлениях:
1. Благочестивая карма действует на тех, кто в прошлом совершал
благие дела и жил бескорыстно.
2. Неблагочестивая карма (викарма) действует на тех, кто в
прошлом совершал неблагочестивые дела и жил корыстно.
3. Отсутствие материальной кармы (акарма), то есть деятельность
на духовной платформе, распространяется на тех, кто с любовью и
преданностью служил Богу.
Точно также и мы по своему желанию можем действовать в этих
направлениях, создавая себе карму трех видов.
Суть благочестивой деятельности, или благочестивой кармы,
заключается в том, что человек трудится не для себя, а на
истинное благо других людей.
Если же человек действует в угоду себе, хочет чего-то для себя
и при этом не считается с интересами других, то такая
деятельность является неблагочестивой. Она противоречит законам
жизни и называется викарма. Законы мироздания требуют жить и
действовать не для себя. Если человек пренебрегает законами
Вселенной, он копит в себе греховную силу.
Существует еще акарма - отсутствие материальной деятельности,
то есть деятельность на духовной платформе. Кто-то может
подумать, что акарма - это бездействие. Однако на самом деле
материального бездействия в этом мире не существует. К примеру,
человек решил не участвовать в происходящих вокруг него
событиях и думает при этом, что он бездействует. Однако это его
бездействие может привести к тому, что его жена и дети будут
голодать. Второй пример, человек не вмешивается, когда кого-то
избивают. В результате таких "бездействий" окружающие
люди страдают. Поэтому человек, причиняя своим
"бездействием" страдания, должен будет ответить за
это. В этом мире и бездействие может явиться греховным
действием (викармой), за которое рано или поздно придется
страдать.
Под акармой чаще всего понимают духовную деятельность, которая
никак не соприкасается с материальной энергией и поэтому не
подчиняется её законам. Человек, стоящий на платформе акармы,
устремляет всю свою деятельность на общение с Богом. Такая
деятельность протекает на духовном плане и материалистичным
людям не понятна. Тот, кто, занимается ею, стоит выше как
благочестивого, так и, тем более, неблагочестивого человека.
Тому, кто живёт ради материальных благ, трудно понять, что
такое деятельность на духовной платформе. Тем не менее, Веды
утверждают, что такая деятельность существует. Люди, следующие
по духовному пути, внешне, как и все остальные, исполняют свои
обычные обязанности, но внутренне, в своем уме и разуме, они
поглощены служением Богу. В результате и вся их внешняя
деятельность также находится на духовной платформе. Отсюда
можно заключить, что деятельность в уме - это крайне важный
аспект нашей жизни.
Слово, согласно Ведам, тоже является действием. Поэтому следует
знать, как, в зависимости от различных обстоятельств, мы должны
строить своё общение с окружающими людьми. Если иметь
правильный настрой, то своими действиями, мыслями и словами
можно прийти к счастливой жизни. При неправильном же настрое
страдания неизбежны. Чтобы деятельность, совершаемая в уме,
речью и телом, не приносила страданий, следует учиться, как
думать и поступать правильно. И Веды подробно, с
многочисленными примерами разбирают, как, действуя в этом мире,
избежать страданий и достичь счастья.
Главное условие, необходимое для получения такого знания
состоит в смиренном изучении Вед под руководством святого
человека. Первостепенное значение Веды уделяют процессу
смиренного слушания того, кто постиг мудрость духовного знания.
Оказывается, слушание святого человека само по себе сжигает
грехи, накопленные нами в прошлых жизнях, и порождает энтузиазм
поступать правильно.
Просто смиренно слушая святого наставника, человек уничтожает
всю свою плохую карму. Не правда ли, в это трудно поверить?
Кажется, слушая, мы не совершаем никакого действия. Осознать,
что слушание является самым важным аспектом нашей деятельности
- вот в чём главный секрет духовной практики. На самом деле,
уметь слушать наставника в смиренном состоянии ума, принимая
все его замечания и отбрасывая собственные суждения по поводу
сказанного, чрезвычайно сложно. На это способен только очень
разумный человек. Так как смиренное слушание святого мудреца
открывает быстрый путь к прогрессу, вся остальная деятельность
человека должна быть направлена на то, чтобы развить в себе это
смирение. Только в этом случае можно рассчитывать, что жизнь
будет прожита не зря. ... продолжение следует.
Перепечатка материалов возможна только с указанием автора
и ссылки на его сайт, в точности как приведено ниже:
(c) 2000-2004, Доктор О.Г.Торсунов, WWW.TORSUNOV.RU