• Авторизация


Петергоф. Часть 34. 29-08-2019 17:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 34.

[1000x666]



Кавалерская


Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

[1000x665]


[1000x665]


[1000x671]


До войны Кавалерская была больше - имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.-Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты.

[1000x1000]


Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета. Стены Кавалерской, как и всех жилых комнат бельэтажа, изначально были затянуты шелком. В середине XVIII века он приобретался за границей. По мере обветшания его заменяли новым. С начала XIX столетия при смене обивок, как правило, обращались с заказом на одну из многочисленных русских шелковых мануфактур в Москве и Подмосковье. При этом строго оговаривалось сохранение рисунка и цвета образца. Впрочем, несмотря на эти оговорки, отступления от первоначального варианта были иногда значительными. Каждая комната Большого дворца имела шелк особого рисунка и расцветки. Обилие тканых обоев делало этот дворец единственным в своем роде.

[1000x1500]


[1000x1500]


В Кавалерской последний раз обветшавший малиновый штоф меняли в 1898 году. И, как всегда, было оговорено, что "цвет как фона, так и рисунка, должен совершенно соответствовать не вылинявшему, первоначальному цвету". Изготовить "250 аршин материи двойной ширины" за три месяца взялся московский фабрикант Ф. И. Коровин. Этот шелк простоял в Кавалерской до 1941 года. В годы войны удалось сохранить небольшой рулон из запаса ткани, находившийся в фондах музея. По этому образцу в 1974 году на Всесоюзном научно-реставрационном производственном комбинате в Москве была выткана новая партия шелка, полностью соответствовавшего сохранившемуся. Обойные работы выполнил мастер П. Н. Нилов.

[1000x750]


Для большинства помещений дворца Ф.-Б. Растрелли предложил паркет, настланный из двух пород дерева по рисунку "зигзаг". Была использована местная древесина: береза, натуральный и мореный дуб. Несмотря на простую текстуру и ограниченную цветовую гамму, эти материалы позволили создать красивый и богатый узор. Особенно хорош он в небольших по размерам комнатах. Паркет этого вида восстановлен сейчас в Кавалерской.

[1000x766]


Мебельное убранство этого интерьера, как и большинства других комнат дворца, на протяжении XVIII-XX веков неоднократно менялось в соответствии с эволюцией вкусов, стилей, а зачастую и просто по прихоти коронованных владельцев.

[1000x669]


[1000x661]


[1000x1500]


Большая часть музейных предметов, находившихся в Кавалерской до войны, не была эвакуирована и погибла. При восстановлении здесь были выставлены предметы, характерные для подобных дворцовых интерьеров XVIII века.

[1000x714]


[1000x666]


В этой комнате демонстрируется гарнитур красного дерева, выполненный по рисункам знаменитого английского мебельщика Томаса Чиппендейла (1718-1779), предложившего новые решения для мебели стиля барокко. Его мебель отличалась практичностью, несложностью исполнения и в то же время выразительностью и красотой линий. Он же ввел в широкое употребление красное дерево, дававшее при полировке богатую игру текстуры и цветовых оттенков. По рисункам Т. Чиппендейла, изданным в виде нескольких альбомов, делали мебель во многих странах Европы, в том числе и в России.

[1000x874]


[1000x1500]


[1000x1500]


[1000x645]


Примером искусства немецких мастеров середины XVIII столетия является шкаф-бюро, украшенный сложным рисунком с характерными для того времени китайскими сценками, выполненными в технике набора. Аналогичной работы и шкаф у восточной стены.

[1000x815]


[1000x1500]


В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства. Печь восстановлена под руководством В. Жигунова.

[1000x1333]


Кавалерскую украшают несколько живописных полотен, из которых прежде всего следует выделить картину школы Рубенса "Апофеоз войны". На южной стене "Кавалерийское сражение" кисти известного французского мастера батального жанра Адама Франса Ван дер Мейлена (1632-1690). На западной стене работа неизвестного художника XVIII века "Сражение Петра I со шведами".

Малая проходная


Стены этой маленькой комнаты затянуты великолепным шелком, вытканным в 40-х годах XIX века для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. Запас этой ткани сохранился в эвакуации.

[1000x644]


На стенах размещены "Портрет Виттории Аккорамбони" работы итальянского художника второй половины XVI века Ш. Пульцоне, "Портрет старика" Дж. Д. Тьеполо, архитектурный пейзаж неизвестного немецкого художника XVIII века и картина "Нимфы у источника" (Германия, XVIII в.).

[1000x1269]Portrait of Scipione Pulzone, a 16th Century Italian Poet. Vittoria Accoramboni


Мебельное убранство комнаты характерно для первой четверти XIX века. Диван, кресла и стол изготовлены из тополя русским мастером.

[1000x665]


[1000x1500]


[1000x667]


[1000x852]


[1000x1500]


[1000x667]


Большая голубая гостиная


Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады.

[1000x666]


[1000x668]


[1000x1000]


Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

[1000x673]


[1000x669]


По документам середины XVIII века, комната носила название Столовой. Отделка ее состояла из золоченой деревянной резьбы, наборного паркета, шелка на стенах и живописи в падугах и на плафоне.

[1000x1498]


В юго-восточном углу комнаты находилась большая изразцовая печь "синего рисунка" с колонками и свинцовыми золочеными фигурами снизу, с медными топными дверцами и мраморной плитой перед печью.

[1000x671]


[1000x665]


В 70-х годах XVIII века на западной стене появился резной камин "темного с прожилами мрамора".

[1000x1500]


[1000x750]


[1000x1000]


[1000x667]


Обивка Гостиной неоднократно менялась. Документы говорят о том, что в начале XIX века это был "штоф желтый с белыми висячими ландшафтами, представляющий садовника с корзиною и цветами".

[1000x665]


Голубая брокатель, давшая новое название интерьеру, впервые упоминается в документах 1876 года.

[1000x1500]


В 1897 году в Голубой гостиной велись большие ремонтные работы и была заказана новая обивка для стен и мебели. 508 аршин ткани поставил купец Ф. И. Коровин. По заключенным с ним условиям она должна была "вполне соответствовать старой материи по качеству, цвету и рисунку".

[1000x671]


Но, пожалуй, самым интересным элементом отделки Гостиной являлась живопись.

В 1750 году "иноземный живописец" Лоренцо Вернер заключает договор с Канцелярией от строений и обязуется написать плафон "в каменный флигель, в один большой покой перед галереей, где во время присутствия ее императорского величества уповательно имеет быть столовая". Этот плафон, написанный и поставленный на место в июле 1750 года, не сохранился. До нас дошел только эскиз, но по небольшому, хотя и мастерски исполненному, наброску трудно судить о сюжете и характере, самого живописного произведения. Плафон исчез из Гостиной при ремонтных работах 1844 года. Он был тогда снят, и дальнейшая его судьба неизвестна.

[1000x667]


[1000x750]


До 1941 года в интерьере сохранялась, хотя и поновленная в XIX веке, живописная падуга, композиция которой состояла из знамен, воинских атрибутов, вензелей Елизаветы Петровны, гирлянд цветов и рокайлей. Ее написал в 1753 году живописец Логин Дорицкий.

[1000x1500]


Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году.

[1000x664]


Ныне Голубая гостиная восстановлена по проекту архитекторов Е. В. Казанской и А. И. Вихвиляйнен. Заново исполнены резьба, живопись падуги, наборный паркет.

[1000x562]


[1000x1500]


Шелк для Гостиной изготовлен на Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате в Москве.

[1000x1500]


[1000x750]


[1000x668]


[1000x883]


[1000x1074]


В Голубой гостиной, в XVIII - первой половине XIX века являвшейся столовой, выставлены великолепные произведения русских мастеров фарфора и художественного стекла.

[1000x665]


На столах экспонируются предметы богато оформленного "цветочной росписью" сервиза. Это работа императорского фарфорового завода в Петербурге, создавшего в XIX веке десятки превосходных парадных и "расхожих" сервизов.

[1000x766]


Как правило, сервизы изготовлялись специально для определенного дворца. В Голубой гостиной экспонируется сервиз, изготовленный для Большого дворца в Петергофе. Он предназначался для банкетов, отчего и получил название "банкетный", и был рассчитан на 250 персон. Образцом для него послужил так называемый "сервиз с капустными листьями", изготовленный в 1760-х годах на фарфоровом заводе в Севре, под Парижем, и хранившийся в то время в Зимнем дворце. Предметы этого сервиза были украшены стилизованным изображением капустных листьев. Однако, повторив декоративную схему росписи, русские мастера создали необычайно разнообразные формы предметов. Кроме глубоких, мелких и десертных тарелок, в сервиз входят различной величины и конфигурации блюда, чаши, салатники, мороженицы, розетки в виде раковин и т. д. Убранство стола дополняли вазы и геридоны для фруктов и конфет. Кроме того, сервиз имел чашки, чайники, сахарницы - предметы чайного стола.

[1000x751]


Всего в "банкетном" сервизе Большого дворца насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года.

[1000x667]


В этой работе участвовали лучшие мастера завода. Имена двух из них, художников, расписывавших предметы сервиза "цветочной живописью", сохранились на одной из тарелок. Это происходивший из крепостных дворовых людей Алексей Красовский и представитель одной из династий мастеровых завода Егор Максимов. Руководил работами талантливейший художник, возглавлявший живописные работы завода по "цветочной росписи" Федор Иванович Красовский (1820-1863).

[1000x1500]


В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили.

При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции.

[1000x667]


На Петербургском императорском заводе изготовлены во второй четверти XIX века две фарфоровые вазы с золотым орнаментом по синему фону и вазы, украшенные копиями с картин Ж.-Б. Греза "Девушка в чепце" и Б. Лути "Юный музыкант", хранящихся в Эрмитаже.

[1000x667]


На том же заводе создана синяя с золотом люстра на 86 свечей.

[1000x683]


[1000x633]


Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д.Г. Левицкого и Л. Виже-Лебрен.

[1000x709]


[1000x1488]Д.Г. Левицкий. Императрица Екатерина II


[1000x1352]Л. Виже-Лебрен. Императрица Мария Федоровна, 1799


Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. Это типичные образцы официальных парадных портретов.

[1000x669]


К голубой гостиной примыкает большой концертный зал, как и в прочих Дворцах, в Петергофе проводят не только экскурсионные, но и музыкальные, театральные и политические мероприятия.

[1000x667]


[1000x525]


[1000x735]





Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 32 - Петергоф. Часть 32.
Часть 33 - Петергоф. Часть 33.
Часть 34 - Петергоф. Часть 34.
Часть 35 - Петергоф. Часть 35.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 34. | anele123 - Дневник anele123 | Лента друзей anele123 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»