• Авторизация


А.Карлсдоттир: Снотра. Благоразумная. 06-07-2019 01:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из книги: Алиса (Элис) Карлсдоттир (Alice Karlsdóttir). Магия Северных богинь. Транс, мифология и ритуал. (Norse Goddess Magic Trancework, Mythology, and Ritual[1]) Перевод Н.Топчий.

Снотра (Snotra) Благоразумная

[480x360]

Снотра (ON Snotra) ― одна из тех богинь, которые, по-видимому, были главным образом олицетворением моральной идеи, являясь скорее тенью своей хозяйки, Фригг. Названная Снорри тринадцатой богиней асов (Gylfaginning 35), она считается мудрой и рассудительной. Ее имя происходит от слова snotr(«мудрый, благоразумный»), которое можно использовать для описания любого мужчины или женщины, что являются мудрыми, разумными и обладающими выдержкой.

Значения, придаваемые слову snotr и качествам богини Снотры, лежат в одной и той же области. Она ― богиня добродетели, достойная женщина, благоразумная и нежная, мудрая, хорошо воспитанная, аккуратная, умная, рассудительная, обладающая сдержанными манерами и опирающаяся на самодисциплину. Одно из немногих мест в древней литературе, где упоминается её имя, ― «Песня о Риге» (Rígsþula 25) Старшей Эдды. В этой истории, рассказывающей о том, как бог Риг породил разные классы людей, и одну из дочерей йомена[2] Карла зовут Снотра. Таким образом, Снотра не отражает образ правителя, героя, скальда или шамана, а воплощает в себе идеальные черты обычного человека.

Пример этических принципов

Честь ― это больше, чем добродетель; это неотъемлемая часть человеческого бытия. Это внутреннее благородство, знание, что вы являетесь тем, кем вам дóлжно быть, и что ваши действия верны и правильны. Честь основана не только на действиях в настоящем, но также включает в себя всё, что человек делал в прошлом. Честь охватывает все другие добродетели, а они, в свою очередь, необходимы для сохранения чести от порчи. Человек, чья честь порушена, обычно демонстрирует это, начиная падение в других областях, он может стать трусливым или скупым. Вместе с честью приходит удача. Удача означает нечто большее, чем благоприятный ход игры в кости; она означает внутреннюю силу, которая распространяется в физический мир, так что все ваши усилия становятся успешны. Удача ― это внешнее проявление чести; когда ваше внутреннее «я» истинно и правильно, вы преуспеваете во всем, что делаете

Чтобы сохранить свою честь, требуется мужество. Мужество было одним из самых почитаемых качеств среди древних язычников и по-прежнему важно сегодня в нашем сложном и запутанном мире. Оно означает не только физическую храбрость, но и готовность отстаивать то, что, по вашему мнению, правильно, даже если вы рискуете из-за этого неприятностями. Отсутствие страха не обязательно будет ключом к мужеству, это скорее способность следовать своей цели. Мужество также может включать способность противостоять физическим трудностям и дискомфорту.

Верность ― это видимое проявление чести в действии. Она означает ― быть верным себе, своим близким, своим друзьям и своим богам. Верность включает в себя открытость, честность и надежность, а также готовность подбодрить своих собратьев в хорошие времена и защищать их в трудные. Те, у кого нет чести или верности кому-либо, утратили свою человечность; они существуют за пределами общества в сферах хаоса.

С верностью тесно связано достоинство честности. Честность здесь относится к личной правдивости и способности держать слово. Это означает правду и правильность по существу, а не безжалостную буквальную правду. В самом деле, иногда истину лучше представить тонко и искусно, а не с резкой прямотой, особенно когда имеешь дело с врагами. Тем не менее, своим друзьям и родственникам вы должны открыть свое сердце и разум, говоря и делая то, что вы действительно чувствуете. Прежде всего, вы должны правдиво проявлять себя в делах, как прошлых, так и будущих, не предаваясь ни необоснованной похвальбе, ни преувеличенной скромности.

Гостеприимство было необходимостью в более древние времена, когда путешественники не могли обратиться в мотели или рестораны. Но значение его гораздо больше, именно оно ― тот клей, что объединяет человеческое общество и, как таковой, оно ещё более важно сегодня, когда общество настолько раздроблено и отчуждено. Щедрость также является отражением чести; скупость ― верный признак утраты удачи и воли. Акт дарения формирует связь между дающим и получающим, поэтому гостеприимство удовлетворяет духовные и эмоциональные потребности так же как и физические. Быть скупым ― значит посылать сигнал вселенной и себе самому, что вам не хватает силы и вы не можете обеспечить себя или других. Щедрость провозглашает, что вы сильны и благородны, что вы в достаточной степени верите в свою будущую удачу и процветание, чтобы делиться тем, что у вас есть сейчас, с другими. Помимо предоставления материальных даров, гостеприимство означает заботливое, вежливое и уважительное отношение как к гостям, так и к хозяевам, и, самое главное, к поддержанию мира между всеми сторонами во время любого визита или праздника.

Самостоятельность и трудолюбие

С гостеприимством тесно связана добродетель самостоятельности. Гостеприимство работает только в том случае, если все стороны ― достойные люди, которые в целом способны содержать себя; использовать добродетель великодушия, чтобы заставить других поддержать вашу собственную лень, это так же плохо, как быть скупым. Самостоятельность одновременно подразумевает ответственность за свои действия и выбор, а не поиск кого-то или чего-то, на что можно взвалить вину. С этими обязанностями приходит благо свободы, возможность быть себе господином и добиваться своих собственных целей и исполнения желаний.

Трудолюбие проистекает из уверенности в себе: вы не можете позаботиться о себе, если вы не выполняете какую-либо работу. Это означает не унылую рутину, а радость от труда и усилий. Это означает и стремление к совершенству вместо прозябания посредственностью. Совершенство не приходит само по себе; мы должны упорно трудиться, чтобы достичь достойных целей, но зато и радость успеха больше, когда вы знаете, что вы заслужили это. Труд также связан со свободой, как ни странно. Возможность делать что-то, создавать что-то, чего-то достигать, а не зависеть от кого-нибудь, кто предоставит всё это вам, дает вам чувство гордости и независимости, которую мало что сможет поколебать. Это приносит понимание того, что вы можете осуществлять контроль над своим окружением и своей жизнью.

Упорство ― это вопрос уверенности в себе и трудолюбия, поддерживаемого в течение длительного времени. Это означает способность работать для долгосрочной цели в трудные времена, невзирая на проблемы и неудобства. Это означает возможность отложить немедленное удовлетворение ради достижения достойной цели и не скучать каждый раз, когда новое начинание утрачивает первую остроту воодушевления и становится рутиной. Выносливость является частью этой добродетели ― это способность переживать неудачи, трудности и невезение и продолжать свой путь, не поддаваясь отчаянию или жалости к себе.

Самодисциплина

Самодисциплина означает требование совершенства сначала от себя, и только затем от других. Это часть процесса самореализации, который стал настолько популярным в современной психологии. Это значит постоянно стремиться к улучшению и совершенствованию самого себя. Дисциплина предполагает активную жизнь вместо того, чтобы позволить судьбе управлять вами[3].

Ценные личностные качества умеренности, самоконтроля и сдержанности характера также являются частью этой добродетели. Всюду в «Речах Высокого», этого набора мудрых советов в Старшей Эдде, мудрого человека предостерегают: есть и пить надо умеренно, язык следует держать за зубами, терпение необходимо сохранять и в трудных ситуациях. Примером подобной самодисциплины является шведская королева Сигрид, за которой ухаживал христианский король Олав Трюггвасон. Когда она отказалась принять новую веру, и вместо этого предложила каждому поклоняться так, как ему или ей кажется наилучшим, Олав ударил её по лицу перчаткой и назвал сукой. Хотя в тот момент они находились в её собственных палатах, и она могла бы призвать всех своих людей отомстить за свою честь, она просто сказала с полным самоконтролем: «Это может привести к твоей смерти». И действительно, Олав в конце концов встретил смерть из-за альянса, созданного Сигрид, которая ждала, пока не настало время свою честь восстановить[4].

Скандинавы презирали неконтролируемые вспышки гнева; выражение гнева было уместно, только если оно явилось результатом воли и осознанного решения. Хотя викингов обычно считают похожими на шумную студенческую тусовку, только более кровожадную, на самом деле северяне в полной мере оценили ужас кровной мести и старались избегать таких ссор, как могли. Сегодня по-прежнему важно избегать ненужных и непродуктивных конфликтов. Вы не несете ответственности за свои эмоции, но вы отвечаете за свои действия. Богиня, которая может вдохновить людей контролировать себя и объективно взвешивать события перед тем, как действовать, безусловно, обладает ценной способностью.

Практические навыки

Снотру также называют мудрой, потому что она, как говорят, овладела всеми видами знаний. Для современных людей знания и учеба относятся к таким занятиям, как решение алгебраических задач или написание диссертации. Но во времена викингов от опытного человека ожидали знания, в основном, практических навыков. Поскольку Снотра ― богиня, а не бог, она, по-видимому, первоначально руководила науками, подходящими для женщины. Здесь умения Снотра перекликаются с домашними навыками Фригг и связанных с ней немецких богинь.

В раннем германском обществе женщина была ответственна за все, что происходило в доме и поблизости. Это включало уборку, которая была связана со здоровьем домашних, поскольку в древние времена многие болезни возникали из-за антисанитарных условий жизни. Приготовление пищи было ещё одним необходимым навыком, особенно в то время, когда все нужно было готовить с нуля. Для домохозяйки эпохи викингов ответственность за кухню также означала ответственность за все запасы зерна, солёного мяса и других продуктов питания. Это была довольно важная обязанность в то время, когда способность «составлять бюджет» означала, будут ли достаточны запасы продовольствия на зиму, чтобы продержаться до появления новых урожаев. Её значение отражено в использовании ключей от дома как символа власти хозяйки усадьбы.

Приготовление пищи также охватывало полу-духовную деятельность выпечки и варки. Помимо приготовления пищи, женщины также производили немалую её часть. Хотя мужчины обычно ухаживали за большими полями, женщины, как правило, содержали небольшие, но жизненно важные огороды с овощами и травами, необходимыми для здорового и вкусного питания. Женщины и дети также собирали орехи, ягоды и грибы. Под контролем женщин также находились домашние животные, а также продукты, полученные от них. К ним относятся, в частности, крупный рогатый скот, овцы и козы, а также домашняя птица, свиньи и пчелы.

Умелая домохозяйка должна была знать, как сохранить еду, как только она её получила. Молоко сбить в масло и превратить в сыр; мясо и рыба хранились сушёными или солёными; фрукты превращались в консервы, желе и сидр; зерно использовалось для приготовления хлеба и эля; и из мёда варили напиток. Сохранение еды на зиму было жизненно важным для выживания семьи, так же как обеспечение дома достаточными запасами воды и топлива.

Изготовление одежды было основным занятием женщин, а одежда способствовала не только комфорту и выживанию семьи, но и была основным предметом продажи в экономике многих хозяйств. Подготовка льна и шерсти, прядение, ткачество, окрашивание и шитьё ― все эти умения должны были знать все девушки и женщины. Эти текстильные изделия были не только функциональными, но и предлагали широкую возможность для художественного самовыражения в виде тканых настенных ковров и окрашенных и вышитых тканей.

Забота о детях тоже была важной обязанностью и включала как физическую заботу, так и обучение. Знание медицины и акушерства было ещё одним необходимым навыком. Жена должна была быть хорошим руководителем, потому что её работа состояла в том, чтобы все девушки и женщины в доме были заняты и приносили пользу. Женщины также должны были участвовать в организации браков членов своих семей, особенно на предварительных этапах.

Летом, когда женщин, детей и стариков часто оставляли в одиночестве на хуторе, жена хозяина становилась главой семьи. Она должна была знать, как вести обмен с зашедшими торговцами; защитить посевы от хищников и болезней; и как спрятать людей, скот и сокровища, если грабители напали на усадьбу. Опытная женщина могла знать кое-что и о рунах, потому что жены, матери и сестры возводили множество рунических камней для умерших, и есть по крайней мере пара рунических надписей с указанием, что они были сделаны женщинами-резчиками рун[5].

Все взрослые ― и женщины, и мужчины ― также должны были уметь петь, танцевать и рассказывать истории или создавать такие стихи, которые считались бы действительно искусными.

Транс

Я вижу тихую молодую женщину лет двадцати, с медово-светлыми или светло-каштановыми волосами и серыми глазами. Её волосы очень кудрявые, вьющиеся мелкими локонами вокруг лица подобно ореолу. У неё длинные косы или одна длинная коса, которую она в задумчивости теребит или даже закусывает кончик, или зарывается в него носом. Она одета в лёгкую, строгую одежду из тонкого материала ― лёгкую и цветом, и фактурой.

Я вижу её сидящей в саду Фригг, одетой как английская провинциалка семнадцатого или восемнадцатого века, в соломенной шляпе с широкими полями, перевязанной широкой лентой. Она рисует акварелью. Она предлагает мне небольшое угощение, какую-то ореховую конфету, угощая меня из своих рук. У неё прекрасный, низкий голос, она очень свободна и неформальна, не будучи неряшливой или пошлой. «Это весело, когда ты делаешь что-то, просто расслабляешься и проводишь время, учишься делать что-то очень хорошо и делишься этим с другими», ― говорит она мне.

Снотра резвая, с большим чувством юмора, чем сперва можно было бы подозревать, ― с очень тихий, но с какой-то лукавой, всезнающей улыбкой. Её нельзя заставить выйти из себя ни при каких обстоятельствах. Много времени уделяя грёзам, она знает больше, чем рассказывает. Она часто помогает людям и другим богам в различных проектах и любит быть советником или помощником. Я часто вижу её в компании других богинь при дворе Фригг. Такая торжественная, тихая ― но с этим оттенком двусмысленного, суховатого, невозмутимого юмора. Она сидит на высоком стуле, мечтательно глядя в пространство, её рука держит перо, положенное поверх длинного листа тонкого пергамента на столе, по привычке она подносит кончик косы к ному.

Последний образ Снотры с писчим пером, очевидно, является анахронизмом, без сомнения, под влиянием моей собственной причастности к письму, исследованиям и другим подобным занятиям. Немагическое письмо и чтение не получили распространения в скандинавских странах до периода средневековья. Тем не менее, если мы считаем, что Снотра является экспертом во всех видах исследований, подходящих для благородной женщины, легко понять, что литературные успехи тоже следует добавить к практическим навыкам, поскольку образование как мужчин, так и женщин стало шире. После того, как чтение и письмо стали более распространенными, по крайней мере, среди высших классов, богиня, подобная Снотре, могла постепенно также стать хранительницей учёных, изучающих рукописные манускрипты.

В нашем собственном мире этот нетрадиционный аспект мастерства Снотры имеет еще большее значение. Нужно признать правду ─ на дворе уже не до-литературные времена викингов. Мир, который мы знаем сегодня, во многом зависит от написанного слова. Поэтому в наше время можно предположить, что Снотра расширила свои интересы, включив в них чтение, написание текстов и другие научные занятия, а также все новые навыки, необходимые для нашей растущей технологии. Однако настоящей сильной стороной Снотры остается практический ум и здравый смысл. Важно уметь действовать в современном мире и пользоваться преимуществами технологий и науки, но для нас также важно уметь заботиться о себе на самом базовом уровне, выращивать и готовить себе еду. и питьё, создавать вещи своими руками, чтобы выжить в походе и заботиться о наших собственных детях. И, конечно же, способность знать свой предел, держать язык за зубами и сохранять самообладание являются достоинствами вне времени. Короче говоря, Снотра управляет этическими и личностными качествами, которые способствуют продуктивности и сотрудничеству между людьми. Она даёт им возможность позаботиться о себе и учит практической мудрости и пониманию, которые позволяют людям выживать и преуспевать в земном мире.

Ритуал

Таким образом, ритуал в честь Снотры может быть выполнен в целом ради обретения благих качеств ― ровного характера, умеренного образа жизни, мудрости в действиях, усердия в обязанностях ― или для помощи и вдохновения, мотивации и выносливости в любом виде обучения, от выпечки до биофизики. Снотра также может быть призвана поспособствовать манерам и подобающему поведению для любого случая, особенно если у вас есть основания полагать, что люди могут стать слишком шумными или начать ссориться друг с другом.

Алтарная ткань или свечи могли бы быть светлых оттенков серого, синего, тусклого золота, бежевого или беловатого ― вероятно, любого приглушенного, подобранного со вкусом оттенка.

Предметы могут включать символы традиционных умений хозяйки дома, вроде прялки или игл; вещи, традиционно представляющие научные занятия, такие как перо или кисть; или символы ваших собственных исследований или проектов ― карманный калькулятор, электронная таблица, словарь, оборудование для батика или что-нибудь ещё. Другим подходящим штрихом могут быть готовые примеры любых видов ремёсел или навыков, которыми вы занимаетесь, или плоды вашей работы ― успешные курсовые работы, отлаженные компьютерные программы, отличная выпечка, наконец-то симметрично вылепленная керамика и тому подобное. Эти символы прошлого успеха являются не только связующим звеном между вами и богиней, которая восхищается такой работой, но и служат доказательством для себя самого, что вы действительно добились успеха в прошлых начинаниях и, таким образом, можете ожидать, что так будет и в дальнейшем.

Другие аспекты ритуала могут включать в себя обязательство изменить ваше поведение каким-то позитивным образом, предназначенным для того, чтобы сделать приятное Снотре. Например, вы можете решить содержать свою комнату опрятной, воздерживаться от пьянства или не выходить из себя и не начинать драки в течение недели или около того. Все эти действия служат жертвоприношением, доставляющим удовольствие богине, подобной Снотре, и служат связующим звеном с ней, настраивая вас, так сказать, на одну волну, так что вы будете гораздо более восприимчивы к её энергиям.

Воззвание к Снотре

Приветствую Снотру ─ достойную женщину!
Мудрую, умную,
хозяйскую дочь ─

мягкую, благоразумную деву,
умелую здравомыслящую женщину,
спокойную, рассудительную советчицу,
радость и поддержка мудрым!

Ты, кто едет на праздник, чисто одетой,
чтобы вкусно поесть и выпить эль с друзьями;
Ты, кто мало говорит и много слушает,
и никогда не ссорится с пьяницами или дураками.

Ты, кто ведёт дела и предлагает совет,
взвешивает одни слова против других;
Ты, кто устанавливает мир и обещает возмещение,
и свято мир хранит.

Надёжный помощник, тихий советник,
Богиня иглы и пера,
всех труженников и ремесленников,
учёных и студентов ─
кропотливого, изящного искусства, которое ты любишь.

Даруй нам спокойствие и мастерство,
твои усердие и воодушевление,
твои умение и молчание,
твой заслуженный мир.

Снотра ─ Достойная ─ приветствую!

Примечания

[1] Destiny Books Rochester, Vermont Toronto, Canada 2003, 2015

[2] От переводчика: yeoman ― свободный землевладелец, сам ведущий хозяйство, независимый крестьянин. В оригинале Эдды речь идёт о скандинавском эквиваленте этого понятия – бонде (bóndi).

[3] От переводчика: вообще-то, в древнесеверном мировоззрении судьба изначально непреодолима. Уместнее было бы сказать «не позволить обстоятельствам контролировать человека». В любом случае, самодисциплина тоже может оказаться вашей судьбой.

[4] Ring of Troth, Our Troth, 303–4.

[5] Wicker, “Nimble-Fingered Maidens in Scandinavia” 884; and Spurkland, Norwegian Runes and Runic Inscriptions, 144–45.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А.Карлсдоттир: Снотра. Благоразумная. | Сообщество_Асатру - Дневник Сообщество_Асатру (Дом Варген) | Лента друзей Сообщество_Асатру / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»