• Авторизация


Норвежский джаз: вчера и сегодня (история,видео) Часть II 18-11-2012 12:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Окончание.
Начало в части I

[650x300]


НОРВЕЖСКИЙ ДЖАЗ

Rune Grammofon, импровизации Supersilent и Томас Стрёнен

Еще один авторитетный норвежский лейбл — появившийся в конце 1990-х Rune Grammofon, который одно время был связан с ECM договором о распространении. Rune Grammofon ориентируется на импровизационные проекты, связанные с электроникой, но джазового в них, однако, довольно мало. Самый известный и близкий к джазу из них - ансамбль Supersilent.

Supersilent & John Paul Jones




Long-running Norwegian improv unit Supersilent, with Led Zeppelin's John Paul Jones on bass, performing at Moldejazz 2011.

 



Совместный проект электронщика с мрачным прозвищем Deathprod и трубача Арве Хенриксена, играющего завораживающим приглушенным звуком, подобным пению японской флейты, начался в 1997 году с многочасовых импровизаций, которым так и не были даны названия — в результате все альбомы и треки Supersilent имеют только порядковые номера.

Arve Henriksen - Recording Angel






На этом же лейбле выпускались альбомы крайне разностороннего ударника Томаса Стрёнена: в альбомах мрачноватого электронного проекта Food он нарезает ровный четкий бит, во фри-джазовом ансамбле Bayashi бьет больно, но аккуратно, в дуэте Humcrush хладнокровно выдает немыслимые сбивки, пользуясь весьма скудным арсеналом, а в сольных записях может быть деликатен и тих.

Thomas Strønen *F o o d* - Becalmed
Томас Стрёнен - Штиль




Т. Стрёнен - барабаны, электроника



Future jazz, Бугге Вессельтофт и Эйвинд Орсет

Синтезом джаза и электроники активно занимается уважаемый норвежский клавишник Бугге Вессельтофт, 44-летний жизнерадостный толстячок, отошедший от нордических интонаций ECM к стилю, который иногда называют future jazz или nu jazz. Вессельтофт в 1997-м году выпустил альбом, который не без оснований назвал «New Conception of Jazz». Синтезаторы и электронные ритмы выполняли на пластинке такую же важную функцию, как и живые инструменты, — они были не только основой музыкальной структуры, но и участвовали в неожиданных импровизациях.

[1237x922]

Bugge WESSELTOFT

Bugge WESSELTOFT - Lone




BUGGE WESSELTOFT - Existence





Впрочем, для Вессельтофта электроника не обязательно означает обилие синтезаторов: его прошлогодний альбом «IM» был сыгран на рояле, на звучание которого потом были наложены сэмплы. В том же 1997-м он создал собственный лейбл Jazzland (сейчас это подразделение мейджора Universal), фокусирующийся на различных видах слияния акустического и электронного звучания.

Среди музыкантов, сотрудничающих с Jazzland, следует отметить гитариста Эйвинда Орсета, еще одного участника нынешнего ансамбля Мольвера. Этого музыканта называют самым востребованным норвежским гитаристом, причем Орсет универсален - он играл с легендой соула Рэем Чарльзом и немецкой певицей кабаре Уте Лемпер, арабским певцом-лютнистом Дафером Юсефом и американским исследователем-вибрафонистом Майком Мейниери.

[454x]

Eivind Aarset


Eivind Aarset and Sonic Codex Orchestra @ Wroclaw, Poland





Первый сольный альбом Орсета (1998) назывался зловеще — «Electronique Noire», и содержание имел под стать — мрачные пьесы с пугающим драм-н-бейсовым ритмом и страшноватые электронные вальсы. Потом сквозь электронно-джазовую жуть стали проступать проблески света — как на альбоме «Light Extracts» (2001). С тех пор музыка Орсета так и колеблется между светом и мраком.

Уроженец маленького острова Сула переехал в начале 1980-х в норвежский город Тронхейма, чтобы учиться в Консерватории — там в это время как раз был запущен курс джаза, и Мольвер стал одним из первых студентов, который его прослушал. Как и Вессельтофт, трубач пришел к электронной музыке, отталкиваясь от «звука ECM». До конца 1980-х годов он работал в фьюжн-группе Masqualero контрабасиста Арилда Андерсена; в пьесах группы слышались элементы фанка. Однако в то же время сам Мольвер был увлечен эмбиентом Брайана Ино, дабом Билла Ласвелла и этнической музыкой Среднего Востока.

[700x465]

Nils Petter Molvaer - Song of Sand




Nils Peter Molvaer - Tlon




Первый сольный альбом Мольвера «Khmer» (1997) довольно необычен для дискографии ECM — впервые в истории респектабельного лейбла альбом представлял не сессию джазовых импровизаций, вживую записанных в студии, а набор треков, над которыми была проведена долгая подготовительная работа.
Мольвер наслаивал то протяжные, то резкие звуки своей трубы на деликатный электронный бит и обволакивал их сэмплами и синтезаторными тембрами. «Khmer», породнивший джаз с эмбиентом, дабом и даже малоизвестным тогда минимал-техно, мгновенно принес Мольверу известность за пределами страны и заработал ему статус пионера nu jazz. Следом за ним в поле зрения международной аудитории попали другие норвежские экспериментаторы — тот же Вессельтофт, Орсет и другие. Мир открыл для себя экспериментальный норвежский джаз с Мольвера — и в этом, пожалуй, его главная заслуга.



http://os.colta.ru/music_modern/projects/164/details/2882/?attempt=1

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ka-Milaludmila 18-11-2012-13:41 удалить
Спасибо, цитирую с благодарностью для "полноты картины":))
Varm_Sjokolade 18-11-2012-18:59 удалить
Musia-mamusia, материалов множество, и более интересных. Выбрала этот, т.к. здесь краткая история норвежского джаза. У меня не первый пост о норв. джазе, - но об отдельных джазистах. Рада, что Вам понравилось!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Норвежский джаз: вчера и сегодня (история,видео) Часть II | Varm_Sjokolade - Дневник Varm_Sjokolade | Лента друзей Varm_Sjokolade / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»