• Авторизация


Норвежский джаз:вчера и сегодня (история,видео) Часть I 18-11-2012 10:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x217]

НОРВЕЖСКИЙ ДЖАЗ



Норвежский джаз как оригинальное явление возник в середине 1960-х годов — как ни странно, в это время массовый интерес к джазу, наоборот, начал падать. Актуальные на тот момент джазовые направления не могли заинтересовать широкую публику — силу и популярность набирал рок. Но именно тогда известность среди людей, увлеченных экспериментальной музыкой, приобрел саксофонист Ян Гарбарек — в то время еще адепт фри-джазовых идей Джона Колтрейна и Альберта Айлера. А с ним и другие тонкие исполнители его поколения, родившиеся в военные или послевоенные годы: суровый любитель рока и крупных форм гитарист Терье Рипдал, романтичный контрабасист Арилд Андерсен, ударник — мастер на все руки и стили — Йон Кристенсен, певица Карин Крог, исполнявшая произведения современников в традициях великих джазовых див.

[450x338]

Карин Крог

Этих музыкантов интересовали новые формы, слияние джаза и академической музыки, джаза и фольклора. Поколение Гарбарека и создало среду, благодаря которой в Норвегии сейчас живет и работает немалое количество талантливых музыкантов, изобретающих джаз заново и продвинувшихся так далеко, что норвежский паспорт музыканта уже некоторым образом гарантирует высокое качество его музыки и свободу творческой мысли. Кроме того, Крог и Гарбарек быстро снискали успех на международном уровне, в результате чего норвежским джазменам стало проще привлекать к себе внимание своих знаменитых американских и европейских коллег.

Гарбарек, Когсхауг и звук ECM

[показать]

ЯН ГАРБАРЕК

 

 

[200x266]

Тери Рипдал

Рипдал, Андерсен и Кристенсен входили в состав квартета Гарбарека — этот ансамбль в 1970-м попал под опеку немецкого продюсера Манфреда Айхера, директора звукозаписывающей компании ECM (сокращение от Edition of Contemporary Music).
Продолжающееся до сих пор сотрудничество Гарбарека и Айхера надолго связало понятия «норвежский джаз» и «звук ECM». Бессменным звукорежиссером ECM и создателем фирменного звука этой компании стал именно норвежец, ровесник Гарбарека, Ян Эрик Конгсхауг. Айхеру и Конгсхаугу, стремившимся подчеркнуть нюансы звучания каждого инструмента, удалось создать в своих записях особое, прозрачное, чистое, как воздух Скандинавских гор, пространство. Достигалось это, в частности, посредством различных эффектов реверберации. Тонкий, чуть дрожащий, ледяной звук саксофона Гарбарека стал визитной карточкой ECM. В течение следующих десятилетий Гарбарек, активно обращаясь к фольклорному материалу, причем не только норвежскому, стал все дальше отходить от джаза к нью-эйджу.



Twelve Moons - Jan Garbarek
Двенадцать лун - Ян Гарбарек





Jan Garbarek In Praise Of Dreams
Ян Гарбарек. В похвалу мечты





Jan Garbarek - Silence
Ян Гарбарек - Тишина




From the album "Magico". Recorded June 1979 at Talent Studio, Oslo.
Jan Garbarek - Saxophone
Egberto Gismonti - Piano
Charlie Haden - Bass



Smalltown Superjazzz и панковский джаз

ECM до сих пор имеет большое влияние на норвежскую импровизационную музыку. Однако в последние годы не меньшую популярность приобрел независимый лейбл Smalltown Supersound и в особенности его подразделение Smalltown Superjazzz, выпускающее альбомы джазовых музыкантов с «панковским поведением». Идеологически музыканты, постоянно записывающиеся на этом лейбле, противостоят ECM, доказывая, что «норвежский джаз» вовсе не обязательно холодный и застывший.

Музыкальные вкусы исполнителей Smalltown Superjazzz, родившихся в 1960-х и 1970-х годах, формировал панк и гаражный рок, поэтому они перенесли неуемный драйв, агрессию и грязное, сырое звучание на фри-джазовый материал. Наиболее известные музыканты этого радикального и крайне перспективного течения — контрабасист Ингебригт Хокер Флатен и барабанщик Пол Нильсен-Лав, самая бешеная и самая востребованная в международных фри-джазовых проектах ритм-секция.

Paal Nilssen-Love
Пол Нильсен-Лав-Соло





The Thing - Art Star (2005)
Smalltown Superjazzz





Paal Nilssen-Love - ударные, перкуссия
Mats Gustafsson - тенор-саксофон, баритон-саксофон
Ingebrigt Håker Flaten - контрабас





http://os.colta.ru/music_modern

 

Об истории норвежского джаза:

http://ever-jazz.livejournal.com/77262.html

http://www.neformat.com.ua/forum/faq/35334-norvezhskij-dzhaz-kratkij-obzor.html

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Норвежский джаз:вчера и сегодня (история,видео) Часть I | Varm_Sjokolade - Дневник Varm_Sjokolade | Лента друзей Varm_Sjokolade / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»