• Авторизация


Египет. Карнакский храм 30-01-2025 18:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!



"Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал..."
(Царица Египта Хатшепсут)



Египетский храм в Карнаке, датируемый примерно 2055 годом до н. э., представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Он был создан как культовый храм и посвящен богу Амону, древнеегипетскому богу небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — богу солнца (Амон-Ра).
В честь бога Амона, "царя всех богов", слагались гимны, строились величественные храмы. Будучи самым большим зданием для религиозных целей, когда-либо построенным, Карнакский храм был известен древними египтянами как «самое избранное место».

Перед нами первый пилон, открывающий вход в Карнакский храм. Он был сооружен в 4 веке до нашей эры при основателе последней египетской династии фараоне Нектанебе I...
IMG-20240731-114810


Перед первым пилоном нас встречает аллея овноголовых сфинксов, названная древними египтянами "Путем баранов", построенной еще царями Рамзессами в 12-ом веке до новой эры. Во время общих храмовых праздников по ней несли изображения бога-творца Амона.
Овноголовый сфинкс - это разновидность сфинкса с головой овна (символом плодородия) и телом льва (символом силы). Баран был одним из важнейших священных животных бога Амона наряду со змеей и гусем.
20240731-124018




Пройдя через первый пилон храма, оказываемся в его первом дворе. В центре двора - подстава на которую во время праздников выносили священную ладью бога Амона из святилища.
В отличие от святилища Амона и главного зала, во время пышных и живописных праздников доступ сюда открывали для всего народа.
IMG-20240731-123748




Для того чтобы увидеть интереснейшую инженерную деталь, нужно посмотреть направо, в сторону пальм. Для подъёма камней на стены египтяне строили пологую рампу из глиняных кирпичей. На рампу укладывали деревянные направляющие и волокушами затаскивали по ним на верх каменные блоки, а в качестве смазки использовали воду. По мере роста стены египтяне отстраивали рампу всё выше и выше, чтобы укладывать новые ряды камней, пока высота не достигала 30 метров. Как только стену заканчивали, рампу разрушали. Однако по какой то причине, рампу первого пилона не демонтировали. Скорей всего, в связи со скоропостижной смертью Нектанеба I и сменой власти. По той же причине скорее всего не достроен и первый пилон. Такие же рампы, но гораздо больших размеров, применялись и при строительстве пирамид.

По центру фото видно колоннаду фараона Шешенка II (IX век до новой эры) и незавершенные две колонны, которые подходят к башне пилона. Они состоят из каменных блинов, которые при строительстве обтачивались на месте, чтобы превратить их в изящную форму бутона папируса.
20240731-115139




Сфинкс Тутанхамона, который когда-то держал в руках жертвенную подставу (XIV век до новой эры).
IMG-20240731-123759



В первом дворе видны остатки грандиозной колоннады нубийского царя Тахарки, который захватил Египет на недолгое время. Колоннада потрясала воображение, и та колонна перед вторым пилоном, которая дожила до нашего времени имеет высоту 21 м, а ширину капители 6 м. Кроме того, раньше колонны были обиты золотом и на них присутствовали рельефные изображения богов.
Большая часть колоннады была разрушена землетрясением 17-18 веке нашей эры. А камни растащены местными жителями.
IMG-20240731-115009




Перед вторым пилоном присутствуют два колосса. Справа изображен царь Тутмос III (15 век до новой эры).
IMG-20240731-115625




Слева памятник Рамзеса II Великого с любимой дочерью царевной Бент-Анат, созданный при его правлении XII-XIII вв. до н.э.
IMG-20240731-123247



Слева первого двора храма Амона при фараоне Сети II из XIX династии был возведен трехнефный малый храм в честь фиванской триады.
При входе видны пустые постаменты. На них стояли колоссы царя Сети II, которые были вывезены, можно сказать, в наше время. Один из них в Турине, другой в парижском Лувре. Памятники оказались столь грандиозны, что один из них при транспортировке не смогли внести в туринский музей через дверь и пришлось разбирать стену музея.
IMG-20240731-114936


Справа первого двора Рамзес III, правивший в XII веке до н.э., пристроил ко двору еще один достаточно крупный храм.
IMG-20240731-115142


Внутренний двор храма Рамзеса III.
IMG-20240731-123354

IMG-20240731-123454



Проходя второй пилон мы попадаем в самое поразительное пространство карнакского храма - в гипостильный зал. Это главная колоннада храмового комплекса Карнака в пределах храма Амона. Гипостильный зал начал возводиться еще Тутанхамоном, затем достраивался при фараонах XIX династии Сети I и Рамзесе II (конец XIV — начало XIII века до н. э.). Большой гипостильный зал является одним из шедевров мировой архитектуры, самым большим в мире залом с каменным перекрытием.
На его территории 144 колонны. Высота колонн среднего нефа 21 м, а ширина около 5,5 метров. Кроме того, эти колонны имеют форму капители в виде распустившегося цветка лотоса, а не бутона как у остальных колонн.
Значительная часть всех колонн была обита тонкими листами золота.
IMG-20240731-115844


IMG-20240731-115935


IMG-20240731-120148



IMG-20240731-122833



IMG-20240731-123121




Для того, чтобы представить, как примерно выглядел в древнее время гипостильный зал храма бога Амона, поможет фоторисунок, приближенный к оригиналу .
The


Сохранился великолепный рельеф на многих колоннах.
IMG-20240731-120529




Где-то сохранился оригинальный окрас изображений гипостильного зала.
IMG-20240731-122921




На задней стенке среди просвета колонн мы видим один из шедевров - изображение богини Хатхор, подводящей царя Сети I к богу Аммону.
IMG-20240731-123140





Помимо рельефных украшений, декорировки и золота внутри гипостильного зала находились и скульптурные украшения.
На фото скульптурная группа Тутанхомона и бога Аммона, узурпированная царем Хоремхебом. (Вообще он уничтожил большую часть памятников, которые Тутанхамон юным мальчиком установил в Карнаке.)
IMG-20240731-115823


Скульптура из красного кварцита царя Сети II. (Голова памятника была отколота в XIX веке нашей эры и сейчас хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.)
20240731-121037


Выходя из гипостильного зала и минуя третий пилон Аминхотепа III, который сохранился очень плохо, попадаем в ту часть карнакского храма, которая была сооружена в XV и XVI вв. до н.э..
Когда-то здесь было очень много построек Тутмоса I и его наследников. Особо большой вклад внесла царица Хатшепсут, построившая обелиски, священные залы, храмы, пилоны, дворец истины, святилище.
Изначально в этой части храма Амона на вратах пилонов было три пары обелисков Тутмоса I, Тутмоса II, и Хатшепсут. В наши дни осталось лишь два.
На фото обелиск фараона Тутмоса I, отца царицы Хатшепсут.
IMG-20240731-121209




Возле остатков четвертого пилона находится самый высокий в Египте обелиск - царицы Хатшепсут.
Это монолит из красного гранита высотой почти 30 м. Если присмотреться, верхняя часть монолита по оттенку отличается от нижней. Все дело в новой постройке Тутмосом III, последовательно стиравший имя своей предшественницы. Пару гранитных монолитов царицы Хатшепсут, своей мачехи, что стояли между четвертым и пятым пилоном, Тутмос III велел окружить строением высотой около 20 метров. В этот новоявленный пилон обелиски оказались замурованы и выступали на солнце по границе того оттенка, который мы сейчас видим. За столетия гранит, подверженный выгоранию на солнце, изменил окрас под воздействием палящих лучей. Поэтому верхняя часть обелиска отличается по цвету от той, что была внутри каменной конструкции Тутмоса III. Нижние части обелисков были скрыты от солнца как минимум 15 веков.
Перед нами показательный пример, когда один правитель пытается стереть из истории деяния другого. Но как видим, не особо у Тутмоса III-го и вышло. Хатшепсут вошла в историю, как одна из величайших цариц Древнего мира.
Кроме того, от людского взора была скрыта трогательная надпись на подножии ее обелиска, сохранившаяся до наших дней. В ней ее обращение к потомкам. (Текст в конце сообщения).
IMG-20240731-121312a




Священное озеро Карнакского храма.
20240731-121448


Рядом со священным озером двор Аменхотепа III, где расположена верхняя часть второго обелиска Хатшепсут, который уронили при транспортировке и не смогли увезти... На верхушке четко видно изображение царицы Хатшепсут в виде коленопреклоненного фараона-мужчины и бога Амона, который подносит к ней руки в ритуале установления магической защиты.
IMG-20240731-121502




В этом же дворе статуя священного жука скарабея в честь бога восходящего солнца Хепри. Установлена при Аменхотепе III в 14 веке до н.э.
IMG-20240731-121431







Т-образность храмового комплекса Амона обеспечивали Южные пропилеи, состоявшие еще из 4 ворот-пилонов...
Мы находимся у седьмого пилона, украшенного многочисленными статуями. Этот пилон сооружал Тутмас III.
IMG-20240731-121816





С обратной стороны седьмой пилон слева и справа окружали когда-то колоссы. Справа фото частично видна нижняя часть обелиска, вывезенного отсюда, и разломанного при транспортировке. Сейчас, верхнюю часть этого обелиска можно увидеть на ипподроме в Стамбуле.
20240731-121944




В левой части этого пилона на стене знаменитая сцена Тутмоса III, который повергает все окружающие народы, людей которых он схватил за волосы как пучок петрушки.
IMG-20240731-121949




Восьмой пилон строила царица Хатшепсут, отделывал его Аменхотеп II, а огромные колоссы изображают фараона Аменхотепа I, обожествленного царя, правившего в XVI веке до н.э.
IMG-20240731-122307




Зоны этих пилонов серьезно пострадали от ранних искателей сокровищ. В левой части восьмого пилона, возле памятника Аменхотепу I (в центре фото), когда-то стоял памятник его жены Яхмес Меритамон. Верхнюю часть этого памятника отбили. Теперь фрагмент колосса Яхмес находится в Лондоне в собрании Британского музея.
IMG-20240731-122050




Девятый пилон Хоремхеба. Для строительства этого пилона фараон Хоремхеб разобрал храм Эхнатона и Нефертити в восточной части Карнакского храма.
IMG-20240731-122125




Десятый пилон был построен при Аменхотепе III и завершал его Хоремхеб. Этот пилон славился изящной отделкой. Колоссы у ворот выполнены из полупрозрачного алебастра. Слева - колосс Хоремхеба. Буквально у его ноги (на фото не видно) фигура его жены Мутнеджмет, младшей сестры Нефертити.
Десятый пилон служил южными воротами в комплекс Амона.
IMG-20240731-122227






Ну а теперь, самый высокий литературный памятник, который сохранился в Корнакском храмовом комплексе. Это слова царицы Хатшепсут, обращенные к потомкам и выгравированные в основании воздвигнутого ею самого высокого обелиска:

1667387964125498576

Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим –
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом (серебро+золото)
Высота которых достигают небес,
В священном колонном зале
Между вратами великими царя,
Быка могучего, властителя Аахеперкара, Хора победоносного.
Вот, мечется сердце мое туда и обратно,
Думая, что же скажут люди,
Те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы
И будут говорить о том, что я совершила.
Не говорите: «Мы не знаем, мы не знаем,
Как воздвигли это?
Как гору золота сотворили,
Словно было то делом обычным?»
...Не говорите, что это похвальба,
Но скажите: «Как похоже это на нее,
Как достойно отца ее! Бога Амона»

(Отрывок; перевод c египетского египтолога Солкина В.В.)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (27):
Ira_Shelesnjak 31-01-2025-01:20 удалить
Впечатляет… спасибо за экскурсию! Очень интересно … здесь каждый знак - особый символ, многие из которых применяют в световой деятельности) Египет, Древний Египет - дитя Сириуса)
Сережа, огромное спасибо!!!!!! Ты- Великий Фотограф!!!!!!
Handbalancing 31-01-2025-10:35 удалить
Ответ на комментарий Ira_Shelesnjak # Ир, в процессе сообщения я так увлекся, что в какие-то моменты захотелось стать самому египтологом...
Handbalancing 31-01-2025-10:40 удалить
Ответ на комментарий Лариса_Воронина # Спасибо Ларис. Это было наверно самое трудоемкое сообщение. Столько всего пришлось перелопатить, да еще в процессе так увлекаешься, что погружаешься целиком.
Seniorin 31-01-2025-10:42 удалить
Спасибо большое! Интересно! Фото, как всегда, - великолепные!!!
Handbalancing 31-01-2025-10:52 удалить
Ответ на комментарий Seniorin # Спасибо. В посте хотелось быть дотошным до мелочей; настолько это интересно, оказывается, окунуться в те времена.
СПАСИБО, СЕРЕЖА. ДОБРОГО ДЕНЕЧКА )
Seniorin 31-01-2025-15:13 удалить
Ответ на комментарий Handbalancing # У Вас очень хорошо всё всегда получается - текст содержательный и познавательный, фотографии - супер! Ещё раз - спасибо!
Handbalancing 31-01-2025-16:00 удалить
Ответ на комментарий Morskaja_-_Marishka # Добрый день Мариш! Спокойных и приятных выходных!
Ответ на комментарий Handbalancing # НЕДЕЛЮ БЫЛО БОЛЕЕ-МЕНЕЕ, ПОЭТОМУ НА ВЫХОДНЫЕ ЖДЕМ...
Handbalancing 31-01-2025-16:45 удалить
Ответ на комментарий Morskaja_-_Marishka # Хотел там написать, но комменты вроде отключены у тебя последнем сообщении... Удивительно, если эти кадры прошли на первый канал. Корреспондентка очень популярна, в дневное время часто появлялась в эфирах...
Ответ на комментарий Handbalancing # НЕ ИМЕЮ ПОНЯТИЯ КТО ТАКАЯ И КАК ЭТО ВИДЕО ПРОПУСТИЛИ...
ЖИВЕНА 31-01-2025-22:38 удалить
Какая старина!!! Века проходят, а история жива... Интересно, спасибо. Хочется все это увидеть.
Спасибо большое! Очень увлекательно! Столько подробностей сохранилось!
Таиса41 01-02-2025-12:53 удалить
Спасибо большое, Сергей! Очень интересно))
Ira_Shelesnjak 01-02-2025-15:18 удалить
Ответ на комментарий Handbalancing # Вероятно, ты там воплощался, иначе и не объяснить такое сильное притяжение к древнему Египту и такое погружение… когда-то у меня было сильная тяга к тому периоду… в ходе световой деятельности, я узнала причину, осознала задачи и тяга исчезала
Handbalancing 01-02-2025-15:28 удалить
Ответ на комментарий K_Irene # Приятных выходных, Ира.
Handbalancing 01-02-2025-15:30 удалить
Ответ на комментарий ЖИВЕНА # Спасибо Свет. Если у тебя в списке есть какой-то набор мечтаний, включи туда посещение этого места.
Handbalancing 01-02-2025-15:33 удалить
Ответ на комментарий София_Гамерник # Сам удивляюсь. Видно фараоны и жрецы храма хорошо фиксировали события тех времен в каменных записях.
Handbalancing 01-02-2025-15:33 удалить
Ответ на комментарий Таиса41 # Спасибо Ир. Приятных выходных.
Almix 07-02-2025-18:07 удалить
Серёж - ну у тебя прямо монография получилась!)) Увлекающийся ты человек ))
Я восхищаюсь конечно )
Конечно только огромное удивление и восхищение вызывает египетское искусство разного характера - как технически могли? Как художественно могли - увидеть в мыслях, что цвет, краска должна быть именно такая - да потом ещё и придумать - как её такую дивную сделать?.. Как к идеям и замыслам таким приходили?
Так что конечно - дух захватывает !)
Правда, вот так, ещё и душой )) - то моё европейское )
Хороших тебе выходных )
Handbalancing 09-02-2025-15:55 удалить
Ответ на комментарий Almix # Спасибо, Лен. Приятных выходных тебе тоже.
belorusochka-ja 10-02-2025-17:25 удалить
Добрый день,Сережа!Прекрасный пост.Ты так талантливо и подробно прокомментировал каждую фотографию,что создается целостная картина истории создания такого грандиозного архитектурного комплекса.Очень интересно!Спасибо!
Handbalancing 10-02-2025-17:29 удалить
Ответ на комментарий belorusochka-ja # Добрый день! Просто захотелось подробно и доходчиво объяснить то, что так заинтересовало и под впечатлением чего находился.
Almix 10-02-2025-20:34 удалить
Ответ на комментарий Handbalancing # Однако - какой интересный комментарий ))) Больше не стану тебе докучать соображениями )
Выходные прошли - спасибо, Серёжа )
Доброй недели )
Handbalancing 11-02-2025-17:02 удалить
Ответ на комментарий Almix # Вот нить времён – вдоль этой нити
идём туда, где без прикрас
прекрасный профиль Нефертити
к себе притягивает нас.

Так долго бывшие рабами,
робеем, встретив гордый взгляд.
Километровыми столбами
бегут столетия назад.

В пути и доброе, и злое
встречает нас со всех сторон.
Через туманное былое
уводит в древность нить времён.

Но вот страницы манускрипта
нам, запыхавшимся, несут
величье Древнего Египта
и властный голос Хатшепсут.

Доброй недели)


Комментарии (27): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Египет. Карнакский храм | Handbalancing - Дневник Handbalancing | Лента друзей Handbalancing / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»