неИдеальное общество Платона
03-10-2010 23:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Познакомившись с представлением Платона об идеальном обществе, я немного расстроилась, поскольку не ожидала такой жесткой системы разделения труда, полномочий и обязанностей, а также оказалась не готова к восприятию древнегреческой мировоззрения 4-5 веков до н.э. - времени становления и активной работы философа. Конечно, в учении довольно много противоречий, но расскажу о тех, которые вызвали у меня бурную реакцию.
Общество Платона иерархично - в нем существуют три социальных слоя: высший - правители - представлен философами, от которых зависит жизнь всего государства, средний - воины - включает в себя как мужчин, так и женщин, обеспечивающих защиту граждан, низший - ремесленники, крестьяне, подсобные рабочие, торговцы и т.п. - люди, занимаются всей остальной работой и не могут принимать участия в политической деятельности, потому что уступают по своему интеллектуальному и физическому развитию философам и воинам. Их потребности ничто по сравнению с потребностями правителя. Переход с одного уровня на другой нежелателен, поскольку элита не должна смешиваться с простонародьем. Практически кастовая система. Для соблюдения социальных границ была разработана специальная система воспитания будущих управленцев, при которой еще на стадии младенчества отбирались самые перспективные дети, затем они обучались философским и другим общественным наукам и наконец становились правителями и законотворцами. Проблема родительской любви решалась очень просто: женщинам не показывали детей после рождения и до результатов отбора, только когда судьба малыша была предопределена, мать могла увидеть свое чадо. Потом одаренных детей отправляли обучаться в школы, а совсем не одаренных могли и убить, но чаще обучали лишь тем наукам, которые должны были пригодиться в жизни. (Платон предлагал сообща обучать детей, что напоминает систему всеобщего среднего образования, но более прикладного характера и с другим набором дисциплин) А если эксперты-евгенисты просмотрят гения, то в путь наверх ему закрыт?
Отношение к рабству тоже не радует: мудрый монарх не будет вести войны, но если случилось, то рабами могут стать все, кто не принадлежит греческой культуре, т.е. варвары. А рабы - это рабы, нелюди.
Стоит заметить, что такой мировоззрение обусловлено средой, взрастившей Платона, однако это нисколько не отменяет достижений великого ученого и художника. Тем более, что именно противоречия в его философии побудили последователей и оппонентов развивать учение дальше.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote