Неварскими буддистами в Непале в отдельный класс выделяются "Девять Дхарм", или "Девять Провозглашений Дхармы" (санскр. nava dharma, nava dharmaparyàya). Большинство из этих девяти сутр являются "весьма пространными сутрами"
(санскр. mahàvaipulyasūtra), относящимися к одному из наиболее характерных жанров литературы махаяны. В их состав входят сутры почитаемые в разных буддийских традициях, например "Самадхираджа-сутра" играет в северном буддизме Непала, Тибета и Монголии более важную роль, нежели в дальневосточной буддийской традиции Китая, Японии и Кореи, где больше почитают "Ланкаватара-сутру" и "Саддхарма-пундарика-сутру". В неварском буддизме Непала "Самадхираджа-сутра" активно используется в ритуальной практике при изготовлении икон и мандал. В тибетском буддизме "Самадхираджа-сутра" пользуется особенным уважением у последователей школы Кагью, которые усматривают в ней истоки учения Махамудры.
«Сутра белого лотоса высшего учения» (санскр. सद्धर्मपुण्डरीकसूत्र Saddharma Puṇḍarīka Sūtra IAST; кит.упр. 妙法蓮華經 , палл.: Мяо фа ляньхуа цзин, яп. Мё: хо: рэнгэ кё:, — Саддхармапундарика-сутра), также «Лотосовая сутра», «Сутра лотоса» — одна из известнейших и особо почитаемых махаянистскихсутр в Восточной Азии, лёгшая в основу учения буддийских школ Тэндай и Нитирэн.
Лотосовая сутра представляет из себя цикл проповедей, произ- несённых Буддой Шакьямуни на горе Гридхракута и в небе над этой священной для буддистов горой. Саддхарма-пундарика считается од- ной из первых сутр, в которой от имени Будды возвещались фунда- ментальные положения учения махаяны о всеобщности спасения (каж- дое живое существо обязательно станет буддой) и о "неисчислимой [по продолжительности] жизни" Шакьямуни (что предвосхищало появ- ление краеугольной для махаяны доктрины о "теле" Дхармы и офор- мления учения о "телах" Будды).
Китайский буддийский монах Сэн Чжао (384 - 414), автор известного сборника трактатов, получившего название "Рассуждения Чжао" (кит. "Чжао лунь"), разделил Сутру на две части: проповеди Шакьямуни своим слушателям до того момента, как он поведал о своём бессмертии (первая половина текста), и проповеди "бессмертного" Будды (вторая половина тек- ста). Именно это деление Сутры на части стало наиболее известным и распространённым (существует более двадцати такого рода деле- ний), а впоследствии канонизированным и детально разработанным в школе Тяньтай. Возможность достижения состояния будды обуславли- валась верой в проповеди Шакьямуни, должным почитанием Сутры и следованием
скачать Сокровенный закон о жизни и смерти. Беседы о "Сутре Лотоса" – главном учении Будды Народ.ру (pdf 531 Kb.)
скачать Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Народ.ру (Саддхарма-пундарика сутра. pdf 742 Kb.)
почитать он-лайн Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы и ее место в истории буддизма на Дальнев Востоке.