• Авторизация


Без заголовка 03-07-2017 14:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Дорога в русском искусстве

Попытка найти свой путь, дойти до "земли обетованной" - такая дорога стала любимой в русском искусстве. Впервые тема ее, в виде духовно-смысловой системы, "дороги к храму", возникает в русской живописи в середине ХIХ века. По дороге к храму вечно бредет деревенский люд в "Крестном ходе" Л. И. Соломаткина (1881), на эту же дорогу выплескивается многоголосая толпа в "Крестном ходе" И. Е. Репина (1877). Под звуки воскресного благовеста замирают в молитвенной отрешенности "дошедшие" - отшельники, монахи, праведники - в работах М. В. Нестерова "Пустынник" (1988).

[700x473]

Л. И. Соломаткин. Крестный ход. 1882

[700x443]

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

[593x700]

М. В. Нестеров "Пустынник" (1988)

Другим каноническим мотивом в русской живописи стал мотив дороги - как дороги на кладбище (В. Г. Перов. "Проводы покойника". 1865) В прямом смысле это - путь к последнему пределу в метафорическом - восприятие жизни, как проезжей дороги. На которой смерть может настигнуть - в любую минуту, прервав и дорогу, и саму жизнь ("Смерть переселенца" С. В. Иванова 1889).

[700x574]

В. Г. Перов. "Проводы покойника". 1865

[700x404]

С. В. Иванов "Смерть переселенца" 1889

И, конечно же, русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней: "Зима" А.К.Саврасова (1880), "Вьюга" П.П.Соколова (1886), А.О.Дезарно "Карета, застрявшая в снегу" (1883). Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека, часто олицетворяют либо жестокость социальную, либо - борьбу человека со стихией.

[700x534]

"Зима" А. К. Саврасов (1880)

[600x444]

А. О. Дезарно "Карета, застрявшая в снегу" (1883)

Преодолевая жанровые различия, мотив дороги соединяет судьбы картины и пейзажа. Практически одновременно создавались главные "дорожные" композиции В. Г. Перова и пейзажи М. К. Клодта; "Бурлаки на Волге" И. Е. Репина и работы А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова. И если в пейзаже дороги сохраняли картинную содержательность, то в жанровых картинах впитывали в себя пейзажность, как способ видения и интерпретации жизни.

[700x327]

"Бурлаки на Волге" И. Е. Репин

С этими "дорожными" холстами в русскую живопись вошла та странная, по выражению М. Ю. Лермонтова, любовь к России, которая выражалась в привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф. В. Васильев. "Оттепель". 1871). На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались, изнемогая в туманах (В. И. Куинджи "Осенняя распутица". 1872) теряясь в заснеженных просторах (И. М. Прянишников "Порожняки". 1872) По такой дороге не шли - странствовали - и странствовали вечно. В поисках пути: к храму или к смерти (И. Е. Репин. "Под конвоем. По грязной дороге". 1876).

[700x347]

Ф. В. Васильев "Оттепель". 1871

[700x436]

В. И. Куинджи "Осенняя распутица". 1872

[700x475]

Прянишников Илларион Михайлович «Порожняки»

[700x355]

И. Е. Репин. "Под конвоем. По грязной дороге". 1876

И, только пережив это вечное странствование, ощутив бездорожье и распутицу как неизъяснимую красоту, можно было выйти на другую дорогу - "широкую, ясную". Дорога, как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах "Рожь" И. И. Шишкина, "Радуга" А. К. Саврасова (1875), "Зреющие нивы" Г. Г. Мясоедова (1892). По шумной, широкой, ухоженной дороге возвращаются с ярмарки селяне в одноименных холстах "Возвращение с ярмарки" И. М. Прянишникова и А. П. Рябушкина. На такой, полной сил, дороге, соединившей небо и землю, остановился герой картины Л. И. Соломаткина "Крестьянине с сохой" (1883), чтобы, перекрестившись, приступить к весенней пахоте.

[700x396]

"Рожь". И. И. Шишкин

[700x543]

"Радуга". А. К. Саврасов

[700x455]

"Зреющие нивы". Г. Г. Мясоедов

[700x443]

"Возвращение с ярмарки". И. М. Прянишников

[700x248]

"Возвращение с ярмарки". А. П. Рябушкин

[576x426]

Л. И. Соломаткин "Крестьянин с сохой"

Апофеозом всех исканий русской живописи стала картина И. И. Левитана "Владимирка". Вобрав в себя социально-мистические порывы В. Перова, национальный пантеизм Ф. Васильева, А. Куинджи, А. Саврасова, впитав опыт французского импрессионизма и постимпрессионизма, соединив пространство и время, страдание и сострадание, левитановское полотно оказалось главной "дорогой" в отечественной живописи. По такой дороге мог идти и "народ-богоносец", и просто человек - странник. "Владимирка" стала образом дороги в ее абсолютном значении.

[700x450]

И. И. Левитан "Владимирка"

Дорога была детищем реализма. В эпоху же импрессионизма - когда новое поколение художников было озабочено в первую очередь проблемами пленера, а не выбора пути, дорога отходит на сюжетную обочину, скрываясь в "зимках" и осенних "элегиях". Семантическая роль дороги утрачивается, зато сохраняется и даже усиливается лирическое очарование, таящееся в живописности, в поэтическом флере, окутывающем дороги и проселки, тропинки и аллеи (Д. Д. Бурлюк "Утро. Ветер". 1908). Мотив пути оставался популярным и в искусстве символистов, которые наполняли его особой таинственностью и тревогой.

[700x387]

Д. Д. Бурлюк "Утро. Ветер". 1908

Двадцатый век принес новое восприятие темы. Полубезумный "крестный ход", обреченной на хождение по мукам русской интеллигенции запечатлен в картине И. Е. Репина "17 октября 1905 года" (1907). Остановился на скрещении трех дорог, раздумывая о выборе пути, "Витязь на распутье" В. А. Васнецова (1882). "Русь, куда ж несешься ты? - этот вопрос становится актуальным все чаще. Ответ последует в композиции-притче К. С. Петрова-Водкина "Полдень" (1917). Великая дорога человеческой жизни - рождение, детство, юность, труд, отдых, любовь, материнство, старость, смерть - проходящая на прекрасной, вечно юной земле. Философско-художественный текст, где речь идет о планетарной модели земного бытия.

[700x388]

И. Е. Репин "17 октября 1905 года" (1907)

[700x393]

"Витязь на распутье". В. А. Васнецов

[700x487]

К. С. Петров-Водкин "Полдень" (1917)

Однако, новые дороги чаще всего не уходят вдаль, не пересекаются с реальностью - они параллельны ей и никогда не сойдутся. Бездушное пространство-время, в котором несутся "в светлое будущее" хрупкие красные всадники, замерло в "Красной коннице" К. Малевича (1932). А стремительно, устрашающе надвигающийся на зрителя черный состав в композиции А. Лабаса "Поезд идет" (1929) выглядит приговором "дореволюционной" дорожной поэтике.

[700x452]

"Красная конница". К. Малевича (1932)

[525x700]

А. Лабас "Поезд идет" (1929) 

Новая интерпретация дороги - как пути, одновременно и к смерти, и к светлому будущему, появляется в работах военных лет и в произведениях военной тематики. Радость мирного труда, жизни без войны, дороги "на работу и домой" запечатлены в работах художников первых послевоенных лет (Ю. И. Пименов. "Садовое кольцо".1957). Автострады, водохранилища, железные дороги опоэтизированы блестящим мастером индустриального пейзажа Г. Г. Нисским.

В искусстве последних десятилетий холстов, в которых дорога предстает как предмет пластического постижения, практически нет. Зато есть желание найти "тропинку к самому себе". (И. В. Николаев "Выхожу один я на дорогу". 1986). Какой выбрать путь? Что предназначено человеку на земле? Вопросы, не потерявшие смысла и насущности и в наши дни - свобода выбора и выбор свободы - об этом задумываются художники. (В. А. Мишин. "Формула". 1977). Человек всегда оставляет след, память о том, что он здесь был - это и есть дорога, данная нам судьбой (Д. В. Шагин "Дорога домой". 1982) А значит и тема остается, остается вечной. Дорога рождается, как выход из небытия и тут же превращается в путь-лабиринт, из которого надо снова искать выход (А. Г. Поздеев. "Композиция №1" 1984).

[604x471]

Д. В. Шагин "Дорога домой". 1982

museum.ru

[320x56]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Почти_Смешная_История - Дневник Почти Cмешная История | Лента друзей Почти_Смешная_История / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»