• Авторизация


Остров Сокотра 28-04-2011 00:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Nikita08 Оригинальное сообщение

Остров Сокотра

 

[622x340]

Сокотра ... Это слово вызывает у арабиста трепет, как нечто настолько древнее, чье реальное существование представляется почти фантастическим. Сходные чувства вызывают египетские пирамиды, храмы Луксора и Карнака - но там работает мощная туристская индустрия, превратившая памятники седой старины в привычные атрибуты современных увеселений, так что трепет быстро сменяют иные чувства. С Сокотрой все по-другому. На протяжении многих столетий время словно огибало этот остров, как бы консервируя там архаические условия жизни, обычаи, традиции. Сокотра - своего рода заповедник реликтовой флоры и древних стадий развития человеческого общества. Здесь живут потомки древнейших народов Востока, создавших когда-то на юге Аравийского полуострова высокоразвитую культуру, государства. Немного известно науке об истории этих государств, еще меньше - о народе Сокотры, его языке и образе жизни.

Между тем изучение обычаев, обрядов и всего строя жизни сокотрийцев может приоткрыть для нас забытую страницу мировой истории, связанную с ролью древней Аравии в развитии цивилизации. Исследование быта и языка сокотрийцев существенно и для решения вопроса о происхождении семитских народов и семитских языков: южноаравийские языки, к которым относится и сокотрийский, наименее всего изучены среди прочих семитских.
Сокотра - природный ботанический музей, где в естественных условиях можно найти около 200 видов растений, нигде более не встречающихся. Здесь немало интересного также для орнитологов и энтомологов. Остров представляет большой интерес и с геологической точки зрения, поскольку его горный массив – один из древнейших на земном шаре. Очевидно, ценный материал могли бы дать археологические раскопки на острове. В целом комплексное изучение острова поможет решить многие научные проблемы, связанные с ранней историей земли и человечества.

Архипелаг Сокотра (Socotra) – жемчужина Йемена и всего Аравийского региона. Сокотра воистину является сокровищницей флоры и фауны, которую сумели сберечь и донести до нас многие поколения сокотрийцев, носителей уникальной культурной традиции Йемена. На протяжении веков остров Сокотра был недоступен для ранних исследователей и натуралистов. Но в конце 90-х годов на Сокотру обрушилось невиданное ранее внимание, особенно со стороны тех, кто заинтересован в экономическом развитии и сохранении природной среды этих уникальных островов.Благодаря своей уникальной природе, сохранившейся с доисторических времен, Сокотра привлекает не только ученых и специалистов, но и любителей спокойного отдыха и экологического туризма. Архипелаг - одно из немногих мест в мире, где наступающий прогресс пока не испортил должное отношение человека к природе и к себе самому.

Географическое расположение

[400x287]Архипелаг Сокотра лежит в 380 км. от мыса Фартак на Йеменском побережье Аравийского моря и состоит из островов: Сокотра, Дарса и Самха и Абд-эль-Кури. Самая западная островная точка архипелага расположена ровно в 80 км. к востоку от мыса Гвардафуй на полуострове Сомали.

Сокотра – самый большой из всех островов, занимает территорию в  3625 кв.км. В восточной и центральной части острова преобладают высокие горные гряды с остроконечными вершинами, уходящими в облака на высоту 1570 м. Горные долины, зачастую скрытые от глаз, представляют собой освежающие зеленые оазисы.

Известняковые плато открыты всем ветрам, крутые склоны нависают над сухим равнинным побережьем или прямо над захватывающими дух волнами. Острова Дарса и Самха с их отвесными скалами, напоминающими величественные замки посреди океана, также очень живописны. Горные массивы островов Каль-Фаръун и Сабуния, покрытые многовековым отложениями гуано бесчисленных водоплавающих птиц, являются отличным местом отдыха и укрытия для разнообразной морской живности.

Глубина океана у берегов Сокотры достигает в некоторых местах 900 м. Остров стоит на гранитном основании, из гранита также сложены горные вершины Хагьера (горного массива в центральной части острова), поднимающиеся на высоту до 1500 м. По данным геологов, в известняковых образованиях на Сокотре можно обнаружить следы вулканического извержения, происшедшего около 60 млн. лет назад.

Прибежище для уникальных видов

[250x170]Когда-то давно Сокотрийские острова  являлись частью Африки и Аравийского полуострова, которые сейчас разделяет Аденский залив. Долгий период изоляции, длившийся по крайней мере 20 миллионов лет, послужил стимулом для эволюции и возникновения новых видов.

Все наземные моллюски, 90% рептилий и одна треть растений являются эндемиками, встречающимися только на этих островах. Популяция эндемических видов птиц является крупнейшей на всем Ближнем Востоке, а среди менее исследованных биологических групп, таких как ракообразные, насекомые и пауки, исследователей ждет еще много открытий.

Разнообразный рельеф также способствовал видообразованию как на самих островах, так и внутри различных их участков – множество местных эндемиков обитают в пределах ограниченных островных ареалов.

Наиболее характерные формы жизни на Сокотре, наверное, все-таки растительные: эта прежде всего деревья, которые делают сокотрийский пейзаж таким странным, почти неземным. На горных склонах лепятся неуклюжие, будто раздутые снизу огуречные деревья. Их серые туловища налиты густым молокообразным соком, короткие загнутые вверх ветки со скрученными листочками цветут мелкими желтыми цветами и дают несъедобные плоды, напоминающие огурец. На эти деревья похожи адениум ара6икум, растущие выше; они, пожалуй, еще более гротескны: толстые стволы подобны огромным серо-коричневым пузатым бутылям, которые, кажется, вот-вот лопнут от переполняющей их жидкости. Иногда от одного основания расходятся два-три ствола. Бутылкообразные стволы завершает неожиданна жалкая крона из чахлых листиков, которые опадают, едва начинается пора цветения. Адениум ара6икум известен не талько на Сокотре. На юге Аравии также кое-где встречается разновидность этого дерева, только пониже, всего окало метра высотой, тогда как на Сокотре я видел адениум, достигающий пяти метров. У его малорослого брата, которого йеменцы называют адан, а сокотрийцы триму, тоже толстый ствол и короткие пухлые ветки, с редкими мелкими листьями. В период цветения их почти не видно из-за цветoв, распустившихся прямо на ветках. Это дерево может расти там где не выживают другие, так как способно добывать из почвы и сохранять в своем стволе влагу. Млечный сок его ядовит, в Африке, где тоже растет один из видав адениума, он использовался прежде для отравленных наконечников стрел. Из этого сока Лепрэнс выделил вещество, которое было названо «адениин». Оно, как и дигиталин, поражает сердце, кроме того, губительно действует и на центральную нервную систему. Однако жители Сокотры употребляют сок адениума для лечения глазных болезней.

ДЕРЕВО ОГУРЕЧНОЕ (Dendrosicyos socotranus) или дендросициос сокотранский, это единственное древесное растение семейства тыквенных произрастает на острове Сокотра, лежащем к северо-востоку от Африканского континента, на выжженной солнцем каменистой почве. Общий вид этого невысокого дерева весьма своеобразен. Его объемистый, разбухший от влаги, слегка конусовидный стебель со светло-серой корой необычно мясист и сочен. Он служит резервуаром, запасающим воду на весь долгий засушливый сезон, как это имеет место, например у кактусов. Две-три короткие толстые ветви поднимают вверх негустую крону, состоящую из тонких колючих веточек с крупными, дланевидными, жесткими, шероховатыми, по краю шиповатыми, длинночерешковыми листьями. Цветки мелкие, желтые, однополые, на длинных опушенных цветоножках, собраны в негустые соцветия. Плоды, напоминающие огурцы, усеяны шипами. Это дерево, так непохожее на травянистые лианообразные тыквенные, в родственном отношении также наиболее далеко от них.
Но, конечно, самое удивительное растение острова – это «драконово дерево», необычное как видом, так и названием. Гигантские зонтики этих деревьев торчат в некоторых возвышенных частях острова Сокотрийцы называют их арихиё или ариб, арабы же - дамм аль-ахавейн («кровь двух братьев»), что связано с алой камедью, которую из них добывают. По поводу происхождения этого названия существует несколько версий. Д. Боттинг ошибочно приписывает изобретение его самим сокотрийцам, но на самом деле островитянам ничего не известно о «двух братьях» и смысл этого названия не могут объяснить даже образованные и говорящие поарабски жители Сокотры. Арабы заимствовали наименование дерева из индийской легенды. Это неудивительно, ведь произведения индийской литературы были хорошо известны арабам (вспомним знаменитую «Калилу и Димну»), Сокотра же служила своеобразным транзитным пунктом между Индией и арабским миром. По индийским преданиям, драконы искони враждовали со слонами и питали пристрастие к слоновьей крови. Они стремились добраться до заветного местечка за ухом слонa, чтобы, прокусив кожу, одним духом выпить всю кровь. Но однажды умирающий слон, падая, задавил споим телом дракона, Кровь дракона и слона смешалась, оросила землю, и эта смесь была названа киноварью (сульфид ртути), позднее так стали называть и смолу «драконова дерева». Эта легенда легла в основу англиийского названия дерева dгagon's blood, буквально «кровь дракона», и арабского - «кровь двух братьев».
Само соединение арабами индийской легенды с сокотрийским деревом служит косвенным свидетельством древних индо-сокотрийских связей. Некоторые факты указывают, что индийцы жили на острове в I в до н.э. Английскими солдатами, стоявшими на острове в период второй мировой войны, была найдена табличка с надписью на языке гуджарати, переданная затем в Аденский музей. Даже в ХVII веке моряки-гуджарати заключали временные браки с сокотрийскими бедуинками. Вариантом индийской саги о битве между слоном и драконом является популярный в странах Средиземноморья рассказ о битве между Святым Георгием и драконом. Можно ли проследить связь между этим фактом и тем, что в христианскую эпоху островитяне поклонялись святому Георгию?
«Драконово дерево» растет только в горном районе острова, который называется Хагьер, на высоте не менее 650-700 м. В 3-5 метрах над землей от ствола отходят во все стороны прямые ветви, словно спицы колеса. Каждые двадцать-тридцать сантиметров они, в свою очередь, разветвляются. Красивое переплетение серых веток с зелеными листьями образует густую крону, а все дерево достигает обычно высоты пяти-шести метров. Эти необычные деревья растут в самых, казалась бы, неподходящих местах: на скалах, узких террасах, склонах и карнизах. Больше всего «драконовых деревьев» встречается в районе Феримхин.
Горцы надрезают ствол «драконова дерева» ножом и, после того как из надреза вытечет достаточно красной камеди, которая, затвердевая, буреет, отламывают образовавшиеся сгустки и собирают их. Куски камеди измельчают в порошок и используют для лечения кожных и глазных болезней, как дезинфицирующее и останавливающее кровь средство (при лечении ран, например) и как краситель. Некоторое количество «драконовой крови» традиционно через Аден вывозят за границу. Там эта камедь используется для изготовления зубных паст и порошков, так как она укрепляет десны, а также в фармацевтике. Во время привала под зонтиком одного такого дерева мне удалось самому собрать несколько сгустков уникальной смолы, которые и сейчас напоминают мне о путешествии по «острову легенд».
Растет на острове и дикий кат (растение Catha edulis, сок листьев которого имеет слабое наркотическое действие. Эти листья употребляются как наркотическая жвачка повсеместно на юге Аравии, особенно в Йемене, а также в Эфиопии), который сами сокотрийцы не употребляют. Однако действие его известно местным жителям: их верблюды в поисках водоносных растении в период засухи иногда набредают на этот кустарник. Если животные съедят много листьев ката, у них могут отняться конечности. Поэтому бедуины тщательно следят, чтобы верблюд, ищущий влаги, не трогал ката.
Сокотра - одно из немногих мест в мире, где произрастают благовония. Здесь можно встретить шесть видов ладана и три-четыре вида миррового дерева. Этих деревьев много в горах и особенно в долине, ведущей в Калансию. Летом, когда мирра в цвету, долина полна изумительным благоуханием. Большинство ладаноносных деревьев растет в районе Фахир.
Сейчас Сокотра не вывозит ни ладан, ни мирру. Но когда-то она вместе с Южной Аравией составляла область известную по всему миру как «страна благовоний», ведь в древнем мире благовония были одним из наиболее ценных продуктов, их потребляли в огромных количествах и при исполнении религиозных обрядов, и в быту.
«Отец истории» Геродот ( V в. до н. э.) сообщал, что «ни в одной другой земле, кроме Аравии, не растут ладан, мирра, касия, кинамом и ледан. Все эти благовония, за исключением мирры, арабы добьвают с трудом. Так, ладан они получают, сжигая стирак, который ввозят в Элладу финикияне. Сжигая этот стирак, они получают ладан. Ведь деревья, дающие ладан, стерегут крылатые змеи, маленькие и пестрые, которые ютятся во множестве около каждого дерева».
Далее Геродот сообщает, что арабы добывают касию в мелком озере, обвязавшись бычьими шкурами, а в этом озере живут крылатые звери, очень похожие на летучих мышей. Корицу же они добывают «еще более удивительным способом». Большие птицы приносят сухие полоски коры, которые называют финикийским именем «кинамомон». Арабы же «туши павших быков, ослов и прочих вьючных животных ... разрубают сколь возможно большими кусками и привозят в эти места. Свалив мясо вблизи гнезд, они затем удаляются. А птицы слетаются и уносят куски мяса в свои гнезда. Гнезда же не могут выдержать тяжести и рушатся на землю. Тогда арабы возвращаются и собирают корицу ... ».
«А ледан, который у арабов зовется ладаном, добывают еще более удивительным способом. Это вещество самое благовонное, хотя и происходит из самого зловонного места. Оно находится на бородах козлов и зарождается там, как смола на деревьях. Его применяют для многих благовонных мазей, и арабы употребляют его главным образом для курений».
Благовония и сейчас очень популярны в Аравии. В Северном Йемене женщины после родов «очищаются» обкуриванием благовониями. Аравийские женщины непременно пропитывают благовониями свои одежды. В Хадрамауте человек, совершивший поступок, который может навлечь беду па племя, искупает вину воскуриванием ладана. Там курят ладан также во время церемо¬нии обмывания покойника и при других обрядах.
Сокотрийцы тоже употребляют благовония и для лечебных целей, и в быту, и при отправлении религиозных обрядов. Жених почти всегда дарит невесте благовония. В первую брачную ночь невеста окуривает брачное ложе мускусом и ладаном, да и в дальнейшем, ожидая мужа на ложе, она возжигает благовония. Иногда сухие благовония подкладывают под голову.
Мирровое дерево (коммuфора) напоминает миниатюрный кедр. Босвеллuя - ладаноносное дерево _ со своими твердыми низкими ветвями, редкими, причудливо изогнутыми листьями похоже на какое-то чудовище, простирающее к земле щупальца. Из толстой коры босвеллии бедуины иногда плетут корзины. Древесные волокна сильно пропитаны соком, а скапливающаяся в надрезах смола - желтовато-белая и очень ароматная. Цветов на ладане бывает мало, плоды похожи на небольшие ягоды.
Летом местные жители собирают с деревьев смолу. На взрослом дереве делают десять-двенадцать глубоких косых надрезов, а кору под ними надрывают. В эти пазухи и натекает смола. Примерно через месяц слегка затвердевшую смолу собирают и на дереве делают новые надрезы. Примерно так же происходит сбор гумми – смолы коммифоры, дерева, дающего мирру. Мирру отличает остро-пряный горький вкус и приятный сильный аромат. Используют ее не только как благовоние, но и как лекарство (дезинфицирующего действия), а также в качестве пряности.
Подобно тому как в наше время аравийская нефть делает вчерашних бедуинов - полуграмотных аравийских шейхов - самыми богатыми людьми в мире, так в древности благовония приносили богатство тем, кто добывал их или торговал ими. Да и потребность в благовониях в древнем мире напоминает нынешний опрос на горючее. Халдейские жрецы ежегодно сжигали перед алтарем Баала на 10 тыс. талантов благовоний! В Иерусалиме были построены гигантские амбары, содержащие этот дар, жертву богу. В Греции повсюду курили благовония в честь Зевса, а позднее корабли, груженные благовониями, стали совершать регулярные рейсы в Рим.
В древнем мире ладан почитался священным. В нем, по преданию, умирала птица феникс, а люди употребляли его для религиозного очищения. О священной природе ладана говорил, например, римский историк Плиний, сообщавший, что сезон сбора ладана начинался только тогда, когда было получено доброе предзнаменование, толкуемое как знак от бога. Сборщики ладана во время сезона должны были избегать близости с женщиной и посещения похорон, т. е. того, что считалось нечистым. Об употреблении ладана в доисламской Аравии известно мало, однако ладан был найден в остатках алтари языческой богини арабов аль-Лат в Таифе. Из южноаравийских надписей мы знаем, что благовония здесь курили, чтобы определить, не возражают ли боги против того или иного поступка, например постройки нового дома, или чтобы оградить от злых духов покойника (курильницы с благовониями помещали около могилы).
В Евангелии волхвы, увидевшие Вифлеемскую звезду, принесли младенцу Иисусу три дара: «Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матф., 2, 10-11). Золото по восточной традиции олицетворяло власть, царство, ладан - божественность, а смирна (т. е. мирра) -- способность исцелять.
Может быть, самыми крупными потребителями благовоний были древние египтяне. Около 1200 г. до н. э. в храм бога Амона в Фивах было доставлено 2189 кувшинов и 304093 бочонка благовоний, стоимость которых была поистине астрономической. Египтяне употребляли благовония как лекарство и как основной элемент религиозных ритуалов. Хадрамаут, Сомали, Дофар и Сокотра - только эти области производили главный товар Востока.
Незадолго до начала нашей эры знаменитый греческий историк, автор «Исторической библиотеки» Диодор Сицилийский (90-21 гг. до н. э.) писал о благовонной Аравии: «Естественным ароматом напоена вся страна ... Вдоль побережья растет то, что называют бальзамом и корицей, и еще одна совершенно особенная трава: только что срезанная, она очень приятна для глаз, но потом быстро увядает. В глубине страны стоят густые леса, в которых рядом произрастают большие ладаноносные и мирровые деревья, а также пальмы, аир, киннамон и другие душистые растения. И совершенно невозможно распознать особенности и природу каждого из них, ибо число их велико, а ароматы смешаны в один общий аромат. Он кажется необъяснимым и божественным и поражает обоняние и чувства каждого. И даже путешественники, проезжающие вдали от берега, становятся причастны этому наслаждению. Ибо летом, когда ветер дует со стороны материка, случается, что ароматы мирровых и других благоухающих деревьев разносятся ветром и распространяются на близлежащие морские пространства… Тот, кто вдохнул этих ароматов, поверил, что вкусил амброзию». В описании своего путешествия по Эритрейскому (Красному) морю Диодор сообщал об острове, на котором росло много благовоний и ароматических веществ; там был также храм бога Юпитера. Возможно, что он писал о Сокотре. Однако некоторые исследователи считают, что описанный Диодором остров находился у южного побережья Аравии, но потом в результате опустошительного извержения вулкана был поглощен мо¬рем.
Во времена древних египтян верблюжьи караваны с благовониями шли по аравийской «дороге благовоний» из Хадрамаута и Дофара через Йемен к побережью Красного моря. Оттуда одни направлялись в Египет, другие - в Месопотамию. Египтяне, постоянно закупавшие огромное количество благовоний и платившие за них баснословную цену, однажды решили снарядить специальную экспедицию за драгоценными смолами: самим собрать их, а также привезти в Египет семена кустарников и вырастить благовония у себя дома, Такая экспедиция отправилась в легендарную «страну Пунт» примерно в III тысячелетии до н. э. Не исключено, что эта первая морская экспедиция в «страну Пунт», богатую благовониями, золотом и серебром, была организована египтянами в правление фараона Сахура из V династии (2553-2541 гг. до н. э.).
Достоверных сведений об этой экспедиции сохранилось мало, трудно даже уверенно сказать, в каком направлении она плыла после выхода из Красного моря, однако известно, что египтяне привезли обратно 80000 мер мирры и 2600 кусков драгоценной древесины. В течение сотен лет египтяне не раз снаряжали подобные экспедиции, которые привозили из «страны Пунт» бесценные благовония. Фараоны XVIII династии уже держали свой флот на Красном море, а фараоны последующих династий, возможно, подчинили себе народы, живущие на африканском побережье Красного моря, и даже высаживались на берегах Аравии. Геродот рассказывает о некоем цape Сесострисе: «Сесострис, как говорили жрецы, первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Красным морем здесь Геродот называет уже Индийский океан.
Самая крупная экспедиция был отправлена в Пунт при знаменитой царице Хатшепсут в 1493 г. до н. э. Рисунки и надписи на стенах храма в Дейр аль-Бахри рассказывают об отплытии этой экспедиции. Египтяне так и не открыли нам тайну «страны Пунт», откуда они привозили сказочные богатства: ладан, мирру, корицу, дерево. И сейчас трудно определить, где, собственно, она находилась, нам приходится лишь строить догадки. Но сам выбор, так сказать, арена поисков, невелик: Южная Аравня, Сокотра или Сомали. Сторонники сокотрийской локализации чудесной страны (которых, правда, не так уж много) подкрепляют свою точку зрения следующими фактами.
Во-первых, на Сокотре произрастает наибольшее число различных видов ладанов и мирры, а также ценимое в древнем мире алоэ и «драконово дерево». Во-вторых, египетские мореплаватели, даже если они направлялись в Дофар, Хадрамаут или Сомали, не могли проплыть мимо Сокотры. В-третьих, египтяне, вероятно, знали о Сокотре, и своеобразии ее растительного мира. Здесь приверженцы отождествления «страны Пунт» с Сокотрой приводят древнюю египетскую сказку о знатном египтянине, попавшем в результате кораблекрушения на «Чудесный остров», где росли всевозможные плоды, фрукты, водились птицы и рыбы. На острове его встречает гигантский змей, который, как оказывается, правит Страной Блавовоний, Страной Пунт, а также и этим островом. Змей помогает египтянину вернуться на родину. Остров, который египтянин называет Па-анч - Остров Духов, населяют еще семьдесят пять змеев и одна девушка. Знатный египтянин обещает вознаградить змея из сокровищницы фараона, но змей отвечает: «Вы не владеете миррой, все, что у вас есть, это лишь простые благовония. У меня же, правителя страны Пунт, есть собственная мирра! А что до тех благовоний, которые ты обещаешь мне прислать, то ведь и их привозят с нашего «острова». Змей пожаловал египтянину ценные подарки, в том числе большой груз мирры и других благовоний.
В этой сказке, действительно, многое указывает на Сокотру. Нет другого острова, на котором росли бы ладаноносные и мирровые деревья. Сокотра в древности была владением правителей «Страны Благовоний», т. е. правителей южноаравийских царств. Да и позднее Сокотpa входила в султанат Махры и Сокотры, включавший те же «благовонные» земли. Еще одно свидетельство: на рисунках в Дейр аль-Бахри помимо прочих животных из «страны Пунт» изображены маленькие безгорбые коровы. Такие коровы и по сей день водятся на Сокотре (хотя на близлежащих побережьях Африки, Аравии и Индии можно встретить только зебу - коров с горбом). Расстояние от носа до крестца у них всего один метр двадцать сантиметров. На вопрос о том, откуда вообще взялись эти коровы на Сокотре, разные ученые отвечают по-разному. Одни приписывают заслугу внедрения этой породы португальцам, полагая, что в течение столетий крупные животные европейской породы, на которую похожи сокотрийские коровенки, могли выродиться, порода измельчала. Другие считают, что коровы были завезены на остров гораздо раньше. Третьи утверждают, что в древние времена такие коровы могли быть распространены и в других районax, скажем, на юге Аравии, но потом их вытеснила другая порода, и они исчезли. В любом случае коровы на рисунках дают в руки сторонникам сокотрийской гипотезы еще один довод.
Противники этой гипотезы (а многие считают, что Пунт был в Сомали или в Аравии) могут усомниться в том, что с Сокотры вывозились какие-либо ценные породы дерева, золото и звериные шкуры (если следовать за египетской легендой о Пунте), да и вообще в существовании 'на острове таких богатств и развитой культуры.
Существует еще одна точка зрения. Эмиссары правившшего после Хатшепсут фараона Тутмеса III в 1479 г. до н.э. также привезли из Пунта «слоновью кость, черНое дерево, шкуры пантер и рабов». Поскольку подобные товары могли быть привезены только из Йемена, ряд ученых склоняется к выводу, что Пунтом египтяне называли области, расположенные по обе стороны Баб-эль-Мандебского пролива. Все рассуждения о «стране Пунт» еще более увеличивают интерес к Сокотре. Может быть, в руки исследователей попадут когда-нибудь новые доказательства того; что на острове в древности существовала самобытная культура, а богатства его жителей были и в самом деле столь велики, что породили рой легенд, сказок и преданий.
Интересно, что Диодор Сицилийский, чьи свидетельства весьма высоко ценятся во всех этих поисках, говорил о существовании трех островов: Сокотры, Абдель Кури и Гиеры (или Панчайи, римской версии от Па-анч, египетского названия острова). Но у Диодора рассказы о подлинной Сокотре перемежаются с легендами о Пан¬чайе, так что непонятно, об одном острове идет речь или о двух.
Наука доказала, что горные пики Хагьера являются одним из наиболее древних участков земной поверхности, не подвергшимся затоплению во время постоянных катаклизмов и колебаний уровня мирового океана в древнюю эпоху. Это доказывается тем, что и по сей день в горах сохранились растения (в меньшей степени - животные), которых нет нигде более в мире. Таких растений на Сокотре около двухсот. Сокотра - своего рода музей естественной истории. Много миллионов лет назад остров составлял единое целое с Африканским и Азиатским континентами. Затем произошла одна из древних геологических катастроф, что превращали части континентов в острова, затопляли большие участки суши, создавали новые горные массивы, перераспределяя земную поверхность между вечно воюющими водой и сушей. В результате Индия стала островом, океан подступил к самому подножию Гималаев. Район нынешней Сокотры тоже погрузился в волны, но древние горы Xaгьеpa уцелели, там продолжалась жизнь, в то время как полмира было залито подами Мирового океана. Геологи говорят, что после этого океан отступил, и Сокотру, возможно, некоторое время соединяли с Аравией и сомалийским берегом Африки сухопутные «мосты». Но вскоре уровень воды поднялся снова, и остров был отрезан от материков навсегда.
На Сокотре находят много уникальных видов растительного и животного мира. Они представляют чрезвычайную ценность для науки и своим возрастом, и генетическими связями с другими видами в различных частях света. Итак, Сокотра - это «Ноев ковчег», сохранивший до наших дней многие реликтовые виды жизни.
Сокотра вызывала и продолжает вызывать большой интерес ботаников. Ботанические экспедиции, обследовавшие Сокотру (хотя флора острова все еще недостаточно изучена), обнаружили значительную разницу между бедной, характерной для полупустынь растительностью прибрежных равнин и богатым растительным миром горных районов, напоминающим европейские альпийские луга. Флора различных горных районов также заметно отличается между собой. Это бросается в глаза даже неспециалисту. У подножия гор, сложенных из красного песчаника, и в нижних частях вади (долин) встречаешь только кустарник да огуречное дерево. Постепенно поднимаясь в горы Хагьера, я не наблюдал особых изменений в растительности, но примерно на высоте в 1000 метров картина резко менялась, будто попадаешь в другой мир. Из мясистых пыльно-зеленых листьев алоэ тянулись вверх алые соцветья, напоминающие гиацинты, то тут, то там возвышались пышные зонты «драконовых деревьев», повсюду буйно росли дикие апельсины, акации, гибискус и адениум обесум. Преодолев первое плато зеленых лугов, я поднялся еще на двести-триста метров - вокруг появились новые растения: крокусы, чабрец, различные виды горечавки и грибы. На высоте полутора",километров гранитные скалы покрыты струпьями лишайника, а в расщелинах прячутся альпийские цветы. Иногда из трещины гранита выглядывает ветка в мелких светло-зеленых листьях, усыпанная ярко-желтыми цветами. Ботаники говорят, что именно на вершинах Хагьера встречаются наиболее интересные экземпляры, хотя на первый взгляд ничего особенного в этих растениях нет. Но, если представить себе эти древние скалы торчащими над Мировым океаном среди бушующих волн, понимаешь, что так и должно быть: они стали хранителями доисторической, «допотопной» флоры.

Биологический коктейль

[300x145]В отличие от своих наземных соседей сообщества морских видов относительно бедны эндемиками. Однако они также занимают уникальное место в мире, поскольку представляют собой видовой «коктейль», возникший на стыке трех крупных биогеографических областей: Аравии, Восточной Африки (западной части Индийского океана) и более крупного Индо-тихоокеанского региона.

Расположенные в северо-западной части Индийского океана, к востоку от входа в Красное море, эти острова лежат на пересечении нескольких важных океанских течений, каждое из которых приносит сюда морские организмы и их личинки из различных областей, и все они находят здесь новое место обитания. Все это привело к исключительному разнообразию видов рыб, кораллов и  беспозвоночных родом как из расположенных поблизости, так и из дальних морей. Благодаря этому вокруг Сокотрийских островов образовались уникальные сообщества морских обитателей.

СОКТРИЙЦЫ – КТО ОНИ?
Этническая история населения Сокотры малоизучена. Однако можно привести несколько любопытных фактов, которые помогут составить представление об обитателях острова. Среди сокотрийцев можно определенно выделить несколько этнических и расовых групп - не менее трех. Первую группу составляют негроиды и метисы с негроидными признаками. Они темнокожи, низкорослы, имеют характерный тип лица, курчавые волосы. Многие из них являются прямыми потомками тех обитателей Восточной Африки, которые когда-то были привезены на остров в качествe рабов или на военную службу. Негроидныйй тип сокотрийцев населяет только прибрежные районы острова. Они продолжают строить такие же пальмовые хижины, какие можно встретить в африканских дерев¬нях.
Впрочем, возможно, что часть сокотрийских негроидов - потомки солдат из стран Западной Африки, которые служили во французской армии во время Второй мировой войны и были расквартированы на острове. С этими солдатами произошла забавная история. На Сокотре в изобилии имеются раковины каури, служившие прежде «ходячей монетой» в Западной Африке. Солдаты-африканцы набрали полные мешки этих раковин, надеясь увезти их на родину во время эвакуации с острова. Однако начальство распорядилось выбросить мешки за борт. Бедняги горевали так, будто их лишили настоящих сокровищ.
Вторую группу образуют жители сокотрийских равнин. Это выделение довольно условно, поскольку тот же тип населения живет и на побережье. Они низкорослы, смуглы, по внешнему виду похожи на йеменцев или хадрамаутцев.
Третья группа - горцы, изолированные от жителей других районов острова. Это рослые крепкие люди, со светлой кожей, крупными руками и ногами, прямыми волосами. Внешностью они напоминают европейцев.
Как обнаружила Оксфордская экспедиция, сокотрийцы в основном представлены «круглоголовыми», т. е. принадлежат к тому типу людей, у которых ширина головы составляет более 80% ее длины. (Подавляющая часть арабов принадлежит к «длинноголовому» типу, у которого ширина головы менее 80% ее длины.) На южном побережье Аравийского полуострова к круглоголовому типу относятся лишь несколько групп - прежде всего жители Махры (область в центральной части Южной Аравии) и Дофара, низкорослые, темнокожие с вьющимися волосами. Это свидетельствует о генетическом родстве жителей названных районов. Район Дофара вообще очень напоминает Сокотру. На здешних горах тоже растут благовонные деревья, бедуины Дофара тоже живут в пещерах, собирают финики, пасут овец и коз. Они столь же безразличны к мусульманской религии, как и сокотрийцы (впрочем, это можно сказать и о населении ряда других областей Южной Аравии).
Махрийцы и дофарцы говорят на языках, близких к сокотрийскому и не известных нигде, кроме этих областей. Конечно, родство языков само по себе еще не доказывает общего происхождения говорящих на них народов, но в данном случае это весьма существенно. Сокотрийский язык менее других подвергся внешним влияниям, в частности воздействию арабского языка. Махрийский, дофарский и сокотрийский находятся в близком родстве с древними языками Аравии: сабейским, минейским, хадрамаутским и катабанейским. Любопытно, что клейма, которыми сокотрийцы метят своих верблюдов, представляют собой видоизмененные буквы (или части букв) сабейского алфавита. Англичанин Теодор Бент, посетивший остров в 1897 г., сообщал, что нашел на горе близ Калансии сабейские надписи. Все эти данные свидетельствуют в пользу близкого родства сокотрийцев с древними жителями юга Аравии.
Разобраться в происхождении и генетических связях сокотрийцев невозможно без изучения истории их языка. А для того чтобы представить себе историю сокотрийского языка, необходимо знать хотя бы основные сведения о семитских языках вообще. Эти языки, многие из которых уже вымерли, входят в так называемую афразийскую, или семто-хамитскую языковую семью. Она делится на пять ветвей: египетскую (древнеегипетский язык), берберскую (языки берберского населения Северной Африки и Сахары), кушитскую (языки Восточной Африки), чадскую (языки Центрального Судана) и семитскую. Семитские языки, в свою очередь, объединяют в 4 группы языков: северноцентральную (арамеиский, древнееврейский, и др.), севернопериферийную (аккадский), южноцентральную (арабский) и южнопериферийную, которая и является сейчас предметом нашего внимания. Все семитские языки восходят к общему предку - древнему протосемитскому языку, разделившемуся на многие в результате исторического развития семитических народов.
Южнопериферийная группа семитских языков в древности объединяла языки, на которых говорили народы Южной Аравии. Это сабейский, минейский, катабанейский, хадрамаутский диалекты. На сабейском говорили жители древнего аравийского гocyдapства Саба, на минейском - жители Маина, на катабанейском – Катабана, на хадрамаутском - Хадрамаута. Эти государства существовали в Южной Аравии в период между XV в до н.э и VI. в. н. э, Кроме южноаравийских диалектов к южнопериферийной группе относится также и древний эфиопский язык - геэз. Этот язык был распространен в Северной Эфиопии с начала I тысячелетия до н.э. по I тысячелетие н. э. В 300 г, н. э, на геэз была переведена Библия. Почему же эфиопы говорили на языке, который зародился в Южной Аравии? На самом деле это не удивительно, так как заселение Эфиопии в древние времена происходило из Южной Аравии, Позднее пришельцы смешались с местным населением, положив начало тому этническому типу, который мы знаем как современных эфиопов. Тогда из южноперифийных семитских языков и выделилась эфиопско-амхарская подгруппа, Это могло случиться. только после заселения Эфиопии древними южноаравийцами, т. е. предположительно к началу I тысячелетия до.н. э. Эфиопское письмо, ведущее начало от южноаравийскского варианта семитского алфавита, до сих пор используется всеми языками Эфиопии.
Древнее языки южнопериферийной группы давно вымерли. Но от них произошли другие языки, некоторые живут и сейчас. Новые языки этой группы делятся на две подгруппы: южноаравийскую и эфиопско-амхарскую. Эфиопско-амхарская подгруппа имеет три ветви: северноэфиопскую, ближе всего стоящую к геэзу (тигре, тигринья или тиграй), центральноэфиопскую, (амхарский, вымирающий аргобба и вымерший гафат) и языки группы гураге. Южноаравнйская подгруппа объединяет махри, шахри (эхкали) , харсуси, батхари - языки, распространенные на побережье Южной Аравии в Махре (Йемен) и Дофаре (Oман), и сокотри - язык острова Сокотра. Конечно, сейчас мы не можем определенно утверждать, что сокотрийский язык произошел непосредственно от сабейского. Вполне возможно, что он восходит к какому-нибудь другому, ныне неизвестному диалекту южнопериферийной группы.
В истории отношений между южноаравийской и эфиопской цивилизациями вообще немало интересных, хотя зачастую и парадоксальных, моментов. Эфиопы и йеменцы, например, до сих пор оспаривают друг у друга право считаться наследниками царицы Савской, имя которой прекрасная библейская легенда связала с именем царя Соломона. Жители Эфиопии убеждены в том, что царица Савская правила в Аксуме; различные сказания эфиопского эпоса повествуют о том, как царица отправилась в гости к мудромy царю. Одно из таких сказаний, бытующих у народа тигре, было, в частности, записано в прошлом веке шведским миссионером Сундстремом. Национальный эпос эфиопов «Кебра Нeгacт» возводит происхождение эфиопских императоров к царице. Йеменцы, в свою очередь, считают, что легендарная царица была правительницей Сабы, Области Южной Аравии. Но не будем углубляться в дебаты, не утихающие между сторонниками эфиопского и южноаравийского происхождения царицы Савской, а также теми, кто считает ее мифической фигурой, встречающейся в эпосе разных южносемитских народов. Легенда о царице лишь подчеркивает родственную взаимосвязь эфиопов и южноаравийцев, а также их древние связи с семитским населением севера Аравии и Палестины.
Южная Аравия и Эфиопия оспаривают друг у друга также честь называться родиной кофе. Долгие годы считалось, что кофе подарила миру Аравия. Ведь долгие годы считалось, что именно отсюда кофе распространился повсеместно, а название йеменского порта Моха дало имя знаменитому сорту кофе - «мокко». Однако впоследствии выяснилось, что йеменцы привезли кофе из Эфиопии и лишь позднее стали выращивать его на горных террасах своей страны. Возможно, кофе доставили йеменские путешественники, не исключено также, что eгo завезли в Аравию абиссинские pабы. Еще в 1778 г. в «Путешествии в поисках истоков Нила» английский путешественник Брюс сообщал, что эфиопы, совершая утомительный переход через пустыню и абиссинские нагорья, вместо пищи брали с собой только шарики размером с небольшое куриное яйцо, скатанные из смеси молотого поджаренного кофе, растительного масла и жира: этот припас они несли в кожаных торбах. Одного шарика было достаточно, чтобы поддерживать силы человека в течение суток.
В Аравии, однако, существует предание, что кофе открыли местные пастухи, заметившие, как их козы, наевшись плодов неизвестного им прежде дерева, начали бегать и прыгать с необычайной легкостью. Точно так же и Йемен, и Эфиопия отстаивают спой приоритет в употреблении ката, неизвестного в других районах земного шара.
Связи южноаравийцев с эфиопами продолжались во время существования развитых государств Южнои Аравии. Известно, что сабейцы переселялись в Эфиопию в период между 450 и 300 гг. до н. э.; к этому времени относятся надписи на сабейском языке, обнаруженные в Эфиопии. Правда, объяснить, почему все эти надписи были сделаны только в указанный период, пока не удается. У специалистов возникает и ряд других вопросов. Однако несомненно, что сабейцы в эти годы (хотя поселиться в Эфиопии они могли и несколько раньше) имели большое культурное влияние на эфиопов, а возможно, играли какую-то важную роль в политической жизни.
Итак, из трехсот надписей, обнаруженных в Эфиопии и относящихся к периоду 400-300 гг. до н. э., лишь около пятидесяти написаны на языке геэз, все остальные - на сабейском. При этом любопытно, что часть надписей написана на правильном литературном сабейском языке, а другая - на ломаном сабейском и содержит ряд грамматических ошибок: видимо, писали их не сабейцы, а эфиопы. Таким образом, можно полагать, что в тот период некоторые эфиопы знали сабейский язык; может быть, к тому же периоду относится обнаруженная Т. Бентом сабейская надпись и непонятные письмена, напоминавшие ему виденные возле Аксума. Вероятно, то было время сабейской экспансии в соседние страны. Примерно к тем же годам относится и сообщение греческого философа Феофраста о «сабеях», торгующих алоэ. Опять к Сокотре протягивается нить, связывающая ее с южноаравийцами и эфиопами.
К VI в, н. э. южноаравийские цивилизации зачахли и в 525 г. уже эфиопы завоевали юг Аравии и на некоторое время установили там свое господство. Примерно тогда же часть южноаравийских племен мигрировала на север Аравии, в Сирию и Ирак. Некоторые из них (на¬пример, кинда), смешавшись там с местным населением стали впоследствии основными племенами нового народа - арабов.
Но только ли на север и в Эфиопию двигались древние южноаравийцы? В «Одиссее» Гомера рассказывается, что на острове Схерия (прообразом которого могла быть Сокотра) жил народ мореходов - феаки, или феакийцы. Они якобы переселились туда из Гиперийской т. е. «запредельной», земли. Гомер в «Одиссее» повторяет известные в греческой мифологии сведения о феаках. Аполлодор в «Мифологической библиотеке» (Эпитома VII, 25) тоже сообщает, что феаки были отличными мореходами. Это вполне применимо к древним аравийцам. В отличие от других народов феаки не были воинами _ это тоже подходит к сокотрийским аборигенам, которые и сейчас отличаются удивительным миролюбием. Когда феаки помогли Одиссею отправиться домой, пишет Аполлодор, Посейдон разгневался на них и спрятал этот народ «за высокими горами». «Высокие горы» _ опять совпадение? Или же феаки - древние сокотрийцы? Быть может, указание на то, что они прибыли из «запредельной земли», означает, что они когда-то переселились на остров из Аравии?
Можно предположить, что древние жители Аравии попали на Сокотру очень давно, возможно, одновременно с заселением Эфиопии. Но сабейцы или другие южноаравийские племена могли появиться там и позже. Для опытных мореходов это не было сложным делом. Впрочем, обстоятельства заселения острова скрыты толщей времени. Не исключено, что на неприветливом острове укрывались изгнанные или опальные подданные сабейских царей или даже преступники. Возможно также, что поселения сабейцев или других южноаравийцев возникли из крестьян (или рабов?), отправленных туда с материка возделывать алоэ и собирать камедь «драконова дерева».
Когда греческий философ, ученик Аристотеля, Феофраст перечислял жителей Аравии, он называл среди них «сабеев» (сабейцев), описывая их как земледельцев, воинов, купцов и мореходов. Он сообщал, что самым доходным в их деятельности была перевозка в соседние страны растений под названием ларимна (алоэ), «аромат» которого превосходит ароматы всех других благовоний. Не сокотрийский ли алоэ перевозили сабейцы? Если нет, то откуда воспитанник Аристотеля Феофраст мог знать о том, что Сокотра богата алоэ? Видимо, к тому времени (IV в. до н. э.) сабейцы, намного ранее заселившие остров, уже принесли сокотрийскому алоэ известность.
Многие вопросы, касающиеся происхождения и истории сокотрийцев, были бы разрешены, если бы на Сокотре удалось найти какие-либо письменные памятники. Т. Бент в 1897 г. сообщал об обнаруженных им надписях на известняковом камне около Эриоша, расположенного недалеко от моря в западной части северной прибрежной равнины. Вскоре после посещения острова Бент умер. Последующие исследователи хотели проверить справедливость его интерпретации находки. Бент считал эфиопские письмена очень похожими на те, что он видел на церковной лестнице и на склоне холма около Аксума, древней столицы Эфиопии. Это сходство не оставляло у него сомнения в том, что письмена – эфиопские. Бент датировал находку VI в. н. э., исходя из того, что эфиопы могли побывать на острове, когда они оккупировали побережье Южной Аравии (525 г. н. э.).
Английский археолог П. Шинни во время работы на острове в 1956 г. тоже решил добраться до надписи и осмотреть её. Его рассказ представляет для нас известный интеpec:
«Эта деревня ловцов жемчуга (Дихана - местечко по дороге в Эриош, где остановился Шинни. - В. Н) на самом деле просто грязный поселок самый убогий из всех, что я видел на Сокотре. Многие жилища там построены из пустых жестяных коробок и накрыты листами рифленого цинка, принесенными с аэродрома. Жители, однако, проявили радушие: они предоставили нам место для трапезы, очень соленую воду, которую они для нас вскипятили, и финики. За финиками они ходят через весь остров, в Ноугед, где они покупают их по шиллингу за два фунта, поскольку сами они ничего не выращивают. Позже они дали нам еще и пресной воды, которую им приносят с гор бедуины по двадцать шиллингов за бармиль (бочку. - В. Н.). Надо полагать, сами они получают неплохой доход в сезон добычи жемчуга.
После обеда наш хозяин Ахмад показал нам дорогу, попросив за все, что он сделал для нас, двадцать шиллингов. Минуя другую деревню, мы встретили мужчин, вышедших приветствовать нас и спросить, куда мы идем. Поскольку дорога казалась трудной, мы попросили одного из них, Халифу, проводить нас. Мы долго и шумно торговались, а затем Халифа всё-таки согласился проводить нас за пять шиллингов...
В Эриош мы пришли в середине дня и действительно обнаружили там известняковую плиту, покрытую письменами. Первое впечатление было такое, будто на ней отпечатались следы ног людей и верблюдов, но там были и знаки, похожие на буквы какою-то алфавита, соединенные друг с другом длинными змеевидными линиями: в промежутках между ними выбиты изображения верблюдов. Неподалеку находились развалины каких-то строений, вероятно домов с дворами».
От жителей Диханы Шинни не смог получить вразумительного объяснения происхождения этих письмен. Когда он спрашивал, кем, по их мнению, были вырезаны на плите «отпечатки ног» мусульманами или христианами, те неизменно отвечали: «Это отпечатки ног ангелов, человеческое существо не могло оставить их».
Историю сокотрийцев нельзя рассматривать в отрыве от древней истории Аравии, именно она дает ключ к разгадке их происхождения.
На юге Аравии человек жил еще в доисторические времена, это подтверждается последними находками во Второй провинции НДРЙ, расположенной к северо-западу от Адена. Здесь, близ горы Тала, недавно были обнаружены следы древней стоянки человека каменного века, найдены орудия (рубила, скребла, наконечники), изготовленные за 500-200 тыс. лет до н. э. Это важное открытие еще не в полной мере освоено и оценено наукой. По мнению советского археолога С. Ширинского, эти экземпляры служат необходимым связующим звеном между следами поселении человека каменного века в Африке и в Южной Азии.
Йеменские находки подтверждают автохтонное происхождение жителей Южной Аравии и подвергают сомнению предположение, что юг полуострова впервые был заселен пришельцами с севера. Конечно, те жители Южной Аравии, которые впоследствии создавали здесь самобытную цивилизацию, могли быть не прямыми потомками древнего аравийского человека, могли появиться в результате смешения автохтонов с кем-то еще. Сейчас трудно решить, мигрировали ли сабейцы и химьяриты, говорившие на одном из семитских языков, с севера или их предки сами были теми прасемитами, которые потом распространились на север, а возможно и в Африку. Во всяком случае, следы древних перемещений видны и в генеалогии южноаравийских племен.
Что касается происхождения прасемитов, то по мере накопления конкретного материала ученые выдвигали на этот счет самые различные предположения. Родиной прасемитов объявлялась то Африка, то Месопотамия, то Аравия. По одной из гипотез, таким районом должна быть, область, где прасемиты могли контактировать с индоевропейцами: на такие контакты, по-видимому, указывает наличие ряда общих корней в индоевропейских семитских язьках. Из этой области (предположительно, Малой Азии) праиндовропейцы двумя волнами двинулись в Европу и Индию, где смешались с местным населением и положили начало развитию индоевропейских языков, распространенных в настоящее время как в Европе, так и в Азии.
Если собрать отрывочные сведения о сокотрийцах, дошедшие до нас, присовокупив к ним то, что известно о их языке (а также дать некоторую свободу фантазии) можно представить себе историю заселения острова следующим образом.
Когда-то, много тысяч лет назад, в Аравии обитал древний прасемитский народ, прародитель ассирицев вавилонян, сабейцев, химьяритов, арамейцев, халдейцев, финикийцев, эфиопов, евреев и арабов. Очевидно, это народ был преимущественно пастушеским, а кроме кочевого скотоводства занимался рыболовством (в прибрежных районах Красного и Аравийского морей). Вскоре вследствие ряда объективных причин этот народ вышел за пределы Аравийского полуострова. Различные прасемитские племена мигрировали в Египет, где, слившись местным населением, в IV тысячелетии до н. э. образовали новый народ - древних египтян, создавших известную всему миру великую цивилизацию. Другие волны миграции направились на север - в Месопотамию. К тому времени там уже обосновался другой высокоразвитый народ несемитского происхождения - шумеры. Семиты-кочевники смешались с шумерами, и в результат этой ассимиляции в долине Тигра и Евфрата возникла новая цивилизация - вавилонская. Египетская и месопотамские цивилизации заложили основы средиземноморской культуры, которой суждено было сыграть столь большую роль в становлении современного цивилизованного мира.
В то же время на юге Аравии продолжало обитать коренное автохтонное население, которое самостоятельно перешло к оседлому образу жизни, стало заниматься земледелиеми объединилось в развитые государства Южной Аравии - Сабейское, Минейское, Катабанейское, Хадрамаутское и Химьярское. К тому времени семитические народы говорили уже на разных языках, удалившихся друг от друга все больше. Да и этнический состав этих государств претерпел изменения, ибо в Южную Аравию пришла волна миграции с аравийского севера, а также, возможно, из района Палестины. Не случайно именно в Южной Аравии позднее распространился иудаизм, возникший у еврейских племен Палестины. Что же произошло с древнейшими южноаравийскими автохтонами после прихода северных семитов? Большая часть их смешалась с пришельцами, и этот тип послужил основой формирования сабейских, минейских и других народностей.
Однако можно предположить, что не все жители Южной Аравии смешались с северными и центральноаравийскими племенами. Часть аборигенов могла найти приют в труднодоступных районах Махры и Дофара, а также уплыть на Сокотру. В таком случае, автохтонное население Южной Аравии и было первыми жителями острова Сокотра. Если Сокотра послужила в доисторические времена «Ноевым ковчегом» для животных и растений, Махра, Дофар, да и Сокотра могли быть такими же убежищами, где более или менее изолированно продолжали жить потомки тех, кто в глубокой древности населял юг Аравии.
Существует мнение, что сокотрийских и дофарских скотоводов, ютящихся в пещерах, пасущих коз и овец и питающихся пахтой, следует считать «подлинными арабами», т. е. настоящими автохтонами Аравии. Правда, особо убедительных доказательств сторонники этой гипотезы представить пока не могут. Однако эта теория помогает прояснить сразу многое: загадки сокотрийского языка, существование безгорбых коров, малое сходство соотрийцев с арабами и т. п. Аборигены Аравии могли отплыть от Рас Фартака на Сокотру, основать там первые поселения.
Остается непонятным, почему же сталь умелые мореходы, как древнейшие аравийские переселенцы, полностью утеряли свое искусство караблевождения. Может быть, сохранить его помешало отсутствие на острове дерева, необходимого для строительства кораблей? Во всяком случае, хозяйства острова в древности основывалась на участии в аравийской торговле благовониями, пастушестве и рыбной ловле. Какого уровня культуры достиг этот народ, на каком уровне находился в тот период, когда перебрался на остров, неизвестно. Сабейские надписи около Калансии и непонятные письмена в Эриаше свидетельствуют о том, что какая-та часть этого населения умела писать.
Итак, допустим, что жители Аравии, овладев искусством навигации, прибыли на остров как торговцы. Из мореходного руководства под названием «Перипл Эритрейского моря», написанного в I в. н. э. неким греком, известно, что последующее заселение острова произошло в I в. н. э. Автор «Перипла» сообщал: «Население немногочисленно и обитает на северном побережье ... Они чужестранцы, смесь арабов, индийцев и греков, которые переселились на остров, чтобы вести там торговлю».
Таким образом, в этом старом наставлении для мореходов ничего не сказано об аборигенах, которые жили бы в горах. Говорится только о смешанных торговых поселениях на северном побережье острова. Правда, коль скоро автор «Перипла» называет поселенцев «чужестранцами», можно заключить, что на острове были и аборигены. Вполне вероятно, что и две тысячи лет назад в горах Сокотры так же, как теперь, в пещерах и слаженных из камней домах обитало автохтонное население, главным занятием которого было пастушество, а Греко-романские и индийские купцы - колонисты с побережья ничего не знали а его существовании. Эта находит частичное подтверждение в сообщении греческого историка Диадора Сицилийского, датируемом несколькими годами ранее, будто кроме чужеземного торгового поселения там жило «местное население этой страны».
В древности муссонные ветры, дующие в Индийском,океане казались загадкой мореплавателям. Талька около 100 г. до н. э. греческий кормчий Гипалл открыл секрет этих ветров, меняющих направление в зависимости от сезона. Он сумел использовать свои наблюдения в мореходстве. Отплыв летом из порта на побережье Восточной Африки, Гипалл, подгоняемый муссонами, благополучно добрался да Индии, а зимой, когда ветер дул в обратную сторону, вернулся домой. Вскоре греко-римские парусники стали доплывать от Египта да Индии за два месяца. Эти суда перевозили как торговые грузы, так и пассажиров. Некоторые корабли держали курс на юг, к берегам Восточной Африки, где были созданы первые римские торговые поселения. Многие из торговых судов заходили на Сокотру. Из греко-римской литературы мы узнаем, что античному миру было известно об острове в 300 г. до н. э. Есть в античных источниках и сведения, что остров считался важным торговым центром еще до греко-римской эпохи. Возможно, что Сокотра давно служила перевалочным пунктом в торговле между Индией и Египтом.
В «Перипле Эритрейского моря» дано подробное описание острова, там он именуется Диоскоридой. Одна из версий происхождения этого слова - от санскритского или сингальского «двuпа сукхадара» («земля блаженст¬ва» ). Отсюда же, как считают некоторые исследователи, произошло и название «Сокотра». Другая версия происхождения названия острова возводит его к арабскому «сук кутра», что означает «пынок капель», то есть камеди «драконова дерева», которую арабы вывозили с острова.
Анонимный греческий мореход писал: Диоскорида очень велика, но пустынна и болотиста. На ней много рек, в которых живут крокодилы, много змей и небольших ящериц, мясо которых едят, а жир вытапливают и употребляют вместо оливкового масла. Остров не производит ни фруктов, ни вина, ни зерна. Жители малочисленны, они селятся на берегу, к северу… Они чужеземцы, помесь арабов (аравийцев) и греков, которые перебрались туда, чтобы вести торговлю. На острове добывают настоящих морских черепах, белых черепах чрезвычайно многочисленных; их предпочитают из-за больших панцирей, а также черепах горных, которые крупнее всех и имеют самый толстый панцирь. Эти панцири бесполезны, так как они слишком крепки и их невозможно разрезать, ценятся же те, которые можно резать и делать из них сосуды, тарелки, блюда и прочую посуду. На острове также получают киноварь, называемую индийской, ее собирают по каплям. Возможно, что островом правит король Страны Благовоний. Там ведут также торговлю те, кто приезжает туда из Дамирики и Баригазы (древние порты в устье Инда). Они привозят рис, пшеницу, индийские одежды и немного рабынь, а вывозят огромное количество черепашьих панцирей».
Неизвестно, насколько правдивы те сведения, которые сообщает греческий автор о жителях острова и местной фауне. Морских черепах на острове вылавливают довольно много и сейчас, и можно считать достоверным, что в древности Сокотра поставляла античному миру черепашьи панцири. От крокодилов же, огромных ящериц и массы сухопутных черепах не осталась и следа. Сомнительно, что они когда-либо существовали здесь, скорее всего, рассказы о гигантских белых черепахах - это плод воображения автора. Оксфордские ученые облазили немало пещер в надежде обнаружить хотя бы остатки крупных сухопутных черепах, подобных тем, что водятся на Галапагосских островах, но безуспешно. Из описания автора «Перипла» можно сделать лишь заключение, что черепашьи панцири для античного мира были весьма ценным товаром, раз автор счел это достаточным поводом для того, чтобы посетить остров.
Известно, что Сокотра играла также определенную посредническую роль в международной торговле. Знаменитый средневековый арабский географ Йакут (ум. в 1228 г.) в своем «Словаре стран» («Муджам аль-бульдан» ) писал о Cокотpe:
«Это название обширного острова, на котором находятся несколько деревень и городов. Он расположен к югу от Адена, причем ближе к берегу арабов, чем к берегу индийцев. Тот, кто плывет в страну зинджей, заходит на остров. Большинство его жителей - арабы-христиане. Оттуда привозят алоэ и "кровь двух братьев", которая представляет собой камедь дерева, растущего только на этом острове и нигде более. Эту камедь называют «каплями» и она бывает двух сортов: первый сорт похож по качеству на гумми только цвет его будто самое красное, что только создано Всевышним, второй же сорт его то, что сделано из первого. Аристотель писал об этом острове Александру Македонскому, когда тот отправился в Сирию, советуя ему послать туда несколько греков, чтобы поселились они там ради алоэ ... И Александр отправил туда несколько греков, в основном из города, откуда радам Аристотель, а именно из города Стагиры, на караблях вместе с их семьями. Он отправил их Кульзумским морем (Красное море. - В. Н.), и когда приплыли они туда, то побили вcex индийцев, которые там были, и завладели всем островом целиком. Был там у индийцев огромный идол, он был тогда отправлен в Индию при обстоятельствах, описание которых затянулась бы. А когда умер Александр и появился Масих, сын Марьям (Иисус Христос), мир ему, обратились в христианство все греки, которые были на острове, и остались так вплоть до сего времени. Нет в мире другого места, кроме Сокотры, да ведает про то Аллах, где люди из греков сохраняли бы чистоту своей расы, и никто другой с ними не смешался бы. На остров приплывали корабли индийцев, которые грабят путешественников из купцов, сейчас же этого уже нет».
Как видим, Йакут повторяет известную греческую версию о греках, заселивших остров и насадивших там христианство. По поводу всех этих сообщений можно сказать, что они требуют подтверждения археологическим материалом. Но можно сказать с уверенностью, что и греки, и индийцы, а возможно и более древние пришельцы, внесли свою лепту в жизнь острова, известного всему древнему миру.
В сообщении Йакута стоит отметить еще замечание о том, что на Сокотре базировались «корабли индийцев, которые грабят путешественников из купцов». Утверждать, что эти корабли были индийскими, трудно. Однако то обстоятельство, что paйон Сокотры в IX- Х вв. был центром пиратства, видимо, можно считать установленным, во всяком случае, многие арабские географы повторяют эта сообщение. Поскольку через Сокотру проходили морские пути, этот район легко мог стать ареной деятельности пиратов.
Знаменитый йеменский историк аль-Хамадани (ум. около 945 г.) писал: «Из островов, расположенных около Йемена - остров Сокотра, с которого происходит сокотрийский алоэ. Это остров варваров. Он расположен между Аденом и страной негров, и если путешественник выедет из Адена, направляясь в страну негров, он поплывет так, будто направляется в Оман, и остров Сокотра останется у него по правую руку, а затем он приостановится и свернет в сторону Моря Зинджей. Длиной тот остров в восемьдесят фарсахов (ок. 6 км ), и живут на нем люди из каждого племени Махры. Там около десяти тысяч воинов, и все они христиане. Упоминают, что люди из страны Рум были оставлены там кесарем, а затем там высадились племена из Махры и поселились на нем, и некоторые из них тоже приняли христианство. На острове много пальм, там получают амбру, чудесную "к

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Остров Сокотра | Агентство_Недвижимости_на_Кипр - Агентство Недвижимости на Кипре | Лента друзей Агентство_Недвижимости_на_Кипр / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»