• Авторизация


Орест Кипренский 19-10-2012 17:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Орест Кипренский

[483x599]
Орест Адамович Кипренский (1782-1836), как полагают, был внебрачным сыном помещика А. С. Дьяконова. Его мать, крепостную крестьянку, через год после рождения сына выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана. Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одарённость Ореста стала ясна уже в первые ученические годы. Через девять лет Кипренский был определён в класс исторической живописи, куда попадали наиболее одарённые ученики, а в 1805 году, подводя итоги своего обучения картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», получил золотую медаль и право на заграничную поездку для дальнейшего обучения. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределённое время.

Главным в творчестве Ореста Кипренского, несмотря на «историческое» образование, стал портрет. Ещё за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, — это был портрет названного отца Адама Швальбе.



В 1809 году художник создаёт один из лучших детских портретов в истории русского искусства – А. А. Челищева. «Облик его проникнут внутренней романтической взволнованностью: он смотрит на мир широко открытыми глазами ребёнка, для которого еще «новы все впечатленья бытия». В то же время, несмотря на его детский возраст, в нём угадывается внутренняя жизнь, обещающая в будущем глубокую натуру…» (М. М. Ракова).




[700x487]
"Дмитрий Донской на Куликовом поле.1805


27 февраля 1809 года Кипренский уехал в Москву. Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галерей Ф. В. Растопчина, насчитывавшей до трёхсот экспонатов (среди которых картины Веласкеса, Ван Дейка, Тинторетто), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца.

[337x700]
"Богоматерь с младенцем" 1806-1809

[500x596]
"Портрет Адама Карловича Швальбе"

[500x632]
"Портрет Александра Александровича Челищева" Ок. 1809


Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. К лучшим портретам довоенного периода относятся портреты Е. П. Растопчиной и Е. Д. Давыдова.

[559x700]
"Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной" 1809

[384x500]
"Портрет Ф.В. Растопчина" 1809

[499x700]
"Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова" 1809


Портреты военного периода отражают патриотический дух, владевший русскими людьми в эпоху бед и ненастья. Такими полотнами стали портреты А. Р. Томилова и П. А. Оленина, написанные в 1813 году. « В бурке, в фуражке ополченца изображён Алексей Романович Томилов, просвещённейший человек своего времени, любитель искусств, близкий друг многих художников… Обаяние чистоты, пылкой юности привлекает нас в прекрасном портрете Петра Алексеевича Оленина…Небрежно наброшена на плечи шинель, одета набок бескозырка…» (Е. Н. Чижикова).

[506x700]
"Портрет Петра Алексеевича Оленина" 1813

[509x640]
"Портрет А. Р. Томилова (в форме ополченца)" 1813. ГРМ


[521x700]
"Портрет Алексея Романовича Томилова"

[541x700]
"Портрет М.П. Ланского" 1813

[513x640]
"Портрет А. П. Ланского" 1813

[441x600]
"Портрет Анны Алексеевны Олениной"(дочь А.Н. Оленина, президента академии художеств) 1828

[515x650]
"Портрет Е. Чашшца" 1813


В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправился Кипренский, он поселился в Риме и уже через год прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник», встреченную в Петербурге как новый неожиданный и радующий поворот в творчестве художника. Подкупала прежде всего блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет и весь облик юноши с выражением неги и некоторой томности на красивом лице. Казалось, в картине Кипренского, заключена сама благодатная атмосфера Италии.

[502x640]
"Молодой садовник" 1817

[700x681]
"Неаполитанская девочка с плодами" 1831

[600x595]
"Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)" 1819


Итальянские годы Кипренского – годы его наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию, его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести, знаменитая галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет.

[450x525]
"Автопортрет" 1820, Галерея Уффици

По возвращении в Москву в 1827 году художник создал знаменитый портрет А. С. Пушкина. «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским» — так считал отец поэта. Русский писатель А. И. Гончаров вспоминал: «Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос – врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете». «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», написал Пушкин в благодарственном послании художнику.

[604x700]
"Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина" 1827

[561x700]
"Портрет А.О.Смирновой-Россет", ок. 1830


[571x700]
"Автопортрет (с розовым шейным платком)" 1809

[631x700]
"Бедная Лиза" 1827

[547x697]
"Мечтательница" 1826

[555x700]
"Наталья Викторовна Кочубей"

[564x700]
"Мать с ребенком"

[555x700]
"Ворожея со свечой" 1828

[465x600]
"Итальянские селянки" эскиз

[566x700]
"Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой" 1814

[527x700]
"Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена" 1833

[549x700]
"Портрет Дарьи Николавны Хвостовой" 1814

[573x700]
"Портрет В. С. Хвостова" 1814

[527x700]
"Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной" 1822-23

[553x700]
"Портрет А. С. Шишкова" 1825

[546x700]
"Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клеопатры"

[513x700]
"Портрет В. А. Перовского в испанском костюме XVII века" 1809

[533x700]

"Портрет Анны Федоровны Фурман" (1791 - 1850), в замужестве Оом, воспитанницы А.Н. Оленина. Не позднее 1816.


На портрете изображена Анна Федоровна Фурман (1791-1850) - дочь саксонца, служившего в России. После смерти матери воспитывалась в семье президента Академии художеств А.Н. Оленина. Живя у Олениных, постоянно встречалась с гостями этой семьи: ребенком была любимицей Г.Р. Державина. Н.И. Гнедич давал ей уроки; влюбленный в нее К.Н. Батюшков посвятил ей несколько стихотворений. Достигнув 25 лет, переехала к отцу в Дерпт, а затем в Ревель, где в 1821 (1822?) году вышла замуж за Вильгельма-Адольфа Оома. Вскоре ее муж был определен на службу учителем и надзирателем при Воспитательном училище Академии художеств в Петербурге. Овдовев в 1827 году, А.Ф. Оом заняла должность главной надзирательницы Воспитательного дома в Петербурге. Современники вспоминали об ней как о "русской красавице", "прелестной и высоконравственной особе".

[560x700]
"Портрет А.П.Бакунина"

[497x700]
"Портрет графини Софьи Александровны Голенищевой - Кутузовой" 1829

[480x640]
"Портрет А. И. Дмитриева-Мамонова" 1815

[519x700]
"Портрет актера Ивана Афанасьевича Дмитревского" 1814 Офорт по собственному рисунку

[465x550]
"Портрет Великого князя Николая Павловича" 1814

[567x700]
"Портрет З. А. Волконской" 1829

[562x700]
"Портрет Е. Е. Комаровского" 1825-28

[577x700]
"Портрет З.А.Волконской" 1829

[524x700]
"Портрет мальчика" 1819

[554x700]
"Портрет Голициной" 1815

[557x699]
"Портрет И.А.Крылова" 1816

[468x700]
"Портрет молодой девушки" 1829

[533x699]
"Портрет Сергея Семёновича Уварова" 1816

[557x700]
"Портрет неизвестной с косынкой на шее" 1829

[547x700]
"Портрет Алексея Владимировича Давыдова" 1809

[473x652]
«Портрет неизвестной в тюрбане» 1822-24

[521x700]
«Портрет доктора Мазароне» 1829

[631x700]
"Портрет С. С. Щербатовой" 1819

[552x700]
"Портрет князя H.П.Трубецкого"


[539x700]
"Цыганка с веткой мирта в руке" 1819


[600x499]
"Читатели газет в Неаполе" ок. 1831


Этот шедевр, стоящий особняком в творчестве Кипренского, до конца не разгадан до сих пор. Мы видим название французской газеты, которую читают "читатели", и тему сильно взволновавшего их сообщения - "Pologne" ("Польша"). То есть речь идет о событиях в Польше, где в ноябре 1830 года вспыхнуло освободительное восстание, закончившееся его жестоким подавлением царскими войсками и отменой Конституции 1815 года, дарованной Александром I польскому народу. Европейские газеты тогда много шумели по поводу "татарских жестокостей" самодержавного режима; русское же общество в оценках происходящего раскололось. Пушкин, например, написав стихотворение "Клеветникам России", полностью встал на сторону царя. Самый главный вопрос, возникающий по поводу картины, - кто изображен на ней? Ответив на него, мы поймем ее пафос. Сам автор в одном из писем говорил о "русских путешественниках". Но, возможно, тем самым он сознательно вводил в заблуждение зрителей, облеченных властью на его родине. Во всяком случае, существует мнение, что перед нами польские революционеры.


[604x700]
"Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии"

[579x700]
"Портрет художника П.В. Басина" 1829

[530x599]
"Портрет Олимпиады Александровны Рюминой" 1826


В октябре 1836 года Кипренского не стало. Петербург почти никак не реагировал на это печальное событие. Пресса смолчала.
Великий же Александр Иванов, много познавший на своем тернистом пути и обладавший опытом общения с Академией и вельможами Петербурга, гневно сказал: „Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе ..."

Имя Кипренского открывает яркую страницу в истории изобразительного искусства России. Искусство его несёт печать нарождавшегося века, века мятущегося и тревожного. В личности Кипренского, в его художественных идеях воплотились многие черты пушкинской эпохи. Постигая творческий путь Кипренского, мы приближаемся к верному восприятию истории русской культуры в целом. Человечность искусства Кипренского, этическое начало, присущее его творчеству, роднят художника со всем русским искусством XIX века и делают его одним из первых в плеяде блестящих мастеров России.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Anelia_Kyzmiys 21-10-2012-01:03 удалить
Какой богатый пост!!! Спасибо!! Забираю!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Орест Кипренский | бландин - Дневник бландин | Лента друзей бландин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»