Александр Александрович Киселёв (1838—1911). Пейзажи
Н.А. Кошелев. Портрет А.А. Киселева. 1864
Александр Александрович Киселёв родился в Свеаборге (ныне административный район Хельсинки) в обеспеченной дворянской семье. Учился в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе, а с 1852 года во Втором Санкт-Петербургском кадетском корпусе, который не закончив курса оставил в 1858 году ради поступления на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, по причине нежелания связывать свою дальнейшую жизнь с воинской службой. Осенью 1861 года после закрытия университета в связи со студенческими волнениями, Александр Киселёв начинает своё обучение в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств у Сократа Максимовича Воробьёва (1817-1888)- известного русского живописца-пейзажиста и гравёра. Причиной столь решительных действий молодого человека стала его любовь к живописи.
С раннего детства Киселёв увлекался рисованием, его манило и увлекало таинство процесса появления на бумаге, а позднее на холсте изображений окружающих предметов, людей, природы. Родители и позднее воспитатели в кадетском корпусе снисходительно относились у увлечению подростка, хотя и отмечали несомненный природный талант молодого человека.
Пейзаж. Село Троицкое. 1868
Знойный полдень. Отдых. 1870-е
Летний день. Скамейка в тени дерева. 1870-е
Вид в окрестностях Харькова. 1875
Ай-Петри. 1876
Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876
Летний вечер. 1877
У моря. Алупка. 1877
Зимний пейзаж. 1878
На берегу реки. 1879
Получив в 1864 году от Академии большую серебряную медаль и звание классного художника III степени, вместе с товарищем Киселёв в 1865 году приезжает в Харьков с целью познакомиться с природой Украины, дабы обрести вдохновение для создания новых картин. Здесь же Александр встречает свою главную любовь. Дочь харьковского профессора Протопопова отвечает молодому художнику взаимностью и становится его женой. Однако начинающему художнику живописью семью было не прокормить. Чем только не занимался Александр в Харькове! Осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Со временем ему удалось поступить на службу в Земельный банк.
Эта работа приносила стабильный доход, но увы, позволяла заниматься живописью лишь в свободное время. Сослуживцы же, заставая Александра за мольбертом, снисходительно посмеивались над его увлечением. В 1875 году никаких перемен, кроме карьерного роста, не предвиделось в стабильной жизни простого банковского харьковского служащего, имевшего к тому времени троих детей...
Пейзаж с телегой. 1880-е
Летний день. Пейзаж с рыбаком. 1880
Срубленный лес. 1880
На берегу пруда. 1881
Южный пейзаж. 1881
Возвращение стада. Вечер. 1882
Дубровицы. Этюд. 1882
Украинская хата. 1883
Жатва. 1884
Летний пейзаж. 1884
Пруд. Остафьево. 1884
Река. 1884
Однажды, придя со службы домой, Александр Киселёв находит на своем столе записку, в которой известный художник Мясоедов извещает о приезде в Харьков передвижной выставки и просит заехать к нему. После долгих и непростых раздумий Александр Александрович соглашается.
Посетив Григория Григорьевича Мясоедова и выставку передвижников, Киселёв принимает решение вернуться в искусство и посвятить живописи свою дальнейшую жизнь. Не встречая никакой поддержки среди своих родных и близких, он делает отчаянный шаг ― отсылает на суд жюри Товарищества передвижников одну из своих картин. Это был пейзаж, в котором можно было найти всё: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет.
Посланная в 1875 году Александром картина была не просто одобрена Товариществом, но и принята к участию в передвижных выставках. Называлась она «Вид в окрестностях Харькова». Именно эта картина, в которой гениальный художник воспел красоту природы нашей земли, сыграла в его дальнейшей жизни решающую роль.
Коханово. 1885
У оврага. Крестьянская девушка с лукошком. I половина 1880-х
Вниз по течению. 1887
Хутор. 1887
Старушка на подворье. 1888
Пейзаж с гусями. 1889
Пейзаж с озером. 1890
Речной пейзаж. 1890
Забытая мельница. 1891
Снопы в поле 1891
Старая мельница. 1891
Старый Сурамский перевал. 1891
Украинский пейзаж. 1891
Дорога у околицы. 1892
Река Кура. 1892
7 марта 1876 года тогда еще харьковский художник Александр Киселёв был единогласно избран членом Товарищества передвижников, и с этого времени стал постоянным участником ежегодных выставок передвижников. А в 1877 году он, оставив службу в харьковском Земельном банке, переселился с семьей в Москву.
Вначале дела у него шли не очень хорошо: сбережения заканчивались и нечем было платить за квартиру. Удача улыбнулась Киселёву, когда его пригласили работать учителем рисования. Это был своего рода переломный этап, с тех пор и творческая карьера художника тоже стала складываться очень удачно. В атмосфере живой художественной жизни большого города Киселёв нашёл свое общественное призвание.
Он становится активным членом Московского общества любителей художеств, сотрудничает с журналом «Артист», одно время заведуя в нём художественным отделом, публикует статьи, посвященные искусству конца XIX века.
Однако живопись по-прежнему остается его основным занятием. Художник много пишет, вырабатывая свой индивидуальный стиль пейзажной живописи.
Деревня на берегу реки. 1893
За утками. 1893
Горная река. 1894
На пруду. 1894
По Оке - к вечеру. 1894
Сенокос. 1894
Задний дворик. 1895
Летний день. Перелесок. 1896
Серый день. 1896
Дача в Абастумане. 1897
На Волге. Пристань у Казани. 1897
Известный коллекционер и благотворитель Павел Михайлович Третьяков приобрёл восемь картин Киселёва для своей коллекции. Полотна художника также приобретают для своих частных коллекций императрица Мария Федоровна, наследник престола Николай II. Картины пользуются большим успехом и у частных коллекционеров.
Киселёв много работает в эти годы. Он часто выезжает из Москвы, предпринимая поездки в разные места России с целью создания этюдов для своих картин, прекрасно передающих природу в разные времена года и часы дня, при различном состоянии атмосферы. В своих поездках художник черпает вдохновение для своего дальнейшего творчества. Диапазон тематики картин Киселёва очень широк: это и лирические пейзажи тихих уголков родной природы, и крупные панорамы экзотических видов Италии, Германии, Франции, Кавказа.
В 1893 году Киселёв переехал в Петербург и стал действительным членом Академии художеств. С 1897 года он начал преподавательскую деятельность.
Кавказский пейзаж. 1898
Мокрый день. 1898
Перед грозой на море. 1898
Рыбачок. 1898
В Абас-Тумане. 1899
Над обрывом. 1899
Хутор. 1899
В период с 1895 по 1897 годы Киселёв является инспектором Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Художеств. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.
В 1899 году художник впервые посещает Туапсе. Природа Кавказа поразила его. Киселёв с супругой решили перебраться в эти места и купили в Туапсе дачу. Здесь были созданы его удивительные работы «Ночь на море» и «Тихая вода».
Киселёв традиционно относится к художникам-реалистам, однако его пейзажи всегда отражают яркую индивидуальность художника. Изображение природы преподносится художником вместе с лирическим отношением к ней, что делает это изображение всегда очень поэтичным.
Также пейзажи Киселёва отличаются повествовательностью и особой тщательностью в выписывании деталей.
Дача в Крыму. 1900-е
Дача. 1900-е
Кадошские скалы. 1900
Море. 1900
На реке. 1900
Солнечный день. 1900
Горный пейзаж. Кавказские вершины. 1901
Горный пейзаж. Вершины Эльбруса. 1901
Каменоломня на берегу Черного моря. 1901
Байдарская долина. 1902
Картины художника, написанные на основе тщательного изучения натуры, повествовательны, строго композиционно построены, правдиво и очень реалистично передают обаяние природы средней полосы России, величие горных пейзажей Кавказа. («С горы». 1886 г.; «Сурамский перевал». 1891 г.; «Под Казбеком». ок. 1891 г.; «На снежных вершинах». 1896г.; «На большой реке». 1904 г.).
О его близости к традиции передвижнической ландшафтной живописи свидетельствует картина «Снопы в поле» 1891 года, находящаяся в собрании Саратовского государственного художественного музея.
Деревня. 1903
Осень. Ветреный день. 1903
Дом у дороги. 1904
На большой реке. 1904
Черное море. 1904
Горный пейзаж. 1905
В горах Кавказа. 1906
Морской залив. 1906
На пруду. 1906
У постройки лодок. 1906
Мыс Кадош близ Туапсе. 1907
Крестьяне в лодке. 1908
Морской вид. 1908
Осень в лесу. 1908
Стадо у пруда. 1910
В 1906 году Александр Александрович Киселёв стал одним из учредителей Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде. Благодаря авторитету Киселёва членам кружка удалось установить связи в Санкт-Петербурге и привлечь к участию в своих выставках живописцев Академии художеств.
Известный, всеми признанный художник Александр Александрович встретил свою смерть во время работы, 20 января 1911 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.