Алексей Макаров: «Абсолютно счастливой она не была - это я знаю точно.»
Жизнь как эксцентричная трагикомедия: «несоветское» лицо Любови Полищук [показать] Народная артистка России Любовь Полищук.
Уже 10 лет нет среди нас талантливейшей актрисы Любови Полищук. Несмотря на незаурядные актерские данные и яркую внешность, долгие годы она находилась в черных списках в числе тех, кого нельзя было снимать в главных ролях. За что Любовь Полищук попала в немилость и почему не смогла в полной мере реализовать свой творческий потенциал?
Любовь Полищук родилась в Омске, ее отец был строителем на железной дороге, мать - швеей. В детстве она мечтала о сцене, но в другом амплуа - балерины, а не актрисы. Поэтому с раннего возраста она активно занималась танцами и музыкой. После окончания школы Люба отправилась завоевывать столицу. В ГИТИС и училище им. Щукина она не поступила, но ее приняли во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства на вокальное отделение. После его окончания она с мужем Валерием Макаровым уехала в Омск и какое-то время выступала в качестве артистки разговорного жанра, а позже начала работать в театре.
[показать] Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме *12 стульев*, 1976
В 1970-х Любовь Полищук начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Кинотриумф актрисы состоялся в 1976 г., в фильме М. Захарова «Двенадцать стульев». Эта роль стала для нее и знаковой, и роковой: именно после этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность, но в процессе съемок она получила серьезную травму позвоночника.
Когда герой Андрея Миронова в танце «уронил» героиню, она упала на цементный пол - реквизиторы забыли положить на пол маты. Танго было снято только с 14-го дубля. После этих съемок боли в спине стали постоянными.
Железная воля и твердый характер, которые помогли ей справиться с недугом и работать дальше, сыграли злую шутку в ее творческой карьере. В результате размолвок с руководством «Мосфильма» актрису не приглашали на главные роли, вплоть до конца 1980-х гг. Формулировка одного из чиновников, причастных к ее опале, звучала и как приговор, и как комплимент одновременно: «несоветское лицо». Очень часто Полищук называли «советской Софи Лорен».
[показать] Любовь Полищук в фильме *Интердевочка*, 1989 [показать]
Любовь Полищук в фильме *Интердевочка*, 1989
Актерский талант Любови Полищук раскрылся в полной мере в комедийных ролях, именно в таком амплуа она запомнилась миллионам зрителей. Она сыграла в 89 фильмах, среди которых «Вавилон ХХ», «Тайна черных дроздов», «Если можешь, прости», «Интердевочка», «Бабник», «Моя морячка» и др.
Сын актрисы Алексей Макаров утверждает: «Абсолютно счастливой она не была - это я знаю точно. Мама всю жизнь очень переживала из-за того, что она крайне мало востребована в кино. По моему глубокому убеждению, как актриса с фантастическим потенциалом и талантами в кино она реализовалась максимум процентов на пятнадцать.
По большому счёту, её всегда называли актрисой эпизода. Это очень обидно… Если её жизнь перенести на киноплёнку, получилась бы эксцентричная трагикомедия. Мама при всей своей софилореновской внешности не боялась быть клоунессой, не боялась играть характерные, нелепые, смешные роли, за которые зрители её и полюбили».
Злокачественная опухоль позвоночника стала причиной ее преждевременного ухода. Ее последним фильмом стал сериал «Моя прекрасная няня», в котором она сыграла одну из главных ролей. На тот момент ей приходилось работать в корсете, поддерживающем позвоночник, превозмогая сильную боль. Новость о смертельной болезни актрисы потрясла всех. В СМИ активно обсуждали версию, согласно которой причиной возникновения саркомы стала та злополучная травма во время съемок «Двенадцати стульев». Однако после этого Полищук повредила позвоночник еще раз, попав в ДТП в 2000 г. Как бы то ни было, на 58-м году жизнь актрисы оборвалась.
Любовь Полищук была одной из самых красивых и экстравагантных женщин советского кинематографа и безусловно входила в число 25 актрис отечественного театра и кино, которые сводили мужчин с ума одним только взглядом.
P.S. А какой её запомнили близкие? Недавно «АиФ» встретился с сыном актрисы от первого брака известным актёром Алексеем Макаровым.
- И зрителями, и партнёрами по театру, кино Любовь Григорьевна воспринималась как женщина-праздник, которая заряжала окружающих своей жизнерадостностью, энергией, оптимизмом. А она сама ощущала себя счастливым человеком?
- Абсолютно счастливой она не была - это я знаю точно. Мама всю жизнь очень переживала из-за того, что она крайне мало востребована в кино. По моему глубокому убеждению, как актриса с фантастическим потенциалом и талантами в кино она реализовалась максимум процентов на пятнадцать. По большому счёту, её всегда называли актрисой эпизода. Это очень обидно…
Если уж говорить начистоту, то и в жизни женщиной-праздником она тоже не была. Не из-за характера - из-за работы. Спектакли, гастроли отнимали все силы. Дома мама запиралась в своём мирке: садилась в любимый уголок с пакетом семечек и вязала, вязала, вязала. Этот процесс мог длиться по многу часов, и мы все знали, что в это время её лучше не дёргать. Да, ещё непременным атрибутом этого действа была огромная чёрная кошка по кличке Кися, которая пристраивалась у матери на груди. Мама подобрала Кисю котёнком на одном из московских вокзалов и очень её любила.
- Любовь Григорьевна в одном из интервью говорила о том, что жизнь воспитала в ней мужской характер. В чём это проявлялось?
- Я бы сказал, что она была женщиной не с мужским, а с железным характером. Когда дело касалось профессии, Любовь Полищук становилась железной леди. Несмотря ни на что, она всегда достигала поставленных целей. Надо сесть на шпагат для роли? Пожалуйста, научусь! Надо похудеть за неделю? Сделаю! Помню, однажды Татьяна Васильева по каким-то причинам не смогла играть в спектакле «Там же, тогда же...» с Константином Райкиным. Решили срочно вводить в постановку Полищук. Времени в обрез. Так вот - мать полностью выучила всю пьесу за две ночи. Я бы так не смог…
Мама была очень целеустремлённой. И мне жаль, что её упорство, её настырность не передались мне. Я слишком мягкотел. В каком-то смысле размазня. А вот в матери был стержень.
Если её жизнь перенести на киноплёнку, получилась бы эксцентричная трагикомедия. Мама при всей своей софилореновской внешности не боялась быть клоунессой, не боялась играть характерные, нелепые, смешные роли, за которые зрители её и полюбили.
- А вы помните тот период, когда мать вместе с вами только-только перебралась в Москву?
- Немного помню. Мы тогда поселились в крохотной пустой комнатке в коммуналке. Из всех вещей - матрас. Мы стелили его прямо на пол и вдвоём на нём спали. Сейчас я понимаю, насколько матери было трудно в тот период. Мне же, ребёнку, нравилась коммуналка: кругом люди, все с тобой сюсюкаются. Одни соседи тарелку супа нальют, другие печеньем угостят - вот я уже и счастлив.
- Ваши отношения с матерью всегда складывались ровно или конфликты всё же случались?
- У нас вообще никогда не было ровных отношений. Я очень сильно напоминал маме отца, с которым она нехорошо рассталась. Да и уже после расставания отец занял некорректную позицию. Зная о моём существовании, он ни разу не выразил желания ни повидаться, ни пообщаться. Ему было наплевать на нас.
В итоге однажды я сам решил поехать к нему в Омск, чтобы посмотреть в глаза и спросить: «Мне сейчас 21 год. Почему ты за всё это время даже не поинтересовался, что за сын у тебя вырос?» Точного адреса я не знал, но мне показали несколько домов, в одном из которых он, кажется, проживал. Я звонил во все квартиры и спрашивал: «Не здесь ли живёт Макаров Валерий Константинович?» Отца я тогда так и не нашёл.
Спустя несколько месяцев пришло сообщение, что папа умер. Мы с мамой тут же поехали в аэропорт, чтобы вылететь в Омск на похороны. Была зима, пурга. Рейсы задерживали, и в аэропорту творилось полное сумасшествие. Шансов вылететь у нас не было, но вдруг маму узнал кто-то из лётной команды. Её без билета, за ручку каким-то чудом провели на борт. Меня тогда не взяли…
- Судя по тому, что Любовь Григорьевна говорила: «До 30 лет Лёша был шалопаем», можно сделать вывод, что она вас всю жизнь пилила…
- Какое там «пилила»! Она сразу срывалась в крик. Мама, как и все артистки, была легковозбудима. Ей казалось, что я всегда и всё делаю назло, вечно над ней издеваюсь. Её любимая фраза во время наших скандалов: «Я тебе пятьсот пятьдесят пять раз говорила!» Я же порой вкрадчиво интересовался: «Любовь Григорьевна, а почему именно 555? Я меньше насчитал». Она в ответ ещё больше злилась. Но надо было дать ей накричаться, и через 10-15 минут она успокаивалась.
Но вообще-то мать была единственным человеком, которого я хоть как-то слушался. Даже когда мне исполнилось 30 лет, я её побаивался и «строился» перед ней. В нашей семье она была безусловным лидером. Уверен, ни Серёжа (второй муж актрисы - художник С. Цигаль), ни Маша (дочь от второго брака. - Прим. авт.) не станут этого отрицать.
- А как она относилась к вашей актёрской деятельности?
- Поначалу критично, хотя все замечания по поводу моей работы высказывала весьма аккуратно. Её отношение изменилось после того, как нам довелось однажды поработать вместе. Я играл её мужа - сентиментального, плаксивого размазню, с которым она расстаётся. Наша с ней сцена начиналась с того, что я в одних семейных трусах пытаюсь завалить её на кровать. Комплексовали мы жутко.
Однако как только сыграли первый спектакль - все комплексы прошли. Мы поняли, что оба - профессионалы. Я, конечно, старался изо всех сил. Распускал перед матерью перья на всю катушку. Именно после этой работы мама стала во всех интервью говорить, что гордится мною как артистом. Мне это очень помогло.
- Писали, что после смерти матери вы поменяли фамилию в паспорте на Полищук. Это правда?
- Вообще вся история с моей фамилией довольно дурацкая. Когда пришло время получать паспорт, я по своей толстокожести, инфантильности решил - одна знаменитость по фамилии Полищук уже есть. Значит, я буду Макаровым и стану ещё знаменитее. Только спустя годы я просёк, что мама тогда на меня обиделась. Она ни слова не сказала по этому поводу, но губу, думаю, закусила.
Менять фамилию сейчас было бы ребячеством, никому абсолютно не нужным. Так что по паспорту я остаюсь Макаровым, но всегда буду Полищук - сыном самой красивой женщины, которую я когда-либо знал.
[показать]
Дочь Мариэтта Цигаль-Полищук (1984) - российская актриса, дизайнер, теле- и радиоведущая.