А какое место в редакторской иерархии занимает бета-ридер? Самый невостребованный редактор или самый эрудированный?
Очень хороший вопрос, особенно на фоне того, что многие как бы эксперты упорно распространяют слухи о том, какие ужасные специалисты сидят, скажем так, на входном контроле. Прямо вообще не понимаю, как книги-то до сих пор выходят?
Идет все от незнания. В нормальной редакции работа с самотеком — это не работа какого-то таинственного ридера, это система. К примеру, для того, чтобы обеспечить поток текстов, мы в свое время организовали премию Рукопись года, это одна из целей курсов Литературные курсы "Мастер текста".
Вначале с текстами работает наш ридер, затем, тексты передаются профильному редактору, после этого в дело вступает главред. Система, а не один специалист, вне зависимости от того, насколько высока его квалификация. Слушатели курсов «Мастер текста» - получают отдельный канал взаимодействия с редакцией.
И это только часть айсберга. Существует такая штука, как общение, и ведущие авторы, литераторы тратят массу времени, читая тексты начинающих авторов и рекомендуя их редакторам и агентам.
Должен ли автор приложить усилия, чтобы понравиться читателю?
Буду циничен. Если это делается мастерски, то почему бы нет? Никто об этом не узнает. А вот, если сделать плохо, то будет очевидно, что автор подстраивается. Хотел ли Достоевский понравиться читателям? Конечно. Но он гений. Автор может стараться или не стараться, иногда ему просто везет, а иногда он мощно работает в этом направление. Но мастерство - в любом случае – важнее.
Провал проекта это что? Какой-то процент продаж? Или что-то ещё?
Ответ, традиционно, в вопросе. Проект означает, что есть некие параметры, которым он должен соответствовать. Тут важно, что тираж определяет не автор, а издатель. К примеру. Мы издаем книгу 2000-м тиражом, и она успешно продается за пару месяцев. А что, если мы бы решили поставить тираж в 5000? И те же самые две продались, а три остались на складе навсегда. Книга одна и та же. Проданный тираж – один и тот же. В первом случае – проект состоялся, во втором – провал.
Так как в классическом случае, тираж определяет издатель, то и ответственность за провал – на нем. И заключается она в том, что не смогли просчитать, правильно проанализировать.
Другой вопрос, мало кто об этом догадывается, все издатели регулярно сознательно рискуют, издавая книги, успех, которых не очевиден. Иначе – просто не понять тенденции.
Что выгоднее автору, издать книгу за свой счёт или за счёт издательства? Кажется, ответ очевиден, но нет. Ведь издав за свой счёт, ты правообладатель.
Не вижу в чем фишка быть правообладателем и сидеть без денег. Какая-то специальная гордость? Во-первых, права передаются на конечный период. И длинна его диктуется автором. Во-вторых, как вообще связан тот факт, что права у того или иного лица с доходами? Выгода связана с двумя вещами – коммерческим потенциалом текстом (и надо понимать, что это не равно качеству литературному) и тем, насколько хорошо умеет продавать правообладатель. Если автор уверен, что он лучше справится с задачей продать свой текст, конечно, лучше продавать самому, если лучше продает издатель – есть смысл отдать права издателю. Все просто.
Очевидно, количество читателей снижается, на что вы вообще рассчитываете?
Во-первых, мы лучшие и когда не будет продаж ни у кого, наши книги по-прежнему будут интересны нашим читателям.
Во-вторых, странно рассчитывать на то, что вовлеченность в чтение должна непременно идти строго вниз или вверх. Волны. Появляются книги, экранизации – и интерес к чтению растет или падает.
В-третьих. Конечно, во главе угла – текст. Но. Не стоит недооценивать тот факт, что в России – огромная проблема с книжной инфраструктурой. Это минус, но это и возможность. Инфраструктура неизбежно будет улучшаться и это наш шанс.
Четвертое. Самое важное. Книга, в независимости от популярности остается основой современных медиа, даже, если кто-то считает иначе. Условно, книга – ДНК – сериалов, игр… Да, чтобы увидеть ДНК нужны усилия, но без нее – все остальное просто не существует. Популярна ли ДНК? Есть у меня некая уверенность, что большая часть человечества вообще не знают о существовании двойной спирали.