http://www.iwoman.ru/Subjects-index-req-viewpage-pageid-3198.html
Характер и интеллект ребенка
Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.
Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста (себе на беду), укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.
Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).
Развитие речи продолжается
Ваш ребенок уже давно и неплохо разговаривает; вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение. Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, почти совершенно нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких (телеграфных) фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный, в то время как соседская девочка так и щебечет, так и щебечет (и даже по-английски изволит!) - и замучила маму умненькими вопросами. Девочки вообще быстрее осваивают речь.
Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра; обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.
Сложности с произношением
В норме ребенок 4-5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку.
Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.
Ваше отношение к ребенку должно измениться
Задумайтесь о своем отношении к ребенку: так ли оно изменилось, как изменился сам ребенок, или вы все еще относитесь к нему, как к младенцу? Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся, как к совсем маленьким, и строят на этом отношении свое поведение; для таких детей сюсюканье - норма бытия. Если ваши отношения с ребенком застряли именно на этом уровне, поскорее вносите коррективы. Вы же не хотите вырастить ребенка под знаком инфантильности?
Практические навыки
К 4-5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.
Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.
Азы общения
Ребенок дошкольного возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться.
Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор. Ребенок до 3 лет уперся бы и начал капризничать; ребенок дошкольного возраста начнет выбирать. Дошкольник уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.
Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений. Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах; даже самые неромантические профессии прельщают его. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.
Ленивых детей нет!
Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.
Систематизация знаний ребенка
Возраст дошкольника можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.
Игрушки и психическое развитие ребенка
Для малыша игрушки так же важны, как для папы - машина, рыбалка и даже работа. Собственно, игра для ребенка - это и есть работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается; нет, он работает над собой, совершенствуется: учится говорить, фантазировать... Порой он творит... Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.
[показать]Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками. Сделав такой подарок ребенку, вы, возможно, убережете от "поползновений маленького нажимателя кнопок" какую-то свою дорогостоящую аппаратуру, например, персональный компьютер.
Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.
Самостоятельности тоже можно научиться
Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.
Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один. Потом вы выходите на пять минут, на десять...
Круг друзей ребенка
[показать]Подумайте над тем, как обеспечить своего малыша подходящим обществом. Быть может, у вас есть подруга, которая живет неподалеку и воспитывает такого же малыша, а может, вы очень дружите с соседкой и у нее есть ребенок, подходящий вашему ребенку для игр. Всегда можно договориться, тем более, что подруга или соседка испытывают аналогичные трудности. Можно пригласить знакомого ребенка к вам, а в другой раз отпустить вашего ребенка в гости. Некоторые мамы, имеющие много подруг с детьми, регулярно устраивают такой детский сад на дому. Другие мамы это только приветствуют, поскольку у них освобождается дополнительное время для работы по хозяйству, для похода в магазин.
Дети быстрее и гармоничнее развиваются, общаясь друг с другом. Они учатся азам сложной науки человеческих взаимоотношений. Согласитесь, получить свое и не обидеть другого, сделать желаемое и не помешать другому - довольно тонкое искусство. Дети, собравшись вместе, учатся держаться в обществе: настаивать или, наоборот, уступать; найти в себе потенциал стать лидером или подчиниться; уметь заинтересовать других, чему-то научить или научиться и т. д.
Смена игр
Когда подбирается компания детей и вы приглядываете за этой компанией, постарайтесь сделать так, чтобы игры у детей чередовались. Игры ведь бывают разные: подвижные (с бегом и прыжками) или тихие и сосредоточенные. Иными слонами: есть игры "для ног", а есть - "для интеллекта". Развивать надо и то, и другое. Ведь в жизни правильно поступает тот человек, кто в течение дня чередует разные виды деятельности: например, пару часов посидел за компьютером, потом часик поработал на огороде; прослушал двухчасовую лекцию, затем поиграл на спортплощадке в волейбол и т. д.
Смена игр - это как разрядка для ребенка. Психика малыша слишком слабая для того, к примеру, чтобы весь день, не поднимаясь, складывать мозаику.
Внимание к ребенку - основа воспитания гармоничной личности
Ребенок 4-5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее, чем трехлетний малыш. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.
Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности... Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.
Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях.
После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу.
Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.
Ваш ребенок подражает окружающим
Именно в этом возрасте в детях все сильнее проявляется страсть к подражанию. Они быстро находят для себя идеалы. Где? В первую очередь дома, среди тех людей, с которыми общаются; чаще всего это папа и мама, реже кто-нибудь другой - дядя, например.
Со временем, возможно, идеал вашего ребенка изменится; здесь многое зависит от вас и от тех влияний, которые ребенок будет испытывать со стороны. Если вы, погрязнув в быте и не работая над собой, перестанете быть авторитетом, то вы скоро перестанете и быть идеалом; если со временем усилится влияние "улицы" и "авторитетных" друзей, то вы и увидите в своем доме на месте своего обожаемого ребенка дитя "улицы".
Отсюда вытекает интересная зависимость: желая добра своему ребенку, желая ему совершенства, вы обязаны в первую очередь совершенствоваться сами. Пока ребенок стремится быть похожим на вас, будьте достойны этого.
Поведение ребенка и обстановка в семье
В этом возрасте ребенок - непоседа. Он и минуты не удержится на месте, особенно если есть какой-то внешний раздражитель, на который малыш реагирует эмоционально. Обратите внимание, как ваш ребенок смотрит мультфильм. Ребенок живет в нем; все, что появляется на экране, мгновенно, словно в зеркале, отображается на лице малыша. Он просто съезжает с тормозов и болеет за героев на всю катушку; он кричит, он подпрыгивает и размахивает руками, хлопает в ладоши, а когда появляется отрицательный персонаж - ребенок замирает, злится и даже грозит ему.
Такое поведение для ребенка норма. И хотя эта норма иногда раздражает и утомляет взрослых, с ней надо смириться. Ребенок получает впечатления, и иногда довольно мощные, и порой ему надо их "сбросить". Психика у малыша еще слабая, мозг несовершенен, длительное возбуждение - опасно. Эмоциональную реакцию ребенка можно сравнить с чем-то вроде громоотвода.
Ребенку этого возраста, в отличие от малыша 2-3 лет, свойственно шумное поведение. Даже если ребенок в своей комнате один, вы время от времени слышите его. Если же он притих, то, как правило, что-то неладно. Скорее всего ребенок заболевает. Дети становятся вялыми, капризными, плаксивыми, когда у них повышается температура.
Помните об этой особенности детской психики и не покрикивайте на ребенка, когда он слишком расшумится, болея за любимых героев, а, наоборот, поддержите - поболейте вместе.
Все дети разные
Все дети разные. Даже когда вы воспитываете второго и, может, третьего, вы не вправе считать себя специалистом в воспитании, если не будете постоянно помнить ту истину, что все дети разные и к каждому необходим индивидуальный подход. Те тонкости психологии, какие вы наработали со старшим сыном, возможно, совсем не годятся применительно к младшему или, тем более, к дочери.
Приступая к воспитанию малыша, вы сначала должны изучить его. Но не пугайтесь, времени у вас для этого будет достаточно. Принцип индивидуального воспитания прост: угадывая, нащупывая положительные качества вашего ребенка, вы всячески поддерживаете их; с качествами и сторонами характера, какие вы считаете отрицательными, поступаете как раз наоборот - вначале игнорируете их, потом мягко подавляете (спокойно выговариваете, даете понять, проявляете недовольство).
Психическое развитие ребенка четырех лет
Оценить психическое развитие своего ребенка в возрасте 4 лет вы можете по следующим признакам: о ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. На этом подражании даже построены некоторые его игры, например игры в солдата, в космонавта. Малыш понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации; таким образом уже может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п. Практически не путает множественное число с единственным, женский род с мужским, но может назвать завтрак ужином, а про "вчера" сказать "завтра". Может разделить предметы на группы по признаку:
Если вы обратили внимание на то, что ваш ребенок обнаруживает несоответствие какому-то из пунктов или всем пунктам, для нас есть смысл встретиться с психологом или психоневрологом. Специалист осмотрит ребенка и, возможно, даст вам рекомендации по необходимой коррекции, а может, назначит занятия.
Психическое развитие ребенка пяти лет
Оценить психическое развитие своего ребенка в возрасте 5 лет вы можете по следующим признакам:
Психика ребенка
Старайтесь избегать тех игр и развлечений, которые могут перевозбудить ребенка. А если в такую игру ребенку хочется поиграть, то играть нужно дозированно. Ребенок, часто испытывающий состояние перевозбуждения, становится со временем неуравновешенным, капризным, своенравным, упрямым; у таких детей страдает сон, поскольку перевозбужденному ребенку трудно заснуть; если вы строго придерживаетесь распорядка дня и утром поднимаете малыша "по часам", то он, естественно, не высыпается и потому - заторможен, угрюм, плаксив; у него страдает аппетит, и малыш худеет.
Очень тяжелое влияние на психику ребенка может оказывать ненормальная, тревожная обстановка в семье, когда родители часто ссорятся и постоянно на высоких тонах выясняют между собой отношения, когда с кухни по коридору летят осколки посуды...
Ребенок воспринимает это как катастрофу. И в качестве реакции со своей стороны может выдать неврозы (испуг вплоть до заикания и тиков, ночное недержание мочи, кошмары по ночам и др.).
Рисование - полезный навык
Ваш ребенок к 4 годам в силах нарисовать круг - правда, круг этот будет далеко не идеальным. Также вы можете добиваться, чтобы ваш четырехлетний ребенок изобразил треугольник, квадрат, прямоугольник. Это ему вполне по возрасту. Покажите малышу эти геометрические фигуры, научите обводить предметы: например, стакан по окружности, спичечный коробок по периметру и т.д. Более сложные рисунки, изображающие людей, животных, ребенку еще не даются.
С большим удовольствием дети рисуют акварельными красками.
Ребенок учится работать руками
Чтобы прибавить ребенку самостоятельности, чтобы он вырос у вас "с руками", можете потихоньку приучать его и доверять ему пользоваться простейшими бытовыми инструментами. Под вашим контролем, конечно.
Когда ребенок, набегавшись, проголодается и попросит у вас бутерброд, предложите ему самому этот бутерброд приготовить. Вместе с ребенком возьмитесь за нож, аккуратно отрежьте хлеб, кружочек колбасы. Пусть ребенок учится во дворе острой щепочкой резать глину или дома - детским пластмассовым ножиком тесто.
Купите ребенку детские ножницы-с закругленными концами. Дети очень любят резать ножницами. Сначала они режут просто ради резания - их привлекает сам процесс. Чуть позже начинают вырезать что-то. Сложную фигуру ребенку вырезать непросто. Предложите ему вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Когда ребенок освоит это, предложите вырезать круг - задание посложнее.
Игры в ванной продолжаются
Не спешите, посадив ребенка в ванну, приступать к мытью; бросьте ему в воду несколько пластмассовых и резиновых игрушек, пластмассовые флакон и стаканчик от шампуня - пусть малыш развлечется. Вода не должна быть ни слишком горячей, ни прохладной. Во время игры не позволяйте ребенку мочить голову. В этих условиях минут 10- 15 он может поиграть.
Движение - это жизнь
Несмотря на то что ребенок ваш стал на вид таким нескладным, он теперь значительно лучше владеет своим телом, он намного подвижней, чем прежде. Подвижность для него много значит. Ребенок растет в движении и гармонично развивается. Вы должны сделать все, чтобы дать малышу возможность для движения: ему нужны пространство, общество сверстников, разнообразные тренажеры. И, конечно же, важно полноценное скоординированное питание, богатое витаминами.
Не печальтесь, глядя на исцарапанные, разбитые локти и коленки вашего дитяти, не ругайтесь за шумное поведение в доме - это явления, .характерные для данного возраста ребенка.