http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721
В основе этиологии ПТС, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее причиной психической травмы, - экстраординарно для личности и сопровождается страхом, ужасом, ощущением беспомощности. Посттравматический стресс - это реакция организма на событие (события), которые выходят за границы нормального человеческого опыта. Более кратко это определение звучит следующим образом: Посттравматический стресс есть нормальная реакция на ненормальную ситуацию (ненормальные обстоятельства).
Существует список ситуаций, приводящих в ПТС.
А. Природные
а) климатические (ураганы, смерчи, наводнения);
б) сейсмические (землетрясения, извержения вулканов)
Б. Вызванные человеком
несчастные случаи:
а) на транспорте (дорожном, железнодорожном, водном, авиа);
б) в промышленности;
в) взрывы (химические, на шахтах, военных складах);
г) пожары (ожоги, удушение дымом);
д) биологические (вирусные, бактериологические, токсемии);
е) химические (токсические газы, жидкости, твердые вещества);
ж) ядерные (радиация, радиоактивное загрязнение).
умышленные:
а) терроризм;
б) бунты, мятежи, социальные волнения;
в) войны.
Травматическая ситуация становится событием, травмой в зависимости от диспозиционных факторов и в первую очередь от характера восприятия и оценки события самим человеком. Опасность совершенно необязательно должна быть реальной, она может существовать в воображении человека. Например, радиация как реальная опасность и радиофобия. Характер их воздействия на психику человека может быть практически одинаково болезненно и психологическая помощь необходима как в одном, так и в другом случае. Усиливает травмирующее воздействие ситуации психическая и физическая слабость жертвы.
В развитии посттравматических стрессовых расстройств важную роль играют следующие ситуационные факторы: внезапность и неожиданность стресса (взрывы, катастрофы, стихийные бедствия); жестокость происходящего, как при военных действиях или нападениях террористов; недостаточная социальная поддержка.
Число людей с психическим расстройством может быть значительно больше, чем число непосредственно пострадавших, так как в подобные переживания вовлекаются члены семей, свидетели, спасатели и т.д.
.Симптоматика
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY .
А. Событие. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в результате психической травмы. В основе психическое травмы лежит ситуация, выходящая за рамки жизненного опыта, а потому не имеющая индивидуальных аналогов переработки. Таким образом, данная ситуация становится кризисным событием, из которой личность не видит выхода и попадает в состояние тяжелого стресса. Кризисная ситуация связана с угрозой жизни, здоровью, психическому равновесию как самого субъекта, так и его родственникам, близким.
Б. Группа "повторного переживания". Психическая травма, вызывавшая ПТС, повторно переживается пострадавшим в следующих формах (не менее одной):
повторные угнетающие мысли, связанные с "событием";
2) постоянные или эпизодические угнетающие воспоминания о психической травме; у детей это могут быть повторяющиеся игры, в которых присутствует "событие";
3) внезапное ощущение того, что "событие" и то, что ему предшествовало, повторяется вновь (включая ощущения, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды "flashbacks");
4) психологическое угнетение в случаях, когда текущее события напоминают или символически связаны с психической травмой, включая предметы, даты (годовщины) и т.д.
С. Группа "избегания". Постоянное избегание того, что может ассоциироваться с "событием" или напоминать о нем. А также общая психическая заторможенность (не менее трех пунктов):
1) стремление уйти от мыслей или чувств, ассоциирующихся с психической травмой;
2) стремление избегать ситуаций или действий, которые могут вызвать воспоминание о психической травме;
3) невозможность восстановить важные подробности, связанные с психической травмой;
4) значительная потеря интереса к ранее важным аспектам деятельности (у детей утрата навыков речи и самообслуживания)
5) чувство отчуждения и безразличия к другим;
6) заметное снижение уровня положительных аффективных переживаний (невозможность испытывать чувство любви, радости);
7) неуверенность в будущем (невозможность сделать карьеру, вступить в брак, иметь детей или долго жить) - эффект укороченного будущего
Д. Группа "общая психическая возбудимость/ заторможенность". Симптомы повышенной возбудимости, отсутствующие до психической травмы (не менее 2 из следующих):
Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катастрофы, от политических режимов. Кесслер в 1995 году опубликовал статистические данные связи развития ПТСР с характером травмы (Таблица)
Таблица
Частота различных травм и последующего развития ПТСР в репрезентативной американской выборке
|
Характер травмы |
Частота травмы, % |
Частота развития ПТСР, % |
|
Изнасилование |
5,5 |
55,5 |
|
Сексуальное домогательство |
7,5 |
19,3 |
|
Война |
3,2 |
38,8 |
|
Угроза применения оружия |
12,9 |
17,2 |
|
Телесное насилие |
9,0 |
11,5 |
|
Несчастные случаи |
19,4 |
7,6 |
|
Свидетель насилия, несчастного случая |
25,0 |
7,0 |
|
Пожар, стихийное бедствие |
17,1 |
4,5 |
|
Плохое обращение в детстве |
4,0 |
35,4 |
|
Пренебрежение в детстве |
2,7 |
21,8 |
|
Другие угрожающие жизни ситуации |
11,9 |
7,4 |
|
Другие травмы |
2,5 |
23,5 |
|
Наличие какой-либо травмы |
60,0 |
14,2 |
Американские исследователи отмечают следующие особенности распространения ПТСР. Во-первых, выросла частота возникновения ПТСР с 1-2 % в 80-х годах до 7-8% в 90-х годах. Во-вторых, имеются выраженные половые различия (10,4% для женщин и 5,0% для мужчин).
7.5. Анализ методов диагностики
Основным инструментом дифференциальной диагностики всего комплекса расстройств по критериям DSM-III-R, в том числе ПТС, является метод структурированного клинического интервью - СКИД (SCID-Structured Clinical Interview for DSM-II-R). Скид был опубликован в 1987 году и с тех пор широко применяется врачами и психологами как в клинической практике, так и в исследовательских целях.
СКИД включает ряд диагностических модулей (блоки вопросов), обеспечивающих постановку диагноза по критериям, содержащимся в DSM-III-R. Конструкция интервью позволяет работать отдельно с любыми необходимыми для каждого конкретного случая модулем, который выбирается на основании данных общего (обзорного) опроса пациента на первом этапе исследования. Окончательный диагноз определяется по данным суммарной итоговой шкалы, в которую заносятся результаты, полученные при применении каждого модуля.
Кроме основного инструмента (SKID) при диагностики ПТС, применяются следующие методики:
(1) Миссисипская шкала (Missisippi Scale). Позволяет определить наличие PTSD-синдрома в 93% случаев и в 89% случаев - отсутствие этого синдрома.
(2) Субшкала PTSD-синдрома, разработанная на базе MMPI. Применение субшкалы MMPI выявляет до 82% случаев PTSD.
(3) Опросник депрессии Бека.
(4) Тест Спилбергера для определения личностной и ситуативной тревожности.
(5) Шкала оценки тяжести воздействия травматического события (Impect of Event Scale - IOES) Горовитца, позволяющая определить наличие у пациента PTSD-синдрома по выраженности одной из двух тенденций: стремления к навязчивым переживаниям по поводу травмы или к избеганию всего связанного с ней.
Шотландский психолог В. Юл представил свой опыт применения шкалы Горовитца для 8-летних детей (1993).
(6) Локус контроля. Шкала Дж. Роттера.
(7) Для определения уровня развития способности к воображению обычно используется опросник OMI (Questionnaire Upon Mental imagery). Кроме способности к воображению он фиксирует выраженность стремления к поиску "острых" впечатлений ("sensation seeking").
7.6. Травматический стресс и крушение базовых иллюзий
Психологическое состояние людей после катастрофы имеет общие характеристики, выходящие за рамки психологических состояний
Так, у пострадавших формируются установки жертвы. Это связано с тем, что человеку выгодно как можно дольше оставаться жертвой. Происходит виктимизирование ситуации - люди получают наклейку жертвы. Об этом предупреждал еще в начале 20 века Е. Крепилин
Формируется рентная ориентация у пострадавших, которая близка по значению и по механизмам возникновения с установкой жертвы. Человек с рентной ориентацией противится психологической помощи, он "доволен" своим психологическим состоянием, так его социальный статус "пострадавший" позволяет получать или надеяться получать материальную и моральную выгоду.
Иллюзия справедливости устройства мира. Некоторые люди считают, что все зло обязательно должно быть наказано. Они считают, что раз они ведут праведный образ жизни, то их не должно коснуться страдание. Это, как правило, честные благородные, принципиальные и справедливые люди. Правда, их честность и благородство относится только к членом своего сообщества. Ради принципа они готовы пожертвовать и своей жизнью, и жизнью близких, и чужой жизнью.
Иллюзия простоты устройства мира. Согласно этой иллюзии, мир полился на две части: «наши» и «не наши». По отношению к «нашим» применима и честность и благородство. «Не наши» должны быть уничтожены, так как (еще один признак травмированной личности) кто не с нами, тот против нас.
Проблема формирования ответственности в посттравматической ситуации.
Проблема психологической помощи - достаточно известная и вместе с тем мало разработанная область в отечественной психологии.
Сущность психологической помощи человеку заключается в том, чтобы он сам смог запустить механизм ответственности за себя, за свое поведение, за свое здоровье. Чтобы использовать механизм ответственности за себя в психотерапевтическом процессе, необходимо помочь пострадавшему точно осознать природу его проблем.
С методической точки зрения процесс психотерапевтического обучения может состоять из следующих компонентов.
1. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных "мифических" представлений относительно стрессовых реакций в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Мифотворчество - это особенность сообществ, перенесших массовую психическую травму и не получивших необходимой психологической помощи. Нередко отсутствие психологической помощи сопровождается недоверием к официальным источникам информации.
Наиболее часто встречаются такие ошибочные мифологизированные представления, как:
а) "Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют в моем воображении";
б) "Только «слабые» люди страдают от стресса";
в) "Я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни - стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы";
г) "Все люди реагируют на стресс одинаково";
д) "Осознать источники чрезмерного стресса легко";
е) "Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать - это сесть и расслабиться".
2. Представление информации об общей природе стрессовой реакции. Человек должен иметь представление о том, каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть позитивную (эустресс) и негативную (дистресс) роли.
3. Развитие у клиента сознания того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие имеются характерные симптомы чрезмерного стресса. В итоге человек должен отличать эустресс от дистресса.
4. Формирование у клиента способности самоанализа, для того чтобы ему самому идентифицировать характерные для себя стрессоры. Важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят только ему присущий характер. Если клиент может идентифицировать источники стресса, то становятся возможными конструктивные шаги к избежанию стрессов или, по крайней мере, для лучшей подготовки к столкновению с ними.
5. Сообщение пострадавшему о той активной роли, которую сам он играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.
В процессе адаптации к стрессогенным факторам названные компоненты психотерапевтического обучения лучше всего могут формироваться через библиотерапию, упражнения на самоосознание, участие в психотерапевтических группах и даже через традиционную форму обучения.
IX. Стратегия и методология психотерапевтической помощи
9.1. Фундаментальные принципы психологической помощи
А) Принцип нормализации.
Состояние после психологической травмы требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на травму с необычностью своего поведения, с необычностью его самого. Мысли и чувства человека в посттравматический период их жизни могут быть болезненными и не понятными не только им самим, но и родственниками и сослуживцами и даже специалистам, если они не знакомы с такими психическими проявлениями. Для скорейшего выхода из состояния стресса для человека важно принять свое поведение как поведение «нормальное». Если ему будет объяснено, что его реакции это следствие перенесенного стресса, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
Б) Принцип партнерства и повышение достоинства личности.
Процесс «выздоровления» в эмоциональном отношении включает в себя повторные переживания, избегание, повышенную чувствительность и самообвинение. Учитывая это, терапевтические отношения должны строится на взаимном доверии, совместно выбирать стратегии поведения. Личность не должна чувствовать дополнительную опасность из-за того, что ее права ущемляются в таком важном для любого человека аспекте, как личностный рост и развитие. Человек после катастрофы, с «опытом» жестокого обращения, с униженным достоинством и бессилием это человек с уменьшенным чувством собственного «Я». Уменьшение чувства собственного достоинства пропорционально выраженности виктимизации. Но такое же бессилие могут чувствовать и те, кто остался живым после катастрофы, но не подвергался жестокости и унижению. Поэтому партнерство это тот терапевтический союз, который приносит большую пользу для выздоровления.
В) Принцип индивидуальности.
Безусловно, что каждый человек имеет свой путь восстановление после перенесенного стресса. Человеческая реакция на стресс всегда сложнее общий психологических реакций на стресс. Поэтому психолог должен понимать и ценить индивидуальные переживания, индивидуальный способ посттравматической регуляции. Партнеры по выходу из состояния стресса должны знать общую картину симптомов, представлять порядок высвобождения, но они должны быть готовы к особым проявлениям и индивидуальным характером переживаний и перехода на нормальный режим жизнедеятельности.
Психологу следует помнить, принцип индивидуальности иногда противоречит принципу снятия уникальности переживания. Показывая, что переживания не уникальны и находятся в рамках общей симптоматики, мы невольно уравниваем пострадавшего с усредненной массой.
9.2. Подходы к коррекции Травматического стресса
В работе с посттравматическими состояниями очень важен междисциплинарный подход. Помощь может начинаться с организации самопомощи, с проведением кризисной интервенции, с борьбы за расширение прав пострадавших.
Все методы психологической помощи можно разделить на четыре категории.
Образовательная категория
Пострадавшие могут иметь собственные ресурсы к восстановлению, которые они находят при помощи книг и статей, через знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Создание информационного поля позволяет пострадавшим осознать, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность надеяться на то, что при обращении к специалисту их страдания будут поняты, и они получат поддержку и помощь.
Целостное отношение к здоровью. Принцип холизма.
Предполагает относиться к человеку как единому целому. Целостность предполагает необходимость и важность задействовать все резервы человеческого организма и личности: физическая активность, правильное питание, духовное развитие, использование чувства юмора. Внимание ко всем сторонам человеческой личности позволяет активизировать такие способности к восстановлению человека, которые были скрыты даже от него самого. Человек заслуживает того, чтобы к нему относились к единому целому.
Социальная поддержка.
Для выхода человека из состояния посттравматическое стресса, имеет значение социальное окружение. На кого может человек рассчитывать в ситуации психологического расстройства, какие новые проблемы в отношениях в семье и на работе возникли после травматического события - все это следует учитывать при проведении кризисных мероприятий. Сюда следует отнести наличие сети самопомощи, формирование поддержки со стороны общественных организаций.
Собственно психологическая помощь.
Психологическая помощь включает в себя работу с проявлениями горя (группы поддержки взрослым и детям, переживающим горе), снятие фобических реакций посредством работы травматическим образами и многие индивидуальные методы психологической помощи и поддержки. Особое место в системе психологической помощи занимают специально созданные методы. Это, прежде всего Психологический дебрифинг - форма кризисной интервенции, применяемый сразу после кризисного события в групповой форме и психобиографический дебрифинг, который может быть использован при индивидуальной работе с отсроченным сроком травматизации.
9.3. Сущность стратегического (превентивного) подхода
Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события; установка на положительные результаты; общий подход и единая команда; использование простых и действенных способов терапии.
Отличительные черты стратегического или превентивного подхода. Активная позиция психолога. Сосредоточение на групповых методах психологической помощи («пальто-помощь»). Отсутствие психофармакотерапевтических средств, а также госпитализации. Значение основных человеческих потребностей. Длительные занятия. Рассмотрение психологических симптомов как нормальных реакций на ненормальные ситуации. Взгляд на пострадавших не как на пациентов, а как на людей, у которых другие потребности.
При превентивном подходе следует учитывать: что пострадавшие не признаются жертвами в обществе; существует недостаток информации о самом событии и как это событие переживается самим человеком; нередко пострадавшие злоупотребляют медикоментозные средства; в трагических ситуациях отсутствуют возможности совершить ритуалы.
Психолог должен знать: характеристику события, вызвавшего психологическую травму; личность пострадавшего (тип); структуру семьи; наличие ранее перенесенных травматических переживаний; есть ли поддержка на работе.
В практической своей части эти категории определяют позицию психолога при оказании психологической помощи. Принципом работы психолога после травматического события может послужить стратегическая (превентивная) парадигма в психотерапии. Ее главной отличительной особенностью от традиционной или психотерапевтической - приверженность к активному подходу. Сигналом для оказания необходимой психологической помощи должен служить некий фрагмент действительности, который становится для человека событием, кризисным событием. Психолог должен иметь списки таких событий и как за рубежом, так и нашей стране идет работа по составлению списков травматических событий. Приверженность к активной позиции предъявляет требования к месту проведения реабилитационных мероприятий - крайне желательно оказывать помощь на месте события или, в крайнем случае, в привычной для пострадавших обстановке. Значение имеет и время оказание помощи, так как установлено, что наиболее эффективно оказание помощи не менее чем через 72 часа после события. Более приемлем групповой подход в оказании психологической помощи особенно на первоначальном этапе.
Отличительной особенностью превентивного подхода в психотерапии, используемого в кризисной психологии состоит в следующем. Метод кризисной психологии работает с событием, вызвавшим эти состояния. Возникновение невроза связано с тем, что человек не нашел в себе мужества принять в когнитивную составляющую самосознания травмирующий его фрагмент действительности. Взращивание мужества быть вопреки - стратегическая цель работы кризисного психолога. Отсюда и подход к определению эффективности метода. Не столько снятие симптомов, что может быть, а может и не быть критерием эффективности, а осознание, что надо принять событие, сосуществовать с ним, построить новые связи взамен утерянных. Ведь именно эти факторы вызывают негативные симптомы. И все это предусмотрено, заложено в методических процедурах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. Так, в наиболее распространенной технике, применяемой в кризисной психологии "Психологический дебрифинг" вся работа подводится к этапу реадаптации, в котором выстраивается перспектива жизненного пути после события. Выстраивание своего пути является главным сигналом того, что проведенная работа, связанная с проработкой фактов, мыслей, чувств, симптомов, возникших в связи с событием, прошла успешно. Другими словами в технике "Психологический дебрифинг" встроен диагностический критерий эффективности работы самой этой техники.
Вопросы к теме:
1. Принципы психологической помощи
2. Основные принципы превентивного подхода
3. Категории психологической помощи в постстрессовой ситуации
Литература:
Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Пергаменщик Кризисная психология
Пергаменщик Л. А.
кризисная психология
Курс лекций
Минск
2003
Содержание
Введение 4
I. Предмет и задачи кризисной психологии 5
II. Система основных понятий кризисной психологии 7
2.1. Кризисное событие 7
2.2. Психобиографический подход к изучению жизненного пути личности 10
2.3. Психическая травма 12
2.4. Психологическое содержание переживания 14
2.5. Скорбь как процесс переживания 15
2.6. Стратегии преодоления психологической травмы 15
III. Антропологическая катастрофа 18
3.1. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности 19
3.2. Принцип Декарта 20
3.3. Принцип Канта - принцип второго "К" 21
3.4. Принцип Кафки - принцип третьего "К" 21
1V. Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии 22
4.1. Основные положения экзистенциальной психологии 23
4.2. Экзистенциальный анализ 25
V. Характеристика экзистенциональных тревог 30
5.1. Тревога судьбы и смерти 31
5.2. Тревога вины и осуждения 32
5.3. Тревога пустоты и отсутствия смысла 34
5.4. Взаимосвязь страха и тревоги 35
5.5. Психотерапевтическая теория невротической тревоги 36
VI. Основы логотерапия 39
6.1. Характеристика смысла 39
6.2. Система ценностей осмысленной жизни 39
6.3. Учение о свободе воли 40
6.4. Экзистенциальный вакуум 41
6.5. Логотерапевтическая теория неврозов 42
6.6. Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза 42
VII. Теория посттравматического стрессового расстройства 45
7.1. История создания теории 45
7.2. Этиология 46
7.3.Симптоматика 47
7.4. Эпидемиология 48
7.5. Анализ методов диагностики 49
7.6. Травматический стресс и крушение базовых иллюзий 49
7.7. Психологические последствия продолжительных издевательств. 51
7.8. Психологические последствия терроризма 54
VIII. Переживание детьми горя 57
8.1. Общая характеристика переживания детьми горя 57
8.2. Фазы детского горя 58
8.3. Возрастные особенности переживания горя 60
8.4. Самосознание и проблемы, возникающие в горе 62
IX. Стратегия и методология психотерапевтической помощи 64
9.1. Фундаментальные принципы психологической помощи 64
9.2. Подходы к коррекции Травматического стресса 65
9.3. Сущность стратегического (превентивного) подхода 65
X. Программы кризисной интервенции, психологической помощи и поддержки 67
10.1. Психологический дебрифинг 67
10.2. Аутодебрифинг. Индивидуально-групповой вариант дебрифинга 73
10.3. Психобиографический дебрифинг 74
10.4. Программа преодоления психических травм детства 77
10.5. Общая характеристика метода «группа поддержки» 81
10.6. Группы поддержки ребенку в горе 84
10.7. Группа поддержки взрослым в горе 88
XI. Психологическое просвещение 94
11.1. Основные направления и принципы психологического просвещения 94
11.2. Общие принципы разработки буклета "В помощь жертвам катастрофы…." 95
Глоссарий 96
Темы контрольных работ 101
по курсу «Введение в кризисную психологию» 101
Использованная литература 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
Приложение 1. К программе психологической помощи и поддержки взрослым в горе 107
Приложение 2 Детское горе 110
Приложение 3. Буклет в помощь пострадавшим в трагедии 30 мая 1999 года 116
Приложение 4. Архаичные формы психологической помощи в кризисных ситуациях 118
Приложение 5. Литературные иллюстрации к изучаемым темам 122
5.1. Обретение смысла через травматическое событие (Л.Н. Толстой) 122
5.2. Иллюстрированный анализ человеческого страдания 128
5.3. Психотерапевтический процесс в "Процессе" 137
Ф. Кафки 137
(анализ одной неудачной психотерапевтической процедуры) 137
5.4. Психотехнология прощения 146
Введение
Курс лекций "Кризисная психология" первая в отечественной психологии попытка осмыслить новую отрасль психологии.
Знаменательно, что курс начинается с рассмотрения системы основных понятий новой психологической дисциплины. Практическая психология уже не один год работает с пострадавшими в различных катастрофах людьми, а потребность в специалистах в области психологии кризисов все возрастает. В течение последних пяти лет ведется преподавание кризисной психологии в вузах Республики и, прежде всего, в Белорусском Государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Курс лекций "Кризисная психология" включает одиннадцать основных разделов и пять приложений к программам психологической помощи, в виде литературных иллюстраций к основным темам, буклеты «В помощь пострадавшим…».
В пособии приведена система основных понятий, используемых в курсе и список литературы.
I. Предмет и задачи кризисной психологии
Современная социально-экономическая и культурологическая ситуация развития человека во многом противоречит привычным способам построения стратегий поведения исходя из природных (биологических) стимулов и общественных (социальных) нормативов. Современный человек оказался перед необходимостью более часто, чем его недавний предок, самостоятельно реагировать на необычный, ситуационный фактор, так как в его опыте не содержится похожих стратегий преодоления, выхода из непривычных ситуаций. Таким образом, рост социальных и природных катаклизмов, с одной стороны, и невозможность использовать для их преодоления биологического кода и опыта поколений, с другой стороны - во многом определило рост психологической травматизации населения, что не может не отражаться негативно на психическом здоровье.
Практическая психология XX века отвечала на вопросы, которые были сформулированы веком девятнадцатым. Этим можно объяснить появление в начале века психоанализа и бихевиоризма. Если психоанализ отвечал на проблемы психического здоровья, то бихевиоризм - на проблемы обучения и трудовой деятельности. Девятнадцатый век был «спокойным» от психических травм временем. Бурное развитие цивилизации всегда сопровождалось снижением защищенности человека от ее последствий. Начинался век XX как эпоха перелома, который позже П. Тиллих назвал временем упадка цивилизации, который угрожает духовному самоутверждению. Немецкая классическая философия стала говорить об отчуждении человека от продуктов своего труда, но более травмирующим стало отчуждение человека от человека и, как следствие отчуждение от самого себя, от своей сущности.
Отметим основания, которые определили необходимость выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологических знаний.
Первое основание - это мирное сосуществование различных психологических практик: педагогическая, спортивная, инженерная, медицинская, каждая из которых имеет свой предмет, свою технологию и инструментарий психологического подхода к человеку в зависимости от вида деятельности. Следует добавить, что это «мирный» вид деятельности, но в любой области человеческой жизнедеятельности все чаще и чаще встречаются ситуации (события), которые выходят за привычные рамки и требуют адекватного ответа, но этот ответ выходит за предмет данной отрасли психологической науки. В независимости от отрасли психологии ответ оказывается схожим и в кризисной ситуации спорта, медицины, педагогики и т.д.
Второе основание - существование различных психологических школ и направлений, каждая из которых вырабатывала свою объяснительную парадигму, свои методы исследования, свой способ вмешательства в психическую жизнь человека. Так, классический бихевиоризм брался «сконструировать» человека под любой заказ, если будет своевременно направлен на личность определенный набор стимулов. Психоанализ, готов помочь человеку избавиться почти от любых проблем, если будет в состоянии добраться до глубины его психики, до конфликтов раннего детства, проанализировать детские влечения, детские страхи и детские запреты. Не отрицая ни основные положения бихевиоризма, ни тем более влияние детских психических травм на жизнедеятельность человека, мы считаем, что сама человеческая жизнь, в каждый свой период в полной мере определяет психическую жизнь и поведение.
Жизненный путь человека характеризуется, прежде всего, наличием разнообразных событий, некоторые из них интерпретируются человеком как травматические. Эти события «узловые моменты жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн) во многом определяют дальнейший сценарий жизни человека, его психическое и физическое здоровье.
Сложность внешнему наблюдателю (психологу) понять характер влияния внешнего события на жизнедеятельность человека определяется тем, что внешние события воспринимаются, переживаются, интерпретируются и относятся в разряд кризисных на основании субъективных переменных. Мы не можем предсказать, как конкретное событие будет отражено в сознании конкретного человека. Событие конечно можно фиксировать как некий фрагмент действительности, но как только в ней появляется человек, он меняет действительность «по своему образу и подобию».
Методологическое основание выделения кризисной психологии в самостоятельную науку.
Отечественная практическая психология прошла короткий, но интенсивный путь своего развития от провозглашения различий в академической и практической исследовательских парадигм (А..М. Эткинд, 1986) до осознания причин кризиса (схизиса, Ф.Е. Василюк, 1998). Существенным моментом, приведшим психологию к состоянию кризиса - методологический подход к человеку как к безголосой, безсубъективной вещи, монолог как принцип анализа, где слово и активность за психологом.
Установлено, что объективные методы исследования разобщают субъекта и объекта психологического исследования (В.П. Зинченко, М. Мамардашвили). Отсюда, парадигма классического психологического исследования несостоятельна, прежде всего, в своем решающем пункте, гласящем: объект независим (должен быть независим) от субъекта. Кризисная психология в своей основе психология не может себе позволить отделить субъект от объекта, стать объективной психологией. Объективный подход превращает психологию не только в ранг якобы независимый от переживаний человеком основ своего бытия, но и создает бессубъектную науку, которая уже не может быть наукой о душе.
Все это предопределило необходимость выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки и практики.
Целью курса является: ознакомление с методологическими основаниями кризисной психологии, с объяснительными теориями поведения человека в ситуации неопределенности и непредсказуемости. Важнейшей задачей курса является обучение навыкам самостоятельного построения программ психологической помощи человеку в кризисной и посткризисной ситуации жизненного пути.
При рассмотрении курса кризисной психологии с точки зрения ее предмета, то можно отметить следующее моменты.
В курсе лекций, мы будем рассматривать состояние психики человека со-бытиях кризисных. В неописуемых ситуациях выбора человеку трудно привычными средствами определить и определиться.
События жизненного пути являются основными конструктами, которые во многом определяют предмет кризисной психологии. Поэтому кризисная психология - это такая отрасль психологического знания, в котором личность человека рассматривается с точки зрения его бытия, в отношении к его бытию. В таком ракурсе -сознание есть бытие - для - себя, а внешний мир есть бытие - в - себе.
Таким образом, в курсе кризисной психологи изучаются особенности поведения человека в ситуациях кризисного события и катастрофы, стратегии преодоления неопределенностей жизненного пути, внутриличностные, объяснительные механизмы и программ психологической помощи и поддержки.
Исходя из цели и предмета кризисной психологии, в курсе предлагаются для изучения следующие задачи:
- анализ теоретических подходов в кризисной психологии;
- овладение навыками психодиагностики травматических состояний;
- подготовка к выбору стратегии психологической помощи человеку в кризисной ситуации;
- знание основных методов оказания психологической помощи и поддержки.
Вопросы:
Литература:
Пергаменщик Л.А. Введение в психологию кризисов //Псiхалогiя, 1997. Вып. 7.
Пергаменщик Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 5 -16.
II. Система основных понятий кризисной психологии
2.1. Кризисное событие
Анализ понятий "кризис", "экстремальная ситуация", "событие", "кризисное событие".
Понятие «Кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В науке рассматриваются кризисы медицинские, аграрные, биржевые, валютные, денежно-кредитные, финансовые, перепроизводства, колониальной системы.
В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.
|
Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления. Гордон В. Олпорт |
Слово кризис мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.
Мы исходим из того, что кризисная ситуация содержит опасность. Следовательно, ее следует избегать, устранять, предотвращать, а к тому же и скрывать. Безусловно, что психические кризисы могут нести в себе угрозу. Многие реакции, наблюдаемые в связи с кризисами, - стремление к самоизоляции или бурной деятельности, - представляет собой попытку преодолеть ситуацию. Такие типы реакции могут быть адаптивными. Причем желание изолировать себя не следует смешивать, например, с депрессией, как и стремление, бродить без устали в кризисной ситуации нельзя принимать за контролируемое маниакальное состояние.
Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста.
Понятия "событие". В Толковом словаре В. Даля определяется следующим образом: "Событие, событийность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время; событийность происшествий, совместимость по времени". Близкую по значению трактовку данного понятия дают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Они выделяют в данном понятии два ключевых признака: "совместный" и "другой". Отсюда и определение понятия. "Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней уникальная, внутренне противоречивая, живая общность двух людей".
В терминах "событие" и "кризис" мы выделяем следующие существенные признаки: опасное переходное состояние (в термине "кризис") и событийность происшествий, совместимость по времени (в термине "событие"). Итак, состояние совместной по времени опасности - сущность содержания понятия "кризисное событие".
Два понятия: кризис и событие. В определяемом нами понятии "кризисное событие" системообразующим является элемент "нежелательное явление". Данная характеристика ставит кризисное явление в зависимости от личностной оценки и личностного восприятия. Нежелательность кризисного события определяется тем, что оно опасно ("совместная опасность" - второй системообразующий элемент данного понятия) для жизнедеятельности человека. Это может быть угроза его здоровью, материальному благополучию, социальному статусу, внутриличностному равновесию.
Эти две характеристики понятия "кризисное событие" - "совместная опасность" и "нежелательность" - раскрывают систему признаков, входящих в содержание данного понятия.
Выделим следующие основные признаки искомого понятия: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека.
При анализе и определении сущности кризисного события можно выделить пять подходов, последовательно пять различных вариантов рассмотрения данной категории: 1) житейский, на уровне здравого смысла; 2) психологический; 3) социологический; 4) философский; 5) технический.
Для нас первостепенное значение имеют первые два. На житейском уровне кризисное событие характеризуют в следующих терминах здравого смысла. Событием кризисного характера для "наивного" человека, человека с улицы, будет всякое осложнение обстоятельств его жизнедеятельности, это осложнение носит чрезвычайный характер, оно неожиданно, и потому стихийно и непредвиденно. Данное событие несет угрозу, опасность для физического и психического здоровья. Таким образом, здравый смысл выделяет параметры чрезвычайности, стихийности, опасности, что и используется для характеристики кризисного события.
Психологический анализ обращает внимание на следующие параметры кризисного события: 1) неблагоприятные условия для жизнедеятельности; 2)событие имеет угрожающий характер; 3) резкое возрастание внутриличностной напряженности; 4) истощение адаптационных ресурсов и "прорыв" адаптационного барьера; 5) изменение динамических стереотипов поведения; 6) кризисное состояние личности.
Координаты описания понятия «кризисное событие».
Для описания индивидуального развития существует в современной психологической науке три главных термина: "время жизни", "жизненный цикл" и "жизненный путь". Характеристику данных категорий, описывающих индивидуальное развитие, дает И.С. Кон. Согласимся с ученым, что наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания данного явления - это "жизненный путь". При определении термина "жизненный путь" особое внимание уделяется понятию "событие". Важность данного понятия объясняется, прежде всего недостатками той психологии, которая изучала процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире. Ограниченность такого подхода очевидна особенно тогда, когда необходимо ответить на вопрос, как происходит процесс развития индивида, когда необходимо изучать индивида в изменяющемся мире, в котором происходят события, носящие нередко кризисный характер. Понятие "возрастных кризисов" выработано в возрастной психологии. Слово "кризис" подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются "нормативными".
Данный подход работал и оправдывал себя до тех пор, пока мы интересовались структурой жизненного пути среднестатистического индивида. По существу нас не интересовал отдельный человек. Но как только мы подходим к биографии индивидуальной личности, так называемые объективные данные необходимо дополнить субъективными. Периодизация в данном случае строится по тем событиям, которые стали поворотными пунктами в развитии личности и ее жизненного мира, что предполагает внутреннюю систему отсчета.
Анализируя результаты многочисленных исследований американских ученых и, прежде всего данные Калифорнийского лонгитюда, И. Кон делает важный методологический вывод. Ученый отмечает, что жизненный путь, биография индивида не сводится к универсальным закономерностям онтогенеза. Этот путь обусловлен также сложной совокупностью социально-исторических условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом данном этапе ее развития конкретные задачи и те средства, которыми она располагает для их решения.
Эти же выводы получены по результатам исследований процессов каузальной атрибуции, в рамках которых были выделены и зафиксированы фундаментальные ошибки приписывания; одна из них непосредственно относится к обсуждаемой нами проблеме. В сжатом виде эта ошибка выглядит следующим образом: профессиональные психологи часто склонны переоценивать роль диспозиционных (личностных) факторов регуляции поведения и недооценивать влияние ситуационных факторов.
W.Mischel и его сотрудники в ряде экспериментальных работ продемонстрировали, как "незаметный" ситуационный фактор нивелирует индивидуальные различия испытуемых. Эти эксперименты позволили ученому сделать вывод о том, что корреляция черт имеет место только в голове наблюдателя, а личностные тесты имеют малую валидность для предсказания поведения индивида в различных ситуациях.
Современная психология действительно сосредоточилась на внутреннем мире человека (или на его деятельности) и мало интересуется тем, "что происходит с ним при резких и значительных изменениях в пространственных, временных и социальных обстоятельствах его жизни".
Итак, понятие "жизненный путь" является систематизирующей категорией для понимания и объяснения поведения человека в экстремальных ситуациях, так как через это понятие мы можем понять природу переживаний человека тех событий, которые явились для него определяющими в его биографии.
Как мы уже отмечали, большая заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит в отечественной психологии Б.Г. Ананьеву, Н.А. Логиновой, С.Л. Рубинштейну, в западной психологии Ш. Бюлер, Г. Томе. В 70 - е годы ХХ века, за рубежом возникло самостоятельное научное направление исследования событий, отделившись от также достаточно нового направления, посвященного изучению психологического стресса, - событийно-биографическое направление. Данный подход подчеркивает уникальность жизненного пути личности, а также необходимость превращения психологии развития личности в психологию жизненного пути, что основой его периодизации становится не сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.
Структура, основные моменты жизненного пути изменяются от поколения к поколению, что влечет за собой различия в психологическом облике разных поколений, т.е. жизненный путь зависит от исторического времени, в котором живет человек. По выражению, Б.Г. Ананьева, "сама история - основной партнер в жизненной драме человека", а общественные события становятся вехами его биографии. Однако мера отражения в ней истории для различных людей различна. В биографиях современников много общих моментов, но жизнь каждого уникальна. Разнообразие биографий обусловлено тем, что люди, живущие в одной и той же макросреде, являются не только членами общества, но и членами многих общностей -микросреды развития. На развитие личности влияет целостный образ жизни в микросреде, который отражается в индивидуальном образе жизни людей. Индивидуальный образ жизни устойчив, но в биографии человека бывают такие поворотные моменты - биографические события, которые вызывают в нем значительные изменения. Поворотные этапы в жизни человека сопровождаются принятием определенного решения, изменением жизненных ценностей, смысла существования, т.е. жизненного пути личности. Концепция С.Л. Рубинштейна, рассматривающая личность в качестве субъекта жизни, опосредствующего любые влияния внешней среды, несет в себе идею об индивидуально-активном человеке, т.е. человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Отсюда вытекает центральная проблема личной жизни: сможет ли личность стать субъектом собственной жизни? Здесь жизнь понимается как движение вверх, к человеческому, этическому, социальному, психологическому.
2.2. Психобиографический подход к изучению жизненного пути личности
Попытка всеобъемлющего изучения биографии личности была предпринята Ш. Бюлер и ее сотрудниками в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века. Ш. Бюлер попыталась понять жизнь человека не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы и понять личность через ее внутренний мир. Биографический подход Ш. Бюллер к изучению человека стоит особняком в истории психологии и не получил достойного дальнейшего развития в психологической науке. Главная движущая сила развития личности по, Ш. Бюлер, - врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, т.е. всесторонней реализации самого себя. Реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию. Самоосуществление - итог жизненного пути. Она считает, что причина психического нездоровья человека, причина неврозов - в отсутствии жизненных целей, наиболее адекватных его внутренней сущности. В данном аспекте идеи Ш. Бюлер получили свое развитие в гуманистической теории А. Маслоу, который охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать.
На основе изучения сотен биографий самых различных людей, представителей различных классов и групп Ш. Бюлер выдвинула идею о многофазности жизненного пути человека. Фаза жизненного пути (она выделила 5 таких фаз) указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Примечательно то, что возраст до 16-20 лет (период предшествует самоопределению) Ш.Бюлер выносит за пределы жизненного пути, как и возраст от 65 - 70 лет до смерти (человек влачит бесцельное существование). На наш взгляд, чтобы понять истинное значение какого-либо периода жизни, надо соотнести его с целостной структурой жизненного цикла, учесть не только, ближайшие, но, и отдаленно глубокие его последствия для развития личности, поэтому неправомерным решением ученого является вынесение этих двух фаз развития за пределы жизненного пути.
Введение понятия "жизненный путь" в арсенал современной психологии определяется и методологическими соображениями. Онтология "жизненного пути", так же как и онтология "жизненного мира", противостоит гносеологической схеме "субъект - объект", закрепленной в академической психологии. Отличие понятия "жизненный путь" от понятия "жизненный мир" в том, что в первом провозглашен и последовательно отстаивается динамический принцип анализа индивидуальной истории человеческой биографии, который позволяет преодолеть не только субъект-объектную оппозицию, но оппозицию "сознание-бытие", включить сознание в онтологизированное бытие, рассматривать "онтологизированное сознание".
В связи с рассмотрением понятия "жизненный путь личности" проведем некоторые уточнения понятия "событие" в психологической науке. В чем значение данного понятия для человека и какое оно занимает место в процессе его жизненного пути? Понятие "событие" встречается