http://psihologiya.com/?cat=945
Впервые предложен Jacobson в Чикаго в 1922 г. и затем постепенно усовершенствован им.
Наблюдая за лицами, находящимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, Jacobson подметил, что у них всегда имеется напряжение поперечнополосатых мышц, иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены (токи действия поперечнополосатых мышц, например глаза, равны нулю), то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя, ни о чем не думали и у них не возникало никаких представлений или эмоций. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению (релаксации) для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Jacobson полагал, что каждая область мозга функционирует в связи с периферическим нейро-мускулярным аппаратом, образуя церебро-нейро-мускулярный круг. Предлагаемый им метод влияет путем «расслабления периферической части этого круга» независимо от внушения, самовнушения и других воздействий и потому является, по мнению указанного автора, методом «физиологической психотерапии». На физиологических основах релаксации мы останавливались при рассмотрении аутогенной тренировки. Здесь мы коснемся лишь ее техники.
Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведению систематического курса тренировки, ставящей целью научиться вызывать произвольное расслабление поперечнополосатых мышц в покое (ослабление резидуального тонуса). Для этого рекомендуется проводить гимнастику, напоминающую упражнения индийских йогов по расслаблению мышц тела. Обучающемуся предлагается: 1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук.
Обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; 2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть.
Обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз; 3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо. Научиться осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-флексорами. Научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов.
После этого проводятся упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечнополосатых мышц-флексоров и экстензоров туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь — мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряжения мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.
Второй этап обучения — «дифференцированная релаксация». Больной обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений — расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах. На третьем этапе больному предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся врачом или инструктором 1—3 раза в неделю.
Кроме того, самостоятельные сеансы проводятся 1-—2 раза в день по 30—60 минут каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года и больше в зависимости от скорости усвоения новых навыков.
Электромиография может облегчить тонкий контроль за достигнутыми результатами.
Метод может быть использован в качестве симптоматического средства для борьбы с состояниями тревоги, страха у больных неврозами, в частности при неврозах внутренних органов, неврозе ожидания, неврозе страха, фобиях, а также для преодоления реакции смущения, препятствующей выполнению тех или иных действий. Удается с его помощью достигнуть и снижения артериального давления у лиц, страдающих гипертонической болезнью.