25 Дек 2011, автор: Светлана Зубова
Младенчество— особая пора в развитии ребенка.
Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь в поведении младенца опосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.
Ведущая деятельность— эмоциональное общение ребенка со взрослым, которое проходит следующие стадии:
Общение ( 4-5 мес.) приобретает избирательный характер (знает своих, отличает их от чужих). Средства общения — экспрессивные действия (улыбка,двигательные реакции).
При правильно развитии ребенка общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.
Центральные новообразования— потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях (Л.И. Божович)
Внимание
Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения.
Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.
Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
Память
Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Проявляется в форме запечатления, узнавания.
Сначала развивается двигательная, эмоциональна и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Восприятие
Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов.
Восприятие формы, света, предметов.
Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины.
Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов).
На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки.
Восприятие и действие— основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувствительность сенсорного восприятия.
Движения и действия
Ползание— первый вид самостоятельного перемещения ребенка.
Движения рук направлены к предмету. Наблюдается ощупывание предмета. Подражание взрослым и проявление функциональных действий.
Хватание— первое целенаправленное действие ребенка.
Наблюдается начало ходьбы.
Манипулирование
Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развития манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнение достигаемых результатов.
Особенности развития речи
Развитие речи включено в общение со взрослым.
Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка.
Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц).
Развивается инициативное употребление осмысленных слов.
В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и с действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимыми взрослыми и сам произносит одно или несколько первых слов.
Категория: Младенческий возраст (от 0 до 1 года) Комментарии отключены
Особенности периода новорожденности
25 Дек 2011, автор: Светлана Зубова
Период новорожденности— это начало младенческого возраста.
Процесс рождения— тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. » Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности» ( Л.С. Выготский).
Ребенок во время родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.
Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности ( его кормят, купают, одевают). Такая беспомощность, полная зависимость от взрослых состовляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям.
Помогают ребенку в этом наследственно закрепленные механизмы -безусловные рефлексы.
Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения — «пищевое сосредоточение»; рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, — дыхания, кровообращения; защитные рефлексы (отдергивание, зажмуривание, сужение зрачка); ориентировочные рефлексы (поворот головы); сосательный рефлекс (сосет вложенный в рот предмет); рефлекс отталкивания (при прикосновении); хватательный рефлекс (схватывания руки взрослого) и др.
Основная особенность новорожденного— безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.
Формируются потребности:
Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны два момента:
В первый месяц жизни все раздражения, все окружающее он переживает только как субъективные состояния.
В психической жизни ребенка возникает слуховое и зрительное сосредоточение (задержка взора на предмете). Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений (на основе нервной системы и головного мозга). Вес мозга новорожденного составляет 1/4 части веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Организатором впечатлений является взрослый. Новорожденный начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально ситуации.
В 1,5 — 2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Эта бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления».
«Комплекс оживления»— это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он знаменует собой появление первой социальной потребности- потребности в познании и общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый переходный период — этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Ведущая деятельность— эмоционально общение со взрослым.
25 Дек 2011, автор: Светлана Зубова
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становиться более самостоятельным в познавании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый ( Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.
Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.
Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях:
Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Центральные новообразования— развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Прямохождение
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
Речь
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли.
Развитие речи идет по двум направлениям:
Особенности развития речи в раннем возрасте
Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Восприятие
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память. внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.
Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Мышление
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических дейчствиях и рисунках детей(каракули).
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).
Память
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память.
Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память:ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на ее значение.
Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
Воображение
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.
Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
Самосознание
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.
Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.
Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства. ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.
В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых.
Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.
Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
29 Янв 2012, автор: Светлана Зубова
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и происходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразным материал.
У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учиться повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство , в действительности становится ведущей функцией.
Категория: Дошкольный возраст (от 3 до 6-ти лет) Комментарии отключены
29 Янв 2012, автор: Светлана Зубова
В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте:
Категория: Дошкольный возраст (от 3 до 6-ти лет) Комментарии отключены
29 Янв 2012, автор: Светлана Зубова
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
Категория: Дошкольный возраст (от 3 до 6-ти лет) Комментарии отключены
03 Янв 2012, автор: Светлана Зубова
К шести-семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становиться действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный запас ребенка.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы)
Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.
Категория: Дошкольный возраст (от 3 до 6-ти лет) Комментарии отключены
26 Дек 2011, автор: Светлана Зубова
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту(мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мысленные задачи в представлении, мышление становиться внеситуативным.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложиться в основу особого свойства мышления , позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Категория: Дошкольный возраст (от 3 до 6-ти лет) Комментарии отключены
26 Дек 2011, автор: Светлана Зубова
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Этот период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города,страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребенка в системе отношений ( уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, чо он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора,водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.
Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.
Центральные новообразования
Новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.