• Авторизация


Ведические тексты о формировании систем воинской подготовки 19-01-2023 10:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ведобл

Обстоятельства зарождения различных видов рукопашного боя теряются в глубине тысячелетий, однако известно, что в древней Индии существовали многочисленные школы воинских искусств. Первые упоминания о кулачном бое встречаются еще в Ригведе ("Веда хвалебных песен"- одна из четырех Вед, состоит из 1017 гимнов).

Герои древнейших писаний Индии "Мехабхараты" и "Рамаямы" являтся учениками великих учителей, владеющих в совершенстве как обычным, так и различным божественным оружием, которым могли пользоваться только избранные личности, достигшие определенной реализации.

Канонические скульптуры и храмовые барельефы запечатлели индуистских богов и буддийских святых в характерных для воинских искусств стойках. Существовал особый круг людей, для которых ратное дело стало профессией. Это были роды кшатриев, в которыхвоинское дело передавалось из рода в род и являлось закрытой клановой системой, основанной на духовной практике.

В Упанишадах (часть Вед буквально переводится как "сидеть вблизи учителя"), кшатрии нередко выступают знатоками "науки военного правления". Унихсуществуют свои обычаи, своя система военной подготовки, свой культ воинских божеств. B Удьйогапарве описывается военная наука (Dhanurveda), составные части коей, согласно толкованию Девободхи, суть следующие:
1) заклинание оружия (mantra);
2) искусство упражнений (uracara);
3) испытание оружия;
4) магическое средство его возвращения.

Там же указывалось на четыре класса основных видов оружия, которыми должен владеть воин:
1) mukta - оружие, бросаемое или метаемое;
2) amukta 2 - такое, как мечи;
3) murtamukta - метательное и неметательное оружие, которое после метания может быть получено назад;
4) mantramukta - бросаемое с заклинанием.

Наряду с военной наукой (Dhanarveda) в Индии с давних времен существовала особая наука об оружии (astravidva). Эта наука об оружии (astra) считалась сверхестественным искусством. По свидетельству различных памятников санокритс- кой письменности, наука владения оружием - астравидья постигалась длительным ее изучением и упорным трудом.

В эпосе и пуранах говорится, что великие герои должны изучать астравидью либо у учителей, либо у своего отца, либо ее должны были усваивать путем подвижничества, предаваясь аскетическим занятиям. В прямом соответствии с астравидьей или сверхестественной наукой владения оружием в эпосе часто упоминаются различные виды божественного или небесного оружия (divyastra).

Главнейшие из них - агнея (agneya), аиндра (aindra), ваявья (vayavya), которые находились соответственно пд покровительством богов; Агни - бога огня; Индры - бога грозы и грома; Ваю - бога ветра. В "Махабхарате" описывается применение следующего волшебного оружия: какудика, шука, нака, акшисантарджана, сантана, нартана, гхора, асьямодака, джьйотила, адитья.

Согласно толкованию Нилкантхи, оно имело следующее воздействие на противника: джьйотила - вызывала яркий ослепительный свет; адитья - вызывала солнечный жар; какудика - повергает воинов. сражающихся на колесницах и слонах, в бесчувственное состояние, носит также название "прасвапана" (повергающая в сон); шука - лишает коней и слонов возможности двигаться, словно они попали в ловушку, имеет второе название - "мохана" ("приводящая в замешательство"); нака - сводит с ума и лишает сознания; акшисантарджана - является кантрой (заклинанием), после произношения которой достаточно взгляда на вражеских воинов, чтобы они, дрожа отстраха, испускали мочу и кал.

Оно носит также название - "просана" (устрашающее); сантана - включает в себя виды божественного оружия "аиндра". Оно позволяет создать нескончаемый потокоружия, хотя выпущено только одно; нартана - заставляет пораженным им плясать неистовым образом, второе название его "пишача" ("дьявольское"); гхора - совершает страшное опустошение или беспрерывное истребление врага и носит также название "ракшаса" ("бесовское"); ясьмодака, также называемое "ямья", ("находящееся под покровительством Ямы"), выпускается при помощи мантр, человек пораженный им, сам ищет смерти в самой страшной форме.

В Агнипуране (главы 134-135 ) содержатся магические заклинания для достижения победы в войне и покорения миров, a в Парашурамапратапе заключены многочисленные мантры и янтры (магические формулы) и мистические заклинания, заимствованные из тантрических произведений. На основании данных знаний существовали эзотерические школы, предназначенные лишь для узкого круга избранных.

В них особое внимание уделялось методикам совершенствования тела и духа, известных как йога. Существуют четыре оснвных видов йоги, дающие различные пути самосовершенствования: карма - йога - йога действия, деяния; джнани - йога - йога знаний; дхъяна - йога - медитативная йога, восьмиступенчатая, аштанга; бхакти - йога - йога преданного и любовного служения Богу.

Конечная цель всех видов йоги - достижение Богосознания (самадхи) и восстановление связи с Абсолютом. Йога, буквально, - "связь" с абсолютной истиной. В процессе практических занятий по методике данных эзотерических школ, как побочный продукт и показатель уровня реализации на определенной ступени, адепт получал возможность владеть мистическими сверхестественными способностями - сиддхами.

Почитание богов с помощью поз, жестов, песнопения, музыки и танца является неотъемлемой частью ведического ритуала, из которого впоследствии произошло зарождение художественных форм. Древнеиндийские литературные памятники сохрани- ли подробное описание ритуала и многочисленные

Cвидетельства об архаичности культурной традиции. Натьяшастра - один из самых древних текстов индусской культуры, посвященной этому вопросу. Название трактата состоит из двух санскритских слов: натья -"театр", "театральное действие"; и шастра - обозначает данный трактат, как священное писание.

Легендарным автором Натьяшастры считается Бхарата Муни - мудрец, получивший данное знание от самого Брахмы. Рассмотрим 11 и 12 главу Натьяшастры. Позы и жесты В теологии агам позы и жесты были осмысленны как специфические формы приобщения к божеству, дававшие возможность мистического перевоплощения в него.

Считалось, что демонстрируя позы и жесты, выполняемый их абстрагировался от своей земной природы, воспринимал сакральную энергию (шакти) и возвышался до божественной сущности. В Натьяшастре характеризуются шесть основных поз - стхан (sthana). Каждой из них соответствует определенное божество: Samapada - ассоциировалось с Брахмой; Alidya - с Шивой, Uaisnaua - с Вишну, Uaisakha - с Скандой, MandaLa - Индрой.

В каждой из школ воинских искусств есть так называемые основные стойки, которые, по мнению автора, являются отражением мировоззрения основателя школы. Передвижения Описанию сценического движения посвящены две главы Натьяшастры - 11, анализирующая движения типа Чари (Cari), и 12, характеризующая движение типа Мандала (Mandala).

Данные типы движения использовались для показа на сцене передвижений богов, создававшим ощущение грациозности, легкости и воздушности, качествами которыми наделены боги, не обладающие физическим телом. Каждый бог имел свой тип движения, который ассоциировался с ним.

Наиболее известные аналоги данному типу передвижений мы обнаруживаем при рассмотрении "внутренних" стилей. Можно предположить, что движения, описанные в Натьяшастре, послужили прообразом передвижений, применяемых в известных китайских системах воинского искусства Тайчи и Багуа.

Это лишний раз подтверждает, что духовное совершенство и практический аспект воинского искусства - неотделимы. Основная цель всех воинских искусств Востока - духовное развитие. В 10 песне Шримат - Бхагаватам (священной книге индусов) так описывается поединок между профессиональными борцами Муштиком и Чанурой и верховной личностью Господа Кришной и его братом Баларамой: "Кришна и Чанура, а затем Баларама и Муштика сошлись друг с другом - рука к руке, нога к ноге - и каждый старался опрокинуть соперника на землю. Они наносили друг другу удары кулаками, ногами, головой и грудью".

Существует старинная рукопись, своего рода священное предание "профессиональных борцов" "Малаяпурана", написанная на санскрите. Рукопись опубликована индийскими учеными в 1964 году. В ней насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов, описание методов тренировки и правил поединков, вопросам питания, гигиены и т.д.

Повествование идет как прямое обращение Бога Кришны к брамину Саметваре. Первые пять глав рукописи посвящены классификации борцов по их морально-психологическим, физическим и техническим качествам. Дается подробное описание методов общефизической и специальной подготовки борцов.

Тренировочные занятия рекомендуется проводить ежедневно, но в наиболее прохладное время суток - по утрам, в период с декабря по апрель тренировки должны быть более тяжелыми по объему нагрузки, с августа по ноябрь - более легкими, мае-июле - средними. Для правильного выбора тренировочных упражнений указывается необходимость учитывать возраст занимающихся.

В качестве факторов, препятствующих полноценным занятиям, рукопись выделяет расстройства пищеварения, недомогание, слабость, повышенную температуру, травмы, опухоли, насморк, кашель, а также неблагоприятное психическое состояние - гнев, тревогу, беспокойство и т.д. Подготовку борцов рекомендуется начинать с развития выносливости, гибкости и силы.

Для постановки дыхания и развития выносливости рекомендовалось бегать, прыгать, плавать, сидеть под водой, взбегать вверх по лестнице или на крутые холмы, таскать мешки с песком на плечах и на спине. Для увеличения подвижности суставов и развития гибкости рукопись рекомендует всевозможные растяжки, круговые движения и махи руками и ногами, повороты, прогибы и скручивания торса.

При занятиях силовыми упражнениями особое внимание следовало уделять укреплению пальцев, запястьев, спины и брюшного пресса. Силовые упражнения следует выполнять с каменными кольцами (своего рода гантелями) и деревянными булавами различных размеров и веса.

Наиболее оригинальным видом силовых упражнений является так называемый "малляхамб" - лазание вверх и вниз по гладкому деревянному столбу, врытому в землю и достигающему в высоту 5-7 метров. После описания методов общефизической трениров- ки борцы, согласно трактату Малляпурана, переходили к изучению приемов борьбы и правил поединка.

Правила запрещали в поединке убивать противника, проигравшим считался упавший на землю. Приемы поединка включали в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями, стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д Удары наносить разрешалось только выше пояса.

Приемы изучать рекомендовалось только с партнером. В рукописи также описываются методы массажа для восстановления сил после занятий борьбой и способы расслабления мышц, снятия психического напряжения. Подчеркивается важность заблаговременной настройки бойца на поединок, изучения особенностей его вероятных противников, разработки плана схватки с каждым из них Описывается 12 наиболее эффективных тактик проведения схваток. Касаясь вопроса питания, рукопись запрещала употребление борцам мяса и алкоголя, стимулирующих препаратов. Рекомендовалась молочно-растительная диета.

вед1

Истоки системы подготовки диверсантов
"Взяв их жен и детей в (заложники), пусть (царь) установит, чтобы они сами получали седержание с обеих сторон. Пусть (царь) считает, что они посланы врагом, и пусть проверяет их чистоту подобными же людьми. Таким образом, пусть он свет шпионов у врага, друга ивладетеля смежной (сним и врагом) страны и у нейтральных, а также среди их 18 видов должностных лиц.

Шпионы в их внутренних покоях - горбатые, карлики, евнухи, женщины, искусные в ремеслах, немые и разного рода млеччхи. В крепостях группа шпионов - купцы, аблизи крепости - святые и отшельники. В царстве - земледельцы и отрекшиеся отшельники, на границе государства - живущие в пастушьих стоянках.

В лесу должны быть сделаны шпионами лесные жители, отшельники, представители лесных племен и т.д. Все они, быстрые, составляют цель шпионов для того, чтобы знать происходящее у врагов". Артхашастра. Раздел 8. Гл. 12

Системы подготовки шпионов, диверсантов были известны почти всем народам. В настоящее время наиболее известной системой шпионажа благодаря рекламе является ниндзюцу. Согласно легендам, основателем этого искусства являлся полулегендарный император Дзимму, хотя первые официальные документы относятся ко времени принципа Сетоку (574-622 гг.). Существует определенная закономерность в возникновении систем подготовки шпионов.

Самая главная изкоторых - возникновение государства, главным для которого является сохранение стабильности в нем самом и в его отношениях с соседями. Огромная роль в совершенствовании системы шпионажа принадлежала религии, вернее соперничеству между различными религиями или соперничеству между течениями в одной религии.

Именно благодаря этому соперничеству системы подготовки шпионов получили доступ к самым охраняемым секретам - системам психофизической тренировки, опирающейся на богатый опыт и проверенных на протяжении длительного времени служителей различных культов.

Все адепты системы подготовки шпионов были фанатиками веры в безграничные возможности, которые дает путь, указанный их Богом. Применения своих возможностей для служения Господумогли принимать различные формы. Характерна история о возведении храма Господа Ранганадхи, расположенного на острове, лежащим на реке Кавери.


3

Примерно за триста лет до рождения Рамануджачарьи, кото­рое произошло в 1017 г.н.э., жил в Индии преданный по имени Тирумангай. Сердце его было всегда исполнено преданности Госпо­ду Вишну, и в этом духе чистой любви он создавал прекрасные поэтические молитвы. Со времен своей молодости он привык странствовать по стра­не, посещая разные святые места паломничества.

Во время этих странствий его возвышенный характер привлек к нему четырех великих мистиков, и они стали его учениками. У каждого из этих учеников были какие-то особые способности, выделяющие его из числа обыкновенных людей. Первого ученика звали Тола Вазхаккан, и он славился своей способностью одерживать победу в дебатах над любым оппонентом.

Второго ученика звали Талудуван, и он мог открыть без ключа любой замок. Третий и четвертый ученики обладали совершенно необычными талантами. Третий, Низхалаи Митхиппан, мог заста­вить любого человека остановиться и замолчать, просто наступив на его тень, в то время как четвертый, Нирмал Надаппан, развил лагхима-сиддхи, дающую возможность ходить по воде.

Визит Тирумангая в Шри Рангам
Обойдя множество святых мест паломничества, Тирумангай наконец пришел в храм Господа Ранганатхи. Изначально Божество Ранганатхи было установлено Вибхишаной, братом Раваны, но во времена Тирумангай храм совсем обветшал, и в нем было полно летучих мышей.

Раз в день жрец приходил сюда, чтобы предложить Божеству несколько цветков "И немного воды, и спешил удалиться в страхе перед дикими животными, обитавшими в близлежащем лесу. Когда Тирумангай увидел такое прискорбное положение дел, у него возникло желание построить прекрасный, богатый храм Господа Ранганатхи.

Однако у него не было ни гроша; не было, их и у его учеников. Посоветовавшись, они решили обратиться ко всем богатым людям с просьбой дать денег на постройку храма. К сожалению, под влиянием вступившей в силу Кали-юги, никто из этих богачей не пожелал дать даже самой мелкой монеты, а нередко они еще и поносили преданных, называя их грабителями и ворами.

Остается одно - грабить
Тирумангай, который был смиренным преданным, огорчило такое отношение, но мысль о том, что никто не заботится о Верховном Господе в этом лесу, полном шакалов и геен, причиняла ему сильную боль. В конце концов он не мог больше выносить такого положения и воскликнул, обращаясь к четырем своим ученикам: "Мы потратили достаточно времени, пытаясь убедить этих негодяев, что они должны служить Господу.

Они навсегда останутся веролом­ными атеистами. Что же лучше - просить милостыню у этих олухов, в то время как Господь Ранганатха остается в таком плачевном положении, или посрамить их, построив для Господа такой величественный храм, который заставит их поклониться Его стопам?

Ученики ответили: "Наш долг - служить Богу, а не быть слугами этих мошенников".

"Тогда приготовьтесь, - продолжал Тирумангай, - потому что с этого дня мы позаботимся о том, чтобы богатство этих скупцов пошло на постройку храма. Эти богатые землевладельцы, жестокие от рождения, прожили жизнь, обирая занятых тяжким трудом бедняков, даже не кормя их досыта. А теперь мы оберем этих негодяев и используем их деньги на то, чтобы построить храм и накормить бедняков".

Четверо учеников с готовностью согласились с этим предло­жением, и каждый из них, в свою очередь, ответил: Тола Вазхаккан сказал: "Никто не может победить меня в споре. Таким образом, пока я буду занимать дебатами нескольких богачей и их приспеш­ников, они забудут обо всем на свете, и вы без труда сможете унес­ти их сокровища".

Тудулаван сказал: "Я могу открыть без ключа любой замок. Таким образом для нас не останется запертым ни один сундук".

Низхалаи Митхиппан сказал: "Каждый, чьей тени коснется моя нога, утратит силу и станет неподвижен. Так мы лег­ко сможем останавливать на дороге богатых путешественников".

Нирмал Надаппан сказал: "Большие дома богатых землевладель­цев, окруженные рвами с водой, всегда открыты для меня, потому что я свободно хожу по воде. Поэтому с нынешнего дня все сокровища царей - ваши".

Так при помощи грабежа был построен великолепный храм Господу Ранганатхи.


При рассмотрении культуры Востока, по мнению автора, необходимо учитывать влияния двух великих культур, которые оказали большое влияние на формирование обычаев, верований и технических достижений, это культура Индии и Китая.

В рассказе о постройке храма говорилось, что ученики обладали определенными сверхестественными способностями, которые они прибрели при помощи определенных методик йоги, направленных на открытие сверхестественных способностей человека. Основателем систем "йоги", согласно "Яджнявалкья смрити", является Хираньягарбха.

В системе "йоги" получила выражение старая идея Индии о прибретении как физических, так и умственных способностей, несвойственных людям, с помощью дисциплины и, что обуздание чувственной и умственной деятельности помогает достигнуть освобождения от страданий.

Одним из наиболее полных трактатов о "йоге", дошедших полностью до наших дней, является "Йога - с утра" Патанжали, которая является старейшим руководством "йогической" школы. Она имеет четыре части, из которых: - первая трактует о природе и цели самадхи или созерцательного погружения в себя (самадхипада); - вторая определяет средства достижения этой цели (садханапада); - третья раскрывает значения необычных способностей, достигаемых посредством практики йоги (вибхутипада); - четвертая излагает природу освобождения (кайвальяпада).

Йога, согласно Патанжали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическким и психическим. Физическое тело, активная воля и познающий разум должны быть подчинены контролю.

Главный интерес для Патанжали представляет не метафизическое теоретизирование, а практическая мотивация - каким образом спасение может быть достигнуто с помощью упорядоченной деятельности. Йога Патанжали является кристаллизацией идей аскетизма и созерцательности, существовавших в его время.

Большое влияние оказала система "йога" на формирование буддизма, это, видимо, обусловлено, согласно "Лалитавистаре", большой моде на бесчисленные формы аскетических искусов во времена Будды, также известно, что один из учителей Будды Алара был сведущ в йоге. Сам Будда употрелял йогу в виде аскетического искуса и практиковал высшее сознание.

Буддийские сутты были знакомы с методами сосредоточения, практиковавшимися йогой. Четыре состояния дхяьяяны буддизма приблизительно соответствуют четырем стадиям умственной сосредоточенности в классической йоге. Согласно буддизму, обладание пятью качествами: верой, энергией, мышлением, сосредоточением и мудростью - дает возможность достигнуть целей йоги. Последующие буддийские произведения принимают развитую йогой систему сосредоточения.

Вначале вместе с буддийскими монахами идеи и культурное наследие Индии попали в Китай, где трансформировались, приспосабливаясь к местным условиям, а потом распространились на Корею, Японию, Вьетнам, причем Вьетнам оказался в наиболее выгодном положении, так как паломники из Китая и других стран останавливались в нем для изучения санскрита и ожидания попутного корабля.

На обратном пути во время остановок передавались приобретенные знания. Для объяснения систем подготовки шпионов и диверсантов необходимо обратиться к Артхашастре. Артхашастра или "Наука политики" ("Наука о государственномустройстве") - политико-экономический трактат древней Индии.

Он содержит требования к государственному, политическому и хозяйственному устройству древнеиндийских государств. Авторство Артхашастра, согласно индийской традиции, приписыва- етсямудромубрахмануКаутилье.Изпятнадцатиотделов, из которых состоит Артхашастра, пять посвящены использованию шпионов, это отделы: О применении утонченных средств. Образ действий в отношении объединений. О положении сильнейшего (царя). О средствах к овладению укреплением. Применение тайных средств.

В отделах есть следующие главы: Назначение тайных агентов; применение тайных агентов; о назначении тайных наказаний; выявление молодых (преступников) лиц под видом кудесников; действия, вызывающие раздоры; тайное убийство; война при помощи интриг; о шпионах, действующих оружием, огнем, ядом; уничтожение провианта, припасов, фуража; об устранении (врага) посредством тайных мер; о применении тайных шпионов; средства для уничтожения врага; применение средств обмана; противодействие вреду, наносимому своему войску.

Из вышеперечисленных глав можно представить, насколько детально были разработаны цели, ставившиеся перед шпионами. Эти задачи обусловливали и очень высокую степень подготовки исполнителей. Следовательно, существовали и определенные школы, которые использовали вышеописанную систему"йогу" и другие воинские техники для подготовки исполнителей к задачам, приведенным в Артхашастре.

Из вышесказанного явствует, что совершенство воинских систем Востока в основном зависит не от физического (телесного) совершенствования адепта, а от духовного развития, основанного на Древневедической традиции, совершенной по своей природе. "

4ведКоне

Литература:
1. Артхашастра или наука о политики. - Пер. с санскрита. Изд-во "Наука". - 1993. Школа буддизма йогачара открыто соединяет буддийскую доктрину с элементами йоги. Пер. с англ. - Изд-во "Миф". - 1993. систему сосредоточения.
2. Радхакришнан С. Индийская философия. - Т.2.
3. Жизнь Рамануджачарьи. - Сб. Сот. Наймишаранья Дас. - Изд-во "Каумара-пресс". - 1994.

T.Э.Адамович, руководитель Международной школы Вьет Во Дао "Тхиён Дыонг"

Боевые искусства планеты 1995, №7

https://foto-history.livejournal.com/17588737.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ведические тексты о формировании систем воинской подготовки | lj_foto_history - история в фотографиях | Лента друзей lj_foto_history / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»